Платон

135

(427, Афины или Эгина, — 347 до н. Э., Афины), др.-греч. Философ. Ученик Сократа. Ок. 387 в пригороде Афин основал филос. Школу — Академию, где помимо философии, включавшей диалектику, космологию, антропологию и этику, изучались набор матем. Дисциплин (арифметика, геометрия, стереометрия, астрономия) и риторика. Школа П. Представляла собой открытое объединение учеников и единомышленников вокруг схоларха. Ей предшествовали школы, организованные др. Учениками Сократа. Школа Евклида в Мегаре, Антисфена в Афинах, а также школа Исократа, к-рая преим. Ориентировалась на полит, красноречие и широкий круг гуманитарных дисциплин. В Академии принципиальное значение придавалось математике. Членами Академии были геометр и астроном Евдокс Книд-ский, астроном Гераклид Понтийский, геометр Менехм и др.

Как и школа Исократа, Академия представляла собой не только высш. Уч. Заведение, но и своего рода полит, клуб. П., подчёркнуто не принимавший участия в полит, жизни Афин, осн. Задачей своей филос. И пед. Деятельности считал создание проекта идеального гос-ва и воспитание философа, способного к гос. Деятельности. Пытаясь осуществить свой идеал, П. Дважды (366 и 361) совершил поездки ко двору сицилийского тирана Дионисия Младшего. Поездки закончились неудачей, но до последних дней жизни П. Продолжал разрабатывать план идеального законодательства.Корпус сочинений П. Включает в себя «Апологию Сократа», 34 диалога, 13 писем, а также 8 диалогов, принадлежность к-рых П. Отвергалась ещё антич. Авторами. Совр. Учёные оспаривают подлинность и ряда других сочинений П.

Вероятно (X. Теслеф), б. Ч. Признаваемых неподлинными диалогов были написаны в Академии учениками П. Ещё при его жизни. Подлинные сочинения П. Группируются вокруг двух его центр, диалогов «Государства» (ок 390—363) и «Законов» (ок 363—347) Создание «Государства» сопровождалось полемикой II и его школы с софистич теориями воспитания (диалоги «Горгий», «Прота-гор», «Эвтидем», «Хармид», «Гиппий Больший»), стремлением найти границы и методы воспитат деятельности («Ме-нон»), определить роль красноречия в воспитании философа («Федр») При создании «Законов» II окончательно формулирует порочность софистич воспитания («Софист»), уточняет набор наук и искусств, необходимых для воспитания философа («Филеб»)Исходный для II -педагога вопрос «Можно ли научить добродетели9» («Ме-нон», 70а) спровоцирован софистами, утверждавшими, что добродетели можно научить всякого так же, как грамоте, музыке и пр (софистич трактат 5 в «Двойные речи», 6) II выступает как против софистич «ремесленного» подхода к воспитанию, так и против тра-диц аристократич установки на врожденность добродетели («Протагор», 361b-d, «Менон», 99е—100с) Понимая под воспитанием «то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться и властвовать» («Законы», 643е), II твердо убежден, что правильно решить проблему воспитания можно только с установлением справедливого гос строя Поэтому наиб подробно и специально проблема воспитания рассматривается II в диалогах «Государство» и «Законы»Правильно устроенное гос-во, по П, состоит из 3 сословий ремесленников, стражей и правителей Это деление гос-ва на 3 сословия исходит из учения о 3-частном строении души, обладающей вожделеющим, пылким и разумным началом Принадлежность человека к сословию определяется тем, какое начало в нем доминирует, и в соответствии с этим же должно вестись его воспитание В идеальном гос-ве II осуществляется его основной пед принцип разные человеческие натуры должны получать разное воспитание Наиб подробно II говорит о воспитании стражей и философов, из числа к-рых избираются прави тели гос-ваФормирование ребенка начинается еще во чреве матери, к-рая во время беременности должна много двигаться и избегать как чрезмерных наслаждений, так и страданий («Законы», 789е) До 3 лет ребенка следует всячески оберегать, в частности ограждать от боли, чтобы его нрав был веселым и радостным (792b), до 6 лет нужно доставлять детям как можно больше удовольствий, но не баловать и при необходимости наказывать (79ие) Следить за воспитанием детей, по П, необходимо, «умело направляя удовольствия и страдания» (653е) Чтобы правильно сформировать отношение ребенка к богам и людям, надо правильно отбирать те мифы, к-рые обычно рассказывают детям кормилицы II рекомендует отбирать из эпич лит-ры и лирики только то, что будет способствовать формированию у детей благочестия Из разнообразных муз ладов следует использовать дорийский и фригийский, воспитывающие в человеке мужество и собранность, а изнеживающие и расслабляющие, как напр.

Ионийский, исключить Из муз инструментов II предпочитает «инструменты Аполлона» — лиру и кифару, а отвергает многострунные инструменты и флейту («Государство», ЗЗбе—412b) Обучение мусическим иск-вам, лежащее в основе первонач воспитания, должно сочетаться с занятиями гимнастикой, к-рые делятся на упражнения в пляске и борьбе и дают хороший результат только при употреблении скромной и простой пищи II считает возможным, чтобы наряду с мужчинами гимнастике, мусическим и воен иск-вам обучались и женщины (451с—457с)Благодаря правильному воспитанию и обучению, подчеркивает П, в человеке пробуждаются позитивные природные задатки (424а), поэтому воспитатели должны внимательно продумать нормы поведения своих питомцев научить их правильно относиться к старшим и родителям, продумать их одежду, прическу и пр (425а и следующие) Однако не мелочная регламентация сделает юношей и дев добродетельными, а умение направить их ум от преходящего и низменного к устойчивому и высокому Строгий отбор иск— в воспитывает душу, а ум формируется благодаря арифметике геометрии, астрономии, музыке (матем дисциплине, имеющей дело с муз гармонией) и диалектике (логике) (521d—535а, ср «Законы», 817а—822а)П советует внедрять знание не насильственно, а используя игру, в процессе к-рой можно лучше наблюдать природные наклонности каждого («Государство» 536d—537а, ср «Законы», 643b) Им устанавливается строгая возрастная градация воспитания По П, обучение грамоте в гос школе начинается в 10 лет, с 13 следует начинать обучение игре на кифаре («Законы», 809е—810а) Для юношей со ср способностями образование заканчивается в 17 или 18 лет, до 20 лет — всеобщая обязат воен служба С 20 до 30 лет более способные будут продолжать изучение наук на более высоком уровне, чтобы им стало ясно сродство всех наук между собою и с природой бытия С 30 до 35 лет самые способные, упорядоченные и стойкие натуры обучаются диалектике, позволяющей им подняться к созерцанию подлинного бытия, и после этого они в течение 15 лет должны заниматься делами гос-ва Из тех, кто безукоризненно выдержал и это испытание и не поддался соблазнам власти, а сохранил филос склад души, выбирают правителей, к-рые будут постоянно отбирать и воспитывать подобных им самим Отсутствие подобной системы правильного воспитания и образования уродует души людей и является причиной возникновения уродливых типов гос строя («Государство», 544а и следующие)Основу пед воззрений II составляет его твердая уверенность в бессмертии души и душепереселении, а также в том, что «душа не уносит с собой в Аид ничего, кроме воспитания и образа жизни» («Федон», 107d) С этим связан ряд предлагаемых II методов обучения, в частности обучение путем наводящих вопросов и т и повивальных бесед, цель к-рых — пробудить в душе ученика воспоминание о некогда виденном ею в потусторонней жизни, или, как сформулировал сам П, побудить его «найти знание в себе» («Менон», 85d), помочь душе способного юноши, беременной мыслью, породить плод подлинной мудрости («Теэтет», 150Ь- 151d) С этим же связано то исключит знание, к-рое II придает воспитанию и образованию только тот, кто должным образом воспитан и научен отличать добро от зла, может в последующем рождении выбрать правильный образ жизни («Государство», 618Ь- d) Для II воспитание и образование определяют не только правильную социальную организацию людей, но и дают человеку подлинную духовную свободу и возможность правильно ориентироваться в мире непреходящих духовных ценностейИст форма, в к-рой выразились пед воззрения П, в значит степени объясня ется современным ему состоянием общества — кризисом афинской демократии, к-рой II хотел противопоставить гос-во духовно собранных и морально ответственных за судьбы культуры стражей справедливости и правителей-философов II — родоначальник традиции европ утопии, в разные эпохи бывшей одной из форм выражения пед мысли (ср Т Мор, Т Кампанелла, Т Гоббс) Не меньшее значение для пед традиции имела Академия II — образец и прообраз многих уч заведений позднейшего времениЛит Новосадский H И, Пед идеалы Платона, «Варшавские университет ские изв », 1904, JM» 1, Асмус В Ф, Платон, M, 19752, S t e n z e l J, Platon der Erzieher Lpz, 1928, Hamb, [196l2], M o b e r l у W, Plato s conception of education and its meanmg for today L 1944, Livingstorte R Plato and modern education Camb 1944, J a e g e r W, Paideia Bd 2, B, 1944, B a r r o w R Plato and education, L, 1976, Thesleff H, Studies in Platonic chronology Hels, 1982 Ю А Шичалин.

Значения в других словарях
Платон

(Pláton) (428 или 427 до н. Э., Афины, — 348 или 347, там же), древнегреческий философ. Родился в семье, имевшей аристократическое происхождение. Около 407 познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. После смерти Сократа уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет. В 389 отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Афинах П. Основал собственную школу — Академию платоновскую (См. Академия Платоновская). В 367 и 361 вновь посетил Сицилию..

Платон

ПЛАТОН (в миру Петр Егорович Левшин) (1737-1812) - митрополит Московский (с 1775), известный своей просветительной деятельностью (катехизисы, проповеди, первый систематический курс русской церковной истории и др.).. ..

Платон

ПЛАТОН (Лёвшин) (1737-1812), митрополит Московский (с 1775), известный своей просветительской деятельностью (катехизисы, проповеди, первый систематический курс русской церковной истории и др.).Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Платон

ПЛАТОН(ок. 427-347 до н.э.), греческий философ и педагог. Родился в Афинах в 428 или 427 до н.э. И умер там же в возрасте 80 или 81 года. Его отец Аристон (умерший, когда Платон был еще ребенком) принадлежал к семье, которая играла видную роль в эпоху Перикла, а среди предков матери Периктионы был Дропид, родич и друг великого афинского законодателя Солона. После смерти Аристона Периктиона вышла замуж за своего дядю Пирилампа, близкого друга и сподвижника Перикла. Таким образом, Платон вырос в с..

Платон

(427—347 гг. До н.э.) афинский философ, ученик Сократа Покажи мне свою немногословность, а многословие покажешь в другой раз.Поступать несправедливо хуже, чем терпеть несправедливость.Я слышал от одного мудрого человека, что теперь мы мертвы и что тело — наша могила.(Единоличных правителей) власть толкает (…) на самые тяжкие и нечестивые проступки. (…) Худшие преступники выходят из числа сильных и могущественных.Трудно (…) и потому особенно похвально — прожить всю жизнь справедливо, обладая полн..

Платон

ПЛАТОН, настоящее имя - Аристокл ( AristoklhV) (427 - 347 до н. Э.) - древнегреческий философ и писатель, мастер философского диалога. В возрасте 20 лет стал учеником Сократа. После его казни путешествовал по Европе, где обучался у различных философов. По возвращению в Афины основывает философскую школу (Академию), которой посвящает всю оставшуюся жизнь. Среди его учеников самым знаменитым был Аристотель (см.). Платону приписывают несколько десятков произведений, из них подлинными считаются 28 д..

Платон

Платон, Platon, 427-347 гг. До н. Э., греческий философ. Родился в Афинах. Настоящее имя П. Было Аристокл. Прозвище Платон (Широкоплечий) было ему дано в молодости за мощное телосложение. Происходил из знатного рода и получил прекрасное образование. Возможно, слушал лекции гераклитика Кратила, знал популярные в Афинах сочинения Анаксагора, был слушателем Протагора и других софистов. В 407 г. Стал учеником Сократа, что определило всю его жизнь и творчество. Согласно легенде, после первого же разг..

Платон

(Platon) Афинский (428 (или 427) - 348 (или 327) до н. Э.) - др.-греч. Философ, основатель др.-греч. Философского идеализма. Ряд его произв. ("Государство", "Законы", "Тимей", "Пир", "Филеб" и др.) содержит исследования муз.-эстетич. И муз.-теоретич. Проблем. Сторонник древнего синкретизма иск-в. П. Выступал против их возрастающей дифференциации. Поэтому П. Отрицательно относился ко мн. Проявлениям современной ему муз. Практики. Инстр. Музыке как самостоятельному жанру, модернизации струн. Инстр..

Платон

Платон (430-348 гг. До нашей эры) - великий греческий философ, родоначальник идеалистического направления в философии. Родился в Афинах и принадлежал к богатому и знатному роду. Афинская аристократия переживала в то время состояние упадка, все больше оттесняемая от власти торговыми классами афинского общества, и это обстоятельство отразилось на миросозерцании философа. Согласно основному убеждению Платона, подлинное бытие принадлежит только идеям, т.-е. Постигаемым мыслью вечным и неизменным сущ..

Платон

(Plato) (приблизит. 427–347 до н.э.). ..

Платон

(423-347 гг. До н.э.). ..

Платон

(423-347 гг. До н.э.) - великий мыслитель античности, ученик Сократа. После смерти учителя уехал изАфин. Много путешествовал (по Египту, Южной Италии, побывал в Мегарах и Сицилии). П. Основал в Афинах в 387 г. До н.э. Академию, которая просуществовала до 529 г. Н.э. Главные произведения П. На государственно-правовую тематику. "Протагор", "Апология Сократа", "Критон". "Государство". "Политик", "Софист". "Парменид". "Законы".В диалоге "Государство" П. Дает свой проект идеального государства. Он ис..

Платон

(Plato, 427-347 до н. Э.) - древне-греч. Философ-идеалист, ученик Сократа. В учении о душе придерживался идеи бессмертия и переселения душ (см. Метемпсихоз). Для психологии особый интерес представляет разработка П. Проблем познания, в частности попытка объяснения существования в мышлении общих понятий, критика в этой связи античного материализма, который не мог объяснить специфику мышления по сравнению с чувственным познанием, а также разработка проблемы морально-этических норм в поведении людей..

Платон

(в миру Пётр Георгиевич Лёвшин) (1737, село Чарушниково Московской губернии — 1812, Вифания Дмитровского уезда Московской губернии), митрополит Московский. Из семьи причетника. Учился в Славяно-греко-латинской академии. В 1757 преподавал в ней пиитику и греческий язык. С 1758 учитель риторики в семинарии Троице-Сергиевой лавры. В 1759 рукоположен в иеромонахи, с 1761 ревизор семинарии, наместник лавры. Получил известность как проповедник. В 1763 назначен законоучителем к цесаревичу Павлу Петрови..

Платон

Платон (427-347 до н. Э.) Философ из Афин, ученик Сократа и учитель Аристотеля. До нас дошли почти все труды Платона, включающие в себя «Апологию Сократа», двадцать пять диалогов, в большей части которых участвует Сократ, и письма (не все из которых подлинные). «Апология Сократа» представляет собой попытку реабилитировать Сократа, казненного по обвинению в бесчестье. Ранние платоновские диалоги представляют Сократа, учившего, что Знание и Добродетель – это одно и то же. Действительно, чтобы прав..

Платон

(430-348 гг. До нашей эры) - великий греческий философ, родоначальник идеалистического направления в философии. Родился в Афинах и принадлежал к богатому и знатному роду. Афинская аристократия переживала в то время состояние упадка, все больше оттесняемая от власти торговыми классами афинского общества, и это обстоятельство отразилось на миросозерцании философа. Согласно основному убеждению Платона, подлинное бытие принадлежит только идеям, т. Е. Постигаемым мыслью вечным и неизменным сущностям...

Платон

(Пlaton) (428 или 427-348 или 347 до н. Э.) - др.-греч. Философ-идеалист. Ученик Сократа. Происходил из знатного афин. Рода Кодридов. После смерти Сократа уехал в Мегару. Имеются полулегендарные сведения о посещении им Кирены и Египта. И. Путешествовал по Юж. Италии и Сицилии, где общался с пифагорейцами. Вернувшись в Афины во 2-й пол. 90-х гг. 4 в. До н. Э., П. Основал школу - Академию, к-рая стала центром филос. Идеализма и борьбы с материализмом. Из соч. П. Дошли 23 подлинных диалога, речь "А..

Платон

ПЛАТОН. ..

Платон

ПЛАТОН (Plato) (428/427-348/347 до н.э.) -древнегреческий философ, классик философской традиции. Мыслитель мирового масштаба, к чьей оригинальной философской концепции генетически восходят многие направления классического философствования и европейский стиль мышления в целом. Осн. Соч. Текст речи "Апология Сократа", 25 достоверно идентифицированных диалогов, недиалогические "Законы", и 13 авторских писем. Наследие П. Классифицируется на работы. А) - раннего периода, (90-е 4 в. До н.э.), в рамках..

Платон

(ок. 427–347 до н.э.) – греческий философ и педагог. Родился в Афинах в 428 или 427 до н.э. И умер там же в возрасте 80 или 81 года. Его отец Аристон (умерший, когда Платон был еще ребенком) принадлежал к семье, которая играла видную роль в эпоху Перикла, а среди предков матери Периктионы был Дропид, родич и друг великого афинского законодателя Солона. Считается основателем философии. Древняя философия делится на два основных периода. До Сократа и после Сократа. Ученик Сократа Платон системат..

Платон

Порфирий( Федорович Рождественский) архиеп. (1866-1934), рус. Правосл. Церк. Деятель и богослов. Род. В Курской губ. В семье священника. Окончил Курскую ДС (1886) и в 1887 принял сан священника. В 1891 поступил в КДА, где на последнем курсе постригся в монахи. Был доцентом по кафедре нравств. Богословия, а затем инспектором академии. За работу "Древний Восток при свете Божественного Откровения" (К., 1898) П. Удостоился звания магистра богословия. В 1902 хиротонисан во еп. Чигиринского, викария К..

Платон

Посвященный в Мистерии и величайший греческий философ, труды которого известны во всем мире. Он был учеником Сократа и учителем Аристотеля. Жил за 400 лет до н.э.. ..

Письмо

Знаковая система фиксации речи с помощью графич. Элементов. Владение письменной речью в соответствии с нормами родного языка — составная часть общей культуры человека (см. В ст. Грамотность). Развитие умений и навыков П. Происходит в результате обучения грамоте. См. Также Речь.Нарушения П. — резкое затруднение в использовании графич. Формы речи. Встречается как у взрослых (распад уже имеющихся навыков письменной речи, чаще наблюдаемый при афазиях), так и у детей. У детей обычно обусловлены общим..

Пйтерс (Рeters) Ричард Стэнли

(р. 31.10.1919), англ, педагог, представитель аналитич. Направления в педагогике. Образование получил в Кембриджском и Лондонском (окончил в 1940) ун-тах. В 1962—82 проф. Философии образования в Ин-те педагогики Лондонского ун-та.Пед. Взгляды П. Основаны на принципах философии лингвистич. Анализа. Многие теоретич. Положения он развивает в полемике с педоцентристами. В центре внимания П. — выработка, уточнение и систематизация основополагающих понятий педагогики. Гл. Целью воспитания и обучения с..

Платонов Сергей Федорович

[16(28) 6 1860, Чернигов, — 10 1 1933, Самара], историк, педагог, акад АН СССР (акад Рос АН с 1920, ч -к Петерб АН с 1908) Окончил ист -филол ф-т Петерб ун-та (1882) В 1888—1927 преподавал рус историю там же, с 1899 проф Имел множество учеников, ставших крупными историками (A E Пресняков, H II Павлов-Сильванский, С. В. Рождественский, А. И. Заозерский и др.). В центре внимания П. — события 2-й пол. 16 — нач. 17 вв. Занимался также историей земских соборов, временем Петра I, колонизацией рус. Сев..

Платун-план

(от англ, platoon — взвод, отряд), форма организации уч. Занятий, при к-рой учащиеся не имеют постоянных классных помещений, а объединены в «бродячие классы». П.-п. Разработан У. Виртом, руководителем школ г. Гэри (США), в 1918 с целью более рационального распределения времени между занятиями, трудом и играми. Отсюда назв. Школ, работавших в системе П.-п., — «школы для занятий трудом, учением и играми». Расписание занятий и распределение учащихся по шк. Помещениям строились так, что в первую пол..

Дополнительный поиск Платон Платон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Платон" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Платон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 6 символа