Символ
(от греч. Symbolon — знак, опознавательная примета) - идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание. С. Стоит между (чистым) знаком, у которого собственное содержание ничтожно, и моделью, имеющей прямое сходство с моделируемым объектом, что позволяет модели замещать последний в процессе исследования. С. Используется человеком в некоторых видах деятельности и имеет в силу этого определенную цель. Он всегда служит обнаружению чего-то неявного, не лежащего на поверхности, непредсказуемого. Если цель отсутствует, то нет и С. Как элемента социальной жизни, а есть то, что обычно называется знаком и служит для простого обозначения объекта.
Роль С. В человеческой практике и познании мира невозможно переоценить. Э. Кассирер даже определял человека как «символизирующее существо». И это определение вполне приемлемо, если символизация понимается как специфическая и неотъемлемая характеристика деятельности индивидов и социальных групп и если описательная функция С. Не оказывается, как это случилось у Кассирера, второстепенной и даже производной от других функций С. Три примера С. В «Божественной комедии» Данте Беатриче — не только действующее лицо, но и символ чистой женственности. Однако «чистая женственность» - это опять-таки С., хотя и более интеллектуализированный. Смысл последнего будет более понятен, если вспомнить, что Данте находит возможным уподобить Беатриче теологии.
По средневековым представлениям теология является вершиной человеческой мудрости, но одновременно это и размышление о том, подлинное знание чего в принципе недоступно человеку. Разъяснение смысла С. Неизбежно ведет к новым С. Которые не только не способны исчерпать всю его глубину, но и сами требуют разъяснения. Другой пример. Бесконечное прибавление по единице в ряду натуральных чисел используется Гегелем не столько в качестве примера, сколько в качестве С. Того, что он называет «дурной бесконечностью». Смысл С. — и в данном примере, и обычно - носит динамический, становящийся характер и может быть уподоблен тому, что в математике именуется «потенциальной бесконечностью» и противопоставляется «актуальной», завершенной бесконечности.
Вместе с тем, С. Является с точки зрения его смысла чем-то цельным и замкнутым. Более сложным примером социального С. Может служить дерево мудьи, или молочное дерево, — центральный символ ритуала совершеннолетия девочек у народности ндембу в Северо-Западной Замбии. Это дерево представляет собой женственность, материнство, связь матери с ребенком, девочку-неофита, процесс постижения «женской мудрости» и т. П. Одновременно оно представляет грудное молоко, материнскую грудь, гибкость тела и ума неофита и т. П. Множество значений этого С. Отчетливо распадается на два полюса, один из которых можно назвать описательно-пре-  . Скриптивным, а другой — эмоциональным. Взаимосвязь аспектов каждого из полюсов не является постоянной.
В разных ситуациях один из аспектов становится доминирующим, а остальные отходят на задний план. У С. Всегда имеется целое семейство значений. Они связываются в единство посредством аналогии или ассоциации, которые могут опираться как на реальный, так и на вымышленный мир. С. Конденсирует множество идей, действий, отношений между вещами и т. Д. Он является свернутой формой высказывания или даже целого рассказа. Как таковой, он всегда не только многозначен, но и неопределенен. Его значения чаще всего разнородны. Это могут быть образы и понятия, конкретное и абстрактное, познание и эмоции, сенсорное и нормативное. С. Может представлять разнородные и даже противоположные темы. Нередко даже контекст, в котором он фигурирует, оказывается неадекватным в качестве средства ограничения его многозначности.
Единство значений С. Никогда не является чисто познавательным, во многом оно основывается на интуиции и чувстве. С. Как универсальная (эстетическая) категория раскрывается через сопоставление его с категориями художественного образа, с одной стороны, знака и аллегории - с другой. Наличие у С. Внешнего и внутреннего содержания сближает его с софизмом, антиномией, притчей как особыми формами первоначальной, неявной постановки проблемы. С. Является, далее, подвижной системой взаимосвязанных функций. В познавательных целях он используется для классификации вещей, для различения того, что представляется смешавшимся и неясным. В других функциях он, как правило, смешивает многие по очевидности разные вещи. В эмотивной функции С.
Выражает состояния души того, кто его использует. В эректической функции С. Служит для возбуждения определенных желаний и чувств. При использовании С. С магической целью он должен, как предполагается, привести в действие определенные силы, нарушая тем самым привычный, считаемый естественным ход вещей. Эти функции С. Выступают обычно вместе, во взаимопереплетении и дополнении. Но в каждом конкретном случае доминирует одна из них, что позволяет говорить о познавательных С., магических С. И т. Д. Всякое познание всегда символично. Это относится и к научному познанию. С., используемые для целей познания, имеют, однако, целый ряд особенностей. Прежде всего, у этих С. Явно доминирует познавательный аспект и уходит в глубокую тень возбуждающий момент.
Смыслы, сто- ящие за познавательным С., являются довольно ясными, во всяком случае они заметно яснее, чем у С. Других типов. Из серии смыслов познавательного С. Лишь один оказывается уместным в момент предъявления конфигурации С. Это придает такому С. Аналитическую силу и позволяет ему служить хорошим средством предварительной ориентировки и классификации. Для познавательных С. Особенно важна та символическая конфигурация, в которой они выступают. Она выделяет из многих смыслов С. Его первоплановый смысл. Употребление познавательного С. Не требует, чтобы использующий его выражал с его помощью какие-то особые и тем более чрезвычайные эмоции или чувства. Напротив, это употребление предполагает определенную рассудительность и рациональность как со стороны того, к кому обращен С., так и со стороны того, кто его употребляет.
Последний должен отстраниться и снять по возможности субъективный момент. Объективируя С., он должен позволить ему говорить от себя. Относительно ясны не только смыслы познавательного С., но и их связи между собой, а также связь смыслов с тем контекстом, в котором используется С. Конфигурации смыслов С. Почти всегда удается поставить в соответствие определенную конфигурацию элементов самого контекста. В познании С. Играют особенно важную и заметную роль в периоды формирования научных теорий и их кризиса, когда нет еще твердой в ядре и ясной в деталях программы исследований или она начала уже разлагаться и терять определенность. По мере уточнения, конкретизации и стабилизации теории роль С. В ней резко падает.
Они постепенно «окостеневают» и превращаются в «знаки». В дальнейшем, в условиях кризиса и разложения теории, многие ее знаки снова обретают характер С. Они становятся многозначными, начинают вызывать споры, выражают и возбуждают определенные душевные состояния, побуждают к деятельности, направленной на трансформацию мира, задаваемого теорией, на нарушение привычных, «естественных» связей его объектов. Так, выражение «√-1» было С. До тех пор, пока не была разработана теория мнимых и комплексных чисел. Введенное Лейбницем выражение для обозначения производных «(dx/dy)» оставалось С. До XIX в., когда Коши и Больцано была найдена подходящая интерпретация для этого С., т. Е. Был однозначно определен его смысл.
Кризис теории и появление в ней парадоксов — характерный признак того, что центральные ее понятия превратились в многозначные и многофункциональные С..
Дополнительный поиск Символ
На нашем сайте Вы найдете значение "Символ" в словаре Словарь логики, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Символ, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 6 символа