Понятие

117

форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии. Мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам. П. Суть «. Не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей» (Энгельс Ф., см. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 550). П. Не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями. Так, П. «человек» отражает и существенно общее (то, что свойственно всем людям), и отличие любого человека от всего другого.

Различают П, в широком смысле и научные П. Первые формально выделяют общие (сходные) признаки предметов и явлений и закрепляют их в словах. Научные П. Отражают существенные и необходимые признаки, а слова и знаки (формулы), их выражающие, являются научными терминами. В П. Выделяют его содержание и объём. Совокупность обобщённых, отражённых, в П. Предметов называется объёмом П., а совокупность существенных признаков, по которым обобщаются и выделяются предметы в П., — его содержанием. Так, например, содержанием П. «параллелограмм» является геометрическая фигура, плоская, замкнутая, ограниченная четырьмя прямыми, имеющая взаимно параллельные стороны, а объёмом — множество всех возможных параллелограммов. Развитие П.

Предполагает изменение его объёма и содержания. Переход от чувственной ступени познания к логическому мышлению характеризуется прежде всего как переход от восприятий (См. Восприятие), представлений (См. Представление) к отражению в форме П. По своему происхождению П. Является результатом длительного процесса развития познания, концентрированным выражением исторически достигнутого знания. Образование П. — сложный диалектический процесс, который осуществляется с помощью таких методов, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, эксперимент и др. П. — это необразное, выраженное в слове отражение действительности. Оно обретает своё реальное мыслительно-речевое бытие лишь в развёртывании определений (См.

Определение), в суждениях (См. Суждение), в составе определённой теории (См. Теория). В П. Выделяется и фиксируется прежде всего общее, которое достигается за счёт отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Но оно не исключает Единичное и Особенное. На основе общего только и возможно выделение и познание особенного и единичного. Научное П. Является единством общего, особенного и единичного, т. Е. Конкретно-всеобщим (см. Всеобщее). При этом общее в П. Относится не просто к числу экземпляров данного класса, обладающих общими свойствами, не только к множеству однородных предметов и явлений, а к самой природе содержания П., выражающего нечто существенное в предмете. В подходе к П. В истории философии выявились две противоположные линии — материалистическая, считающая, что П.

Объективны по своему содержанию, и идеалистическая, согласно которой П. Есть спонтанно возникающая мысленная сущность, абсолютно независимая от объективной реальности. Например, для объективного идеалиста Г. Гегеля П. Первичны, а предметы, природа суть лишь бледные копии их. Феноменализм рассматривает П. Как последнюю реальность, не относящуюся к объективной действительности. Некоторые идеалисты рассматривают П. Как фикции, созидаемые «свободной игрой сил духа» (см. Фикционализм). Неопозитивисты, сводя П. К вспомогательным логико-языковым средствам, отрицают объективность их содержания. Диалектический материализм исходит из того, что П. Адекватно отражают действительность. «Человеческие понятия субъективны в своей абстрактности, оторванности, но объективны в целом, в процессе, в итоге, в тенденции, в источнике» (Ленин В.

И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 190). Будучи отражением объективной реальности, П. Столь же пластичны, как и сама действительность, обобщением которой они являются. Они «. Должны быть также обтесаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир» (там же, с. 131). Научные П. Не есть нечто законченное и завершенное. Напротив, оно заключает в себе возможность дальнейшего развития. Основное содержание П. Изменяется лишь на определённых этапах развития науки. Такие изменения П. Являются качественными и связаны с переходом от одного уровня знания к другому, к знанию более глубокой сущности мыслимых в П. Предметов и явлений. Движение действительности можно отразить только в диалектически развивающихся П.

А. Г. Спиркин. П. В формальной логике — элементарная единица мыслительной деятельности, обладающая известной целостностью и устойчивостью и взятая в отвлечении от словесного выражения этой деятельности. П. — это то, что выражается (или обозначается) любой значащей (самостоятельной) частью речи (кроме местоимений), а если перейти от масштабов языка в целом к «микроуровню», то — членом предложения. Для трактовки проблемы П. (в её формальнологическом аспекте) можно воспользоваться готовым арсеналом трёх областей современного знания. 1) общей алгебры (См. Алгебра), 2) логической семантики (См. Семантика), 3) математической логики (См. Логика). 1) Процесс образования П. Естественно описывается в терминах Гомоморфизма. Разбивая интересующее нас множество объектов на классы «эквивалентных» в каком-либо отношении элементов (т.

Е. Игнорируя все различия между элементами одного класса, не интересующие нас в данный момент), мы получаем новое множество, гомоморфное исходному (т. Н. Фактормножество), по выделенному нами отношению эквивалентности. Элементы этого нового множества (классы эквивалентности) можно мыслить теперь как единые, нерасчленяемые объекты, полученные в результате «склеивания» всех неразличимых в фиксированных нами отношениях исходных объектов в один «комок». Эти «комки» отождествленных между собой образов исходных объектов и есть то, что мы называем П., полученными в результате мысленной замены класса близких между собой представлений одним «родовым» П. 2) При рассмотрении семантического аспекта проблемы П. Необходимо различать П.

Как некоторый абстрактный объект и называющее его слово (являющееся вполне конкретным объектом), имя, термин. Объёмом П. Называется та самая совокупность «склеиваемых» в это П. Элементов, о которой сказано выше, а содержанием П. — перечень признаков (свойств), на основании которых производилось это «склеивание». Т. О., объём П. — это денотат (значение) обозначающего его имени, а содержание — концепт (смысл), который это имя выражает. Чем обширнее набор признаков, тем уже класс объектов, удовлетворяющих этим признакам, и наоборот, чем уже содержание П., тем шире его объём. Это очевидное обстоятельство часто именуют законом обратного отношения. 3) Формальнологическую проблематику, связанную с теорией П., можно изложить, опираясь на хорошо разработанный аппарат исчисления предикатов (см.

Логика предикатов). Семантика этого исчисления такова, что им легко описывается субъектно-предикатная структура суждений, рассматривавшихся в традиционной логике (субъект, т. Е. Подлежащее, — то, о чём говорится в предложении, выражающем данное суждение. Предикат, т. Е. Сказуемое, — то, что говорится о субъекте), при этом возможны далеко идущие, хотя и вполне естественные, обобщения. Прежде всего допускается (как и в обычной грамматике) более одного субъекта в предложении, причём (в отличие от грамматических канонов) роль субъектов играют не только подлежащие, но и дополнения — «объекты». В роли предикатов фигурируют не только собственно сказуемые (в т. Ч. Выраженные многоместными предикатами, описывающими отношения между несколькими субъектами), но и определения.

Обстоятельства и обстоятельственные обороты в зависимости от их грамматического строения всегда можно отнести к одной из этих двух групп (субъекты и предикаты), а пересмотр всего словарного запаса любого языка, «мобилизуемого» на выражение П., показывает, что он весь распределяется на эти две категории (количественные числительные, а также слова типа «всякий», «любой», «некоторый», «существует» и т.п., не попавшие в это распределение на два класса, играют в естественном языке роль Кванторов, позволяющих образовывать и отличать друг от друга общие, частные и единичные суждения). При этом субъекты (выражаемые посредством т. Н. Термов языков, основанных на исчислении предикатов) и предикаты выступают как имена П.

Вторые самым буквальным образом, а первые, будучи переменными, «пробегают» некоторые «предметные области», служащие объёмами П., и если они постоянные (константы (См. Константа)), то являются именами собственными, обозначающими конкретные предметы из этих предметных областей. Т. О., предикаты — это содержания П., а классы объектов, на которых эти предикаты истинны, — объёмы. Что касается термов, то они являются либо родовыми именами для произвольных «представителей» некоторых П., либо именами конкретных представителей. Иными словами, вся формальнологическая проблематика, связанная с теорией П., оказывается фрагментом исчисления предикатов. Так, закон обратного отношения оказывается перефразировкой тавтологии (тождественно-истинной формулы) логики высказываний А & В ⊃ ⌉ A (здесь & — знак конъюнкции, ⊃ — знак импликации) или её обобщения из логики предикатов ∀xC (x) ⊃ С (х)(∀ — квантор всеобщности).

Лит. Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961. Курсанов Г. А., Диалектический материализм о понятии, М., 1963. Арсеньев А. С., Библер В. С., Кедров Б. М., Анализ развивающегося понятия, М., 1967. Войшвилло Е. К., Понятие, М., 1967. Копнин П. В., Диалектика как логика и теория познания, М., 1973.

Значения в других словарях
Пончо

(исп. Poncho, заимствование из языка индейцев-арауканов) плащ из прямоугольного куска ткани с отверстием посередине для головы, традиционная одежда индейцев Южной и Центральной Америки. Индейцы Кечуа, Аймара и соседние с ними народы носят П., сделанные из двух прямоугольных полотнищ шерстяной полосатой ткани, которые посредине не сшивают, оставляя отверстие для головы. Плащи типа П. Из меха известны у даяков (См. Даяки) острова Калимантан, из тапы (материя из луба) — у полинезийцев (См. Полинези..

Поныри

посёлок городского типа, центр Поныровского района Курской области РСФСР. Ж.-д. Станция на линии Курск — Орёл, в 76 км к С. От Курска. Пенько- и маслозаводы, кирпичный завод. Инкубаторная станция. Историко-мемориальный музей Курской битвы 1943 (См. Курская битва 1943). ..

Понятовский

IПонято́вский (Poniatowski) Станислав Август (17.1.1732, Волчин, — 12.2.1798, Петербург), последний польский король (1764—95). В 1757—62 польско-саксонский посол в России. Избран королём при поддержке Екатерины II и прусского короля Фридриха П. В политике ориентировался на Россию. 25 ноября 1795 отрекся от престола. Последние годы жил в Петербурге. IIПонято́вский (Poniatowski) Юзеф (7.5.1763, Вена, — 19.10.1813, близ Лейпцига), князь, польский генерал, маршал Франции (1813). Племянник польского ..

Понятовский Станислав Август

Понятовский (Poniatowski) Станислав Август (17.1.1732, Волчин, ‒ 12.2.1798, Петербург), последний польский король (1764‒95). В 1757‒62 польско-саксонский посол в России. Избран королём при поддержке Екатерины II и прусского короля Фридриха П. В политике ориентировался на Россию. 25 ноября 1795 отрекся от престола. Последние годы жил в Петербурге.. ..

Понятие

ПОНЯТИЕ - 1) в философии - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.2) В логике - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.. ..

Понятие

ПОНЯТИЕ, 1) (философское) форма мышления, отражающая существенные свойства, связи, отношения предметов и явлений. Основная логическая функция> понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. 2) В логике - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.. ..

Понятие

Логический термин, обозначающий известную ступень в развитии интеллектуальной деятельности человека. Память воспроизводит представление объекта в том виде, в каком объект был воспринят сознанием. Рефлективная деятельность ума, разлагая объект на сумму его качеств и подмечая общие объектам качества, создает некоторое общее представление, которое обозначается словом. Номиналистическое направление в логике не отличает общего представления от П., заменяя главу о П. Главой об именах. Но если наше поз..

Понятие

Быть без понятия. Жарг. Мол. Не иметь ясного представления о чём-л. Вахитов 2003, 14.. ..

Понятие

Представление, идея.. ..

Понятие

1) в философии - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. 2) В логике - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.. ..

Понятие

Понятный, понять и пр. См. Понимать.. ..

Понятие

Ср.1) Логически оформленная мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности.2) Представление о чем-л., осведомленность в чем-л. Знание, понимание чего-л.3) а) разг. Мнение о ком-л., чем-л.б) Оценка кого-л., чего-л.4) перен. Разг.-сниж. Понимание, разум, рассудок.. ..

Понятие

-я, ср. 1. Логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений. Идея чего-н, П. Времени. П. Качества. Понятия науки. 2. Представление, сведения е чём-н. Иметь, получить п. О чём-н. 3. Обычно мн. Способ, уровень понимания чего-н. У детей свои понятия. * Понятия не имею (разг.) — не знаю, не имею представления о ком-чём-н. Когда уходит поезд. — Понятия не имею. С понятием кто (прост.) — об умном человеке. С понятием делается что (прост.) — делается что-н. Умно, разумно. Без понятия кто (..

Понятие

Понятия, ср. 1. Логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимносвязанных признаков (науч.). Определение понятия. Понятие квадрата. Понятие прибавочной стоимости. Содержание понятия. Противоречащие друг другу понятия. 2. Только ед. Представление о чем-н., осведомленность в чем-н. (разг.). Иметь понятия о чем-н. Не имею ни малейшего понятия об этом. - Когда он приезжает. - Понятия не имею. (совершенно не знаю. Фам.). У него очень смутное понятие о математике. || Умение разобр..

Понятие

(англ. Concept) - форма знания, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. П. Выступает и как форма отражения материального объекта, и как средство его мысленного воспроизведения, построения, т. Е. Как особое мыслительное действие. Первый момент представляет собой пассивную, созерцательную, зависимую от объективного содержания предпосылку деятельности. Вместе с тем существует внутренняя связь подлинного содержания П. Со способом его конструирования, идеализации..

Понятие

Одна из форм мышления, характеризующаяся высоким уровнем обобщения. П. Могут быть конкретными и абстрактными, наиболее абстрактные П. Обозначаются как категории. П. Выражается словами и только в этой форме существует.. ..

Понятие

ПОНЯТИЕ - форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств. Первые П. Относились к чувственно воспринимаемым предметам и имели наглядно-образный характер. С умножением потребностей человека и усложнением видов его деятельности появились более отвлеченные П., непосредственно не связанные с чувственным отражением, но, вместе с тем, являющиеся более близкими к реальности в смысле отражения ее сущности. Таковы, например, П. Молекулы, атома, электрона...

Понятие

- одна из логических форм мышления в противоположность суждению и умозаключению, которые состоят из понятий.. ..

Понятие

Общее имя с относительно ясным содержанием и сравнительно четко очерченным объемом. П. Являются, напр., "химический элемент", "закон", "сила тяготения", "астрономия", "поэзия" и т.п. Отчетливой границы между теми именами, которые можно назвать П., и теми, которые не относятся к ним, не существует. "Астрономия" уже с античности является достаточно оформившимся П., в то время как "сила тяготения" до И. Ньютона вряд ли могла быть отнесена к П.В истолковании содержания самого имени "П." единства мне..

Понятие

Форма научного и обыденного мышления. Результат обобщения свойств предметов нек-рого класса и мысленного выделения самого этого класса по определённой совокупности общих для предметов этого класса отличительных признаков. П. Закрепляется в слове. В П. Отражаются такие предметы и их свойства, к-рые невозможно представить в виде наглядного образа. Однако П. Невозможно без связи с образным строем мышления. В П. Различают содержание и объём. Содержание П. — это совокупность признаков, по к-рым предм..

Понятие

- общее имя, имеющее относительно ясное и устой­чивое содержание и сравнительно четко очерченный объем. П. Явля­ются, напр., «дом», «квадрат», «молекула», «кислород», «атом», «любовь», «бесконечный ряд» и т. П. Отчетливой границы между теми именами, которые можно назвать П., и теми, которые не относятся к П., не существует. «Атом» уже с античности является достаточно оформив­шимся П., в то время как «кислород» и «молекула» до XVIII в. Вряд ли могли быть отнесены к П. Имя «П.» широко используется..

Дополнительный поиск Понятие Понятие

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Понятие" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Понятие, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 7 символа