Свободное воспитание

119

концепция в буржуазной педагогике 2-й половины 19 — начала 20 вв., для которой характерны крайняя индивидуализация воспитания, категорическое отрицание воспитания и систематического обучения, основанных на подавлении личности ребёнка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. Идеал сторонников С. В. — не стесняемое никакими ограничениями развитие всех сил и способностей ребёнка. Идеи С. В. Неразрывно связаны с педагогическими взглядами Ж. Ж. Руссо. Одним из первых пропагандистов С. В. Была шведская писательница Э. Кей, которая в книге «Век ребёнка» (1900) выступила за предоставление детям права на свободное развитие, избавление их от гнёта взрослых, обучение только тому, что необходимо в повседневной жизни. Немецкие педагоги Г.

Шаррельман, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт и некоторые другие требовали предоставить учителю и учащимся права на свободное творчество и свободное выражение своей индивидуальности. По их мнению, не должно существовать никаких педагогических систем, поскольку они отучают учителя от творческой работы, превращают его в ремесленника. В конце 19 — начале 20 вв. Идеи С. В. Нашли отражение в педагогических взглядах и деятельности сторонников анархизма — П. А. Кропоткин, С. Фор и П. Робен (Франция) и др. Развивая мысль об интегральном (всестороннем, целостном) образовании, вооружающем молодое поколение знанием основ наук и трудовой подготовкой, Кропоткин ставил вопрос по С. В., которое превращает ребёнка в гармонически развитую личность, самостоятельно мыслящую, готовую к активной деятельности в обществе.

В отличие от нем. Педагогов-индивидуалистов, педагоги-анархисты ставили акцент на социально-трудовой аспект С. В., придавали особенно большое значение добровольному сотрудничеству детей, развитию у них стремления к взаимопомощи. К сторонникам С. В. Принадлежала М. Монтессори (Италия). Под влиянием идей С. В. В буржуазной педагогике конца 19 — начала 20 вв. Сложилась педоцентрическая концепция, сущность которой состоит в том, что за основу воспитания и обучения детей принимаются их спонтанные интересы и потребности. В практике работы начальной школы, где идеи педоцентризма получили наибольшее распространение, эта точка зрения находила выражение в недооценке организации систематического обучения, в увлечении различными видами детской самодеятельности.

В России идеи С. В. Развивал Д. И. Толстой, который в 1859 организовал школу, работавшую на основе принципов С. В. В период Революции 1905—07 в России и особенно после её подавления сторонниками С. В. Были С. Т. Шацкий. И. И. Горбунов-Посадов, А. У. Зеленко, Н. В. Чехов, К. Н. Вентцель. Сторонники С. В. Считали, что в основу практики школьного дела должны быть положены следующие принципы. Школы организуются при участии учащихся и их родителей. Учебные занятия строятся в зависимости от интересов детей и полностью индивидуализированы. Все отношения учителей и учащихся следует строить на взаимном доверии и симпатии. Учителям надо иметь полную свободу в выборе и применении методов и приёмов обучения. Эти идеи были частично реализованы в «Доме свободного ребёнка» (в виде самоуправляющейся общины детей 5—10 лет, родителей и учителей), открытом сторонниками Вентцеля в Москве в 1906 и просуществовавшем до 1909.

Идеи С. В. Находили отражение на страницах журнала «Свободное воспитание» (1907—18). Идеи С. В. В педагогике явились одной из форм выражения недовольства демократически настроенной мелкой буржуазии и части буржуазной интеллигенции существующим положением в обществе. Педагогам-анархистам С. В. Представлялось средством переустройства общества на новых началах, обеспечивающим всестороннее развитие духовных и физических сил детей, их творческую активность, учителям — свободу педагогического творчества и др. Отрицая идеи как авторитарного, так и С. В., марксистско-ленинская педагогика рассматривает воспитание как процесс целенаправленного и систематического формирования всесторонне развитой личности. Лит. Кей Э., Век ребёнка, 2 изд., [М.], 1910.

Вентцель К. Н., Теория свободного воспитания и идеальный детский сад, 4 изд., П. — М., 1923. Его же. Дом свободного ребенка, 3 изд., М., 1923. Руссо Ж. Ж., Эмиль, или О воспитании, СПБ, 1913. Шаррельман Г., В лаборатории народного учителя, 2 изд., П., 1921. Свободное трудовое воспитание. Сб. Статей. Под ред. Н. К. Лебедева, П. — М., 1921. Дьюи Д., Школа и ребёнок, 2 изд., М. — П., 1923. Толстой Л. Н., Пед. Соч., М. — Л., 1948. Крупская Н. К., К вопросу о свободной школе, Пед. Соч., т. 1, М., 1957. А. И. Пискунов.

Значения в других словарях
Свободная энергия

один из потенциалов термодинамических (См. Потенциалы термодинамические). То же, что изохорно-изотермический потенциал, или Гельмгольцева энергия. С. Э. Определяется как разность между внутренней энергией (См. Внутренняя энергия) термодинамической системы (U) и произведением её энтропии (См. Энтропия) (S) на температуру (Т). Величину ST, вычитаемую при нахождении С. Э. Из значения внутренней энергии, иногда называется связанной энергией.. ..

Свободного хода механизм

механизм, в котором передача вращения от ведущего звена к ведомому возможна лишь при определённом направлении их относительного вращения. Принцип действия С. Х. М. Аналогичен принципу действия обгонной муфты (См. Обгонная муфта), в качестве которой он часто используется. Лит. См. При ст. Муфта.. ..

Свободное время

часть внерабочего времени (См. Внерабочее время) (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. Границы С. В. Определяются на основе различения в составе общего времени жизнедеятельности людей собственно рабочего (включая дополнительный труд с целью заработка) и внерабочего времени и выделения в составе последнего различных элементов занятого (несвободного) времени. В жизни современного общества явление С. В. О..

Свободнопоршневой генератор газа

безвальный мотогенератор, агрегат, обеспечивающий газовую турбину рабочим телом необходимых параметров. Состоит из двигателя внутреннего сгорания (См. Двигатель внутреннего сгорания) со свободно движущимися поршнями и поршневого компрессора. Рабочее тело — горячая сжатая смесь продуктов сгорания топлива в двигателе и продувочного воздуха из Компрессора. Двигатель приводит компрессор в действие и является генератором газа. Компрессор подаёт сжатый воздух в цилиндры двигателя для их продувки и На..

Свободное Воспитание

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ - направление в педагогике 2-й пол. 19 - нач. 20 вв., отрицавшее целесообразность систематического и планомерно организованного воспитания и отстаивающее саморазвитие ребенка в ходе самостоятельных занятий. Исторически теории свободного воспитания восходят к идеям естественного воспитания Ж. Ж. Руссо. Опираясь на принцип педоцентризма, сторонники свободного воспитания (М. Монтессори, К. Н. Вентцель, Л. Н. Толстой и др.) выступали с критикой систем авторитарного воспитания, т..

Свободное Воспитание

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ>, направление в педагогике 2-й половины 19 - начала 20 вв., отрицавшее необходимость систематического воспитания и обучения детей и отстаивавшее ничем не ограниченное саморазвитие ребенка. Сторонники свободного воспитания - Э. Кей (Швеция>), Л. Гурлитт (Германия), М. Монтессори> (Италия), К. Н. Вентцель, Л.Н. Толстой>, С.Т. Шацкий> (Россия>) и др. - стремились разработать педагогические принципы, ориентированные на гуманизацию дошкольного и школьного образования.. ..

Свободное Воспитание

- направление в педагогике второй половины XIX—начала XX вв., отвергавшее право взрослых на систематическое планомерное организованное воспитание, образование и обучение ребенка в рамках обязательного учебного процесса и отстаивавшее его свободное саморазвитие в ходе самостоятельных занятий. Опиралось на идеи педоцентризма, сторонники которого выступили с критикой господствовавшей системы авторитарного воспитания.. ..

Дополнительный поиск Свободное воспитание Свободное воспитание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Свободное воспитание" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Свободное воспитание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 20 символа