Психологическая школа
в литературоведении, сложилась в Западной Европе и России в последнюю треть 19 в., отражая общий поворот социологии, философии и эстетики к психологизму. Пересматривая и развивая идеи культурно-исторической школы (См. Культурно-историческая школа) и особенно биографического метода (См. Биографический метод), она противопоставляла себя спекулятивной («общефилософской») эстетике (в т. Ч. Классической немецкой). Главным предметом изучения для П. Ш. Стала внутренняя, психологическая сторона творчества, и прежде всего — душевная жизнь автора, поскольку искусство, по словам одного из основоположников этой школы В. Вундта, «выражает все то, что человек носит в себе, как впечатления внешнего мира и как свои собственные душевные движения» («Основы искусства», СПБ, 1910, с.
7). Художник творит для себя. Воплощая в образы мучающие его мысли, чувства, настроения, он тем самым освобождается от них. Само произведение становится моделью души создателя. Все особенности произведения выводятся из своеобразия личности художника, а различия между произведениями объясняются различием переживаний и психологических типов (поэты выражения и поэты воплощения, художники-наблюдатели и художники-экспериментаторы). Историческое развитие искусства (литературы), его общественная обусловленность отодвигались на второй план. Сторонники П. Ш. Не признавали объективного характера художественного содержания. Оно всегда сиюминутный процесс, поскольку его порождает («вкладывает») сам читающий в зависимости от собственного, неповторимого опыта жизни.
«Заслуга же художника не в том minimum содержания, какое думалось ему при создании, а в известной гибкости образа, в силе внутренней формы возбуждать самое разнообразное содержание» (Потебня А. А., Мысль и язык, Харьков., 1892, с. 187). П. Ш. Представляли в Западной Европе труды литературоведов (С. Жирарден, Э. Эннекен, В. Вец), а также эстетиков и искусствоведов (В. Вундт, Э. Эльстер, Н. Фолькельт). На рубеже 19—20 вв. П. Ш. Уступает место школам интуитивизма и Психоанализа. В России первым идеи школы изложил А. А. Потебня («Мысль и язык», 1862). В дальнейшем она представлена в работах его учеников (Д. Н. Овсянико-Куликовский. А. Г. Горнфельд, Т. Райнов, М. С. Григорьев и др.) и в журнале «Вопросы философии и психологии» (1899—1918). Как целое перестала существовать в 20-е гг.
Осваивая наследие П. Ш. (особенно Потебни), марксистские исследователи критиковали её за абсолютизацию субъективной стороны творчества, утверждение безграничности истолкований художественной идеи и недооценку исторической динамики искусства. Лит. Овсянико-Куликовский Д. Н., Вопросы психологии творчества, СПБ, 1902. Müller-Freinfels R., Psychologie der Kunst, Bd 1-2, Lpz., 1922-23. В. В. Курилов.
Дополнительный поиск Психологическая школа
На нашем сайте Вы найдете значение "Психологическая школа" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Психологическая школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 21 символа