Проповедь

78

дидактическое произведение ораторского типа, содержащее этичные требования (обычно с религиозной окраской) и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований. П. Первоначально была вызвана к жизни великими духовными движениями 9—5 вв. До н. Э., прошедшими через культуры Европы и Азии (в Индии — буддизм и джайнизм, в Иране — зарождение зороастризма, в Израиле — выступление пророков, в Греции — орфики, ионийская философия и пифагореизм, в Китае — Конфуций и Лао-цзы), когда автоматизм родового сознания впервые ослабился настолько, что создалась возможность для теоретического осмысления жизненной позиции человека. Все эти движения создали свой тип П. [ср. Речи пророков (См. Пророки) в Ветхом завете и Заратуштры (См.

Заратуштра) в Авесте, буддийскую литературу (см. Буддизм), проповеднические интонации у Гераклита и Эмпедокла]. Христианство заимствует технику П. У позднеантичного морализма (Сенека, Эпиктет) и одновременно у восточной религиозной пропаганды (преимущественно иудаистской). В 4 в. Созревает жанр церковной П., окрашенный эллинистической традицией (характерно, что церковный обиход перенимает термин позднеантичной философии «гомилия», рус. — «гомилетика»). Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский — церковные ораторы античного склада. На грани 4 и 5 вв. Греческое церковное красноречие доводит до высшей точки Иоанн Златоуст (между 344 и 354—407), возродивший на новой основе демосфеновскую патетику. На Западе основы церковной П.

Закладывают под сильным влиянием Цицерона Амвросий Медиоланский (333 или 340—397) и Августин Блаженный (354—430. В 4-й книге его сочинения «О христианском учении» впервые сформулированы теоретические принципы христианской П.). В течение средневековья П. Остаётся одним из центральных жанров и играет роль эталона по отношению к др. Формам. Вся средневековая религиозная литература есть в той или иной мере П. Начиная с Бернара Клервоского (1090—1153) в западную П. Проникают мотивы интимного самоуглубления. Эта тенденция нарастает к 13 в., в эпоху Франциска Ассизского (умер 1226) и Антония Падуанского (умер 1231). Сильные стимулы для развития П. Дала Реформация. М. Лютер провозгласил П. Центром церковной жизни, поставив её выше литургии (См.

Литургия). В 17 в. Во Франции общий культурный подъём и нужды полемики с гугенотами и вольнодумцами порождают расцвет литературно-утончённой П., пользующейся стилистическими возможностями Барокко (Ж. Б. Боссюэ, Л. Бурдалу и др.). Древнерусская литература дала таких мастеров П., как митрополит Иларион, Кирилл Туровский и Серапион Владимирский, позже — митрополит Даниил. В русском церковном красноречии 18—19 вв. Осуществлялся синтез допетровских традиций с техникой барочной П. (Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Платон Левшин). Лит. Барсов Н. И., История первобытной христианской проповеди, СПБ, 1885. Его же, Очерки по истории христианской проповеди, в. 3 — Представители ораторско-практического типа проповеди в IV в. На Востоке, Хар., 1895.

Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, 2 изд., 1971. Norden Е., Agnostos theos. Untersuchungen zur Formengeschichte religiöser Rede, Lpz., 1929. С. С. Аверинцев. .

Значения в других словарях
Пропитка древесины

введение в древесину химических веществ с целью улучшения её характеристик и придания новых свойств. П. Д. Достигается стабилизация размеров, повышается прочность, а также влаго-, водо- и химостойкость, снижается растрескиваемость и т.д. Наибольшее распространение получила П. Д. Антисептическими средствами (См. Антисептические средства) для защиты от гнили древесины (См. Гниль древесины) и др. Биологических форм разрушения и антипиренами (См. Антипирены), предохраняющими древесину от воспламене..

Проплиопитек

(Propliopithecus, от греч. Pro — перед, раньше и плиопитек (См. Плиопитеки)) ископаемая человекообразная обезьяна (См. Человекообразные обезьяны). Фрагмент нижней челюсти найден в окрестностях г. Эль-Файюм (к Ю. От Каира) в нижнеолигоценовых слоях вместе с нижней челюстью Парапитека. По строению коронок зубов П. Близок парапитеку. От П., очевидно, произошли плиопитеки. По мнению некоторых учёных, П., как и парапитек, — отдалённый общий предок человекообразных обезьян и человека. ..

Пропозициональная переменная

переменная для высказываний, переменная, область значений которой состоит из двух т. Н. Истинностных значений. «истина» и «ложь» (а отнюдь не из истинных и ложных высказываний, как даёт повод думать второй из приведённых терминов). Символы, употребляемые в качестве П. П., нужны, в частности, для описания исчисления высказываний и др. Систем математической логики. См. Переменная и лит. При этой статье.. ..

Прополис

(греч. Própolis) пчелиный клей, уза, клейкое смолистое вещество, вырабатываемое медоносными пчёлами. Пчёлы обмазывают П. Стенки улья и заделывают щели. П. Горький на вкус, имеет сиропообразную консистенцию, жёлтый или бурый цвет. При хранении густеет и затвердевает в хрупкую (как канифоль) массу тёмно-коричневого цвета. Плавится при температуре 80—104 °С, при 15 °С крошится. Растворяется в горячем метиловом и 70°-ном этиловом спиртах, петролейном эфире, нашатырном спирте, уксусной кислоте. Химич..

Проповедь

ПРОПОВЕДЬ - 1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни становлением мировых религий (9-5 вв. До н. Э.). Один из главных жанров средневековья (в древнерусской литературе - проповеди митрополита Илариона, Кирилла Туровского).2) Речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии.3) Активное распространение каких-либо идей и взглядов.. ..

Проповедь

ПРОПОВЕДЬ, 1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни духовными движениями 9 - 5 вв. До нашей эры в Европе и Азии. Один из главных жанров средневековья (в древнерусской литературе - проповедь Кирилла Туровского). 2) Религиозное поучение, произносимое священнослужителем в конце литургии.. ..

Проповедь

Речь на моральную или религиозную тему, адресованная церкви или религиозному собранию. Подобные наставления практиковались в еврейской синагоге, откуда проповедь была заимствована христианской церковью, и уже Юстин Мученик (ок. 150) описывает ее как неотъемлемую часть литургии. В раннехристианской церкви проповедь входила в обязанности епископа, и на пресвитера она была возложена лишь после того, как диоцезы разрослись и епископ был уже не в состоянии обращаться ко всей своей пастве. В Римско-ка..

Проповедь

Назидание, наставление, нотация, нравоучение, поучение. Урок, рацея, поученье, наставленье, хутба, речь, мораль. ..

Проповедь

1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни становлением мировых религий (9-5 вв. До н. Э.). Один из главных жанров средневековья (в древнерусской литературе - проповеди митрополита Илариона, Кирилла Туровского). 2) Речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии. 3) Активное распространение каких-либо идей и взглядов.. ..

Проповедь

Ж.1) а) Речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения.б) перен. Разг. Наставление, нравоучение.2) а) Распространение какого-л. Вероучения, идей, взглядов, связанных с той или иной религией.б) перен. Разг. Пропагандирование каких-л. Взглядов, чьих-л. Идей.3) Сочинение, заключающее в себе наставление, поучение как жанр древнерусской литературы.. ..

Проповедь

ПРО́ПОВЕДЬ -и. Ж.. ..

Проповедь

-и, ж. 1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в храме во время богослужения. Про-изнести п. 2. Перен., чего. Распространение каких-н. Идей, взглядов (книжн.). П. Свободы, равенства.. ..

Проповедь

Проповеди, мн. И, проповедей-проповедей, ж. 1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в церкви (церк.). Воскресная проповедь. || перен. Наставление, нравоучение (разг.). Кому вы вздумали читать такую проповедь. Некрасов. 2. Перен. Устное или письменное распространение какого-н. Учения, идей, взглядов, мнений. - Если в прежнее время мы пропагандировали общими истинами, то теперь мы пропагандируем работой. Это - тоже проповедь, но это проповедь действием. Ленин (1919 г.).. ..

Проповедь

ПРОПОВЕДЬ - церковный ораторский жанр, имеющий свою весьма разработанную теорию (так наз. Гомилетика), привлекаемый к историко-литературному изучению лишь в той мере, в какой он является в некоторые моменты своего исторического развития показательным для характеристики литературного стиля данной эпохи и в той или иной степени его определяющим. Так, П. Так наз. «отцов церкви» - Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Августина Блаженного, Амвросия, Григория Двоеслова и др. - дают ..

Проповедь

— дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного характера, а также речь, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии. В широком значении — синоним пропаганды. Активное распространение каких-либо идей или взглядов.. ..

Проповедь

1) речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии. 2) активное распространение каких-либо идей и взглядов. 3) произв. Ораторского типа, содержащее требование этического, в основном религиозного, характера.. ..

Проповедь

Церковное наставление, преподаваемое в храме за литургией, имеющее своей задачей поведать и разъяснить верующим учение Иисуса Христа.. ..

Дополнительный поиск Проповедь Проповедь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Проповедь" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Проповедь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 9 символа