Станиславский
IСтанисла́вский (настоящая фамилия — Алексеев) Константин Сергеевич [5(17).1.1863, Москва, — 7.8.1938, там же], советский актер, режиссер, педагог, теоретик театра, народный артист СССР (1936). С. Заложил фундамент современной науки о театре, создал школу, направление, представляющие собой новый этап в развитии сценического реализма (см. Станиславского система). Родители С. Принадлежали к прогрессивным торгово-промышленным кругам из которых вышли близкие семье Алексеевых крупнейшие деятели культуры — П. М. Третьяков, А. А. Бахрушин, С. И. Мамонтов и др. В 1877 С. Впервые выступил на домашней сцене. Вскоре образовался «Алексеевский кружок», ставивший переводные водевили, оперетты. С. Сыграл здесь много ролей с пением и танцами.
В 1888 основал (совместно с режиссером Ф. Федотовым, певцом и педагогом (Ф. П. Комиссаржевским) Общество искусства и литературы. Исполнил здесь роли Барона («Скупой рыцарь» Пушкина), Анания Яковлева («Горькая судьбина» Писемского), Фердинанда («Коварство и любовь» Шиллера) и др. Одаренный большим талантом, яркостью воображения, редким обаянием, сценичной внешностью, непрестанно совершенствуя мастерство, С. Приобрел славу выдающегося актёра своего времени. В первых же режиссерских работах он стремился порвать с обветшалыми традициями, найти более тонкие средства для передачи художественной правды на сцене («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого 1891. «Потонувший колокол» Гауптмана, 1898 и др.). В 1898 С. Вместе с В. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр (МХТ, см.
Московский Художественный академический театр), в труппу которого вошли актёры Общества искусства и литературы и ученики Немировича-Данченко по Музыкально-драматическому училищу Московского филармонического общества. Первый спектакль — «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого (1898, пост. С. И А. А. Санина). Подлинное рождение МХТ и вместе с ним нового направления в мировом сценическом искусстве связано с постановкой «Чайки» Чехова (1898, режиссер С. И Немирович-Данченко). Затем были поставлены «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1904) Чехова. Поняв жизненную правду и поэтичность, новаторскую сущность драматургии Чехова, С. И Немирович-Данченко нашли особую манеру её исполнения, открыли новые приёмы раскрытия духовного мира современного человека.
Успех постановок определялся ансамблем всех участников спектакля, объединённых единым творческим методом и общностью понимания идеи пьесы. Игра актёров, декорации, свет, звуковое оформление создавали неразрывное целое, единый художественный образ. В 1902 С. Поставил пьесы М. Горького «Мещане» и «На дне» (совместно с В. И. Немировичем-Данченко), пронизанные предчувствием назревавших революционных событий. С драматургией Горького (по определению С.) связана общественно-политическая линия в репертуаре МХТ. В спектакле «Мещане» впервые вышел на сцену новый герой — рабочий, призывающий бороться за преобразование общества. Новаторскими по режиссуре были поставленные С. И Немировичем-Данченко произведения русской классики.
«Горе от ума» Грибоедова (1906), «Где тонко, там и рвется» Тургенева (1912), «Село Степанчиково» по Достоевскому (1917), а также «Месяц в деревне» Тургенева (1909, постановка С. И И. М. Москвина), «Синяя птица» Метерлинка (1908, совместно с Л. А. Сулержицким и Москвиным). В период распространения различных декадентских течений С. Поставил в условно-символистском плане «Драму жизни» Гамсуна и «Жизнь человека» Андреева (обе в 1907), но эти спектакли убедили его в губительном воздействии на искусство актёра нарочитой, искусственной стилизации. Актёрский талант С. Проявился в разноплановых сценических образах. Пафосом борьбы с ложной моралью и эгоистическими интересами буржуазного общества был проникнут образ доктора Штокмана [«Доктор Штокман» («Враг народа») Ибсена, пост.
С. И В. В. Лужского]. С подлинно горьковским романтизмом, размахом сыгран Сатин («На дне»). Лирическим обаянием, глубокой человечностью, духовной стойкостью отличались чеховские герои С. Астров («Дядя Ваня»), Вершинин («Три сестры»). Сатирическое дарование С. Проявилось в ролях Фамусова («Горе от ума» Грибоедова), Крутицкого («На всякого мудреца довольно простоты» Островского), Аргана («Мнимый больной» Мольера). С 1900-х гг. С. Активно разрабатывал учение о творчестве актёра — актёрскую технику и метод работы над пьесой и ролью. Вместе с Л. А. Сулержицким он организовал при МХТ 1-ю Студию (1912), чтобы в работе с молодёжью проверить и утвердить свою систему. Победа октября революции 1917 определила новый этап деятельности С.
Как режиссёра, педагога и теоретика сценического искусства. Спектакли, созданные им в сов. Время, отличались не только глубиной и оригинальностью режиссёрского замысла, совершенством сценического воплощения, но и социальной заострённостью. «Горячее сердце» Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1927). Важной вехой в развитии сов. Театра и утверждении в нём метода социалистического реализма стал поставленный под руководством С. (режиссер И. Я. Судаков) спектакль «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова (1927). С. Руководил постановкой спектаклей «Унтиловск» Леонова (1928), «Мёртвые души» по Гоголю (1932), «Таланты и поклонники» Островского (1933) и др. С. Стремился осуществить реформу сценического искусства и в области музыкального театра.
В 1918 возглавил Оперную студию Большого театра, выросшую в Оперную студию-театр, затем — в Оперный театр им. К. С. Станиславского (пост. «Евгений Онегин» Чайковского, 1922, «Царская невеста» Римского-Корсакова, 1926. Впоследствии Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В 1935 создал Оперно-драматическую студию. С. Никогда не прекращал поисков более совершенных путей сценического творчества. К началу 30-х гг. Он стоял на пороге новых открытий, вновь приступив к студийной и экспериментальной работе. Деятельность С., наиболее полно и цельно воплотившего идеи сценического реализма, оказала огромное влияние на советскую режиссёрскую и актёрскую школу, способствовала возникновению различных театральных направлений.
По признанию крупнейших мастеров зарубежной сцены, весь современный театр использует наследие С. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени. В Москве в доме, где жил К. С. Станиславский, в 1948 организован музей. Соч. Собр. Соч., т. 1—8, М., 1954—61. Лит. Эфрос Н. Е., К. С. Станиславский, П., 1918. Гуревич Л., Девять ролей К. С. Станиславского, «Театр», 1938, №9. О Станиславском. Сб. Воспоминаний. 1863—1938, М., 1948. Прокофьев В., На последних репетициях К. С. Станиславского, «Театр», 1948, № 1. Его же, К. С. Станиславский о творческом процессе актера, там же, 1948, № 3. Кристи Г., Работа Станиславского в оперном театре, М., 1952. Наследие Станиславского и практика советского театра. Сб. Статей, М., 1953. Крыжицкий Г., Великий реформатор сцены, М., 1962.
Марков П., О Станиславском, «Театр», 1962, №1. Станиславский. Писатели, артисты, режиссёры о великом деятеле русского театра, М., 1963. Луначарский А. В., Собр. Соч., т. 3, М., 1964. Полякова Е., Станиславский — актёр, М., 1972. Виноградская И., Жизнь и творчество К. С. Станиславского. Летопись в 4-х томах. 1863—1938, т. 1—3, М., 1971—1973. Строева М. Н., Режиссёрские искания Станиславского. 1898—1917, М., 1973. Сибиряков Н. Н., Мировое значение Станиславского, М., 1974. В. Н. Прокофьев. К. С. Станиславский.IIСтанисла́вский (Stanislawski) Ян Гжегож [12(24).6.1860, с. Ольшана, ныне Черкасской области УССР, — 6.1.1907, Краков], польский живописец-пейзажист, близкий к эстетической программе «Молодой Польши» (См. Молодая Польша). Учился в Варшаве у В.
Герсона, в Школе изящных искусств в Кракове (1883—85) у В. Лущкевича и в Париже (1885—88), где жил до 1895. С 1897 профессор АХ в Кракове. Часто бывал на Украине. Картины С. Сочетают принципы Импрессионизма с традициями польской живописи 19 в. Они просты по мотивам, полны простора, света, воздуха, сияния чистых красок («Гумно на Украине», после 1900, «Ветряные мельницы», около 1904, обе — в Национальном музее, Краков). Лит. Juszczak W., Jan Stanislawski, Warsz., 1972. Я. Г. Станиславский. «Тополя». 1900. Национальный музей. Краков..
Дополнительный поиск Станиславский
На нашем сайте Вы найдете значение "Станиславский" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Станиславский, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 13 символа