Символ

143

(от греч. Symbolon - знак, опознавательная примета) - идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание. С. Стоит между (чистым) знаком, у которого собственное содержание ничтожно, и моделью, имеющей прямое сходство с моделируемым объектом, что позволяет модели замещать последний в процессе исследования.С. Используется человеком в своей деятельности и имеет в силу этого определенную цель. Он всегда служит обнаружению чего-то неявного, не лежащего на поверхности, непредсказуемого. Если цель отсутствует, то нет и С. Как элемента социальной жизни, а есть то, что обычно называется знаком и служит для простого обозначения объекта.Роль С.

В человеческой практике и познании мира невозможно переоценить. Э. Кассирер даже определял человека как "символизирующее существо". И это определение вполне приемлемо, если символизация понимается как специфическая и неотъемлемая характеристика деятельности индивидов и социальных групп и если описательная функция С. Не оказывается, как это случилось у Кассирера, второстепенной и даже производной от др. Функций С.Три примера С. 1. В "Божественной комедии" Данте. Беатриче - не только действующее лицо, но и С. Чистой женственности. Однако "чистая женственность" - это опять-таки С. Хотя и более интеллектуализированный. Смысл последнего будет более понятен, если вспомнить, что Данте находит возможным уподобить Беатриче теологии.

По средневековым представлениям теология является вершиной человеческой мудрости, но одновременно это и размышление о том, подлинное знание чего в принципе недоступно человеку.Разъяснение смысла С. Неизбежно ведет к новым С. Которые не только не способны исчерпать всю его глубину, но и сами требуют разъяснения.2. Бесконечное прибавление по единице в ряду натуральных чисел используется Гегелем не столько в качестве примера, сколько в качестве С. Того, что он называет "дурной бесконечностью". Смысл С. - и в данном примере, и обычно - носит динамический, становящийся характер и может быть уподоблен тому, что в математике именуется "потенциальной бесконечностью" и противопоставляется "актуальной", завершенной бесконечности.

Вместе с тем С. Является с т.зр. Его смысла чем-то цельным и замкнутым.3. Более сложным примером социального С. Может служить дерево мудьи, или молочное дерево, - центральный символ ритуала совершеннолетия девочек у народности ндембу в Замбии. Это дерево олицетворяет женственность, материнство, связь матери с ребенком, девочку-неофита, процесс постижения "женской мудрости" и т.п. Одновременно оно представляет грудное молоко, материнскую грудь, гибкость тела и ума неофита и т.п.Множество значений последнего С. Отчетливо распадается на два полюса, один из которых можно назвать описательно-прескриптивным, а др. - эмоциональным. Взаимосвязь аспектов каждого из полюсов не является постоянной. В разных ситуациях один из аспектов становится доминирующим, а остальные отходят на задний план.У С.

Всегда имеется целое семейство значений. Они связываются в единство посредством аналогии или ассоциации, которые могут опираться как на реальный, так и на вымышленный мир. С. Конденсирует множество идей, действий, отношений между вещами и т.д. Он является свернутой формой высказывания или даже целого рассказа. Он всегда не только многозначен, но и неопределенен. Его значения чаще всего разнородны. Образы и понятия, конкретное и абстрактное, познание и эмоции, сенсорное и нормативное. С. Может представлять разнородные и даже противоположные темы. Нередко даже контекст, в котором он фигурирует, оказывается неадекватным в качестве средства ограничения его многозначности. Единство значений С. Никогда не является чисто познавательным, во многом оно основывается на интуиции и чувстве.С.

Как универсальная (эстетическая) категория раскрывается через сопоставление его с категориями художественного образа, с одной стороны, знака и аллегории - с др. Наличие у С. Внешнего и внутреннего содержания сближает его с софизмом, антиномией, притчей как особыми формами первоначальной, неявной постановки проблемы.С. Является, далее, подвижной системой взаимосвязанных функций. В познавательных целях он используется для классификации вещей, для различения того, что представляется смешавшимся и неясным. В эмотивной функции С. Выражает состояние души того, кто его использует. В оректической функции С. Служит для возбуждения определенных желаний и чувств. При использовании С. С магической целью он должен, как предполагается, привести в действие определенные силы, нарушая тем самым привычный, считаемый естественным ход вещей.

Эти функции С. Выступают обычно вместе, во взаимопереплетении и дополнении. Но в каждом конкретном случае доминирует одна из них, что позволяет говорить о познавательных С. Магических С. И т.д.Всякое познание всегда символично. Это относится и к научному познанию. С. Используемые для целей познания, имеют, однако, целый ряд особенностей. Прежде всего, у этих С. Явно доминирует познавательный аспект и уходит в глубокую тень возбуждающий момент. Смыслы, стоящие за познавательным С. Являются довольно ясными, во всяком случае они заметно яснее, чем у С. Др. Типов. Из серии смыслов познавательного С. Лишь один оказывается уместным в момент предъявления С. Это придает такому С. Аналитическую силу, благодаря чему он служит хорошим средством предварительной ориентировки и классификации.

Для познавательных С. Особенно важна та символическая конфигурация, в которой они выступают. Она выделяет из многих смыслов С. Его первоплановый смысл. Употребление познавательного С. Не требует, чтобы использующий выражал с его помощью какие-то особые и тем более чрезвычайные эмоции или чувства. Напротив, это употребление предполагает определенную рассудительность как со стороны того, к кому обращен С. Так и со стороны того, кто его употребляет. Последний должен снять по возможности субъективный момент. Объективируя С. Он позволяет ему говорить от себя. Относительно ясны не только смыслы познавательного С. Но и их связи между собой, а также связь смыслов с тем контекстом, в котором используется С. Конфигурации смыслов С.

Почти всегда удается поставить в соответствие определенную конфигурацию элементов самого контекста.В познании С. Играют особенно важную и заметную роль в периоды формирования научных теорий и их кризиса, когда нет еще твердой в ядре и ясной в деталях программы исследований или она начала уже разлагаться и терять определенность. По мере уточнения, конкретизации и стабилизации теории роль С. В ней резко падает. Они постепенно "окостеневают" и превращаются в "знаки". В дальнейшем, в условиях кризиса и разложения теории, многие ее знаки снова обретают характер С. Они становятся многозначными, начинают вызывать споры, выражают и возбуждают определенные душевные состояния, побуждают к деятельности, направленной на трансформацию мира, задаваемого теорией, на нарушение привычных, "естественных" связей его объектов.Так, выражение "-1 под корнем" было С.

До тех пор, пока не была разработана теория мнимых и комплексных чисел. Введенное Лейбницем выражение для обозначения производных "(dх / dу)" оставалось С. До 19 в., когда О. Коши и Б. Больцано нашли подходящую интерпретацию для этого С. Т.е. Был однозначно определен его смысл. Кризис теории и появление в ней парадоксов - характерный признак того, что центральные ее понятия превратились в многозначные и многофункциональные С.Стили мышления индивидуалистического общества и коллективистического общества существенным образом различаются характером и интенсивностью использования С. Коллективистическое мышление (архаическое, средневековое, тоталитарное) истолковывает природу и общество как С. Идеального, умопостигаемого мира (Бог, коммунизм и т.п.).

Каждая вещь оказывается интересной не столько сама по себе, сколько в качестве С. Чего-то иного. Коллективистический символизм отдает приоритет умозрительному миру над предметным, но одновременно стремится сблизить и связать эти миры и систематически "затирает" с этой целью различие между С. И символизируемой вещью, намечает массу переходов между ними. Иногда отношение символизации оказывается даже обернутым, и символизируемая вещь становится С. Своего С. Основная особенность коллективистического символизма состоит, однако, не в самом по себе обилии С. А в уверенности в их объективной данности, а также в том, что С. Не просто представляет символизируемую вещь, но подчиняет ее себе и управляет ею. Символизируемая вещь всегда оказывается С.

Вещей более высокого порядка, символизация постоянно переплетается с иерархизацией, поддерживая и укрепляя ее. У коллективистического теоретического С. Как правило, ярче всего выражена познавательная, классифицирующая и систематизирующая сторона. Но он выполняет также и оректическую, и эмотивную, и магическую функции. "В Средние века люди не только говорили символами, но и иной речи, кроме символической, не понимали" (П.М. Бицилли). Это во многом верно и в отношении коллективизма индустриального общества.Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1927. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. Аверинцев С.С. Символ // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры.

СПб., 1995. Ивин А.А. Введение в философию истории. М., 1997. Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen. Berlin, 1923-1929. Bd 1-3. A.A. Ивин.

Значения в других словарях
Символ

(от греч. Sýmbolon — знак, опознавательная примета) 1) в науке (логике, математике и др.) — то же, что Знак. См. Также ст. «Иероглифов теория». 2) В искусстве — универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа (См. Художественный образ), с одной стороны, знака и аллегории (См. Аллегория) — с другой. В широком смысле можно сказать, что С. Есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделённый всей органи..

Символ

СИМВОЛ (от греч. Symbolon - знак - опознавательная примета),1) в науке (логике, математике и др.) то же, что знак.2) В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания (ср. Аллегория).. ..

Символ

СИМВОЛ (от греческого symbolon - знак, опознавательная примета), 1) в науке (логике, математике и др.) то же, что знак. 2) В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл> символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.. ..

Символ

(греч. Symbolon - знак). 1) фигура или образ для вещественного обозначения какого-нибудь чисто нравственного предмета, напр. Треугольник символ Св. Троицы, лев - символ храбрости. 2) формула, заключающая в себе главные основы веры. Символ веры. 3) у греков. Знак, который представлял залог какого-нибудь договора или обязательства.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч. Symbolon. Преобразование. Изображение отвлеченного понятия предметом.(И..

Символ

См. Знак.... ..

Символ

(иноск.) - условный знакСимволическое (иноск.) - изображенное знакамиСимволизм.Ср. Держава - символ власти.Ср. Кольцо было сделано довольно затейно и идейно - с символизмом.Лесков. Александрит. 3.Ср. (Мы) действительно совершаем некоторые символические церемонии при приемах (в разные степени).Писемский. Масоны. 5, 6.Символ - в прямом смысле - сущность, суть в сокращенном видеСр. ΣПЌОјОІОїО»ОїОЅ (σПЌОЅ, с - ОІО¬О»О»ОµО№ОЅ, бросать, - соображать, прикинуть умом) - символ, признак, знак.. ..

Символ

М. Греч. Сокращенье, перечень, полная картина, сущность в немногих словах или знаках. Символ веры, исповеданье всей сущности или основ ее, в перечне. | Изображенье картинное, и вообще чертами, резами, знаками, с переносным, символическнм, иносказательным значеньем. Держава символ власти. Весы символ правосудия. Кулак символ самовластия. Треугольник символ св. Троицы.. ..

Символ

М.1) То, что служит условным обозначением какого-л. Понятия, идеи.2) Художественный образ, условно передающий какую-л. Мысль, идею, переживание.3) Условное обозначение какой-л. Величины, какого-л. Понятия, принятое той или иной наукой.. ..

Символ

СИ́МВОЛ -а. М.. ..

Символ

-а, м. 1. То, что служит условным знаком какого-н. Понятия, явления, идеи. Голубь — с. Мира. Якорь — с. Надежды. Этот подарок — с. Верности. 2. Принятое в науке условное обозначение какой-н. Единицы, величины. * Символ веры — 1) краткое изложение основных догматов христианства в православии, кратко сформулированных в тексте, начинающемся словами “Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя...”. 2) то же, что кредо. Символы государства — государственный герб, флаг, гимн. II прил. Символический, -ая,..

Символ

(символ устар.), символа, м. (греч. Symbolon - знак, первонач. Условный опознавательный знак для членов какой-н. Организации, тайного общества). Предмет или действие, служащее условным знаком чего-н., выражающее, означающее какое-н. Понятие, идею. Все грани в природе условны, относительны, подвижны, выражают приближение нашего ума к познанию материи, - но это нисколько не доказывает, чтобы природа, материя сама была символом, условным знаком, т. Е. Продуктом нашего ума. Ленин. Круг - символ вечн..

Символ

Заимствование из греческого, где существительное symbolon ("знак") образовано от глагола syraballein – "соединять".. ..

Символ

Заимств. В начале XVIII в. Из греч. Яз., где symbolon «знак, примета» — от symballein «встречаться». Символ исходно — «знак, метка» (удостоверяющие личность при деловой встрече).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Символ

Греческое – «символ, знак, примета».. ..

Символ

Си́мвол род. П. -а, стар. Симво́л "сокращение, сокр. Изложение. Вещественное изображение ч.-л. Отвлеченного", сербск.-цслав. Симъволъ σύμβολον. Из греч. Σύμβολον "знак".Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Символ

- (от греч. Symbolon - знак, опознавательная примета) - универсальная эстетическая категория, особый художественный образ-знак. В отличие от знака-символа, содержащего недвусмысленное, практическое значение (например, в математике), метафоры (см. Метафора) и аллегории (см. Аллегория), С. Имеет не одно или несколько, а неисчерпаемое множество значений и обладает необыкновенной смысловой емкостью. С. Известен с древнейших времен (древние мифологические образы-С. У разных народов, архетипы, христиа..

Символ

(Symbol) - наилучшее из возможных выражение или изображение чего-либо неизвестного. Понятие символа следует отличать от понятия знака."Каждый психический продукт, поскольку он является в данный момент наилучшим выражением для еще неизвестного или сравнительно известного факта, может быть воспринят как символ, поскольку есть склонность принять, что это выражение стремится обозначить и то, что мы лишь предчувствуем, но чего мы ясно еще не знаем. Поскольку всякая научная теория заключает в себ..

Символ

(Symbol) — наилучшее из возможных выражение или изображение чего-либо неизвестного. Понятие символа следует отличать от понятия знака. «Каждый психический продукт, поскольку он является в данный момент наилучшим выражением для еще неизвестного. ..

Символ

(от греч. Symbolon. ..

Символ

Предмет, изображение, явление, служащие условным обозначением какого либо образа, понятия, идеи.. ..

Символ

СИМВОЛ (греч. Symbolon - знак, опознавательная примета. Symballo - соединяю, сталкиваю, сравниваю) - в широком смысле понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, чувственных образов выражать идеальные содержания, отличные от их непосредственного чувственно-телесного бытия. С. Имеет знаковую природу, и ему присущи все свойства знака. Однако, если, вслед за Гадамером, сущностью знака признать чистое указание, то сущность С. Оказывается большей, чем указание на то, что не есть он ..

Силы, Действующие На Расстоянии

– в психологии силы, действующие в поле восприятия (см. Поле), влияния, исходящие от возникающих образов восприятия, которые могут передаваться через все поле восприятия и изменять свойства и характер влияния др. Образов восприятия (сильнее всего – смежных. Силы соприкосновения). Изменения происходят согласно закону хорошего гештальта (см. Гештальт).. ..

Симбиоз

(от греч. Simbiosis – сожительство) – жизненная общность. Длительное сожительство особей различных видов, основанное на взаимном удовлетворении жизненных интересов симбиотов, обычно приносящее им взаимную пользу.. ..

Символ Веры

(слав. Эквивалент лат. Credo) - (1) официально зафиксированная система основополагающих догматов вероучения. Выступает, с одной стороны предметом веры, выводясь тем самым из сферы рациональной критики, с другой - фундаментом рациональной теологии, составляя по отношению к последней исходную аксиоматическую систему. Дидактические толкования СВ. Служат основой катехизисов и катехических поучений (исповеданий веры). Будучи лаконичной и архитектонически завершенной системой, СВ. Может воспроизводить..

Символизм

Филос. Концепции, построенные на основе интерпретации понятия символа как первоосно-вания связи бытия, мышления, личности и культуры. (В узком смысле - эстетическое направление и художественный стиль в европейской культуре с 1880-х по 1920-е гг.)Уже у истоков филос. Мышления (досократики, Упанишады) мы находим искусство филос. Оперирования символом в тех случаях, когда понятие сталкивается с трансцендентным. Но как филос. Метод С. Осознается (если говорить о зап. Традиции) Платоном, который став..

Символ

ВЕРЫ - краткое догматическое изложение основы христианского вероучения. Составлен Первым Вселенским собором (г. Никея, Малая Азия) в 325 году. В 381 году расширен и дополнен Вторым Вселенским собором (Константинополь). По названиям мест, где проходили соборы, получил название Никео-Константинопольского или Никео-Царьградского символа. Веры входит в состав многих богослужений.. ..

Символ

(от греч. Symbolon — знак, опознавательная приме­та) - идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой фор­ме некоторое иное содержание. С. Стоит между (чистым) знаком, у которого собственное содержание ничтожно, и моделью, имеющей прямое сходство с моделируемым объектом, что позволяет модели замещать последний в процессе исследования. С. Используется человеком в некоторых видах деятельности и имеет в силу этого определенную цель. ..

Дополнительный поиск Символ Символ

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Символ" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Символ, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 6 символа