Символ

129

(от греч. Sýmbolon — знак, опознавательная примета) 1) в науке (логике, математике и др.) — то же, что Знак. См. Также ст. «Иероглифов теория». 2) В искусстве — универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа (См. Художественный образ), с одной стороны, знака и аллегории (См. Аллегория) — с другой. В широком смысле можно сказать, что С. Есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделённый всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Всякий С. Есть образ (и всякий образ есть, хотя бы в некоторой мере, С.). Но категория С. Указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного.

Предметный образ и глубинный смысл выступают в структуре С. Как два полюса, немыслимые один без другого (ибо смысл теряет вне образа свою явленность, а образ вне смысла рассыпается на свои компоненты), но и разведённые между собой, так что в напряжении между ними и раскрывается С. Переходя в С., образ становится «прозрачным». Смысл «просвечивает» сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива. Принципиальное отличие С. От аллегории состоит в том, что смысл С. Нельзя дешифровать простым усилием рассудка, он неотделим от структуры образа, не существует в качестве некоей рациональной формулы, которую можно «вложить» в образ и затем извлечь из него. Здесь же приходится искать и специфику С.

По отношению к категории знака. Если для внехудожественной (например, научной) знаковой системы полисемия есть лишь помеха, вредящая рациональному функционированию знака, то С. Тем содержательнее, чем более он многозначен. Сама структура С. Направлена на то, чтобы дать через каждое частное явление целостный образ мира. Смысловая структура С. Многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего. Так, в символике дантовского «Рая» можно сделать акцент на мотиве преодоления человеческой разобщённости в личностно-надличном единстве (составленные из душ Орёл и Роза) и можно перенести этот акцент на идею миропорядка с его нерушимой закономерностью, подвижным равновесием и многообразным единством (любовь, движущая «Солнце и другие светила»).

Причём эти смыслы не только в равной мере присутствуют во внутренней структуре произведения, но и переливаются один в другой. Так, в образе космического равновесия можно, в свою очередь, увидеть только знак для нравственно-социальной, человеческой гармонии, но возможно поменять значащее и означаемое местами, так что мысль будет идти от человеческого ко вселенскому согласию. Смысл С. Объективно осуществляет себя не как наличность, но как динамическая тенденция. Он не дан, а задан. Этот смысл, строго говоря, нельзя разъяснить, сведя к однозначной логической формуле, а можно лишь пояснить, соотнеся его с дальнейшими символическими сцеплениями, которые подведут к большей рациональной ясности, но не достигнут чистых понятий.

Если мы скажем, что Беатриче у Данте есть С. Чистой женственности, а Гора Чистилища есть С. Духовного восхождения, то это будет справедливо. Однако оставшиеся в итоге «чистая женственность» и «духовное восхождение» — это снова С., хотя и более интеллектуализированные, более похожие на понятия. С этим постоянно приходится сталкиваться не только читательскому восприятию, но и научной интерпретации. Хотя С. Столь же древен, как человеческое сознание, его философско-эстетичексое осмысление — сравнительно поздний плод культурного развития. Мифологическое миропонимание предполагает нерасчленённое тождество символической формы и её смысла, исключающее всякую рефлексию над С. Новая ситуация возникает в античной культуре после опытов Платона по конструированию вторичной, т.

Е. «символической» в собственном смысле философской мифологии. Платону важно было отграничить С. Прежде всего от дофилософского мифа. Эллинистическое мышление постоянно смешивает С. С аллегорией. Существенный шаг к отличению С. От рассудочных форм осуществляется в идеалистической диалектике Неоплатонизма. Плотин противопоставляет знаковой системе алфавита символику египетского иероглифа, предлагающего нашему «узрению» (интуиции) целостный и неразложимый образ. Прокл возражает на платоновскую критику традиционного мифа указанием на несводимость смысла мифологических С. К логической или моралистической формуле. Неоплатоническая теория С. Переходит в христианство благодаря Ареопагитикам (См. Ареопагитики), описывающим всё зримое как С.

Незримой, сокровенной и неопределимой сущности бога, причём низшие ступени мировой иерархии символически воссоздают образ верхних, делая для человеческого ума возможным восхождение по смысловой лестнице. В средние века этот символизм сосуществовал с дидактическим аллегоризмом. Ренессанс обострил интуитивное восприятие С. В его незамкнутой многозначности, но не создал новой теории С., а оживление вкуса к учёной книжной аллегории было подхвачено Барокко и Классицизмом. Только эстетическая теория нем. Романтизма сознательно противопоставила классицистической аллегории С. И миф как органическое тождество идеи и образа (Ф. В. Шеллинг). Для А. В. Шлегеля (См. Шлегель) поэтическое творчество есть «вечное символизирование». Немецкие романтики опирались в осмыслении С.

На зрелого И. В. Гёте, который понимал все формы природного и человеческого творчества как значащие и говорящие С. Живого вечного становления. В отличие от романтиков, Гёте связывает неуловимость и нерасчленимость С. Не с мистической потусторонностью, но с жизненной органичностью выражающихся через С. Начал. Гегель, выступая против романтиков, подчеркнул в структуре С. Более рационалистическую, знаковую сторону («символ есть прежде всего некоторый знак»), основанную на «условности». Научная работа над понятием С. Во 2-й половины 19 в. В большой степени исходит из Гегеля (И. Фолькельт, Ф. Т. Фишер), однако романтическая традиция продолжала жить, в частности, в изучении мифа у И. Я. Бахофена. В эстетическую сферу она возвращается к концу века благодаря литературной теории Символизма.

В 20 в. Неокантианец Э. Кассирер сделал понятие С. Предельно широким понятием человеческого мира. Человек есть «животное символическое». Язык, миф, религия, искусство и наука суть «символические формы», посредством которых человек упорядочивает окружающий его хаос. Психоаналитик К. Г. Юнг, отвергший предложенное З. Фрейдом отождествление С. С психо-патологическим симптомом и продолживший романтическую традицию, истолковал всё богатство человеческой символики как выражение устойчивых фигур бессознательного (См. Бессознательное) (т. Н. Архетипов), в своей последней сущности неразложимых. Опасной возможностью юнговской символологии является полное размывание границ между С. И мифом и превращение С. В лишённую твёрдого смыслового устоя стихию.

В иррационалистической философии М. Хайдеггера вообще исчезает проблема аналитической интерпретации символики поэзии во имя «чистого присутствия стихотворения». Марксистско-ленинская эстетика подходит к анализу проблем С. И аллегории как частных разновидностей художественного образа, исходя из учения об искусстве как специфической форме отражения действительности. См. Художественный образ. Лит. Губер А., Структура поэтического символа, в кн. Труды ГАХН. Филос. Отд., в. 1, М., 1927. Лосев А. Ф., Диалектика художественной формы, М., 1927. Его же, Философия имени, М., 1927. Bachelard G., La poétique de l'espace, P., 1957. Burke К., Language as symbolic action, Berk. — Los. Ang., 1966. Cassirer Е., Philosophic der symbolischen Formen, Bd 1—3, В., 1923—31.

Frenzel E., Stoff-, Motiv- und Symbolforschung, 2 Aufl., Stuttg., 1966. Levin H., Symbolism and fiction, Charlottesville, 1956. «Symbolon». Jahrbuch für Symbolforschung, hrsg. Von J. Schwabe, Bd 1—4, Basel — Stuttg., 1960—64. С. С. Аверинцев..

Значения в других словарях
Симбирцев

Василий Николаевич [р. 1(14).1.1901, Петербург], советский архитектор, народный архитектор СССР (1975). Член КПСС с 1961. Окончил московский Вхутеин (1928). Член ВОПРА (1929—32). Преподавал в Волгоградском институте инженеров городского хозяйства (1955—59). Наиболее значительной работой С. Является участие в восстановлении и строительстве Волгограда (главный архитектор в 1944—59), проектировании отдельных его районов и сооружений, в том числе Аллеи героев и площади Павших борцов, обл. Партшколы..

Симбирцев Василий Николаевич

Симбирцев Василий Николаевич [р. 1(14).1.1901, Петербург], советский архитектор, народный архитектор СССР (1975). Член КПСС с 1961. Окончил московский Вхутеин (1928). Член ВОПРА. ..

Символ веры

(«Си́мвол ве́ры») краткое изложение христианских догматов, безусловное признание которых церковь предписывает каждому христианину. Согласно церковной традиции, «С. В.» составлен апостолами (См. Апостолы), на самом деле «С. В.» — более позднего происхождения. Он был сформулирован на Никейском вселенском соборе (См. Вселенские соборы) 325 и переработан между 362 и 374 (т. Н. Никео-константинопольский «С. В.»). Отдельные христианские течения (монофиситы, несториане и др.) выдвигали свои «С. В.». К ..

Символизм

(франц. Symbolisme, от греч. Sýmbolon — знак, символ) европейское литературно-художественное направление конца 19 — начала 20 вв. Оформилось в связи с общим кризисом буржуазной гуманитарной культуры, а также в связи с позитивистской компрометацией реалистических принципов художественного образа у парнасцев (см. «Парнас»), натуралистов и в беллетристическом романе 2-й половины 19 в. Основы эстетики С. Сложились в период конца 60-х — 70-е гг. В творчестве французских поэтов П. Верлена, Лотреамона,..

Символ

СИМВОЛ (от греч. Symbolon - знак - опознавательная примета),1) в науке (логике, математике и др.) то же, что знак.2) В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания (ср. Аллегория).. ..

Символ

СИМВОЛ (от греческого symbolon - знак, опознавательная примета), 1) в науке (логике, математике и др.) то же, что знак. 2) В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл> символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.. ..

Символ

(греч. Symbolon - знак). 1) фигура или образ для вещественного обозначения какого-нибудь чисто нравственного предмета, напр. Треугольник символ Св. Троицы, лев - символ храбрости. 2) формула, заключающая в себе главные основы веры. Символ веры. 3) у греков. Знак, который представлял залог какого-нибудь договора или обязательства.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч. Symbolon. Преобразование. Изображение отвлеченного понятия предметом.(И..

Символ

См. Знак.... ..

Символ

(иноск.) - условный знакСимволическое (иноск.) - изображенное знакамиСимволизм.Ср. Держава - символ власти.Ср. Кольцо было сделано довольно затейно и идейно - с символизмом.Лесков. Александрит. 3.Ср. (Мы) действительно совершаем некоторые символические церемонии при приемах (в разные степени).Писемский. Масоны. 5, 6.Символ - в прямом смысле - сущность, суть в сокращенном видеСр. ΣПЌОјОІОїО»ОїОЅ (σПЌОЅ, с - ОІО¬О»О»ОµО№ОЅ, бросать, - соображать, прикинуть умом) - символ, признак, знак.. ..

Символ

М. Греч. Сокращенье, перечень, полная картина, сущность в немногих словах или знаках. Символ веры, исповеданье всей сущности или основ ее, в перечне. | Изображенье картинное, и вообще чертами, резами, знаками, с переносным, символическнм, иносказательным значеньем. Держава символ власти. Весы символ правосудия. Кулак символ самовластия. Треугольник символ св. Троицы.. ..

Символ

М.1) То, что служит условным обозначением какого-л. Понятия, идеи.2) Художественный образ, условно передающий какую-л. Мысль, идею, переживание.3) Условное обозначение какой-л. Величины, какого-л. Понятия, принятое той или иной наукой.. ..

Символ

СИ́МВОЛ -а. М.. ..

Символ

-а, м. 1. То, что служит условным знаком какого-н. Понятия, явления, идеи. Голубь — с. Мира. Якорь — с. Надежды. Этот подарок — с. Верности. 2. Принятое в науке условное обозначение какой-н. Единицы, величины. * Символ веры — 1) краткое изложение основных догматов христианства в православии, кратко сформулированных в тексте, начинающемся словами “Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя...”. 2) то же, что кредо. Символы государства — государственный герб, флаг, гимн. II прил. Символический, -ая,..

Символ

(символ устар.), символа, м. (греч. Symbolon - знак, первонач. Условный опознавательный знак для членов какой-н. Организации, тайного общества). Предмет или действие, служащее условным знаком чего-н., выражающее, означающее какое-н. Понятие, идею. Все грани в природе условны, относительны, подвижны, выражают приближение нашего ума к познанию материи, - но это нисколько не доказывает, чтобы природа, материя сама была символом, условным знаком, т. Е. Продуктом нашего ума. Ленин. Круг - символ вечн..

Символ

Заимствование из греческого, где существительное symbolon ("знак") образовано от глагола syraballein – "соединять".. ..

Символ

Заимств. В начале XVIII в. Из греч. Яз., где symbolon «знак, примета» — от symballein «встречаться». Символ исходно — «знак, метка» (удостоверяющие личность при деловой встрече).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Символ

Греческое – «символ, знак, примета».. ..

Символ

Си́мвол род. П. -а, стар. Симво́л "сокращение, сокр. Изложение. Вещественное изображение ч.-л. Отвлеченного", сербск.-цслав. Симъволъ σύμβολον. Из греч. Σύμβολον "знак".Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Символ

- (от греч. Symbolon - знак, опознавательная примета) - универсальная эстетическая категория, особый художественный образ-знак. В отличие от знака-символа, содержащего недвусмысленное, практическое значение (например, в математике), метафоры (см. Метафора) и аллегории (см. Аллегория), С. Имеет не одно или несколько, а неисчерпаемое множество значений и обладает необыкновенной смысловой емкостью. С. Известен с древнейших времен (древние мифологические образы-С. У разных народов, архетипы, христиа..

Символ

(Symbol) - наилучшее из возможных выражение или изображение чего-либо неизвестного. Понятие символа следует отличать от понятия знака."Каждый психический продукт, поскольку он является в данный момент наилучшим выражением для еще неизвестного или сравнительно известного факта, может быть воспринят как символ, поскольку есть склонность принять, что это выражение стремится обозначить и то, что мы лишь предчувствуем, но чего мы ясно еще не знаем. Поскольку всякая научная теория заключает в себ..

Символ

(Symbol) — наилучшее из возможных выражение или изображение чего-либо неизвестного. Понятие символа следует отличать от понятия знака. «Каждый психический продукт, поскольку он является в данный момент наилучшим выражением для еще неизвестного. ..

Символ

(от греч. Symbolon. ..

Символ

Предмет, изображение, явление, служащие условным обозначением какого либо образа, понятия, идеи.. ..

Символ

СИМВОЛ (греч. Symbolon - знак, опознавательная примета. Symballo - соединяю, сталкиваю, сравниваю) - в широком смысле понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, чувственных образов выражать идеальные содержания, отличные от их непосредственного чувственно-телесного бытия. С. Имеет знаковую природу, и ему присущи все свойства знака. Однако, если, вслед за Гадамером, сущностью знака признать чистое указание, то сущность С. Оказывается большей, чем указание на то, что не есть он ..

Символ

(от греч. Symbolon - знак, опознавательная примета) - идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание. С. Стоит между (чистым) знаком, у которого собственное содержание ничтожно, и моделью, имеющей прямое сходство с моделируемым объектом, что позволяет модели замещать последний в процессе исследования.С. Используется человеком в своей деятельности и имеет в силу этого определенную цель. Он всегда слу..

Символ

ВЕРЫ - краткое догматическое изложение основы христианского вероучения. Составлен Первым Вселенским собором (г. Никея, Малая Азия) в 325 году. В 381 году расширен и дополнен Вторым Вселенским собором (Константинополь). По названиям мест, где проходили соборы, получил название Никео-Константинопольского или Никео-Царьградского символа. Веры входит в состав многих богослужений.. ..

Символ

(от греч. Symbolon — знак, опознавательная приме­та) - идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой фор­ме некоторое иное содержание. С. Стоит между (чистым) знаком, у которого собственное содержание ничтожно, и моделью, имеющей прямое сходство с моделируемым объектом, что позволяет модели замещать последний в процессе исследования. С. Используется человеком в некоторых видах деятельности и имеет в силу этого определенную цель. ..

Дополнительный поиск Символ Символ

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Символ" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Символ, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 6 символа