Символ
(от греч. Symbolon - знак, опознавательная примета) - идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание. С. Стоит между (чистым) знаком, у которого собственное содержание ничтожно, и моделью, имеющей прямое сходство с моделируемым объектом, что позволяет модели замещать последний в процессе исследования.С. Используется человеком в своей деятельности и имеет в силу этого определенную цель. Он всегда служит обнаружению чего-то неявного, не лежащего на поверхности, непредсказуемого. Если цель отсутствует, то нет и С. Как элемента социальной жизни, а есть то, что обычно называется знаком и служит для простого обозначения объекта.Роль С.
В человеческой практике и познании мира невозможно переоценить. Э. Кассирер даже определял человека как "символизирующее существо". И это определение вполне приемлемо, если символизация понимается как специфическая и неотъемлемая характеристика деятельности индивидов и социальных групп и если описательная функция С. Не оказывается, как это случилось у Кассирера, второстепенной и даже производной от др. Функций С.Три примера С. 1. В "Божественной комедии" Данте. Беатриче - не только действующее лицо, но и С. Чистой женственности. Однако "чистая женственность" - это опять-таки С. Хотя и более интеллектуализированный. Смысл последнего будет более понятен, если вспомнить, что Данте находит возможным уподобить Беатриче теологии.
По средневековым представлениям теология является вершиной человеческой мудрости, но одновременно это и размышление о том, подлинное знание чего в принципе недоступно человеку.Разъяснение смысла С. Неизбежно ведет к новым С. Которые не только не способны исчерпать всю его глубину, но и сами требуют разъяснения.2. Бесконечное прибавление по единице в ряду натуральных чисел используется Гегелем не столько в качестве примера, сколько в качестве С. Того, что он называет "дурной бесконечностью". Смысл С. - и в данном примере, и обычно - носит динамический, становящийся характер и может быть уподоблен тому, что в математике именуется "потенциальной бесконечностью" и противопоставляется "актуальной", завершенной бесконечности.
Вместе с тем С. Является с т.зр. Его смысла чем-то цельным и замкнутым.3. Более сложным примером социального С. Может служить дерево мудьи, или молочное дерево, - центральный символ ритуала совершеннолетия девочек у народности ндембу в Замбии. Это дерево олицетворяет женственность, материнство, связь матери с ребенком, девочку-неофита, процесс постижения "женской мудрости" и т.п. Одновременно оно представляет грудное молоко, материнскую грудь, гибкость тела и ума неофита и т.п.Множество значений последнего С. Отчетливо распадается на два полюса, один из которых можно назвать описательно-прескриптивным, а др. - эмоциональным. Взаимосвязь аспектов каждого из полюсов не является постоянной. В разных ситуациях один из аспектов становится доминирующим, а остальные отходят на задний план.У С.
Всегда имеется целое семейство значений. Они связываются в единство посредством аналогии или ассоциации, которые могут опираться как на реальный, так и на вымышленный мир. С. Конденсирует множество идей, действий, отношений между вещами и т.д. Он является свернутой формой высказывания или даже целого рассказа. Он всегда не только многозначен, но и неопределенен. Его значения чаще всего разнородны. Образы и понятия, конкретное и абстрактное, познание и эмоции, сенсорное и нормативное. С. Может представлять разнородные и даже противоположные темы. Нередко даже контекст, в котором он фигурирует, оказывается неадекватным в качестве средства ограничения его многозначности. Единство значений С. Никогда не является чисто познавательным, во многом оно основывается на интуиции и чувстве.С.
Как универсальная (эстетическая) категория раскрывается через сопоставление его с категориями художественного образа, с одной стороны, знака и аллегории - с др. Наличие у С. Внешнего и внутреннего содержания сближает его с софизмом, антиномией, притчей как особыми формами первоначальной, неявной постановки проблемы.С. Является, далее, подвижной системой взаимосвязанных функций. В познавательных целях он используется для классификации вещей, для различения того, что представляется смешавшимся и неясным. В эмотивной функции С. Выражает состояние души того, кто его использует. В оректической функции С. Служит для возбуждения определенных желаний и чувств. При использовании С. С магической целью он должен, как предполагается, привести в действие определенные силы, нарушая тем самым привычный, считаемый естественным ход вещей.
Эти функции С. Выступают обычно вместе, во взаимопереплетении и дополнении. Но в каждом конкретном случае доминирует одна из них, что позволяет говорить о познавательных С. Магических С. И т.д.Всякое познание всегда символично. Это относится и к научному познанию. С. Используемые для целей познания, имеют, однако, целый ряд особенностей. Прежде всего, у этих С. Явно доминирует познавательный аспект и уходит в глубокую тень возбуждающий момент. Смыслы, стоящие за познавательным С. Являются довольно ясными, во всяком случае они заметно яснее, чем у С. Др. Типов. Из серии смыслов познавательного С. Лишь один оказывается уместным в момент предъявления С. Это придает такому С. Аналитическую силу, благодаря чему он служит хорошим средством предварительной ориентировки и классификации.
Для познавательных С. Особенно важна та символическая конфигурация, в которой они выступают. Она выделяет из многих смыслов С. Его первоплановый смысл. Употребление познавательного С. Не требует, чтобы использующий выражал с его помощью какие-то особые и тем более чрезвычайные эмоции или чувства. Напротив, это употребление предполагает определенную рассудительность как со стороны того, к кому обращен С. Так и со стороны того, кто его употребляет. Последний должен снять по возможности субъективный момент. Объективируя С. Он позволяет ему говорить от себя. Относительно ясны не только смыслы познавательного С. Но и их связи между собой, а также связь смыслов с тем контекстом, в котором используется С. Конфигурации смыслов С.
Почти всегда удается поставить в соответствие определенную конфигурацию элементов самого контекста.В познании С. Играют особенно важную и заметную роль в периоды формирования научных теорий и их кризиса, когда нет еще твердой в ядре и ясной в деталях программы исследований или она начала уже разлагаться и терять определенность. По мере уточнения, конкретизации и стабилизации теории роль С. В ней резко падает. Они постепенно "окостеневают" и превращаются в "знаки". В дальнейшем, в условиях кризиса и разложения теории, многие ее знаки снова обретают характер С. Они становятся многозначными, начинают вызывать споры, выражают и возбуждают определенные душевные состояния, побуждают к деятельности, направленной на трансформацию мира, задаваемого теорией, на нарушение привычных, "естественных" связей его объектов.Так, выражение "-1 под корнем" было С.
До тех пор, пока не была разработана теория мнимых и комплексных чисел. Введенное Лейбницем выражение для обозначения производных "(dх / dу)" оставалось С. До 19 в., когда О. Коши и Б. Больцано нашли подходящую интерпретацию для этого С. Т.е. Был однозначно определен его смысл. Кризис теории и появление в ней парадоксов - характерный признак того, что центральные ее понятия превратились в многозначные и многофункциональные С.Стили мышления индивидуалистического общества и коллективистического общества существенным образом различаются характером и интенсивностью использования С. Коллективистическое мышление (архаическое, средневековое, тоталитарное) истолковывает природу и общество как С. Идеального, умопостигаемого мира (Бог, коммунизм и т.п.).
Каждая вещь оказывается интересной не столько сама по себе, сколько в качестве С. Чего-то иного. Коллективистический символизм отдает приоритет умозрительному миру над предметным, но одновременно стремится сблизить и связать эти миры и систематически "затирает" с этой целью различие между С. И символизируемой вещью, намечает массу переходов между ними. Иногда отношение символизации оказывается даже обернутым, и символизируемая вещь становится С. Своего С. Основная особенность коллективистического символизма состоит, однако, не в самом по себе обилии С. А в уверенности в их объективной данности, а также в том, что С. Не просто представляет символизируемую вещь, но подчиняет ее себе и управляет ею. Символизируемая вещь всегда оказывается С.
Вещей более высокого порядка, символизация постоянно переплетается с иерархизацией, поддерживая и укрепляя ее. У коллективистического теоретического С. Как правило, ярче всего выражена познавательная, классифицирующая и систематизирующая сторона. Но он выполняет также и оректическую, и эмотивную, и магическую функции. "В Средние века люди не только говорили символами, но и иной речи, кроме символической, не понимали" (П.М. Бицилли). Это во многом верно и в отношении коллективизма индустриального общества.Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1927. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. Аверинцев С.С. Символ // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры.
СПб., 1995. Ивин А.А. Введение в философию истории. М., 1997. Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen. Berlin, 1923-1929. Bd 1-3. A.A. Ивин.
Дополнительный поиск Символ
На нашем сайте Вы найдете значение "Символ" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Символ, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 6 символа