Веды

169

(санскр. Veda — знание, от индоевроп. Корня veid — знать, видеть, ст. Слав. —, греч. Οίδα) — ρвященные книги древних индусов, представляющие собрание гимнов, богослужебных формул и объяснений к разным особенностям ритуала. Они распадаются на четыре сборника. Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Время возникновения этих сборников и их историческое значение различны. Самый древний и самый важный среди них — первый, Rigveda (Веда гимнов. Ric — гимн). Он представляет собой собрание 1028 гимнов, распределенных на десять книг (mandalam — круг, цикл). Происхождение этого сборника и его дальнейшая история отразились в предании, которое приписывает большую часть десяти книг определенным древним жреческим родам, ведущим свое начало от семи мифических мудрецов, называвшихся Рши (Rishi).

Так, вторая книга приписывается роду Гртсамада (Gritsamada), третья — Вишмамитре (Viçvamitra) и его роду, четвертая — роду Вамадевы (Vâmadeva), пятая — Атри (Atri) и его потомкам (Atreya), шестая роду Бгарадваджа (Bharaavâja), седьмая — Васиштхе (Vasichtha) с его родом, восьмая, в большей части, Канве (Kanva) и его потомству. Книги 1-я, 9-я и 10-я приписываются различным авторам. Эти песни изустно передавались в жреческих родах от поколения к поколению, а впоследствии, в эпоху большего культурного и государственного развития, были собраны в один сборник. Это произошло, вероятно, около 1000 лет до Р. X., когда индусы уже переселились из Пенджаба в долину Ганга. Самое же возникновение гимнов относится к эпохе, еще более отдаленной (по Витнею — около 2000 л.

До Р. X.). Таким образом, Ригведа является древнейшим литературным памятником не только индийской литературы, но и всей индоевропейской. Одинаковую древность, быть может, имеют только древнейшие гимны (gâthâ) Зендавесты. Сравнительно с позднейшими произведениями индийского поэтического творчества Ригведа отличается замечательной силой и непосредственностью. Миросозерцание ее безыскуственно, но нередко глубоко. Мысли и образы просты и иногда даже наивны. Содержание гимнов большею частью религиозное. Это — или воззвания к богам, или песнопения, сопровождавшие известные обряды. Выжимание сомы (священный напиток, приготовлявшийся из мясистых стеблей растений), погребение, сожжение и т. Д. Но встречаются и песни (очень немногочисленные) светского характера.

Гимны религиозного содержания вводят читателя в мир ведийской мифологии. Во главе его является Варуна (см.). Рядом с ним его шесть братьев, светлые Адитья (Aditya), дети Адити (Aditi — бесконечность), из которых более выдаются Митра (Mitra) и Бхага (Bhaga — слав. ), остальные же менее значительны. Прочие боги, населяющие природу и управляющие ее явлениями, делятся на три группы. 1) боги видимых небесных световых явлений — Солнца, зари и т. Д. 2) боги воздушного пространства — ветра, бури и т. Д. 3) боги, обитающие на земле. Во главе первой группы стоят два Ашвина (Açvin, от açya — лошадь. "конник", обладатель коней), являющихся первыми на утреннем небе и выводящих за собой дневной свет. Им приписывается много друг. Свойств благодетельного характера, как и греческим Диоскурам, Кастору и Поллуксу, с которыми они первично тождественны.

За ними следует богиня зари — Ушас (Ushas, утренний. Одного происхождение греч. Ήώς, от индоевроп. Корня ves — сиять, светить) и солнечные боги. Сурья — Солнце (Sûrya, от индоевроп. Корня sver, sûr — светить, с которым в связи и греч. Ηλιος, лат. Sol, слав. И готск. Sauil), Савитар (Savitar, от корня su — приводить в движение, оживлять) — живитель, Пушан (Pûshan) — покровитель стад и домашних живогных, изображаемый в виде пастуха. К солнечным богам, по-видимому, принадлежал и Вишну (Vishnu — деятельный), незаметный еще в Ригведе, но получивший первенствующее значение в позднейшую эпоху. Во главе второй группы, богов воздуха, стоит Индра (Indra) — бог грозы, побивающий своею громовой палицей злых демонов и призываемый обыкновенно вместе с Варуной.

Затем следуют боги ветров. Ваю (см.) или Вата, Маруты (Marutas) — бурные ветры, спутники Индры (грозы) и дети Рудры (Rudra — "красный" или "ревущий, воющий"), бога всеуничтожающей бури, который называется также Шива (Çiva — благосклонный, целебный). Позже Шива приобретает большое значение. К этой же группе принадлежит бог дождя — Парджанья (Parjanya), сопоставляемый обыкновенно с литовским Перкуном и славянским Перуном. В третьей группе, земных богов, первое место занимает бог огня — Агни (Agnî, лат. Ignis, слав. ОГНЬ), сведенный на землю жрецом Атхарваном (Atharvan). За ним идут второстепенные боги вроде нимф, домовых, речных божеств и т. Д. Несмотря на это обилие богов, религиозное миросозерцание Ригведы носит характерные признаки генотеизма.

Отдельные боги представляются вне всякого сравнения с другими, каждый из них в момент молитвы чувствуется высшим, превосходящим все остальное богом. Рядом наблюдаются и некоторые зародыши монотеизма и позднейшего философского скептицизма (десятая книга, позднейшая из всех). Язык, на котором написана Ригведа (и остальные Веды), носит название ведийского санскрита и отличается живостью и богатством грамматических форм, сравнительно с так называем. Классическим санскритом, языком стилизованным и канонизованным, а потому и более неподвижным. Изучение ведийской литературы ведет свое начало, собственно, с половины сороковых годов этого столетия и началось именно с Ригведы. Первое сообщение о Ведах было сделано Кольбруком (Colebrooke) в 1805 г.

("Asiatic Researches", VIII), первая попытка ее издания — Фридр. Розеном, в 1838 г. Особенная заслуга в возбуждении интереса к изучению В. Принадлежит французскому ученому Бюрнуфу, который в начале сороковых годов был единственным знатоком В. И ведийского санскрита. К его ученикам принадлежат Рудольф Рот (проф. Тюбингенского унив.), издавший в 1846 году свою книгу. "Zur Literatur und Geschichte des Veda", составившую эпоху в данной области, и Макс Мюллер, начавший в 1849 г. Свое большое издание Ригведы, с комментарием Саяны (Sâyana), в шести томах (Лондон, 1849-1874). За ним последовали издания. Теод. Ауфрехта (1861-1863, VI и VII тома "Indische Studien" Вебера, 2-е изд. 1877) в латинской транскрипции, Макса Мюллера (без комментария, в 2-х томах, Лондон, 1873, 2-е изд., 1877).

Переводы Ригведы. Первый — французский Langlois (1848-1851), весьма произвольный и некритичный. Гроссмана (Лейпциг, 1876-1877). Лудвига (1876-1883, Прага). Гельднера и Кэги. "Siebenzig Lieder des Rigveda" (Тюбинг., 1875). Превосходный словарь к Ригведе издан Гроссманом (Лейпциг, 1873). Грамматические работы вообще по ведийскому санскриту. О глаголе и синтаксисе — Дельбрюка ("Altindisches Verbum", Галле, 1874. "Altindische Syntax", Галле, 1890), по именному склонению — Лэнмена (Lanman, "Noun inflection in the Veda", New-Haven, 1880) и др. Общие историко-литературные работы. Макса Мюллера, "History of Ancient Sanskrit Literature" (Лондон, 1859). I. Muir, "Original Sanskrit Texts" (Vol. V, Лондон, 1872). Бергеня (Bergaigne), "La Religion védique" (Париж, 1878-1883).

Гейнр. Циммера, "Altindisches Leben" (Берлин, 1879). Адольфа Кэги, "Der Rigveda" (2 изд., Лейпциг, 1881). Ольденберга, "Die Hymnen des Rigveda" (Bd. I. "Metrische und textgeschichtliche Prolegomena", (Берлин, 1888). Пишеля и Гельднера, "Vedische Studien" (Stuttgart, 1889) и др.Следующим по значению ведийским сборником является Яджурведа (Yajurveda), или Веда жертвенных формул (yajus — жертв. Изречение). Ко времени возникновения этого памятника индусы уже вышли из Пенджаба и заняли земли на востоке по Гангу, Сарасвати и др. Рекам. В их государственной и общественной жизни наступает переворот. Из народа пастушеского они превращаются в оседлый и земледельческий. Развиваются касты, учение о переселении душ, аскетизм. Фантазия принимает характер необузданный и пылкий, граничащий с чудовищностью.

Яджурведа, вместе с примыкающими к ней прозаическими Брахманами, является литературным памятником этого периода, относимого к 1000-800 г. До Р. X. Она содержит в себе те изречения или стихи, которые должен был произносить жрец, совершавший жертву — Адхварью (Adhvaryu). К ним присоединяются примечания, объясняющие ритуал, подчас весьма сложный, и разные рассуждения о существе и значении отдельных обрядов, символистические толкования, легенды и указания для жрецов. Эти объяснения, писанные прозой, представляют собой древнейшую индийскую, а вероятно, и индоевропейскую прозу, с которой могут мериться древностью только прозаические места Авесты. Яджурведа сохранилась в пяти различных редакциях. Древнейшие из них.

1) Катхака (Kâthakam, редакция школы Katha), до сих пор не изданная. 2) Капиштхала-Катха-Самгита (Kapishthala-Katha-Samhitâ, редакциея школы Kapishthala-Katha), имеющаяся только в испорченных отрывках. 3) Майтраяни-Самгита (Mâtrâyanî-Samhitâ, редакция школы Mâitrâyanîya), изданная проф. Дерптского университета Леоп. Фон Шредером (Лейпциг, 1881-86). К этим редакциям примыкает более поздняя. 4) Тайттирия-Самгита (Tâittirîya-Samhitâ, в редакции школы Tâittirîya), изданная Альбр. Вебером (в лат. Транскрипции. 11 и 12 тома "Indische Studien", Лейпц., 1871-72). Эти четыре редакции близки друг к другу и носят собирательное название "Черной Яджурведы". От них отличается. 5) Ваджасанеи-Самгита (Vajasaneyi-Samhita), самая поздняя и известная под именем "Белой Яджурведы".

Она издана также Вебером (Берлин и Лондон, 1852, 1855, 1859). Прозаическая часть этого сборника выделена в особую книгу — Шатапатха-Брахмана (Çatapatha-Brâhmana, 2-й том изданиея Вебера). Язык Яджурведы — тот же ведийский санскрит, но менее древний, чем в Ригведе. Хотя и очень еще далекий от классического. Мифология приблизительно та же, но замечаются уже некоторые уклонения. Вишну и Шива более выступают на передний план, чем в Ригведе. Нимфы Апсарасы получают также больше значения, равно как и бог всех творений Праджапати (Prajâpati. Prajâ = потомство, pati = господин, владыка). Отличие от Ригведы в религиозном отношении всего резче проявляется в характере богопочитания и ритуала, в теологических спекуляциях, проникнутых символизмом, и в том значении, которое приписывают себе жрецы-брахманы.

Здесь мы имеем дело уже с крепко сплотившимся жреческим сословием, с необыкновенно сложным и богатым ритуалом, чего в Ригведе еще нет. Весьма важную роль играют в Яджурведе легенды, часто поэтические и глубокомысленные (Çatapatha-Brâhmana), впоследствии измельчавшие и расплывшиеся в объемистых Пуранах.Третьим ведийским сборником является Самаведа (Sâmaveda), или "Веда песнопений" (Sâman = песня). Это — собрание священных песен, певшихся во время жертвоприношения Соме. Нечто вроде молитвенника. В этом отношении Самаведа близка к Яджурведе, составленной также для потребностей культа. В смысле содержаниея Самаведа близка к Ригведе и совсем несамостоятельна, так как почти все стихи ее взяты из Ригведы. В двух ее книгах 1549 стихов, из которых только 78 не встречаются в Ригведе.

Издана она была в 1842 г., с переводом Стефенсоном и Теодором Бенжеем (текст, перевод, словарь — Лейпциг, 1848).Совсем иной характер носит четвертый сборник, Атхарваведа (Atharvaveda), или Веда жрецов атхарвов (20 книг, 160 гимнов, около 6000 стихов). Только небольшая часть стихов оказывается заимствованной из Ригведы. Содержание Атхарваведы составляют преимущественно заклинания против вредоносных божеств, болезней, диких зверей, вражеских козней и т. Д., а также заговоры целебного свойства. К ритуалу она не имеет отношения. Все это позволяет думать, что Атхарваведа получила свое начало не у жрецов, а в народе. Язык новее, чем в Ригведе, хотя содержание часто свидетельствует о глубокой древности. Поэтому Атхарваведа гораздо интереснее и важнее, чем Я.

И С. Веды. Из всех четырех Вед она всего дольше не была признаваема канонической книгой, а в Южной Индии и до сих пор не считается таковой. Издана Ротом и Витнеем в 1856 г. ("Atharva-Veda Sanhita", I т., текст, Берл.). Полного перевода не существует. Отрывки были напечатаны Вебером, Ауфрехтом и др. В заключение можно упомянуть об одной подделке, известной под именем Езурведы (Ezourvedam) и написанной для известного миссионера в Индии, иезуита Roberto de Nobilibus.К Ведам в тесном смысле примыкает обширная прозаическая литература, произведения которой носят название Брахман (Brâhmana), Араньяк (Aranyaka — для изучения в лесу), Сутр (Sutra — нить, правило) и перерабатывают, так или иначе, ведийское содержание.

Грамматические и филологические трактаты о различных особенностях ведийских текстов назывались Пратишакхья (Prâtiçâkhya) и являлись необходимым пособием при изустном изучении Вед. По свидетельству ученых, путешествовавших в Индии, брахманы при этом изучении достигают невероятных результатов, запоминая наизусть целые десятки тысяч стихов с буквальной точностью.С. Булич.Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон 1890—1907.

Значения в других словарях
Веды

(санскр. Веда, буквально — знание) древнейшие памятники индийской словесности, созданные в конце 2-го тыс. — 1-й половины 1-го тыс. До н. Э. На древнеиндийском (ведийском) языке. В., или ведическую литературу, составляют несколько разрядов памятников, хронологически следующих один за другим. Собственно В., или саяхиты, четыре сборника гимнов, песнопений и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа), брахманы — теологические трактаты, объясняющие жреческий ритуал. Араньяки и Уп..

Веды

ВЕДЫ (санскр. Веда - букв. - знание), памятники древнеиндийской литературы (кон. 2-го - нач. 1-го тыс. До н. Э.) на древнеиндийском (ведийском) языке. Веды, или ведическую литературу, составляют сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), теологические трактаты (брахманы и упанишады). Веды - источник сведений по социально-экономической и культурной истории древнейшей Индии.. ..

Веды

ВЕДЫ (санскритское веда, буквально - знание>), памятники древнеиндийской литературы (конец 2-го - начало 1-го тысячелетия до нашей эры) на древнеиндийском (ведийском) языке. Веды, или ведическую литературу, составляют сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа>, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), религиозные трактаты (брахманы> и упанишады>). Важный источник по истории Индии.. ..

Ведущие части снарядов*

— при стрельбе из нарезных орудий необходимы некоторые приспособления на снарядах для того, чтобы они следовали винтовому направлению нарезов при движении по каналу и по вылете получали вращение вокруг оси их фигуры. Такие приспособления называются ведущими частями снарядов. Ведущие части должны приготовляться из сравнительно мягкого металла, иначе они будут плохо заполнять нарезы и могут повреждать последние. В период существования нарезных орудий, заряжаемых с дульной части, употреблялись для ..

Ведущий пояс

Медный поясок на цилиндрической части снаряда, врезающийся в нарезы и ведущий снаряд по нарезам, вследствие чего последний получает вращение вокруг оси фигуры. См. Ведущие части снарядов.. ..

Ведьма

См.Колдовство.. ..

Ведьмина метла

См. Вихорево гнездо.. ..

Веды

(санскр. Veda, "знание"), древнеиндийские сакральные тексты, включающие. 1) собрания-самхиты священных гимнов, жреческих и магических формул (мантры). 2) экзегетические тексты брахманы - истолкования значения обрядовых действий, а также сопровождающих их мантр. Араньяки - "лесные книги", предназначенные для дополнительного и тайного истолкования ритуала. Упанишады - своего рода антологии эзотерической интерпретации реалий предыдущих памятников в контексте посвящения адепта в мистерию "сокровенно..

Веды

[санскр. Veda - знание] - древнейшие памятники индийской литературы. Состоят из четырех сборников, содержащих религиозные гимны, песнопения, формулы заклинаний, обрядовые предписания, мифы.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)священные книги индусов, числом четыре, содержащие в себе основу браминской религии.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)(санскр. Veda - познание, наука, от vid - знать). Священная книга бр..

Веды

Мн.Древнейшие памятники индийской литературы на древнеиндийском языке.. ..

Веды

ВЕ́ДЫ вед. Мн. (ед. Веда, -ы. Ж.) [санскр. Veda - знание] [с прописной буквы] Памятники древнеиндийской литературы (конца 2 - начала 1 в. До н. Э.) - сборники, содержащие догматы ведизма, религиозные гимны, заклинания, мифы и т.п.. ..

Веды

ВЕДЫ - совокупность древнейших памятников религиозной литературы Индии (четыре «собрания» - санхита и комментирующие их брахманы, араньяки и упанишады), к-рым туземная традиция приписывает характер откровения. В европейской науке название В. Обычно применяется для обозначения древнейшей части ведийской литературы - четырех санхита, гимнов, жертвенных ритуалов и заклинаний. Риг-веда-санхита, Сама-веда-санхита, Яджур-веда-санхита и Атхарва-веда-санхита. Древнейшая - Риг-веда («Здание гимнов»), в ..

Веды

(санскр. Веда, буквально «знание»). ..

Веды

- древнейшие памятники индийской религиозной литературы, см. Ведизм.. ..

Веды

Древнейший памятник инд. Религ. Лит-ры на т. Н. Ведич. Санскрите. В. Состоят из 4 сборников (самхит). Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. По мнению большинства совр. Индологов, В. Складывались во 2 - нач. 1-го тыс. До н. Э. Для указанного периода В. - единств. Лит., ист. Источник. Важнейшими из В. Являются Ригведа и Атхарваведа. Судя по геогр. Названиям, Ригведа создавалась на терр. Между pp. Кабулом и Гангом, Атхарваведа - в долине среднего течения Ганга. В. Рисуют Сев. Индию, населенну..

Веды

ВЕДЫ (ведийская литература) - (санскр. Veda - знание, от индоевр. Корня veid - знать, видеть) - священные книги индусов, представляющие сборники гимнов, богослужебных формул, легенд. Их содержание составляет область сакрального мифологизированного знания. Возникновение гимнов связывается с переселением племен ариев на индийские земли во 2-ом тысячелетии до н. Э. Записывались в 1-м тысячелетии н. Э. В. Распадаются на четыре сборника. "Риг-В." ("В. Гимнов"), "Яджур-В." ("В. Жертвоприношений"), "Са..

Веды

(санскр. Veda - знание) - обозначение сакральной и начальной текстовой традиции инд. Культуры, включающей. 1) собрание священных гимнов, жреческих и магических формул (мантры). 2) экзегетические тексты Брахман ("истолкование Брахмана" - значения обрядовых действий, а также сопровождающих их мантр), Араньяк ("лесные книги", предназначенные для дополнительного и "тайного" истолкования ритуала), Упанишад - эзотерическую интерпретацию реалий предыдущих текстов в контексте посвящения адепта в мистери..

Веды

(букв, знание) - древнейшие памятники индийской лит-ры, свящ. Книги индуизма, составляющие канон "откровения" (шрути), к-рому традиция приписывает божеств, происхождение, противопоставляя его последующей религ, лит-ре "предания" (смрити), созданной людьми. В. (от корня "вид" - знать, ведать) означает свящ. Знание, к-рое легендарные древние провидцы, риши, обрели внутренним прозрением и передали смертным. На всем протяжении истории индуизма В. Пользуются в его традиции высшим авторитетом как закл..

Веды

Веды (санскр. - знание), совокупность наиболее ранних текстов на древне-индийском языке, созданные примерно с II тысячелетия до н.э. До VI века н.э. Веды образуют ядро священного канона индуизма. Древнейшую часть Вед, или собственно Веды, составляют са. ..

Веды

У арьев в процессе освоения ими Индии не было письменности, а значит, и летописей, фиксировавших события внешне и внутриполитической истории Духовная же их история, восходящая к этим и еще более отдаленным временам, дошла до нас в ведах — поэтических сборниках на особой, не совпадающей с санскритом разновидности древнеиндийского языка, наиболее близкой к авестийскому языку Слово veda восходит к индоевропейской основе ved, от которой в русском произошли слова ведать», «ведьма» Это священное знан..

Дополнительный поиск Веды Веды

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Веды" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Веды, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 4 символа