Тепловоз

100

один из видов Локомотивов, на котором первичным двигателем является двигатель внутреннего сгорания. Основные элементы Т. Тепловозный двигатель, Силовая передача, экипажная часть, вспомогательное оборудование. Установленный в машинном отделении Т. Двигатель превращает тепловую энергию сжигаемого топлива в механическую или электрическую энергию, которая через механическую, гидромеханическую или электрическую силовую передачу реализуется в движение колёсных пар (См. Колёсная пара). Идея использования теплового двигателя на локомотиве возникла в конце 19 в. Предшественники Т. — автодрезины (См. Автодрезина), Мотовозы, создававшиеся главным образом для внутризаводских перевозок. Русский инженер В. И. Гриневецкий в 1908—12 создал опытный двигатель внутреннего сгорания, приспособленный к переменным нагрузкам, возникающим при работе локомотива.

Т. С таким двигателем и прямой передачей был спроектирован, но не был построен. В 1922 Т. Оригинальной конструкции с механическим генератором газа предложил советский инженер А. Н. Шелест. (Его идея была осуществлена только в 50-е гг. 20 в. В Швеции.) Первый магистральный Т. (рис. 1) был создан в СССР в 1924 по проекту Я. М. Гаккеля (См. Гаккель). Наиболее распространены Т. С электрической передачей (рис. 2, 3), в которых коленчатый вал основного двигателя вращает якорь главного электрогенератора, вырабатывающего электрический ток для питания тяговых электродвигателей. Через зубчатую передачу вращение якорей тяговых электродвигателей передаётся колёсным парам. К экипажной части Т. Относятся главная рама, двух-, трёх- или четырёхосные тележки с колёсными парами, буксами и рессорным подвешиванием (см.

Подвеска). На главной раме Т. Располагается кузов. Т. Выполняются одно-, двух- и трёхкузовными (одно-, двух- и трёхсекционными). В кузове размещается кабина машиниста, из которой осуществляется управление Т. Машинист при помощи контроллера устанавливает определённую частоту вращения вала двигателя, а изменение режимов работы электрогенератора и тяговых электродвигателей производится автоматически в зависимости от профиля ж.-д. Пути. От машинной части кабину обычно отделяет аппаратная камера, в которой размещены приборы и аппараты для выполнения переключений в силовой цепи Т. В машинном отделении, кроме двигателя, находится главный генератор, компрессор, аккумуляторная батарея, фильтры и т. П. Т. — экономичный локомотив, на котором энергия топлива используется примерно в 6 раз эффективней, чем на паровозе.

Современные Т. Имеют расчётный кпд 28—32%, развивают скорость 120—160 км/ч и более. Лит. Якобсон П. В., История тепловоза в СССР, М., 1960. Тепловоз ТЭЗ, 5 изд., М., 1973. Тепловозы СССР. Каталог-справочник, М., 1974. П. И. Кметик. Рис. 3. Двухсекционный тепловоз 2ТЭ116 — 001 с двумя дизелями общей мощностью 4400 квт (6000 л. С.). Ворошиловград. 1971. Рис. 2. Двухсекционный тепловоз 2ТЭ10Л с двумя дизелями общей мощностью 4400 квт (6000 л. С.). Ворошиловград. 1962. Рис. 1. Первый магистральный тепловоз с дизелем мощностью 750 квт (1000 л. С.), построенный в СССР в 1924..

Значения в других словарях
Тепловое излучение

температурное излучение, электромагнитное излучение, испускаемое веществом и возникающее за счёт его внутренней энергии (в отличие, например, от люминесценции (См. Люминесценция), возникающей за счёт внешних источников энергии). Т. И. Имеет Сплошной спектр, положение максимума которого зависит от температуры вещества. С её повышением возрастает общая энергия испускаемого Т. И., а максимум перемещается в область малых длин волн. Т. И. Испускают, например, поверхность накалённого металла, земная ..

Тепловое расширение

изменение размеров тела в процессе его нагревания. Количественно Т. Р. При постоянном давлении характеризуется изобарным коэффициентом расширения (объёмным коэффициентом Т. Р.) . ..

Тепловозный двигатель

двигатель внутреннего сгорания (Дизель), устанавливаемый на тепловозе. Отличие Т. Д. От стационарных и судовых двигателей состоит в разнообразии режимов работы и частой их смене, что обусловлено различной массой поездов, переменным профилем пути, остановками, разными климатическими условиями (например, температура воздуха изменяется от -50 до 45 °С) и др. Причинами. Удельный эффективный расход топлива Т. Д. 204— 230г/(квт․ч)[150—170г/(л. С. ․ ч)]. Мощность Т. Д. Магистральных тепловозов достига..

Тепловой баланс

IТеплово́й бала́нс сопоставление прихода и расхода (полезно использованной и потерянной) теплоты в различных тепловых процессах (См. Тепловой процесс). В технике Т. Б. Используется для анализа тепловых процессов, осуществляющихся в паровых котлах, печах, тепловых двигателях и т. Д. Т. Б. Составляется в единицах энергии (джоулях (См. Джоуль), Калориях) или в % общего количества теплоты, приходящихся на единицу выпускаемой продукции, на 1 ч работы, на период времени (цикл) или на 1 кг израсходован..

Тепловоз

ТЕПЛОВОЗ - локомотив с двигателем внутреннего сгорания (дизелем), энергия которого через силовую передачу (электрическую, гидравлическую или механическую) передается на колесные пары.. ..

Тепловоз

Сущ., кол-во синонимов. (3). ..

Тепловоз

Локомотив с двигателем внутреннего сгорания (дизелем), энергия которого через силовую передачу (электрическую, гидравлическую или механическую) передается на колесные пары.. ..

Тепловоз

М.Локомотив, приводимый в движение двигателем внутреннего сгорания.. ..

Тепловоз

ТЕПЛОВО́З -а. М. Локомотив, приводимый в движение двигателем внутреннего сгорания. Магистральный, мощный т. Создатель тепловоза.. ..

Тепловоз

Тепловоза, м. (ж.-д.). Локомотив, приводимый в движение двигателем внутреннего сгорания.. ..

Тепловоз

(a. Diesel locomotive. Н. Diesellokomotive. Ф. Locomotive diesel. И. Locomotora Disel, locomotora-diesel) - локомотив с двигателем внутр. Сгорания, энергия от к-рого поступает на движущие колёсные пары через электрич., гидравлич. Или механич. Передачу. На Т. Устанавливают 2-тактные или 4-тактные двигатели внутр. Сгорания (дизели). На ж.-д. Транспорте карьеров эксплуатируются гл. Обр. Т. С электрич. Передачей (первый Т. Подобного типа в СССР построен в 1924). На отд. Предприятиях для выполнения х..

Тепловоз

(a. Diesel locomotive. Н. Diesellokomotive. Ф. Locomotive diesel. И. Locomotora Disel, locomotora-diesel) - локомотив с двигателем внутр. Сгорания, энергия от к-рого поступает на движущие колёсные пары через электрич., гидравлич. Или механич. Передачу. На Т. Устанавливают 2-тактные или 4-тактные двигатели внутр. Сгорания (дизели). На ж.-д. Транспорте карьеров эксплуатируются гл. Обр. Т. С электрич. Передачей (первый Т. Подобного типа в СССР построен в 1924). На отд. Предприятиях для выполнения х..

Тепловоз

Автономный локомотив с двигателем внутр. Сгорания, энергия от к-рого передаётся через электрич., гидромеханич. Или механич. Передачу на колёсные пары (см. Рис.). На Т. Устанавливают 2-тактные и 4-тактные двигатели. На магистральных ж. Д. СССР эксплуатируются гл. Обр. Т. С электрич. Передачей с дизелями мощностью до 3000 кВт. На путях пром. Пр-тий используются Т. Меньшей мощности, в осн. С гидромеханич. И механич. Передачами. В СССР первый магистральный Т. Был создан по проекту Я. М. Гаккеля в 19..

Тепловоз

Локомотив, источником энергии к-рого является двигатель внутреннего сгорания. Благодаря этому Т. Обладает к. П. Д., равным 24—25% против к. П. Д. Паровоза, равного 6—9%, и, следовательно, экономичнее паровоза в 3—4 раза. Т. Расходует незначительное количество воды, необходимой ему лишь для охлаждения двигателя. В силу таких преимуществ он может работать на больших тяговых плечах без остановки для набора топлива и воды. Т. Наиболее применим на безводных участках в районах использования жидкого т..

Тепловоз

локомотив, на котором в качестве первичного источника энергии используется двигатель внутреннего сгорания, обычно дизель, преобразующий энергию сжигаемого топлива во вращательное движение колёсных пар. При работе тепловоза в реальных условиях для трогания с места, на крутых подъёмах, при движении с остановками торможением и т. Д. Приходится менять силу тяги, а следовательно, и режим работы двигателя. Но дизель плохо приспособлен к переменным режимам работы, поэтому между двигателем и колёсами у..

Тепловоз

— локомотив с двигателем внутреннего сгорания — дизелем, энергия которого через силовую передачу передается на колесные пары.. ..

Дополнительный поиск Тепловоз Тепловоз

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тепловоз" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тепловоз, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 8 символа