Психологическая школа

79

в литературоведении, сложилась в Западной Европе и России в последнюю треть 19 в., отражая общий поворот социологии, философии и эстетики к психологизму. Пересматривая и развивая идеи культурно-исторической школы (См. Культурно-историческая школа) и особенно биографического метода (См. Биографический метод), она противопоставляла себя спекулятивной («общефилософской») эстетике (в т. Ч. Классической немецкой). Главным предметом изучения для П. Ш. Стала внутренняя, психологическая сторона творчества, и прежде всего — душевная жизнь автора, поскольку искусство, по словам одного из основоположников этой школы В. Вундта, «выражает все то, что человек носит в себе, как впечатления внешнего мира и как свои собственные душевные движения» («Основы искусства», СПБ, 1910, с.

7). Художник творит для себя. Воплощая в образы мучающие его мысли, чувства, настроения, он тем самым освобождается от них. Само произведение становится моделью души создателя. Все особенности произведения выводятся из своеобразия личности художника, а различия между произведениями объясняются различием переживаний и психологических типов (поэты выражения и поэты воплощения, художники-наблюдатели и художники-экспериментаторы). Историческое развитие искусства (литературы), его общественная обусловленность отодвигались на второй план. Сторонники П. Ш. Не признавали объективного характера художественного содержания. Оно всегда сиюминутный процесс, поскольку его порождает («вкладывает») сам читающий в зависимости от собственного, неповторимого опыта жизни.

«Заслуга же художника не в том minimum содержания, какое думалось ему при создании, а в известной гибкости образа, в силе внутренней формы возбуждать самое разнообразное содержание» (Потебня А. А., Мысль и язык, Харьков., 1892, с. 187). П. Ш. Представляли в Западной Европе труды литературоведов (С. Жирарден, Э. Эннекен, В. Вец), а также эстетиков и искусствоведов (В. Вундт, Э. Эльстер, Н. Фолькельт). На рубеже 19—20 вв. П. Ш. Уступает место школам интуитивизма и Психоанализа. В России первым идеи школы изложил А. А. Потебня («Мысль и язык», 1862). В дальнейшем она представлена в работах его учеников (Д. Н. Овсянико-Куликовский. А. Г. Горнфельд, Т. Райнов, М. С. Григорьев и др.) и в журнале «Вопросы философии и психологии» (1899—1918). Как целое перестала существовать в 20-е гг.

Осваивая наследие П. Ш. (особенно Потебни), марксистские исследователи критиковали её за абсолютизацию субъективной стороны творчества, утверждение безграничности истолкований художественной идеи и недооценку исторической динамики искусства. Лит. Овсянико-Куликовский Д. Н., Вопросы психологии творчества, СПБ, 1902. Müller-Freinfels R., Psychologie der Kunst, Bd 1-2, Lpz., 1922-23. В. В. Курилов.

Значения в других словарях
Психологии институт

Академии наук СССР. Организован в 1971 в Москве. Основные направления исследований. Комплексная разработка фундаментальных проблем общей психологии и теоретическх основ её прикладных разделов, перспективной программы её развития в стране. Социально-психологические аспекты организации и деятельности трудовых коллективов, психология личности. Психологические проблемы общественного труда, творческой деятельности людей, процессов управления. Изучение материальных основ психики. На институт возложен..

Психологическая теория цикла

буржуазная теория, пытающаяся объяснить смену фаз капиталистического цикла (См. Капиталистический цикл) субъективно-психологическими факторами. Широкое распространение П. Т. Ц. Получила с конца 19 в. Английский экономист У. Джевонс полагал, что циклические Экономические кризисы представляют собой явления чисто психологического характера. Развитие цикла определяется, по его мнению, сменой настроений уныния, оптимизма, ажиотажа, разочарования и паники. В начале 20 в. П. Т. Ц. Была детально разраб..

Психологическая школа права

одно из направлений буржуазной правовой науки, сложившееся на рубеже 20 в. Одновременно с появлением психологических направлений в социологии и др. Социальных науках. С точки зрения представителей П. Ш. П., причины, обусловливающие существование и действие права, коренятся не в социально-экономических и классово-политических условиях государственно-организованного общества, а в психологии личности или социальной группы. Право рассматривается ими как продукт различного рода психологических устан..

Психологические журналы

Периодические издания по проблемам психологии стали выходить в различных странах в последней четверти 19 в., отражая процесс становления психологии как самостоятельной науки. Среди первых П. Ж. Были. «Mind» (L., с 1876) в Великобритании, «Philosophische Studien» (Lpz., 1881—1903), «Zeitschrift für Psychologie und Physiologic der Sinnesorgane» (Hamb. — Lpz., 1890—1906) в Германии. В 20 в. В Германии выходили «Psychologische Studien» (Lpz., 1905—18), «Psychologische Forschung» (В., 1921—39). В Ро..

Психологическая Школа

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в литературоведении (эстетике) (1870-е гг. - нач. 20 в. В. Вундт - Э. Эннекен. В России - А. А. Потебня), исследовала. 1) психологию творчества, воспринимая душевный облик художника как определяющий источник и прообраз самого произведения;2) психологию художественного восприятия, акцентируя зависимость содержания произведения от воспринимающего субъекта.. ..

Дополнительный поиск Психологическая школа Психологическая школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Психологическая школа" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Психологическая школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 21 символа