Проповедь
дидактическое произведение ораторского типа, содержащее этичные требования (обычно с религиозной окраской) и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований. П. Первоначально была вызвана к жизни великими духовными движениями 9—5 вв. До н. Э., прошедшими через культуры Европы и Азии (в Индии — буддизм и джайнизм, в Иране — зарождение зороастризма, в Израиле — выступление пророков, в Греции — орфики, ионийская философия и пифагореизм, в Китае — Конфуций и Лао-цзы), когда автоматизм родового сознания впервые ослабился настолько, что создалась возможность для теоретического осмысления жизненной позиции человека. Все эти движения создали свой тип П. [ср. Речи пророков (См. Пророки) в Ветхом завете и Заратуштры (См.
Заратуштра) в Авесте, буддийскую литературу (см. Буддизм), проповеднические интонации у Гераклита и Эмпедокла]. Христианство заимствует технику П. У позднеантичного морализма (Сенека, Эпиктет) и одновременно у восточной религиозной пропаганды (преимущественно иудаистской). В 4 в. Созревает жанр церковной П., окрашенный эллинистической традицией (характерно, что церковный обиход перенимает термин позднеантичной философии «гомилия», рус. — «гомилетика»). Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский — церковные ораторы античного склада. На грани 4 и 5 вв. Греческое церковное красноречие доводит до высшей точки Иоанн Златоуст (между 344 и 354—407), возродивший на новой основе демосфеновскую патетику. На Западе основы церковной П.
Закладывают под сильным влиянием Цицерона Амвросий Медиоланский (333 или 340—397) и Августин Блаженный (354—430. В 4-й книге его сочинения «О христианском учении» впервые сформулированы теоретические принципы христианской П.). В течение средневековья П. Остаётся одним из центральных жанров и играет роль эталона по отношению к др. Формам. Вся средневековая религиозная литература есть в той или иной мере П. Начиная с Бернара Клервоского (1090—1153) в западную П. Проникают мотивы интимного самоуглубления. Эта тенденция нарастает к 13 в., в эпоху Франциска Ассизского (умер 1226) и Антония Падуанского (умер 1231). Сильные стимулы для развития П. Дала Реформация. М. Лютер провозгласил П. Центром церковной жизни, поставив её выше литургии (См.
Литургия). В 17 в. Во Франции общий культурный подъём и нужды полемики с гугенотами и вольнодумцами порождают расцвет литературно-утончённой П., пользующейся стилистическими возможностями Барокко (Ж. Б. Боссюэ, Л. Бурдалу и др.). Древнерусская литература дала таких мастеров П., как митрополит Иларион, Кирилл Туровский и Серапион Владимирский, позже — митрополит Даниил. В русском церковном красноречии 18—19 вв. Осуществлялся синтез допетровских традиций с техникой барочной П. (Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Платон Левшин). Лит. Барсов Н. И., История первобытной христианской проповеди, СПБ, 1885. Его же, Очерки по истории христианской проповеди, в. 3 — Представители ораторско-практического типа проповеди в IV в. На Востоке, Хар., 1895.
Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, 2 изд., 1971. Norden Е., Agnostos theos. Untersuchungen zur Formengeschichte religiöser Rede, Lpz., 1929. С. С. Аверинцев. .
Дополнительный поиск Проповедь
На нашем сайте Вы найдете значение "Проповедь" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Проповедь, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 9 символа