Сметана
IСме́тана (Smetana) Бедржих (2.3.1824, Литомишль, — 12.5.1884, Прага), чешский композитор, дирижёр, пианист, музыкально-общественный деятель. Учился в Праге у И. Прокша. Уже в детстве С. Познакомился с идеями «будителей» (См. Будители). С 1847 концертировал как пианист (свыше 20 лет). В 1847—56 руководил основанной им в Праге музыкальной школой. В 1856—61 жил в Гётеборге, выступал как симфонический дирижёр и пианист. В эти годы создал «6 характерных пьес» (2 тетради, 1848. Одобрены Ф. Листом) и «Воспоминания о Чехии в форме полек» для фортепиано. (1860), симфонические поэмы «Ричард III» (по Шекспиру, 1858), «Лагерь Валленштейна» (по Шиллеру, 1859) и «Гакон Ярл» (по Эленшлегеру, 1861). С 1862 выступал как симфонический и хоровой дирижёр и пианист в Праге.
Преподавал, писал музыкально-критические статьи, был организатором музыкально-общественных и просветительских мероприятий. С 1863 руководил мужским хором «Глагол Пражский» и музыкальной секцией артистического клуба «Умелецка беседа». В 1866—74 был оперным дирижёром во «Временном театре», обогатил его репертуар — наряду с западноевропейскими классическими операми исполнял сочинения чешских композиторов Ф. Шкроупа, К. Бендля, Л. Мехуры и др. Дирижировал также операми М. И. Глинки и оперой «Галька» С. Монюшки. Руководил постановкой здесь собственных опер (дирижировал многими премьерами), ставших основой национального оперного репертуара. Всего написал 9 опер, в том числе историческую музыкальную драму «Бранденбуржцы в Чехии» (соч.
1863), призывавшую к освобождению от национального и социального гнёта, и наиболее известную (ставится и в современных театрах многих стран) комическую оперу «Проданная невеста» (1866, Прага. 3-я редакция, 1870, Петербург), отличающуюся реалистичностью картин народного быта, жизнерадостностью, мелодичностью музыки, основанной на народный напевах и ритмах чешских танцев. Опера-трагедия «Далибор» (1868) вызвала полемику, в которой С. Поддерживали прогрессивные деятели чешской культуры (в т. Ч. Я. Неруда, О. Гостинский). С другой стороны, С. Обвиняли в отходе от национальных традиций (влияния Листа и Р. Вагнера). В связи с потерей слуха С. Оставил пост дирижёра и поселился в деревне Ябкенице близ Праги, где создал свои лучшие оркестровые сочинения — цикл «Моя Родина» (1874—79), состоящий из 6 программных симфонических поэм («Вышеград», «Влтава», «Шарка», «В чешских лугах и лесах», «Табор», «Бланик»), в которых воспеваются чешская природа и чешский народ (по национальным героическим преданиям).
Там же написаны оперы «Тайна» (1878), «Чёртова стена» (1882) и «Виола» (не окончена, пост. В 1924), 2 струнных квартета (1-й, автобиографический, — «Из моей жизни», 1876. 1883) и другие камерно-инструментальные сочинения, хоры, «Чешские песни» для фортепиано. (1879). Творчество С., композитора-патриота, боровшегося за передовые художественные идеалы, отличающееся национальным своеобразием и высоким мастерством, определило дальнейшие пути развития чешской музыки. Его именем в Праге названы концертный зал, струнный квартет, музыкальное общество, публикующее полное собрание его сочинений. В Праге имеется (с 1928) Музей С. С филиалами в Литомишле и Ябкенице. Лит. Гулинская З., Бедржих Сметана, М., 1959. Мартынов И., Бедржих Сметана, М., 1963.
Бэлза И., История чешской музыкальной культуры, т. 2, М., 1973, гл. 3. Hostinský О., Bedřich Smetana a jeho boj о moderní českou hudbu, Praha, 1901. Nejedlý Z., Bedřich Smetana, kn. 1—7, Praha, 1950—54. Plavec J., Smetanova tvorba sborova, Praha, 1954. Soupis dopisu Bedřicha Smetany, «Miscellanea musicologica», 1960, sv. 15. Clapham J., Smetana, L., 1972. И. Ф. Бэлза. Б. Сметана.IIСмета́на см. В ст. Молочнокислые продукты.
Дополнительный поиск Сметана
На нашем сайте Вы найдете значение "Сметана" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сметана, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 7 символа