Бенуа

121

IБенуа́ Александр Николаевич [21.4(3.5).1870, Петербург, — 9.2.1960, Париж], русский художник, историк искусства, художественный критик. Сын архитектора Н. Л. Бенуа. Искусству обучался самостоятельно. Жил в Петербурге. В 1896—98 и 1905—07 работал во Франции. Один из организаторов и идейный руководитель объединения «Мир искусства» и журнала того же наименования. В своей книге «История русской живописи в 19 веке» (ч. 1—2, СПБ, 1901—02) и статьях начала 1900-х гг. Б. Подверг критике академическое искусство, а также выступил с идеалистических позиций против эстетики Н. Г. Чернышевского и гражданственности живописи передвижников, выдвинув главным критерием оценки произведений искусства их «художественность». От некоторых полемически заострённых оценок Б.

Впоследствии отказался. Страстный пропагандист классического наследия, в том числе русского искусства 18 — 1-й четверти 19 вв., Б. Был инициатором создания ряда искусствоведческих изданий и музеев (сборники «Художественные сокровища России», редактировал в 1901—03. Журнал «Старые годы». Музей старого Петербурга и т.д.). В предреволюционные годы выступал против крайних формалистических направлений. С 1917 Б. Принимал активное участие в организации охраны памятников искусства и в перестройке музейного дела (особенно в реорганизации Эрмитажа, заведующим картинной галереей которого он был в 1918—26). Ощущение кризиса буржуазного общества и неизбежности революционных потрясений приводит Б. К поискам «вечных», «устойчивых» духовных и эстетических идеалов как антитезы противоречиям современности.

Сочетаясь с увлечением искусством Франции 17—18 вв. И России 18 — 1-й четверти 19 вв., это придаёт его творчеству ретроспективную направленность. Б. — создатель особой разновидности исторической живописи, типичной для «Мира искусства», т. Е. Достоверного по характерности деталей, но одностороннего поэтического отражения той области истории, которую в каждую эпоху составляют её быт и искусство. Б. Привлекают хрупкая красота и гротескная причудливость клонящейся к упадку дворянской культуры (серия «Последние прогулки Людовика XIV», 1897—98. «Версальская серия», 1905—06). Грустная ирония пронизывает его картины, в которых чинно шествующие или суетящиеся фигурки людей сопоставлены с непреходящей и величественной красотой совершенных произведений искусства.

В завитках старинного орнамента, в жестах и осанке людей прошлого Б. Видел материальное выражение духа и поэзии минувшей эпохи. Но творчество Б. Не сводится к искусной стилизации, оно связано и с общим развитием живописи своего времени. Б. Принадлежит к числу реформаторов русской театрально-декорационной живописи на рубеже 20 в. (опера «Гибель богов» Р. Вагнера, 1903, и балет «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, 1907, — Мариинский театр в Петербурге). С 1908 оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева в Париже (балет «Петрушка» И. Ф. Стравинского, 1911, театр Шатле) и до 1911 был её художественным руководителем. В 1913—15 заведующий художественной частью и режиссёр МХТ («Мольеровский спектакль», 1913, сорежиссёры К. С. Станиславский и В.

И. Немирович-Данченко). С 1919 режиссёр и художник Академического театра оперы и балета («Пиковая дама» П. И. Чайковского, 1921) и Большого драматического театра («Слуга двух господ» К. Гольдони, 1921) — в Петрограде. Работы Б. Для театра отличаются художественной цельностью, тщательной продуманностью декораций, костюмов и бутафории, тонким чувством стиля. Убедительны отмеченные графическим изяществом иллюстрации Б., в том числе иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина (один из вариантов издан в 1923), созвучные то лиризму, то драматическому пафосу пушкинского стиха. С 1926 Б. Жил в Париже, работая главным образом над эскизами декораций и костюмов для спектаклей в театрах Франции, Италии и др. Стран. Соч. Русская школа живописи, СПБ, 1904.

Художественные письма, газета «Речь», ноябрь 1908 — февраль 1917. Царское село в царствование императрицы Елизаветы Петровны, СПБ, 1910. История живописи всех времен и народов, т. 1—4, СПБ, 1912—17 (не окончено). Возникновение «Мира искусства», Л., 1928. Жизнь художника. Воспоминания, т. 1—2, Нью-Йорк, 1955. Александр Бенуа размышляет. [статьи и письма 1917—1960 гг.], М., 1968. Memoirs, v. 1—2, L., 1960—64. Лит. Эрнст С., А. Бенуа, П.,1921. Эткинд М., А. Н. Бенуа, Л.— М., 1965. В. М. Петюшенко. А. Н. Бенуа. Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Тушь, акварель, белила. 1916—22. Собрание И. С. Зильберштейна. Москва.IIБенуа́ Леонтий Николаевич [11(23).8.1856, Н. Петергоф, близ Петербурга, — 8.2.1928, Ленинград], русский архитектор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1927).

Сын архитектора Н. Л. Бенуа. В 1879 окончил петербургскую АХ. Преподавал в петербургском институте гражданских инженеров (1884—92, 1920—27). Профессор (1892—1927) и ректор (1903—06 и 1911—17) АХ. Почётный председатель общества архитекторов-художников, редактор журнала «3одчий (См. Зодчий)» (1892—95). Строил в Петербурге (Академическая капелла им. М. И. Глинки, 1885—89. Корпус, ныне советский отдел, Русского музея, 1914—16), Москве, Киеве, Варшаве. Создал проект преобразования Петербурга (1910—13, с архитектором М. М. Перетятковичем и инженером Ф. Е. Енакиевым). Лит. Ружже В. Л., Градостроительные взгляды архитектора Л. Н. Бенуа, в сборнике. Архитектурное наследство, [в.] 7, Л.— М., 1955. Л. Н. Бенуа. Жилой дом на Кировском проспекте в Ленинграде.

1911—13.IIIБенуа́ Николай Леонтьевич [1(13).7.1813, Петербург, — 11(23).12.1898, там же], русский архитектор. В 1827—36 учился в петербургской АХ, с 1857 профессор АХ. В 1890—93 председатель Петербургского общества архитекторов. Работал в Петербурге и его окрестностях. Достраивал крупные ансамбли, например Петергоф (ныне Петродворец. 1848—59), мастерски подражая историческим стилям (фрейлинские дома, 1858) и тактично вписывая свои постройки в сложившийся ансамбль или парковый комплекс («Швейцарский домик» в Кускове (См. Кусково), 1870). Построил также ряд ж.-д. Вокзалов (например, в Петергофе, 1855—57), в которых применял новые, металлические конструкции, воспроизводя в металле готический каркас.IVБенуа́ (Benoit) Пьер (16.7.1886, Альби, департамент Тарн, — 3.3.1962, Сибурн, близ Сен-Жан-де-Люз), французский писатель, член Французской академии (1931).

Детские годы провёл в Тунисе и Алжире. В 1914 опубликовал сборник стихов «Диадумен», посвященный М. Барресу. Колониальные романы Б. Построены на экзотическом материале, отличаются надуманным психологизмом, эротикой и нередко мистицизмом. «Кенигсмарк» (1918, рус. Пер. 1923), «Атлантида» (1919, рус. Пер. 1922), «Властительница Ливана». (1924, рус. Пер. 1924), «Колодцы Иакова» (1925) и др. Позднее опубликовал романы «Затерянный город» (1954), «Фабриций» (1956) и др. Лит. История французской литературы, т. 4, М., 1963. Benoit P. Et Guimard P., De «Koenigsmark» à «Montsavat». Quarante années — quarante romans, P., [1958]. Н. Н. Козюра..

Значения в других словарях
Бентониты

коллоидные глины (см. Глины), состоящие в основном из минералов группы монтмориллонита Al2[Si4010](OH)2∙nH2O. Образование Б. Связано с химическим изменением вулканических пород — туфов и пеплов, по-видимому, в условиях морского дна. Б. Широко используют в нефтяной промышленности для приготовления буровых растворов, как отбеливающие глины, как связующий материал в литейных формовочных смесях и керамических массах. Наиболее крупные месторождения Б. В СССР находятся в Туркмении, Грузии. За рубежом..

Бентос

(от греч. Bénthos — глубина) совокупность организмов, обитающих на грунте и в грунте морских и материковых водоёмов. В противоположность Б., организмы, живущие в толще воды и не связанные с дном, называются пелагическими организмами (См. Пелагические организмы) (нейстон, плейстон, планктон и нектон). Б. Делят на животный (зообентос) и растительный (фитобентос). По способу обитания на дне водоёма в зообентосе различают животных, живущих в грунте и на грунте, подвижных, малоподвижных и неподвижных..

Бенуа Александр Николаевич

Бенуа Александр Николаевич [21.4(3.5).1870, Петербург, ‒ 9.2.1960, Париж], русский художник, историк искусства, художественный критик. Сын архитектора Н. Л. Бенуа Искусству обучался самостоятельно. Жил в Петербурге. В 1896‒98 и 1905‒07 работал во Франции. Один из организаторов и идейный руководитель объединения «Мир искусства». ..

Бенуа Леонтий Николаевич

Бенуа Леонтий Николаевич [11(23).8.1856, Н. Петергоф, близ Петербурга, ‒ 8.2.1928, Ленинград], русский архитектор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1927). Сын архитектора Н. Л. Бенуа. ..

Бенуа

БЕНУА Александр Николаевич (1870-1960), художник, историк искусства и художественный критик. Сын Н. Л. Бену а. Один из организаторов и идеолог журнала "Мир искусства" и одноимённого художественного объединения. В живописи, графике, театральных работах ("Версальская серия", 1905-06, иллюстрации к "Медному всаднику" А. С. Пушкина, 1903-22) тонко передавал стиль прошедших эпох. В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия, особенно искусства барокко и классицизма, с пропове..

Бенуа

Три русск. Художника, сыновья проф. Архитектуры Николая Леонтьевича Б. 1) Альберт Николаевич, живописец-акварелист, род. В 1852 г., учился в Имп. Академии художеств по архитектурному отделению, но по окончании курса посвятил себя изучению акварельной живописи, которою занимался и раньше, пользуясь советами проф. Л. Премацци. В 1883—85 гг., в качестве пенсионера Академии, посетил Италию, Францию и Испанию. В 1884 г., за представленные в Академию акварели, признан академиком, а по возвращении из п..

Бенуа

БЕНУА Пьер (Pierre Benoît, 1866-) - французский писатель, у которого одно из очень почтенных амплуа в буржуазной литературе - развлекать. Нередко на эту роль, кажущуюся ничтожной, выдвигается писатель большого дарования. Буржуазия покупает себе удовольствие видеть большой талант растленным.Б. С видимым удовольствием выполняет свою развлекательную функцию. Это его подлинная стихия. Французская литература знает таких мастеров развлекательного жанра, как Гастон Леру и Морис Леблан. «почтенную» и п..

Бенуа

Александр Николаевич (1870, Санкт-Петербург – 1960, Париж), русский живописец и график, театральный художник, историк искусства и художественный критик, музейный деятель. Один из создателей и лидер группировки «Мир искусства» и одноимённого журнала. Сын петербургского архитектора Н. Л. Бенуа, брат акварелиста и архитектора Альберта Н. Бенуа. С детства пребывал в атмосфере изысканной просвещённости и любви к искусству. Учёба в Петербургской академии художеств (1887) показалась ему рутинной, и он..

Бенуа

Бенуа, Александр Николаевич (1870-1960) - русский художник и художественный критик, с особенной любовью изучавший быт и искусство XVIII века во Франции и России и написавший целый ряд картин из этой эпохи. С 1926 г. Жил за границей.. ..

Бенуа

(Beno?t) Морис-Пьер, иером. (1906-87), франц. Католич. Экзегет. Род. В Нанси. Вступил в орден доминиканцев. Рукоположен в 1930. Изучал библейское богословие в *Иерусалимской библейской школе, где стал проф. НЗ (1932-84), а впоследствии - директором (1965-72). Был экспертом *Ватиканского II Собора и редактором библ. Отдела журн. "Concilium". Для *Иерусалимской Библии подготовил комментарии на Ев. От Матфея и *Послания из уз ап. Павла. Совместно с *Буамаром издал "Синопсис четырех Евангелий" на фр..

Дополнительный поиск Бенуа Бенуа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бенуа" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бенуа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 5 символа