Символизм

128

(франц. Symbolisme, от греч. Sýmbolon — знак, символ) европейское литературно-художественное направление конца 19 — начала 20 вв. Оформилось в связи с общим кризисом буржуазной гуманитарной культуры, а также в связи с позитивистской компрометацией реалистических принципов художественного образа у парнасцев (см. «Парнас»), натуралистов и в беллетристическом романе 2-й половины 19 в. Основы эстетики С. Сложились в период конца 60-х — 70-е гг. В творчестве французских поэтов П. Верлена, Лотреамона, А. Рембо, С. Малларме и др. Как наименование поэтического направления термин «С.» использован в 1886 поэтом Ж. Морсасом. К движению французских символистов примкнули также Ж. Лафорг, П. Клодель, Анри де Ренье, бельгийцы М. Метерлинк и Э.

Верхарн и многие другие поэты и критики-эссеисты. После распада С. Как литературной группировки в 1898 влияние С. Продолжалось во Франции (П. Валери, П. Фор, Сен-Поль Ру) и за её пределами. В немецкой, бельгийской, австрийской (Г. Гофмансталь, Р. Рильке), норвежской (поздний Г. Ибсен), русской литературах. Помимо преемственной связи с Романтизмом, теоретические корни С. Восходят к идеалистической философии А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, к творчеству Р. Вагнера, к некоторым идеям Ф. Ницше, а также Интуитивизма и философии жизни (См. Философия жизни). Если С. Стремился к воспроизведению мира явлений, то в его импрессионистической текучести. Преимущественно же он был устремлен к художественному ознаменованию «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий.

При этом поэтический Символ рассматривался как более действенное, чем собственно образ, художественное орудие, позволяющее возводить факты «опыта» к сверхвременной идеальной сущности мира, его трансцендентной Красоте. Наиболее общие черты доктрины С. Искусство — интуитивное постижение мирового единства через символическое обнаружение «соответствий» и аналогий. Музыкальная стихия — праоснова жизни и искусства. Господство лирико-стихотворного начала, основывающееся на вере в близость внутренней жизни поэта к абсолютному и в надреальную или иррационально-магическую силу поэтической речи. Обращение к древнему и средневековому искусству в поисках генеалогического родства. При всём разнообразии духовных ориентаций символистов (от богоборчества А.

Рембо и социального пафоса Э. Верхарна до католицизма П. Клоделя) С. Как явление культуры в целом соприкасался с платоническими и христианскими символическими концепциями мира и культуры. Стремясь прорваться сквозь покров повседневности к «запредельной» сущности бытия, С. В мистифицированной форме, подчас отягченной индивидуалистическим Декадентством, выражал протест против торжества буржуазного мещанства, против Позитивизма и Натурализма в искусстве. Социальному и физиологическому детерминизму натурализма с его теориями «среды и наследственности» С. Противопоставил свободу творческой воли и поэтического воображения, не ограниченных законами «внешней» действительности. Идеалистическая доктрина С. Принадлежит к кризисным явлениям, но творчество его крупных художников несёт общечеловеческий смысл.

Неприятие собственнических форм общества, обездушивающих человека, скорбь о духовной свободе, доверие к вековым культурным ценностям как единящему началу, предчувствие мировых социальных переломов. Поэты-символисты усилили многосмысленность поэтического образа, сообщив малым лирическим жанрам новые выразительные возможности. Обогатили поэзию принципами музыкальной композиции. Стремясь, вслед за Вагнером. К синтезу разных искусств, способствовали их сближению в 20 в. Русский символизм воспринял от западного многие философские и эстетические установки (в значительной мере преломив их через учение В. С. Соловьева (См. Соловьёв) о «душе мира»), однако обрёл национальное и социальное своеобразие, связанное с общественными потрясениями и идейными исканиями предреволюционных десятилетий.

Выступления рус. «новых поэтов» на рубеже 80—90-х гг. (Н. Минского, Д. Мережковского, З. Гиппиус и др.) отразили общедекадентские тенденции как следствие кризиса либеральных и народнических идей. Но приход в литературу В. Брюсова (сборники «Русские символисты», 1894—95, с его стихами), К. Бальмонта, Ф. Сологуба, внедрявших собственно символистскую поэтику, и особенно «третья волна» рус. С. В начале 20 в. (поэтические сборники И. Анненского и Вяч. Иванова, творчество «младших символистов» — А. Блока, А. Белого, Ю. Балтрушайтиса, С. Соловьёва и др.) превратили С. В самостоятельное литературно-философское течение и важный фактор русской культурно-духовной жизни, идейно-художественный смысл которого несводим к декадентству (организационные центры — издательства «Скорпион», «Гриф» и «Мусагет», журналы «Весы», «Золотое руно», «Перевал», частично «Мир искусств»).

Русские поэты-символисты с мучительной напряжённостью переживают проблему личности и истории в их «таинственной» связи с «вечностью», с сутью вселенского «мирового процесса». Внутренний мир личности (любовь, одиночество, тоска по «цыганской» воле или по космическому «развоплощению» у лирических героев Блока и Белого) — для них показатель общего трагического состояния мира (в т. Ч. «страшного мира» российской действительности, обречённого на гибель), резонатор природных и подпочвенных исторических стихий и вместилище пророчных предощущений близкого обновления. Специфическое восприятие эпохи реализовалось в виде особых знамений символов — природных и бытовых (зори, закаты, рассветы, пожары), исторических (скифы, монголы), библейских и культовых, — в сознании символистов равно восходящих к общему движению мировых судеб.

При этом С. Нередко мыслится как «жизнетворчество», выходящее за пределы искусства, как дело общекультурного созидания, призванного преодолеть исторический разрыв между людьми (А. Белый), между художником и народом (статьи Вяч. Иванова). По мере осмысления опыта Революции 1905—07, в которой символисты увидели начало осуществления своих эсхатолотических и катастрофических предчувствий, выявляется (в 1909—10) разное отношение к «старой» культуре, полярность концепций исторического развития России, идеологических симпатий, что предрешило кризис и распад символистского движения в 1910-е гг. Неприятие социальной революции низов привело Мережковского и Гиппиус к враждебному восприятию Октября и к эмиграции. Осознание новых событий как завершения «петербургского периода» рус.

Истории (роман А. Белого «Петербург», 1916), как «возмездия» (поэма Блока «Возмездие», 1922) и мечта о близкой смене форм культуры и быта, вплоть до «человеческой породы» (Блок), привели наиболее значительных поэтов (Блока, Белого, Брюсова) к приятию Октябрьской революции 1917. Героико-трагическое переживание социальных и духовных коллизий начала века, равно как и открытия русских символистов в поэтике (смысловая полифония, реформа напевного стиха, обновление жанров лирики, в том числе поэмы, и новые принципы циклизации стихотворений), вошли влиятельным наследием в поэзию 20 в. С. В изобразительном искусстве. Возникший в той же идеологической среде, что и литературный С., во многом связанный с ним общими идейно-духовными тенденциями и общей эволюцией, С.

В сфере изобразительного искусства (в основном живописи и графики) тем не менее крайне разнолик, лишён единой эстетической программы и стилистического единства. В 1860—1880-е гг. Некоторые черты С. (стремление уйти от гнетущей повседневности, постичь мир в его вневременной «красоте», обрести «идеальность», «чистоту» искусства прошлого и вместе с тем сообщить традиционным образам некое символическое созвучие с современностью) в разной мере присущи позднеромантическому движению прерафаэлитов (См. Прерафаэлиты) в Англии, творчеству П. Пюви де Шаванна во Франции и мастерам классицизирующего Неоидеализма в Германии, обращавшихся к стилизации искусства различных исторических эпох, к мотивам античной мифологии, евангельским сюжетам, средневековым легендам.

Общим для всех проявлений С. В изобразительном искусстве вплоть до 1890-х гг. Остаётся лишь их полная зависимость от литературы (причём менее всего от литературы С.) в элегической идеализации минувших эпох. Чисто литературные аллегории воплощались в традиционных для 19 в. Формах — средствами классицизма, романтизма, натурализма, либо в эклектическом смешении их приёмов. Одновременно свойственная художникам С. Склонность к стилизации, часто принимавшей эклектический салонный характер, сочеталась с претенциозно мистическими аллегориями (обычно — «смерти», «любви», «страдания», «ожидания», «судьбы»), с изощрённой фантастикой (как правило, состоявшей в парадоксальном соединении естественных, природных форм с ирреальными видениями), то манерно утончённой (Г.

Моро во Франции), то натуралистически «осязаемой» (А. Бёклин в Швейцарии, отчасти Х. Тома в Германии), то изменчиво-неопределённой (О. Редон во Франции), то исполненной откровенной эротики (Ф. Ропс в Бельгии). В конце 1880-х гг. Во Франции во главе т. Н. Понт-авенской школы выступают, программно объявляя себя символистами, Э. Бернар и П. Гоген, стремившийся к созданию лаконичных и замкнутых в себе, «синтетических» образов, т. Е. Самостоятельных живописных символов. С этого времени С. В изобразительном искусстве вступает в качественно новую фазу развития. Символ всё чаще выражается не сюжетно, а самой формой изображения. (В широком смысле в творчестве как Гогена, так и др. Мастеров Постимпрессионизма — П. Сезанна, В. Ван Гога, закладывается основа того «символического» художественного мышления, которое будет характерно для искусства 20 в.

В целом, во множестве его последующих направлений.) С 1890-х гг. Как во Франции (группа «Наби» — М. Дени и др.), так и в др. Странах С. Становится определяющим элементом в поэтике «Модерна». Мастера «модерна» пытаются наполнить форму активным духовно-эмоциональным содержанием, передать тревожащую неустойчивость мира, в противовес ей установить определённые общие «формулы жизни», своего рода единую систему мотивов-символов, найти некую «неизменную» символику каждого цвета, выявить всё объединяющее музыкальное начало в ритмическом строе рисунка и композиции. Они разделяют характерную для С. В целом утопическую веру в «жизнетворящую» миссию искусства, в необходимость синтеза всех искусств. В творчестве многих представителей «модерна» сказываются и кризисные тенденции С., рецидивы декадентства с его индивидуализмом и самодовлеющим эстетизмом — аффектация, утрированная чувственность, иррациональность образов (Ф.

Фон Штук, М. Клингер в Германии, Г. Климт, Э. Шиле в Австрии), туманный мистицизм (Ф. Кнопф в Бельгии), «демоническая» эротика (О. Бёрдсли в Англии), религиозная экзальтация (Я. Тороп в Нидерландах). Особое место в живописи С. Занимает близкое к «модерну» сказочно-фольклорное, основанное на прямых аналогиях с музыкой, творчество М. К. Чюрлёниса в Литве. Выходя за пределы стиля «модерн», ряд мастеров конца 19 — начала 20 вв. Сообщает символическим образам ещё большую экспрессию, пытаясь в заострённой, порой зло шаржированной, намеренно алогичной форме обнажить уродство окружающей жизни (Дж. Энсор в Бельгии, Э. Мунк в Норвегии, А. Кубин в Австрии) либо, напротив, стремясь полнее выявить жизнеутверждающее, героико-эпическое звучание темы (Ф.

Ходлер в Швейцарии). В России тенденциями С. Окрашены элегически просветлённая живопись В. Э. Борисова-Мусатова, испытавшего влияние Пюви де Шаванна, и творчество многих художников «Мира искусства» (См. Мир искусства), отмеченное в целом созерцательным и ясным (несмотря на черты гротеска) характером, чисто эстетическим постижением прошлого, уходом от современности в ретроспективные грёзы (исключение составляли М. В. Добужинский с его урбанистическими фантомами и Н. К. Рерих, тяготевший к религиозно-мистической символике). Общая «пассеистическая» тональность «Мира искусства» была идейно противоположна напряжённым духовным исканиям русского литературного С. Начала 20 в. Ещё дальше отстоит от последнего, хотя и связанный с ним организационно (журналом «Золотое руно»), смутно-мистический, поверхностный С.

Участников группировки «Голубая роза», лишённый к тому же органичной стилистической основы. Частые параллели в выборе тем и мотивов лишь подчёркивают полярность идейно-эстетических устремлений литературы и живописи рус. С. Подлинной близостью к литературному С. Отличается творчество М. А. Врубеля, полное мятежной страстности, пронизанное желанием осмыслить мир не только эстетически, но нравственно-философски. Исторический перелом в судьбе страны находит символическое толкование в живописи К. С. Петрова-Водкина. С. В театре. Идея создания символистского театра следует из неоромантической концепции органического слияния на сцене всех искусств — синтеза, взращённого мощным музыкальным началом (Вагнер) либо обладающего воздействием музыки (Малларме), «идеально выражающей символ» (Андрей Белый).

Возникновение театра С. В конце 19 — начале 20 вв. Конкретно обязано. Во-первых, появлению специфического драматургического материала, требовавшего своего адекватного воплощения (произведения Метерлинка, Верхарна, Гофмансталя, позднего Ибсена и др.). Во-вторых, стремлению режиссёров-символистов, порвавших с традициями реалистического театра, сильнее подчеркнуть роль подтекста в драме, заострить её образный строй и музыкальный ритм спектакля, утвердить на сцене идею «условного театра» («действия-символа»), обратить спектакль в обрядовое действо, в которое вовлекался бы и зритель. В-третьих, настойчивой»экспансии» на сцену пластических искусств (главным образом живописи), желанию художников, близких к С., активнее участвовать в создании спектакля-организма, определяя в значительной степени его характер (в основном — в оперно-балетном театре).

Для символистского театра в целом характерны тяготение (как драматурга, так режиссёра и художника) к стилизации драматических форм прошлого — древнегреческих трагедий, средневековых мистерий и мираклей, установление на сцене полного диктата режиссёра и более или менее последовательное осуществление принципа «театра марионеток». В западно-европейском театре С. Проявился в деятельности парижских студийных театров, возглавлявшихся П. Фором, О. М. Люнье-По и Ж. Руше, в творчестве режиссера А. Аппиа в Швейцарии, Г. Крэга в Великобритании, Г. Фукса и отчасти М. Рейнхардта в Германии. В России развитие символистского театра было крайне противоречивым, несмотря на возникшую с начала 1900-х гг. Обширную драматургию С. (произведения И.

Анненского, Брюсова, Сологуба, Блока, Вяч. Иванова и др.), общность надежд на синтез искусств в современном театре (сборник статей «Театр», 1908), разработанную эстетическую программу театра С. — особенно четко в выступлениях Иванова с его проповедью «соборного искусства» (сборник «По звёздам», 1909). Однако претворение идей С. На сцене носило или эклектический, или явно декадентский характер или подменялось поисками чисто зрелищных эффектов, отвлечённой, условной декоративностью постановок (творчество В. Э. Мейерхольда). Мейерхольд, обращавшийся преимущественно к драмам западно-европейских символистов и неоромантиков, в теории (сборник «О театре», 1913) и на практике (в сотрудничестве с живописцами символистского толка — Н.

Н. Сапуновым, С. Ю. Судейкиным и др.) настойчиво утверждал собственную теорию «стилизации» (т. Е. Создания «общего духа» спектакля), часто сводя раскрытие символического смысла драмы, игру актёров к живописной выразительности и музыкальной пластичности мизансцен («Сестра Беатриса» Метерлинка в Театре В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге, 1906, и др.). Исключением явилась постановка Мейерхольдом в 1906 «Балаганчика» Блока (Театр Комиссаржевской, оформление Сапунова, музыка М. А. Кузмина), органично объединившая устремления драматурга, режиссёра, художника и композитора, однако прозвучавшая как пародия на «ортодоксальный» С. Удачной среди ряда попыток поставить символистские драмы на сцене Московского Художественного театра была работа К.

С. Станиславского над «Синей птицей» Метерлинка (1908). Около 1910 на фоне общего кризиса русского С. Происходит и разочарование в возможностях символистского театра. Драматургия С. Продолжает развиваться в рамках собственно литературы. Режиссёры (Мейерхольд, Н. Н. Евреинов и др.), а за ними и художники обращаются к опере, балету, пантомиме, к реставрации театральных зрелищ различных эпох, к классическому репертуару, сочетая традиционные театральные формы с общими принципами «условного действия». Анализу противоречий, заложенных в самой идее современного театра С., был посвящен ряд статей А. Белого. С. — сложное и неоднозначное явление в художественной культуре рубежа 19—20 вв. В нём выразилось предчувствие и ожидание грандиозных социальных исторических перемен и одновременно — страх перед ними, острое неприятие буржуазного миропорядка («страшного мира») и мотивы декадентства, принятие революции и религиозно-мистические устремления.

Влияние С. Испытали разнообразные художественные течения 20 в. (Экспрессионизм, Сюрреализм, отчасти Футуризм и др.). Его эстетическая доктрина осталась достоянием истории. Но художественная практика крупных поэтов-символистов вошла живым наследием в искусство 20 в. Лит. Горький М., Поль Верлен и декаденты, Собр. Соч. В 30 тт., т. 23, М., 1953. Горький и советские писатели, в кн. Литературное наследство, т. 70, М., 1963. Луначарский А., Собр. Соч., т. 1, 4—6, М., 1964—65. С. В литературе. Балашов Н. И., Символизм. Малларме, Рембо, Верлен, в кн. История французской литературы, т. 3, М., 1959. Его же, [Послесловие], в кн. Бодлер М., Цветы зла, М., 1970. Его же, [Предисловие], в кн. Сандрар Б., По всему миру и в глубь мира, М., 1974. Ivanov V., Symbolismo, в кн.

Enciclopedia Italiana, v. 31, Roma, 1936. Holthusen J., Studien zur Ästhetik und Poetik des russischen Symbolismus, Göttingen, 1957. Stepun F., Die Wege des Symbolismus, в кн. Orbis scriptus, Munch., 1966. Бальмонт К., Горные вершины. Сб. Ст., кн. 1, М., 1904. Анненский И., Книга отражений, кн. 1, СПБ, 1906. Белый А., Символизм, М., 1910. Его же, Арабески. Книга статей, М., 1911. «Аполлон», 1910, № 8, 9, 11 [полемика о С. Статьи Блока, Брюсова, Вяч. Иванова, Белого]. Иванов Вяч., Борозды и межи. Сб. Ст., М., 1916. Соловьев Вл., Русские символисты, Собр. Соч., т. 6, СПБ, 1912. Литературное наследство, т. 27—28, М., 1937 [ст. О С. И публикация материалов]. Гинзбург Л., О лирике, 2 изд., Л., 1974. Максимов Д., Поэзия и проза Ал. Блока, Л., 1975. Михайловский Б.

В., Из истории русского символизма, в его кн. Избранные статьи о литературе и искусстве, М., 1969. Долгополов Л., Поэзия русского символизма. В кн. История русской поэзии, т. 2, Л., 1969. Валентинов Н., Два года с символистами, Stanford, 1969. Модернистские течения и поэзия межреволюционного десятилетия, в кн. Русская литература конца 19 — нач. 20 вв. 1908—1917, М., 1972. Аверинцев С., Поэзия Вячеслава Иванова, «Вопросы литературы», 1975, № 8. История русской литературы конца 19 — нач. 20 в. Библиографич. Указатель, М. — Л., 1963. С. В изобразит. Искусстве. Ревалд Дж., Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена, [пер. С англ., т. 1, Л. — М., 1962]. Всеобщая история искусств, т. 5—6, кн. 1—2, М., 1964—66. Denis M., Theories. 1890—1910, 4 ed., P., 1920. Chassé Ch., Le mouvement symboliste dans l'art du XIX siécle, P., 1947.

Christoffel U., Malereiund Poesie. Die symbolistische Kunst des 19. Jahrhunderts, W., [1948]. Hofstätter Н. H., Symbolismus und die Kunst der Jahrhundertwende, Köln, 1965. Его же, Idealismus und Symbolismus, [W. — Münch., 1972]. С. В театре. Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий, Л. — М., 1939. Ростоцкий Б. И., Модернизм в театре, в кн. Русская художественная культура конца Х. Х — нач. XX века. (1895 — 1907), кн. 1, М., 1968. Пожарская М. Н., Русское театрально-декорационное искусство конца XIX — нач. XX века, М., 1970. Родина Т. М., А. Блок и русский театр начала XX века, М., 1972. Knowles D., La réaction idéaliste au théâtre depuis 1890, P., 1934. Dhomme S., La mise en scéne contemporaine d'André Antoine á Bertolt Brecht, [P., 1959].

Л. К. Долгополов, В. А. Калмыков. Ф. Ходлер (Швейцария). «Взгляд в бесконечность». 1916. Кунстхауз. Цюрих. Ф. Штук (Германия). «Война». 1894. Баварские государственные собрания картин. Мюнхен. Г. Климт (Австрия). «Поцелуй» (картон для мозаики во Дворце столетия в Брюсселе). Акварель, гуашь. 1905—06. Австрийский музей художественных ремёсел. Вена. Символизм. О. Бёрдсли (Великобритания). «Павлинья юбка» (иллюстрация к «Саломее» О. Уайльда). Рисунок тушью. 1894. Э. Мунк (Норвегия). «Танец жизни». 1899. Национальная галерея. Осло. О. Редон (Франция). «Глаз как шар». Рисунок углем. Около 1890. М. Дени (Франция). «Музы». 1893. Музей современного искусства. Париж. П. В. Кузнецов (Россия). «Голубой фонтан». Темпера. 1905. Третьяковская галерея. Москва. Ж. Минне (Бельгия). «Фонтан коленопреклоненных». Мрамор.

1898. Фолькванг-музей. Хаген..

Значения в других словарях
Символ

(от греч. Sýmbolon — знак, опознавательная примета) 1) в науке (логике, математике и др.) — то же, что Знак. См. Также ст. «Иероглифов теория». 2) В искусстве — универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа (См. Художественный образ), с одной стороны, знака и аллегории (См. Аллегория) — с другой. В широком смысле можно сказать, что С. Есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделённый всей органи..

Символ веры

(«Си́мвол ве́ры») краткое изложение христианских догматов, безусловное признание которых церковь предписывает каждому христианину. Согласно церковной традиции, «С. В.» составлен апостолами (См. Апостолы), на самом деле «С. В.» — более позднего происхождения. Он был сформулирован на Никейском вселенском соборе (См. Вселенские соборы) 325 и переработан между 362 и 374 (т. Н. Никео-константинопольский «С. В.»). Отдельные христианские течения (монофиситы, несториане и др.) выдвигали свои «С. В.». К ..

Символическая логика

то же, что математическая Логика, т. С. «логика по предмету, математика по методу» (П. С. Порецкий), или «логика, изучаемая посредством построения формализованных языков» (Л. Чёрч). Термин «С. Л.» акцентирует внимание на том обстоятельстве, что основными элементами формализованных языков (См. Формализованный язык), служащих «математическим методом» изучения предмета логики, являются в данном случае не слова обычных разговорных языков (хотя бы и употребляемые в каких-либо специальных значениях),..

Символы химические

тоже, что Знаки химические.. ..

Символизм

СИМВОЛИЗМ - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг. Сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира ("от реального к ..

Символизм

СИМВОЛИЗМ, направление в европейском и русском искусстве 1870 - 1910-х гг. Сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира ("от реального к реальнейшему")..

Символизм

Изображение действительных явлений, мыслей, чувств и отвлеченных понятий в символах, т. Е. В чувственных образах, условно принимаемых за то, что хотят ими выразить. Во Франции возникла целая школа символистом в искусстве, влияние которой отразилось очень заметно на всех родах искусства и в других странах.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907). ..

Символизм

..

Символизм

Направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг. Сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира ("от реального к реальнейшему..

Символизм

1. М.Направление в искусстве и литературе конца XIX в. - начала XX в., объявившее основным художественным приемом символ как выразитель непостижимой сущности предметов и явлений.2. М.То же, что. Символика (1).. ..

Символизм

СИМВОЛИ́ЗМ -а. М. В европейском искусстве конца 19 - начала 20 вв. Модернистское направление, выдвинувшее в качестве своего художественного приёма символ как средство выражения непостижимой сущности предметов и явлений. Русский, французский с. Приёмы символизма. Поэтика символизма. Мистицизм и индивидуализм - характерные черты символизма. Родоначальник символизма А. Рембо. Особенности русского символизма. Влияние символизма.. ..

Символизм

-а,л. ..

Символизм

Символизма, мн. Нет, м. 1. То же, что символика (книжн.). Кольцо было сделано довольно затейно и идейно - с символизмом. Лесков. 2. Направление в искусстве конца 19 и начала 20 вв., выражавшее упадочнические реакционные настроения буржуазии, в художественных образах создававшее символы мистических переживаний и представлений (лит., искус.).. ..

Символизм

СИМВОЛИЗМ. - Как весьма широкая категория понятие «С.» применяется к искусству целых эпох. Так, в концепции Гегеля символистское искусство образует первую ступень в развитии художественного сознания, выражая стремление к идеалу, и соответствует культурам древнего Востока. В символистском искусстве, по Гегелю, идея остается неопределенною и стремится принять образную форму в явлении, к-рое и получает отсюда свое значение. Наряду с такого рода историческим истолкованием С. Трактуется подчас и как ..

Символизм

СИМВОЛИЗМ. ..

Символизм

- (фр. Symbollisme <. От греч. Symbolon - знак, опознавательная примета) - явление художественной культуры последней трети XIX - нач. ХХ вв., противопоставившее себя реализму (в частности, натурализму) и сделавшее основой своей художественной системы философскую концепцию о принципиальной непознаваемости мира и человека средствами научного опыта, логического анализа и реалистического изображения. Художники-сиволисты признавали только интуитивное познание - художественную интуицию, способную от..

Символизм

        (франц. Symbolisme, от греч. Sэmbolon - знак, символ), направление в европейской художественной культуре конца XIX - начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике - позитивизма, в искусстве - натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом вос..

Символизм

(франц. Symbolisme, от греч. Sumbolon - знак, символ) - литературно-художеств. И философско-эстетич. Направление, зародившееся во Франции в творчестве поэтов С. Малларме, А. Рембо, П. Верлена, Ж. Мореаса. Как творч. Содружество франц. Литераторов С. Существовал с сер. 80-х гг. До смерти Малларме (1898), однако после распада группировки воздействие его философско-эстетич. Принципов продолжалось как во Франции, так и за её пределами. В Бельгии (М. Метерлинк, Ж. Роденбах, Э. Верхарн), Австрии и Гер..

Символизм

(symbolism) - (в психологии) процесс представления какого-либо предмета или идеи с помощью символов. Например, любая абстрактная идея представляется в виде более простых и реальных понятий. Часто психоаналитики, занимающиеся теоретическими изысканиями, представляют такие осознанные идеи в качестве символов бессознательных мыслей. Особенно очевидна такая замена во время мечтаний, при свободной ассоциации, а также в процессе образования различных психологических симптомов. Согласно этой теории, лю..

Символизм

- направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг. Сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа. Стремясь прорваться сквозь видимую реальность к «скрытым реальностям», сверхвременной идеальной сущности мира, его нетленной красоте, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социальных сдвигов, доверие к вековым культурным ценностям как единящему началу. Главные представители. П..

Символизм

Филос. Концепции, построенные на основе интерпретации понятия символа как первоосно-вания связи бытия, мышления, личности и культуры. (В узком смысле - эстетическое направление и художественный стиль в европейской культуре с 1880-х по 1920-е гг.)Уже у истоков филос. Мышления (досократики, Упанишады) мы находим искусство филос. Оперирования символом в тех случаях, когда понятие сталкивается с трансцендентным. Но как филос. Метод С. Осознается (если говорить о зап. Традиции) Платоном, который став..

Символизм

Образное выражение идеи или мысли. Изначальное письмо сперва не имело букв, обычно символ выражал целую фразу или предложение. Символ, таким образом, есть записанное иносказание, а иносказание - устный символ. Китайская письменность представляет собой ничто иное, как символическое письмо, каждый из нескольких тысяч знаков которого является символом.. ..

Дополнительный поиск Символизм Символизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Символизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Символизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа