Веды

163

У арьев в процессе освоения ими Индии не было письменности, а значит, и летописей, фиксировавших события внешне и внутриполитической истории Духовная же их история, восходящая к этим и еще более отдаленным временам, дошла до нас в ведах — поэтических сборниках на особой, не совпадающей с санскритом разновидности древнеиндийского языка, наиболее близкой к авестийскому языку Слово veda восходит к индоевропейской основе ved, от которой в русском произошли слова ведать», «ведьма» Это священное знание, обладание которым постигалось интуицией, внутренним взором Создатели вед были не столько жрецами, сколько провидцами, подобными не Гомеру, а его героям Орфею и Калханту, а само сочинение гимнов и их воспроизведение воспринималось как священнодействие Наиболее архаичный материал вобрал в себя огромный сборник «Ригведа» — первый по времени из дошедших до нас памятников древнеиндийской словесности К «Ригведе» примыкают два других сборника — «Самаведа» содержащая наставления об исполнении гимнов, и «Яджурведа», включающая описание деталей ритуала Особое место среди ведийских текстов занимает «Атхарваведа», сборник заклинаний и заговоров, используемых для защиты от всякого рода напастей — болезней, укусов змей, колдовства, нечистой силы Создатели гимнов прибегают и к помощи богов, но прежде всего они рассчитывают на магическую силу слова и обряда В центре, таким образом, — человек, но он живет в мире мифов, и косвенно сборник дает ценнейшую информацию о том, как воспринималось на простонародном уровне религиозно-мифологическая концепция «Ригведы» и двух ее сестер, объединенных не только содержанием, но и общим названием — «Троякое знание» Но возвратимся к «Ригведе», самой древней и самостоятельной части вед Гимны «Ригведы» образуют мандалы («круги», ср лат mundus — «мир», «мироздание») Всего их десять, при этом первая и десятая мандалы состоят из одинакового числа гимнов, явное свидетельство стадии упорядочивания, собирания собрания, возможно, совпавшей с записью гимнов Точное время последней неизвестно Первое упоминание рукописи «Ригведы» принадлежит знаменитому путешественнику XI в.

Ал-Бируни (Бируни, 1995, 143) На работу составителей указывает содержание и форма отдельных мандал Гимны мандалы VIII имеют особую строфическую структуру (объединение в одну строфу стихов разных размеров) При этом она содержит наибольшее число длинных и зачастую редких гимнов с персонажами, имена которых не поддаются толкованию на индоевропейской основе Особенностью мандалы IX является то, что все ее гимны посвящены богу Соме Мандала X выделяется новизной космогонических идей исчезновением некоторых старых и появлением новых богов — персонификаций абстрактных явлений, развитием редких в предшествующих мандалах элементов диалогического повествования На этом основании ее считают добавлением к ранее существовавшим мандалам Значительная часть гимнов имеет имя певца, обращающегося во вводной части с мольбою к богу или группе богов Но эти указания столь же недостоверны, как в библейских псалмах Подчас авторами гимнов названы сами боги, в других случаях имя риши извлекается из самого гимна.

В то же время пометки об авторстве важны для установления отдельных школ риши, которым приписывалось полубожественное происхождение. В «Ригведе» гимны отождествляются с колесницами, и за этой метафорой, которая может показаться надуманной, стоит социальная реальность. Для певцов-риши гимн был таким же признаком общественного положения, как для раджани (кшатриев) — боевая колесница. Он был единственной возможностью выявить интеллект, талант и благоволение богов. Между риши устраивались такие же состязания, как между колесничими, и поэтому можно было говорить о том, что они «запрягают свои гимны». Гимны «Ригведы», созданные разными певцами в разное время, едины в миропонимании и мироощущении. Они исходят из существования двух главных одушевленных частей вселенной — богов и людей, бессмертных и смертных.

Термин, обозначающий бога, восходит к общеевропейскому обозначению неба и дня (греч. Theos, лат. Deus, этр. Tiv, рус. «диво») и имеет форму devah. Среди смертных выделены правоверные арьи и чуждые их богам dasa (местное темнокожее население). Этот же термин прилагается к демонам. Промежуточной группой между богами и людьми были питары («отцы»), обожествленные предки, перенесенные мифами на небо, где они получали новые тела. Как и в других мифологиях, в ведийской существовало представление о поколениях богов. Старшие боги назывались асурами (asura), и отношения между ними и богами (devah) мыслились такими же, как в греческой мифологии между титанами и олимпийскими богами. В «Ригведе» мировое пространство мыслилось уже вырванным из хаоса, освобожденным от чудовищ и освоенным богами.

История этого освоения составляет содержание мифов, раскрываемых, однако, не полностью. Более того — то, что при чтении воспринимается как фрагмент повествования или отрывок диалога между людьми и почитаемыми ими богами, на самом деле есть магия. Заклинание, заговор, либо молитва с их функциональным или ритуальным назначением. Например, рассказ о подвигах Индры, разрушающего крепости дасью, завершается словами. «Умело метни в дасью дротик. Умножь арийскую силу и блеск, о Индра!» Для поющего гимн его смысл — в возбуждении ярости у призываемого бога, в умножении его сил, а рассказ о былом подвиге, служащий как бы напоминанием о его прежней удаче, не обращен к слушателям. В этом глубокое отличие ведийских мифов от греческих (гомеровских), прославляющих подвиг бога и рассчитанных на его восхваление.

Вообще ритуальный аспект главенствует над повествовательным. Однако создатели вед знали мифы, как бы держали их в уме, и по ведам, используя параллельно древнюю комментаторскую литературу и эпические поэмы, можно реконструировать мифологический сюжет, разумеется, без полной уверенности в том, что реконструкция в точности соответствует оригиналу (Кейпер, 1986, 32 и сл.). В ряде случаев ведийский миф развертывается, подобно побегу из семени, разрастается, как тропическое дерево и, сплетясь с подобными себе, наполняет шумом, шелестом и звучанием множества имен. Непостигаемое искусство создателей индийских мифо-поэтических текстов таково, что не кажется преувеличенным восторженное отношение к ним индийской традиции.

Их обозначение — риши (от глагола в значении «течь», «изливаться») — связано с Вач, владычицей речи, на том же уровне, на каком она сама связана с рекою (рус. «река» — «речь» сохранило эту семантику). Создателей гимнов называли также «кави», мудрецами, используя индоевропейскую основу «ков», от которой происходят наши ковать и ковы в смысле «чародейство». Третье их имя — качи — «восхвалители», «вдохновители». И, конечно же, среди тех, кого они восхваляли, была и Вач, провозглашенная в одном из гимнов «Ригведы» духовным началом, заполнившим небо и землю, несущим на себе богов и обладающим чувством признательности к тем, кто постиг ее законы. «Кого возлюблю, того наделю могуществом, сделаю брахманом или риши», — так о себе говорит сама Вач.

Степень древности вед не поддается точному определению. Сходство имен богов в ведах и древних религиях других индоевропейских народов приводила ученых к мысли, что некоторые части вед могут восходить даже к III тыс. До н. Э. Но для датировки вед решающий признак — не эта общность, а расхождение между религией вед и авестийской (древнеиранской) ветвью индоевропейской религии. При всей общности пантеона и культа авестийской и ведийской религий существуют и кардинальные различия. В «Авесте» дэва — злой дух, а в ведах — бог. Соответственно в первой Индра — демон, а во второй — один из главных богов. Таким образом, веды могли возникнуть лишь после того, как их создатели покинули общую индоиранскую почву, т. Е. В начале освоения ими Западной Индии.

(Источник. «Мифы древности. Индия. Научно-художественная энциклопедия.» Немировский А.И., М:., Лабиринт, 2001.).

Значения в других словарях
Веды

(санскр. Веда, буквально — знание) древнейшие памятники индийской словесности, созданные в конце 2-го тыс. — 1-й половины 1-го тыс. До н. Э. На древнеиндийском (ведийском) языке. В., или ведическую литературу, составляют несколько разрядов памятников, хронологически следующих один за другим. Собственно В., или саяхиты, четыре сборника гимнов, песнопений и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа), брахманы — теологические трактаты, объясняющие жреческий ритуал. Араньяки и Уп..

Веды

ВЕДЫ (санскр. Веда - букв. - знание), памятники древнеиндийской литературы (кон. 2-го - нач. 1-го тыс. До н. Э.) на древнеиндийском (ведийском) языке. Веды, или ведическую литературу, составляют сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), теологические трактаты (брахманы и упанишады). Веды - источник сведений по социально-экономической и культурной истории древнейшей Индии.. ..

Веды

ВЕДЫ (санскритское веда, буквально - знание>), памятники древнеиндийской литературы (конец 2-го - начало 1-го тысячелетия до нашей эры) на древнеиндийском (ведийском) языке. Веды, или ведическую литературу, составляют сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа>, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), религиозные трактаты (брахманы> и упанишады>). Важный источник по истории Индии.. ..

Веды

(санскр. Veda — знание, от индоевроп. Корня veid — знать, видеть, ст. Слав. —, греч. Οίδα) — ρвященные книги древних индусов, представляющие собрание гимнов, богослужебных формул и объяснений к разным особенностям ритуала. Они распадаются на четыре сборника. Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Время возникновения этих сборников и их историческое значение различны. Самый древний и самый важный среди них — первый, Rigveda (Веда гимнов. Ric — гимн). Он представляет собой собрание 1028 гимно..

Веды

(санскр. Veda, "знание"), древнеиндийские сакральные тексты, включающие. 1) собрания-самхиты священных гимнов, жреческих и магических формул (мантры). 2) экзегетические тексты брахманы - истолкования значения обрядовых действий, а также сопровождающих их мантр. Араньяки - "лесные книги", предназначенные для дополнительного и тайного истолкования ритуала. Упанишады - своего рода антологии эзотерической интерпретации реалий предыдущих памятников в контексте посвящения адепта в мистерию "сокровенно..

Веды

[санскр. Veda - знание] - древнейшие памятники индийской литературы. Состоят из четырех сборников, содержащих религиозные гимны, песнопения, формулы заклинаний, обрядовые предписания, мифы.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)священные книги индусов, числом четыре, содержащие в себе основу браминской религии.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)(санскр. Veda - познание, наука, от vid - знать). Священная книга бр..

Веды

Мн.Древнейшие памятники индийской литературы на древнеиндийском языке.. ..

Веды

ВЕ́ДЫ вед. Мн. (ед. Веда, -ы. Ж.) [санскр. Veda - знание] [с прописной буквы] Памятники древнеиндийской литературы (конца 2 - начала 1 в. До н. Э.) - сборники, содержащие догматы ведизма, религиозные гимны, заклинания, мифы и т.п.. ..

Веды

ВЕДЫ - совокупность древнейших памятников религиозной литературы Индии (четыре «собрания» - санхита и комментирующие их брахманы, араньяки и упанишады), к-рым туземная традиция приписывает характер откровения. В европейской науке название В. Обычно применяется для обозначения древнейшей части ведийской литературы - четырех санхита, гимнов, жертвенных ритуалов и заклинаний. Риг-веда-санхита, Сама-веда-санхита, Яджур-веда-санхита и Атхарва-веда-санхита. Древнейшая - Риг-веда («Здание гимнов»), в ..

Веды

(санскр. Веда, буквально «знание»). ..

Веды

- древнейшие памятники индийской религиозной литературы, см. Ведизм.. ..

Веды

Древнейший памятник инд. Религ. Лит-ры на т. Н. Ведич. Санскрите. В. Состоят из 4 сборников (самхит). Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. По мнению большинства совр. Индологов, В. Складывались во 2 - нач. 1-го тыс. До н. Э. Для указанного периода В. - единств. Лит., ист. Источник. Важнейшими из В. Являются Ригведа и Атхарваведа. Судя по геогр. Названиям, Ригведа создавалась на терр. Между pp. Кабулом и Гангом, Атхарваведа - в долине среднего течения Ганга. В. Рисуют Сев. Индию, населенну..

Веды

ВЕДЫ (ведийская литература) - (санскр. Veda - знание, от индоевр. Корня veid - знать, видеть) - священные книги индусов, представляющие сборники гимнов, богослужебных формул, легенд. Их содержание составляет область сакрального мифологизированного знания. Возникновение гимнов связывается с переселением племен ариев на индийские земли во 2-ом тысячелетии до н. Э. Записывались в 1-м тысячелетии н. Э. В. Распадаются на четыре сборника. "Риг-В." ("В. Гимнов"), "Яджур-В." ("В. Жертвоприношений"), "Са..

Веды

(санскр. Veda - знание) - обозначение сакральной и начальной текстовой традиции инд. Культуры, включающей. 1) собрание священных гимнов, жреческих и магических формул (мантры). 2) экзегетические тексты Брахман ("истолкование Брахмана" - значения обрядовых действий, а также сопровождающих их мантр), Араньяк ("лесные книги", предназначенные для дополнительного и "тайного" истолкования ритуала), Упанишад - эзотерическую интерпретацию реалий предыдущих текстов в контексте посвящения адепта в мистери..

Веды

(букв, знание) - древнейшие памятники индийской лит-ры, свящ. Книги индуизма, составляющие канон "откровения" (шрути), к-рому традиция приписывает божеств, происхождение, противопоставляя его последующей религ, лит-ре "предания" (смрити), созданной людьми. В. (от корня "вид" - знать, ведать) означает свящ. Знание, к-рое легендарные древние провидцы, риши, обрели внутренним прозрением и передали смертным. На всем протяжении истории индуизма В. Пользуются в его традиции высшим авторитетом как закл..

Веды

Веды (санскр. - знание), совокупность наиболее ранних текстов на древне-индийском языке, созданные примерно с II тысячелетия до н.э. До VI века н.э. Веды образуют ядро священного канона индуизма. Древнейшую часть Вед, или собственно Веды, составляют са. ..

Вебула

В мифологии чинов в Бирме (тибето-бирманская группа) холм, где появилась их племенная группа яхао. Согласно мифу, солнце на холме В. Оставило яйцо. Одна бирманская женщина нашла его и положила в горшок, который поместила около очага. Из яйца вышел мальчик, ставший предком яхао.я. Ч.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Ведийская Мифология

Совокупность мифологических представлений ведийских ариев (вторгшихся во 2-м тыс. До н. Э. В северо-западную Индию и постепенно расселившихся в восточном и южном направлениях). Обычно под В. М. Понимают мифологические представления ариев периода создания вед, а иногда и периода создания брахман, прозаических комментариев к ведам, и упанишад, тайных учений философско-религиозного характера, генетически связанных с ведами, но отражающих, по сути дела, уже иную культурную традицию. Хронологически В..

Ведь-ава

(морд. Ведь, «вода», ава, «мать, женщина»), в мордовской мифологии дух, хозяйка воды. Каждый источник имел свою В.-а. (по некоторым поверьям, и мужского духа - ведь-атя, от морд. Атя, «старик, мужчина»). В.-а. Представляли в виде обнажённой женщины с длинными волосами, которые она любит расчёсывать. Она и ведь-атя могут утопить купающихся или наслать болезнь, которую только В.-а. И может вылечить (откупиться от нее можно, бросив в воду деньги, просо и т. П.). Ср. Представление о целебной воде ве..

Ведьма Из Преисподней

В мифологии кельтов Ведьма из преисподней - женщина, обладающая сверхъестественной силой. Она упоминается в истории любви Куллвха и Олвен (см. Глава 24).(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Дополнительный поиск Веды Веды

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Веды" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Веды, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 4 символа