Епифаний Кипрский

97

(род., по одним известиям, в 310, по другим — в 332 г., † в 403 г.) — по национальности финикиец, получивший образование в доме богатого еврея и потому сначала по религии еврей. После смерти своего воспитателя принял христианство, роздал полученное наследство бедным и удалился в Египет. Возвратясь в Палестину, сделался учеником знаменитого Аввы Илариона. Предавался аскетическим подвигам в уединенной пустыне, где едва не был убит хищными бедуинами. Ходил с проповедью евангелия к огнепоклонникам-парсам. Наконец, переселился на остров Кипр, где в 367 г. Был сделан епископом Саламина и управлял церковью кипрской 36 лет, отличаясь благочестием и благотворительностью. Воззрения Е. Слагались под влиянием аскетов Египта и Палестины, во время самой горячей борьбы церкви с арианством, в которой и сам Е.

Принимал деятельное участие. Обличению ересей посвящены два его сочинения. "Анкорат" (ανκύρωτος, якорь), где раскрывается православное учение о Троице, воплощении, воскресении мертвых и будущей жизни, преимущественно против ариан, полуариан, духоборцев и аполлинаристов. И "Панарий" (πανάριον -ΰптека, ящик с лекарствами), в котором описываются и опровергаются 20 ересей дохристианских и 80 христианских. Подробному изложению этих сочинений и их оценке посвящена значительная часть сочинения прот. А. М. Иванцова-Платонова. "Ереси и расколы первых веков христианства" (часть I — обозрение источников для истории древнейших сект, М., 1877). Е. Много путешествовал по разным странам и подолгу жил в тех местностях, которые в первые века были главными центрами развития сект.

Имел непосредственные сношения с некоторыми сектами, особенно гностическими. Обладая редким для того времени знанием языков, преимущественно восточных, пользовался собраниями сочинений противоеретических и еретических и притом таких, которые потом были утрачены. Но он не имел хорошего общего философского образования, не изучал систематически и самого богословия, почему в ересеологических сочинениях его мало критики, многое представлено неточно и неверно. Особенно неудовлетворительны хронологические показания. Оригена, к которому наиболее знаменитые богословы III и IV вв. Относились с особенным уважением, широко пользуясь его трудами и идеями, Е. Считает источником всевозможных ересей. При всех своих недостатках, оба сочинения Е.

Представляют обильный материал для истории развития христианских идей и в особенности идей еретических, заключая в себе, вместе с тем, массу сведений из других областей истории. Другие сочинения Епифания. 1) "Книга о весах и мерах" (библейских), важная для истории метрологии. Здесь же сведения о греческих переводах Библии. 2) "Физиолог" — наблюдения над свойствами библейских животных (в этом сочинении Е. Принадлежат лишь примечания). 3) "О камнях" — объяснение 12 камней, бывших на нагруднике иудейского первосвященника. 4) "О 22 пророках Ветхого Завета и трех Новых Заветов и о 12 апостолах и 70 учениках Христовых" — сочинение, ценное по устным церковно-историческим преданиям. 5) 12 проповедей, подлинность которых оспаривается.

Издания его сочинений. 1) Д. Петавия (греческий текст и латинский перевод, с примечаниями и с древней биографией его) — "S. Epiphanii opera" (Париж, 1622 г. И Кельн, 1682 г.). Это издание перепечатано — 2) Минем, в "Patrolog. Cursus compl. Ser. Graeca" (тт. XLI-XLIII). 3) Dindorf'a — Лейпциг, 1860 г. 4) Oeler'a — греческий текст сочинений ересеологических, Берлин 1859-1869 гг. Лучшая биография Е. — у Миня, т. XLI.См. А. В. Горского, "Епифаний Кипрский", в прибавлениях к творениям св. Отцов, в русском переводе, т. XXII (1863 г.). Русский перевод его сочинений (моск. Ак., 1863-1860 гг.) ценен по ученым примечаниям. См. Также Дарраса, "Histoire de l'église", т. X. У Вильмена — в "Tableau d'éloquence au IV siècle". Липсиуса, "Quellenkritik des Ep." (оценка источников первых 37 ересей Панария, с неодобрительным отзывом о личности Е.).Н.

Б..

Значения в других словарях
Епифаний Кипрский

ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315-403) - епископ г. Саламин и митрополит Кипра (с 367). Защищал православное вероучение в полемике с многочисленными еретическими учениями. Сочинение "Панарий" (букв. "ящик с лекарствами") содержит подробное описание и опровержение 80 ересей. Память 12 марта.. ..

Епитимья

(греч. Наказание по законам) — На языке церковных канонов Е. Означает добровольное исполнение исповедавшимся, по назначению духовника, тех или иных дел благочестия (продолжительная молитва, милостыня, усиленный пост, паломничество и т. П.). Е. Не имеет значения наказания, меры карательной, лишения прав члена церкви. Она является лишь "врачевством духовным". Учение православной церкви об E. Существенно отличается от учения о том же церкви католической, по которому Е. Есть не нравственно-исправите..

Епитрахиль

(έπί — νа и τράχηλος — шея) — одно из богослужебных облачений священника, надеваемое на шею. Е. — не что иное, как дьяконский орарь, середина которого обернута около шеи, а два долгие конца соединены рядом. Епитрахиль есть символ благодати священника. Поэтому без нее священник не совершает ни одного из богослужений и священнодействий и не произносит проповеди в церкви. При исповеди он возлагает Е. На голову исповедующегося, когда произносит отпущение ему грехов. Ею обвертывает свою руку, когда п..

Епифаний Премудрый

(не канонизированный святой) — составитель житий, ученик преподобного Сергия Радонежского. Жил в конце XIV и начале XV в. Путешествовал по Востоку, был в Константинополе, на Афоне, в Иерусалиме. Умер около 1420 г., в сане иеромонаха и духовника Троицкой лавры. Ему принадлежат "Житие преподобного Сергия", которое он начал писать через год после смерти преподобного, по личным воспоминаниям и собирая сведения у других старцев, а кончил около 1417-18 гг., через 26 лет после смерти Сергия (отрывки в ..

Епифаний Славинецкий

Иеромонах, филолог и проповедник. Уроженец Малой России, он учился в киевской братской школе до преобразования ее Петром Могилой, так что был чужд схоластической философии и диалектики. Тем не менее он был в "философии и богословии изящный дидаскал, искуснейший в еллино-греческом и славянском диалектах". Учился за границей. Был учителем киевского братского училища. В 1650 г. Е. Был вызван в Москву "для риторического учения" (в Чудовской школе) и для перевода греческих книг. В 1674 г. Е. Сделан б..

Епифаний Кипрский

(EpifЈnioj), свт. (ок.315-403), вост. Отец Церкви, ересеолог. Род. В *Палестине, по нек-рым сведениям, в евр. Семье. С юных лет стал христианином и имел призвание к монашеству. Посещал егип. Пустынников и настоятельствовал в одном из м-рей близ Газы. Об образованности Е.К. Свидетельствует знание евр., греч., сир., копт. И (в меньшей степени) лат. Языков. В 367 он был избран на епископскую кафедру Саламина (о. Кипр). Е.К. Прославился как писатель, подвижник и целитель. Тесная дружба связывала его..

Дополнительный поиск Епифаний Кипрский Епифаний Кипрский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Епифаний Кипрский" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Епифаний Кипрский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 17 символа