Символизм

169

Филос. Концепции, построенные на основе интерпретации понятия символа как первоосно-вания связи бытия, мышления, личности и культуры. (В узком смысле - эстетическое направление и художественный стиль в европейской культуре с 1880-х по 1920-е гг.)Уже у истоков филос. Мышления (досократики, Упанишады) мы находим искусство филос. Оперирования символом в тех случаях, когда понятие сталкивается с трансцендентным. Но как филос. Метод С. Осознается (если говорить о зап. Традиции) Платоном, который ставит вопрос о самой возможности адекватной формы абсолютного. (Ср. "Федон", 99d- 100b, где Сократ решается рассматривать "истину бытия" в отвлеченных понятиях, чтобы не "ослепнуть" от сияния истины.) Эйдосы, которые не суть ни абстракции, ни образы, в этом контексте можно понимать именно как символы.

В то же время платоновский (и позднее - неоплатоновский) метод параллельного изложения истины как теории и как мифа, строго говоря, аллегоричен, а не символичен. Европейское Средневековье делает С. Одним из общекультурных принципов, однако предметом рефлексии и культивирования в первую очередь становятся эмблематические возможности символа, собственная же его специфика выявляется лишь в творческой практике культурного взлета 13 - нач. 14 в. Ситуация существенно не меняется вплоть до последней четверти 18 в. Возрождение, маньеризм, барокко, Просвещение богаты своими символическими художественными и религиозными мирами, но не видят при этом в символе ничего, кроме средства иносказания и "геральдической" репрезентации.Новый поворот темы возникает в связи с кантовским учением о воображении.

Описав два несовместимых измерения реальности - природу и свободу, И. Кант в "Критике способности суждения" обосновывает возможность их символического "как бы" соединения в искусстве и в целесообразности живого организма. Здесь С. Впервые приобретает статус особого способа духовного освоения реальности. В это же время И.В. Гёте в связи со своими занятиями морфологией растений приходит к интуиции "прафеномена", т.е. Своего рода объективного символа, рожденного органической природой. В нем. Романтизме (Нова-лис, Ф. Шлегель, Ф.В.Й. Шеллинг, Ф. Крейцер и др.) разворачивается целая философия С. Раскрывающая его специфику в связи с основными темами романтической эстетики (творчество, гений, ирония, взаимосоответствия и переклички миров в универсуме).

Близкую романтизму версию дает А. Шопенгауэр, изображающий мир как символизацию бессодержательной воли в идеях и представлениях. Как вариант романтического С. Можно рассматривать концепцию "косвенных сообщений" С. Кьеркегора.Во втор. Пол. 19 в. Разработку С. Берет на себя философствующее искусство. В музыку и литературу приходит миф, истолкованный не как формальная оболочка смысла, а как смыслопорождающая стихия (наиболее показателен Р. Вагнер - практик и теоретик). С 80-х гг. С. Как художественное течение и теоретическое самообоснование, вбирая в себя и романтическое наследие, и идеи философии жизни, создает в полемике с позитивизмом новую философию, претендующую на тотальную мифологизацию не только творчества, но и жизни творящего субъекта.

Рус. Ответвление С. Кон. 19 - нач. 20 в. Дает обильные филос. Плоды. В построениях B.C. Соловьева, Андрея Белого, Вяч. Иванова, П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева С. Получает систематическое многовариантное филос. Обоснование.В зап. Мысли 20 в. Выделяют несколько моделей С. Выросшая из неокантианства "философия символических форм" Э. Кассирера делает С. Универсальным способом объяснения духовной реальности. "Глубинная психология" К. Юнга и его школы, наследуя открытый психоанализом феномен символа, укорененного в коллективном бессознательном, переходит от установки З. Фрейда на разоблачение символа к его легитимизации и сознательному включению символов и архетипов в процессы самовыражения и самопостроения души. Философия языка вскрывает символический потенциал, позволяющий естественному языку играть роль миросозидающей силы.

Если аналитическая традиция склонна при этом "обезвреживать" мифологию языка и его символов в пользу рациональности и смысловой прозрачности, то "фундаментальная онтология" М. Хайдеггера и герменевтика Х.Г. Гадамера пытаются освободить язык от сциентистской цензуры и позволить символу быть самодостаточным средством понимания мира. Структурализм К. Леви-Строса исследует механизмы функционирования С. В первобытном бессознательном (бриколаж), не избегая проекций на современную культуру. Новейшая философия Запада сохраняет проблематику С. В превращенных формах в той мере, в какой остается актуальной задача размежевания и аксиологической оценки различных типов знаковой активности человека и культуры.Среди подходов, задающих алгоритмы понимания С.

В культуре, выделяются как наиболее влиятельные морфология О. Шпенглера, с ее вычленением биоморфных первосимволов творчества. Марксистская и неомарксистская социология, разоблачающая культурную символику как превращенную форму классовых интересов. Структурализм и семиотика (особенно московско-тартуская школа), стремящиеся найти и описать устойчивые закономерности порождения смысла знаками и значащими системами. Психоанализ, сводящий символотворчество культуры к защитной трансформации разрушительной энергии подсознательного. Иконология (А. Варбург, Э. Панофский), расширившая искусствоведение до общей дисциплины о построении и передаче культурного образа. Герменевтика, онтологизирующая символ, перенося при этом ударение не столько на него, сколько на бесконечный, но законосообразный процесс его интерпретации.

Близкие герменевтике, но полемизирующие с ней диалогизм (М.М. Бахтин, М. Бубер, О. Розеншток-Хюсси) и трансцендентальный прагматизм (К.О. Апель), делающие акцент на непрозрачности и нередуцируемости культурного символа, обретающего смысл в межличностной коммуникации.Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии. Ереван, 1980. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. М., 1982. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989. Свасьян К.А. Философия символических форм Кассирера. Критический анализ. Ереван, 1989. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. ["Философия имени", "Диалектика мифа"]. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. Иванов Вяч. И. Лик и личины России. Эстетика и литературная теория. М., 1995. Флоренский П.А.

"Иконостас", "Symbolarium" // Флоренский П.А. Соч. В 4 т. М., 1996. Т. 2. Энциклопедия символизма. М., 1998.А.Л. Доброхотов.

Значения в других словарях
Символизм

(франц. Symbolisme, от греч. Sýmbolon — знак, символ) европейское литературно-художественное направление конца 19 — начала 20 вв. Оформилось в связи с общим кризисом буржуазной гуманитарной культуры, а также в связи с позитивистской компрометацией реалистических принципов художественного образа у парнасцев (см. «Парнас»), натуралистов и в беллетристическом романе 2-й половины 19 в. Основы эстетики С. Сложились в период конца 60-х — 70-е гг. В творчестве французских поэтов П. Верлена, Лотреамона,..

Символизм

СИМВОЛИЗМ - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг. Сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира ("от реального к ..

Символизм

СИМВОЛИЗМ, направление в европейском и русском искусстве 1870 - 1910-х гг. Сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира ("от реального к реальнейшему")..

Символизм

Изображение действительных явлений, мыслей, чувств и отвлеченных понятий в символах, т. Е. В чувственных образах, условно принимаемых за то, что хотят ими выразить. Во Франции возникла целая школа символистом в искусстве, влияние которой отразилось очень заметно на всех родах искусства и в других странах.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907). ..

Символизм

..

Символизм

Направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг. Сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира ("от реального к реальнейшему..

Символизм

1. М.Направление в искусстве и литературе конца XIX в. - начала XX в., объявившее основным художественным приемом символ как выразитель непостижимой сущности предметов и явлений.2. М.То же, что. Символика (1).. ..

Символизм

СИМВОЛИ́ЗМ -а. М. В европейском искусстве конца 19 - начала 20 вв. Модернистское направление, выдвинувшее в качестве своего художественного приёма символ как средство выражения непостижимой сущности предметов и явлений. Русский, французский с. Приёмы символизма. Поэтика символизма. Мистицизм и индивидуализм - характерные черты символизма. Родоначальник символизма А. Рембо. Особенности русского символизма. Влияние символизма.. ..

Символизм

-а,л. ..

Символизм

Символизма, мн. Нет, м. 1. То же, что символика (книжн.). Кольцо было сделано довольно затейно и идейно - с символизмом. Лесков. 2. Направление в искусстве конца 19 и начала 20 вв., выражавшее упадочнические реакционные настроения буржуазии, в художественных образах создававшее символы мистических переживаний и представлений (лит., искус.).. ..

Символизм

СИМВОЛИЗМ. - Как весьма широкая категория понятие «С.» применяется к искусству целых эпох. Так, в концепции Гегеля символистское искусство образует первую ступень в развитии художественного сознания, выражая стремление к идеалу, и соответствует культурам древнего Востока. В символистском искусстве, по Гегелю, идея остается неопределенною и стремится принять образную форму в явлении, к-рое и получает отсюда свое значение. Наряду с такого рода историческим истолкованием С. Трактуется подчас и как ..

Символизм

СИМВОЛИЗМ. ..

Символизм

- (фр. Symbollisme <. От греч. Symbolon - знак, опознавательная примета) - явление художественной культуры последней трети XIX - нач. ХХ вв., противопоставившее себя реализму (в частности, натурализму) и сделавшее основой своей художественной системы философскую концепцию о принципиальной непознаваемости мира и человека средствами научного опыта, логического анализа и реалистического изображения. Художники-сиволисты признавали только интуитивное познание - художественную интуицию, способную от..

Символизм

        (франц. Symbolisme, от греч. Sэmbolon - знак, символ), направление в европейской художественной культуре конца XIX - начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике - позитивизма, в искусстве - натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом вос..

Символизм

(франц. Symbolisme, от греч. Sumbolon - знак, символ) - литературно-художеств. И философско-эстетич. Направление, зародившееся во Франции в творчестве поэтов С. Малларме, А. Рембо, П. Верлена, Ж. Мореаса. Как творч. Содружество франц. Литераторов С. Существовал с сер. 80-х гг. До смерти Малларме (1898), однако после распада группировки воздействие его философско-эстетич. Принципов продолжалось как во Франции, так и за её пределами. В Бельгии (М. Метерлинк, Ж. Роденбах, Э. Верхарн), Австрии и Гер..

Символизм

(symbolism) - (в психологии) процесс представления какого-либо предмета или идеи с помощью символов. Например, любая абстрактная идея представляется в виде более простых и реальных понятий. Часто психоаналитики, занимающиеся теоретическими изысканиями, представляют такие осознанные идеи в качестве символов бессознательных мыслей. Особенно очевидна такая замена во время мечтаний, при свободной ассоциации, а также в процессе образования различных психологических симптомов. Согласно этой теории, лю..

Символизм

- направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг. Сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа. Стремясь прорваться сквозь видимую реальность к «скрытым реальностям», сверхвременной идеальной сущности мира, его нетленной красоте, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социальных сдвигов, доверие к вековым культурным ценностям как единящему началу. Главные представители. П..

Символ

(от греч. Symbolon - знак, опознавательная примета) - идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание. С. Стоит между (чистым) знаком, у которого собственное содержание ничтожно, и моделью, имеющей прямое сходство с моделируемым объектом, что позволяет модели замещать последний в процессе исследования.С. Используется человеком в своей деятельности и имеет в силу этого определенную цель. Он всегда слу..

Символ Веры

(слав. Эквивалент лат. Credo) - (1) официально зафиксированная система основополагающих догматов вероучения. Выступает, с одной стороны предметом веры, выводясь тем самым из сферы рациональной критики, с другой - фундаментом рациональной теологии, составляя по отношению к последней исходную аксиоматическую систему. Дидактические толкования СВ. Служат основой катехизисов и катехических поучений (исповеданий веры). Будучи лаконичной и архитектонически завершенной системой, СВ. Может воспроизводить..

Символика Понятий

Обозначение понятий и связей между понятиями посредством знаков и символов. Это обозначение принято прежде всего в математике и химии, в настоящее время оно начинает развиваться в логике (логистике). См. Также Charaeteristica universalis, Пазиграфия.. ..

Символическая Логика

Одно из названий современного этапа в развитии формальной логики.Символы применял в ряде случаев еще Аристотель, а затем и все последующие логики. Однако в современной С.л. Был сделан качественно новый шаг. Стали использовать языки, содержащие только специальные символы и не включающие слова обычного разговорного языка.Выражения "современная логика", "математическая логика" и "С.л." совпадают по своему значению, хотя два последних употребляются реже, чем первое.. ..

Символизм

Образное выражение идеи или мысли. Изначальное письмо сперва не имело букв, обычно символ выражал целую фразу или предложение. Символ, таким образом, есть записанное иносказание, а иносказание - устный символ. Китайская письменность представляет собой ничто иное, как символическое письмо, каждый из нескольких тысяч знаков которого является символом.. ..

Дополнительный поиск Символизм Символизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Символизм" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Символизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа