Тепловоз
один из видов Локомотивов, на котором первичным двигателем является двигатель внутреннего сгорания. Основные элементы Т. Тепловозный двигатель, Силовая передача, экипажная часть, вспомогательное оборудование. Установленный в машинном отделении Т. Двигатель превращает тепловую энергию сжигаемого топлива в механическую или электрическую энергию, которая через механическую, гидромеханическую или электрическую силовую передачу реализуется в движение колёсных пар (См. Колёсная пара). Идея использования теплового двигателя на локомотиве возникла в конце 19 в. Предшественники Т. — автодрезины (См. Автодрезина), Мотовозы, создававшиеся главным образом для внутризаводских перевозок. Русский инженер В. И. Гриневецкий в 1908—12 создал опытный двигатель внутреннего сгорания, приспособленный к переменным нагрузкам, возникающим при работе локомотива.
Т. С таким двигателем и прямой передачей был спроектирован, но не был построен. В 1922 Т. Оригинальной конструкции с механическим генератором газа предложил советский инженер А. Н. Шелест. (Его идея была осуществлена только в 50-е гг. 20 в. В Швеции.) Первый магистральный Т. (рис. 1) был создан в СССР в 1924 по проекту Я. М. Гаккеля (См. Гаккель). Наиболее распространены Т. С электрической передачей (рис. 2, 3), в которых коленчатый вал основного двигателя вращает якорь главного электрогенератора, вырабатывающего электрический ток для питания тяговых электродвигателей. Через зубчатую передачу вращение якорей тяговых электродвигателей передаётся колёсным парам. К экипажной части Т. Относятся главная рама, двух-, трёх- или четырёхосные тележки с колёсными парами, буксами и рессорным подвешиванием (см.
Подвеска). На главной раме Т. Располагается кузов. Т. Выполняются одно-, двух- и трёхкузовными (одно-, двух- и трёхсекционными). В кузове размещается кабина машиниста, из которой осуществляется управление Т. Машинист при помощи контроллера устанавливает определённую частоту вращения вала двигателя, а изменение режимов работы электрогенератора и тяговых электродвигателей производится автоматически в зависимости от профиля ж.-д. Пути. От машинной части кабину обычно отделяет аппаратная камера, в которой размещены приборы и аппараты для выполнения переключений в силовой цепи Т. В машинном отделении, кроме двигателя, находится главный генератор, компрессор, аккумуляторная батарея, фильтры и т. П. Т. — экономичный локомотив, на котором энергия топлива используется примерно в 6 раз эффективней, чем на паровозе.
Современные Т. Имеют расчётный кпд 28—32%, развивают скорость 120—160 км/ч и более. Лит. Якобсон П. В., История тепловоза в СССР, М., 1960. Тепловоз ТЭЗ, 5 изд., М., 1973. Тепловозы СССР. Каталог-справочник, М., 1974. П. И. Кметик. Рис. 3. Двухсекционный тепловоз 2ТЭ116 — 001 с двумя дизелями общей мощностью 4400 квт (6000 л. С.). Ворошиловград. 1971. Рис. 2. Двухсекционный тепловоз 2ТЭ10Л с двумя дизелями общей мощностью 4400 квт (6000 л. С.). Ворошиловград. 1962. Рис. 1. Первый магистральный тепловоз с дизелем мощностью 750 квт (1000 л. С.), построенный в СССР в 1924..
Дополнительный поиск Тепловоз
На нашем сайте Вы найдете значение "Тепловоз" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тепловоз, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 8 символа