Символ

299

(от греч. Symbolon — знак, опознавательная приме­та) - идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой фор­ме некоторое иное содержание. С. Стоит между (чистым) знаком, у которого собственное содержание ничтожно, и моделью, имеющей прямое сходство с моделируемым объектом, что позволяет модели замещать последний в процессе исследования. С. Используется человеком в некоторых видах деятельности и имеет в силу этого определенную цель. Он всегда служит обнару­жению чего-то неявного, не лежащего на поверхности, непредска­зуемого. Если цель отсутствует, то нет и С. Как элемента социальной жизни, а есть то, что обычно называется знаком и служит для простого обозначения объекта.

Роль С. В человеческой практике и познании мира невозможно переоценить. Э. Кассирер даже определял человека как «символизи­рующее существо». И это определение вполне приемлемо, если сим­волизация понимается как специфическая и неотъемлемая характе­ристика деятельности индивидов и социальных групп и если описа­тельная функция С. Не оказывается, как это случилось у Кассирера, второстепенной и даже производной от других функций С. Три примера С. В «Божественной комедии» Данте Беатриче — не только действующее лицо, но и символ чистой женственности. Од­нако «чистая женственность» - это опять-таки С., хотя и более интеллектуализированный. Смысл последнего будет более понятен, если вспомнить, что Данте находит возможным уподобить Беатриче теологии.

По средневековым представлениям теология является вер­шиной человеческой мудрости, но одновременно это и размышление о том, подлинное знание чего в принципе недоступно человеку. Разъяснение смысла С. Неизбежно ведет к новым С. Которые не только не способны исчерпать всю его глубину, но и сами требуют разъяснения. Другой пример. Бесконечное прибавление по единице в ряду натуральных чисел используется Гегелем не столько в качестве при­мера, сколько в качестве С. Того, что он называет «дурной бесконеч­ностью». Смысл С. — и в данном примере, и обычно - носит дина­мический, становящийся характер и может быть уподоблен тому, что в математике именуется «потенциальной бесконечностью» и проти­вопоставляется «актуальной», завершенной бесконечности.

Вместе с тем, С. Является с точки зрения его смысла чем-то цельным и зам­кнутым. Более сложным примером социального С. Может служить дерево мудьи, или молочное дерево, — центральный символ ритуала совер­шеннолетия девочек у народности ндембу в Северо-Западной Зам­бии. Это дерево представляет собой женственность, материнство, связь матери с ребенком, девочку-неофита, процесс постижения «женской мудрости» и т. П. Одновременно оно представляет грудное молоко, материнскую грудь, гибкость тела и ума неофита и т. П. Множество значений этого С. Отчетливо распадается на два по­люса, один из которых можно назвать описательно-пре-  . Скриптивным, а другой — эмоциональным. Взаимосвязь аспектов каждого из полюсов не является постоянной.

В разных ситуациях один из аспектов становится доминирующим, а осталь­ные отходят на задний план. У С. Всегда имеется целое семейство значений. Они связываются в единство посредством аналогии или ассоциации, которые могут опираться как на реальный, так и на вымышленный мир. С. Конден­сирует множество идей, действий, отношений между вещами и т. Д. Он является свернутой формой высказывания или даже целого рас­сказа. Как таковой, он всегда не только многозначен, но и неопреде­ленен. Его значения чаще всего разнородны. Это могут быть образы и понятия, конкретное и абстрактное, познание и эмоции, сенсорное и нормативное. С. Может представлять разнородные и даже противо­положные темы. Нередко даже контекст, в котором он фигурирует, оказывается неадекватным в качестве средства ограничения его мно­гозначности.

Единство значений С. Никогда не является чисто по­знавательным, во многом оно основывается на интуиции и чувстве. С. Как универсальная (эстетическая) категория раскрывается че­рез сопоставление его с категориями художественного образа, с од­ной стороны, знака и аллегории - с другой. Наличие у С. Внешнего и внутреннего содержания сближает его с софизмом, антиномией, притчей как особыми формами первоначальной, неявной постанов­ки проблемы. С. Является, далее, подвижной системой взаимосвязанных функ­ций. В познавательных целях он используется для классификации вещей, для различения того, что представляется смешавшимся и не­ясным. В других функциях он, как правило, смешивает многие по очевидности разные вещи. В эмотивной функции С.

Выражает состояния души того, кто его использует. В эректической фун­кции С. Служит для возбуждения определенных желаний и чувств. При использовании С. С магической целью он должен, как предполагается, привести в действие определенные силы, нарушая тем самым привычный, считаемый естественным ход вещей. Эти функции С. Выступают обычно вместе, во взаимопереплете­нии и дополнении. Но в каждом конкретном случае доминирует одна из них, что позволяет говорить о познавательных С., магичес­ких С. И т. Д. Всякое познание всегда символично. Это относится и к научному познанию. С., используемые для целей познания, имеют, однако, целый ряд особенностей. Прежде всего, у этих С. Явно доминирует познавательный аспект и уходит в глубокую тень возбуждающий момент.

Смыслы, сто- ящие за познавательным С., являются довольно ясными, во вся­ком случае они заметно яснее, чем у С. Других типов. Из серии смыслов познавательного С. Лишь один оказывается уместным в момент предъявления конфигурации С. Это придает такому С. Ана­литическую силу и позволяет ему служить хорошим средством пред­варительной ориентировки и классификации. Для познавательных С. Особенно важна та символическая конфигурация, в которой они выступают. Она выделяет из многих смыслов С. Его первоплановый смысл. Употребление познавательного С. Не требует, чтобы исполь­зующий его выражал с его помощью какие-то особые и тем более чрезвычайные эмоции или чувства. Напротив, это употребление пред­полагает определенную рассудительность и рациональность как со стороны того, к кому обращен С., так и со стороны того, кто его употребляет.

Последний должен отстраниться и снять по возможно­сти субъективный момент. Объективируя С., он должен позволить ему говорить от себя. Относительно ясны не только смыслы позна­вательного С., но и их связи между собой, а также связь смыслов с тем контекстом, в котором используется С. Конфигурации смыс­лов С. Почти всегда удается поставить в соответствие определенную конфигурацию элементов самого контекста. В познании С. Играют особенно важную и заметную роль в пери­оды формирования научных теорий и их кризиса, когда нет еще твердой в ядре и ясной в деталях программы исследований или она начала уже разлагаться и терять определенность. По мере уточнения, конкретизации и стабилизации теории роль С. В ней резко падает.

Они постепенно «окостеневают» и превращаются в «знаки». В даль­нейшем, в условиях кризиса и разложения теории, многие ее знаки снова обретают характер С. Они становятся многозначными, начи­нают вызывать споры, выражают и возбуждают определенные ду­шевные состояния, побуждают к деятельности, направленной на транс­формацию мира, задаваемого теорией, на нарушение привычных, «ес­тественных» связей его объектов. Так, выражение «√-1» было С. До тех пор, пока не была разра­ботана теория мнимых и комплексных чисел. Введенное Лейбницем выражение для обозначения производных «(dx/dy)» оставалось С. До XIX в., когда Коши и Больцано была найдена подходящая ин­терпретация для этого С., т. Е. Был однозначно определен его смысл.

Кризис теории и появление в ней парадоксов — характерный при­знак того, что центральные ее понятия превратились в многознач­ные и многофункциональные С..

Значения в других словарях
Символ

(от греч. Sýmbolon — знак, опознавательная примета) 1) в науке (логике, математике и др.) — то же, что Знак. См. Также ст. «Иероглифов теория». 2) В искусстве — универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа (См. Художественный образ), с одной стороны, знака и аллегории (См. Аллегория) — с другой. В широком смысле можно сказать, что С. Есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделённый всей органи..

Символ

СИМВОЛ (от греч. Symbolon - знак - опознавательная примета),1) в науке (логике, математике и др.) то же, что знак.2) В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания (ср. Аллегория).. ..

Символ

СИМВОЛ (от греческого symbolon - знак, опознавательная примета), 1) в науке (логике, математике и др.) то же, что знак. 2) В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл> символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.. ..

Символ

(греч. Symbolon - знак). 1) фигура или образ для вещественного обозначения какого-нибудь чисто нравственного предмета, напр. Треугольник символ Св. Троицы, лев - символ храбрости. 2) формула, заключающая в себе главные основы веры. Символ веры. 3) у греков. Знак, который представлял залог какого-нибудь договора или обязательства.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч. Symbolon. Преобразование. Изображение отвлеченного понятия предметом.(И..

Символ

См. Знак.... ..

Символ

(иноск.) - условный знакСимволическое (иноск.) - изображенное знакамиСимволизм.Ср. Держава - символ власти.Ср. Кольцо было сделано довольно затейно и идейно - с символизмом.Лесков. Александрит. 3.Ср. (Мы) действительно совершаем некоторые символические церемонии при приемах (в разные степени).Писемский. Масоны. 5, 6.Символ - в прямом смысле - сущность, суть в сокращенном видеСр. ΣПЌОјОІОїО»ОїОЅ (σПЌОЅ, с - ОІО¬О»О»ОµО№ОЅ, бросать, - соображать, прикинуть умом) - символ, признак, знак.. ..

Символ

М. Греч. Сокращенье, перечень, полная картина, сущность в немногих словах или знаках. Символ веры, исповеданье всей сущности или основ ее, в перечне. | Изображенье картинное, и вообще чертами, резами, знаками, с переносным, символическнм, иносказательным значеньем. Держава символ власти. Весы символ правосудия. Кулак символ самовластия. Треугольник символ св. Троицы.. ..

Символ

М.1) То, что служит условным обозначением какого-л. Понятия, идеи.2) Художественный образ, условно передающий какую-л. Мысль, идею, переживание.3) Условное обозначение какой-л. Величины, какого-л. Понятия, принятое той или иной наукой.. ..

Символ

СИ́МВОЛ -а. М.. ..

Символ

-а, м. 1. То, что служит условным знаком какого-н. Понятия, явления, идеи. Голубь — с. Мира. Якорь — с. Надежды. Этот подарок — с. Верности. 2. Принятое в науке условное обозначение какой-н. Единицы, величины. * Символ веры — 1) краткое изложение основных догматов христианства в православии, кратко сформулированных в тексте, начинающемся словами “Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя...”. 2) то же, что кредо. Символы государства — государственный герб, флаг, гимн. II прил. Символический, -ая,..

Символ

(символ устар.), символа, м. (греч. Symbolon - знак, первонач. Условный опознавательный знак для членов какой-н. Организации, тайного общества). Предмет или действие, служащее условным знаком чего-н., выражающее, означающее какое-н. Понятие, идею. Все грани в природе условны, относительны, подвижны, выражают приближение нашего ума к познанию материи, - но это нисколько не доказывает, чтобы природа, материя сама была символом, условным знаком, т. Е. Продуктом нашего ума. Ленин. Круг - символ вечн..

Символ

Заимствование из греческого, где существительное symbolon ("знак") образовано от глагола syraballein – "соединять".. ..

Символ

Заимств. В начале XVIII в. Из греч. Яз., где symbolon «знак, примета» — от symballein «встречаться». Символ исходно — «знак, метка» (удостоверяющие личность при деловой встрече).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Символ

Греческое – «символ, знак, примета».. ..

Символ

Си́мвол род. П. -а, стар. Симво́л "сокращение, сокр. Изложение. Вещественное изображение ч.-л. Отвлеченного", сербск.-цслав. Симъволъ σύμβολον. Из греч. Σύμβολον "знак".Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Символ

- (от греч. Symbolon - знак, опознавательная примета) - универсальная эстетическая категория, особый художественный образ-знак. В отличие от знака-символа, содержащего недвусмысленное, практическое значение (например, в математике), метафоры (см. Метафора) и аллегории (см. Аллегория), С. Имеет не одно или несколько, а неисчерпаемое множество значений и обладает необыкновенной смысловой емкостью. С. Известен с древнейших времен (древние мифологические образы-С. У разных народов, архетипы, христиа..

Символ

(Symbol) - наилучшее из возможных выражение или изображение чего-либо неизвестного. Понятие символа следует отличать от понятия знака."Каждый психический продукт, поскольку он является в данный момент наилучшим выражением для еще неизвестного или сравнительно известного факта, может быть воспринят как символ, поскольку есть склонность принять, что это выражение стремится обозначить и то, что мы лишь предчувствуем, но чего мы ясно еще не знаем. Поскольку всякая научная теория заключает в себ..

Символ

(Symbol) — наилучшее из возможных выражение или изображение чего-либо неизвестного. Понятие символа следует отличать от понятия знака. «Каждый психический продукт, поскольку он является в данный момент наилучшим выражением для еще неизвестного. ..

Символ

(от греч. Symbolon. ..

Символ

Предмет, изображение, явление, служащие условным обозначением какого либо образа, понятия, идеи.. ..

Символ

СИМВОЛ (греч. Symbolon - знак, опознавательная примета. Symballo - соединяю, сталкиваю, сравниваю) - в широком смысле понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, чувственных образов выражать идеальные содержания, отличные от их непосредственного чувственно-телесного бытия. С. Имеет знаковую природу, и ему присущи все свойства знака. Однако, если, вслед за Гадамером, сущностью знака признать чистое указание, то сущность С. Оказывается большей, чем указание на то, что не есть он ..

Символ

(от греч. Symbolon - знак, опознавательная примета) - идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание. С. Стоит между (чистым) знаком, у которого собственное содержание ничтожно, и моделью, имеющей прямое сходство с моделируемым объектом, что позволяет модели замещать последний в процессе исследования.С. Используется человеком в своей деятельности и имеет в силу этого определенную цель. Он всегда слу..

Символ

ВЕРЫ - краткое догматическое изложение основы христианского вероучения. Составлен Первым Вселенским собором (г. Никея, Малая Азия) в 325 году. В 381 году расширен и дополнен Вторым Вселенским собором (Константинополь). По названиям мест, где проходили соборы, получил название Никео-Константинопольского или Никео-Царьградского символа. Веры входит в состав многих богослужений.. ..

Семиотика

- общая теория знаковых систем, к числу кото­рых относятся как естественные языки, так и специальные язы­ки конкретных наук, искусственные языки, сигнальные систе­мы и т. П. Основы С. Были заложены в трудах швейцарского лингви­ста Ф. Де Соссюра и амер. Логика Ч. Пирса (конец XIX в.). Последующую разработку различных разделов С. Осуществляли Ч. Моррис, А. Тар­ский, Р. Карнап и др. С. Выделяет 3 аспекта (уровня) исследований любой знако­вой системы. 1) синтактика изучает формальную структуру знако..

Силлогизм

(от греч. Sillogismos) категорический - дедуктив­ное умозаключение, в котором из двух суждений, имеющих субъектно-предикатную форму («Все S суть Р», «Ни одно S не есть Р», «Некоторые 5 суть Р», «Некоторые 5 не есть Р»), следует новое суждение (заключение), имеющее также субъектно-предикатную форму (см. Суждение). Примером С. Может быть. В этом С. Посылки стоят над чертой, а заключение - под чертой. Черта, отделяющая посылки от заключения, означает слово «следо­вательно». Слова и словосочетания, ..

Символика Логическая

- система знаков (символов), ис­пользуемая в логике для обозначения термов, предикатов, выска- зываний, логических функций, отношений между высказывания­ми. В разных логических системах могут использоваться различные системы обозначений, поэтому ниже мы приводим лишь наиболее употребительные символы из числа используемых в литературе по логике.  . Наряду с перечисленными в многозначных, временных, деон­тических и других системах логики используются свои специфичес­кие символы, однако каждый ..

Символическая Логика

- одно из названий современного этапа в развитии формальной логики. Символы применял в ряде случаев еще Аристотель (384 — 322 до н. Э.), а затем и все последующие ученые-логики. Однако в совре­менной С. Л. Был сделан качественно новый шаг в использовании символики. Стали использовать языки, содержащие только специ­альные символы и не включающие слова обычного разговорного языка.. ..

Дополнительный поиск Символ Символ

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Символ" в словаре Словарь логики, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Символ, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 6 символа