Символизм
Филос. Концепции, построенные на основе интерпретации понятия символа как первоосно-вания связи бытия, мышления, личности и культуры. (В узком смысле - эстетическое направление и художественный стиль в европейской культуре с 1880-х по 1920-е гг.)Уже у истоков филос. Мышления (досократики, Упанишады) мы находим искусство филос. Оперирования символом в тех случаях, когда понятие сталкивается с трансцендентным. Но как филос. Метод С. Осознается (если говорить о зап. Традиции) Платоном, который ставит вопрос о самой возможности адекватной формы абсолютного. (Ср. "Федон", 99d- 100b, где Сократ решается рассматривать "истину бытия" в отвлеченных понятиях, чтобы не "ослепнуть" от сияния истины.) Эйдосы, которые не суть ни абстракции, ни образы, в этом контексте можно понимать именно как символы.
В то же время платоновский (и позднее - неоплатоновский) метод параллельного изложения истины как теории и как мифа, строго говоря, аллегоричен, а не символичен. Европейское Средневековье делает С. Одним из общекультурных принципов, однако предметом рефлексии и культивирования в первую очередь становятся эмблематические возможности символа, собственная же его специфика выявляется лишь в творческой практике культурного взлета 13 - нач. 14 в. Ситуация существенно не меняется вплоть до последней четверти 18 в. Возрождение, маньеризм, барокко, Просвещение богаты своими символическими художественными и религиозными мирами, но не видят при этом в символе ничего, кроме средства иносказания и "геральдической" репрезентации.Новый поворот темы возникает в связи с кантовским учением о воображении.
Описав два несовместимых измерения реальности - природу и свободу, И. Кант в "Критике способности суждения" обосновывает возможность их символического "как бы" соединения в искусстве и в целесообразности живого организма. Здесь С. Впервые приобретает статус особого способа духовного освоения реальности. В это же время И.В. Гёте в связи со своими занятиями морфологией растений приходит к интуиции "прафеномена", т.е. Своего рода объективного символа, рожденного органической природой. В нем. Романтизме (Нова-лис, Ф. Шлегель, Ф.В.Й. Шеллинг, Ф. Крейцер и др.) разворачивается целая философия С. Раскрывающая его специфику в связи с основными темами романтической эстетики (творчество, гений, ирония, взаимосоответствия и переклички миров в универсуме).
Близкую романтизму версию дает А. Шопенгауэр, изображающий мир как символизацию бессодержательной воли в идеях и представлениях. Как вариант романтического С. Можно рассматривать концепцию "косвенных сообщений" С. Кьеркегора.Во втор. Пол. 19 в. Разработку С. Берет на себя философствующее искусство. В музыку и литературу приходит миф, истолкованный не как формальная оболочка смысла, а как смыслопорождающая стихия (наиболее показателен Р. Вагнер - практик и теоретик). С 80-х гг. С. Как художественное течение и теоретическое самообоснование, вбирая в себя и романтическое наследие, и идеи философии жизни, создает в полемике с позитивизмом новую философию, претендующую на тотальную мифологизацию не только творчества, но и жизни творящего субъекта.
Рус. Ответвление С. Кон. 19 - нач. 20 в. Дает обильные филос. Плоды. В построениях B.C. Соловьева, Андрея Белого, Вяч. Иванова, П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева С. Получает систематическое многовариантное филос. Обоснование.В зап. Мысли 20 в. Выделяют несколько моделей С. Выросшая из неокантианства "философия символических форм" Э. Кассирера делает С. Универсальным способом объяснения духовной реальности. "Глубинная психология" К. Юнга и его школы, наследуя открытый психоанализом феномен символа, укорененного в коллективном бессознательном, переходит от установки З. Фрейда на разоблачение символа к его легитимизации и сознательному включению символов и архетипов в процессы самовыражения и самопостроения души. Философия языка вскрывает символический потенциал, позволяющий естественному языку играть роль миросозидающей силы.
Если аналитическая традиция склонна при этом "обезвреживать" мифологию языка и его символов в пользу рациональности и смысловой прозрачности, то "фундаментальная онтология" М. Хайдеггера и герменевтика Х.Г. Гадамера пытаются освободить язык от сциентистской цензуры и позволить символу быть самодостаточным средством понимания мира. Структурализм К. Леви-Строса исследует механизмы функционирования С. В первобытном бессознательном (бриколаж), не избегая проекций на современную культуру. Новейшая философия Запада сохраняет проблематику С. В превращенных формах в той мере, в какой остается актуальной задача размежевания и аксиологической оценки различных типов знаковой активности человека и культуры.Среди подходов, задающих алгоритмы понимания С.
В культуре, выделяются как наиболее влиятельные морфология О. Шпенглера, с ее вычленением биоморфных первосимволов творчества. Марксистская и неомарксистская социология, разоблачающая культурную символику как превращенную форму классовых интересов. Структурализм и семиотика (особенно московско-тартуская школа), стремящиеся найти и описать устойчивые закономерности порождения смысла знаками и значащими системами. Психоанализ, сводящий символотворчество культуры к защитной трансформации разрушительной энергии подсознательного. Иконология (А. Варбург, Э. Панофский), расширившая искусствоведение до общей дисциплины о построении и передаче культурного образа. Герменевтика, онтологизирующая символ, перенося при этом ударение не столько на него, сколько на бесконечный, но законосообразный процесс его интерпретации.
Близкие герменевтике, но полемизирующие с ней диалогизм (М.М. Бахтин, М. Бубер, О. Розеншток-Хюсси) и трансцендентальный прагматизм (К.О. Апель), делающие акцент на непрозрачности и нередуцируемости культурного символа, обретающего смысл в межличностной коммуникации.Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии. Ереван, 1980. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. М., 1982. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989. Свасьян К.А. Философия символических форм Кассирера. Критический анализ. Ереван, 1989. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. ["Философия имени", "Диалектика мифа"]. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. Иванов Вяч. И. Лик и личины России. Эстетика и литературная теория. М., 1995. Флоренский П.А.
"Иконостас", "Symbolarium" // Флоренский П.А. Соч. В 4 т. М., 1996. Т. 2. Энциклопедия символизма. М., 1998.А.Л. Доброхотов.
Дополнительный поиск Символизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Символизм" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Символизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 9 символа