Бозанкет Бернард
(Bosanquet, Bernard)(1848-1923), британский философ, представитель неогегельянства. Родился в Рок-Холле (графство Нортамберленд, Англия) 14 июня 1848. Получил образование в Харроу и Бейллиол-колледже Оксфордского университета. С 1870 до 1881 был научным сотрудником и наставником в Юниверсити-колледже Оксфордского университета. Затем, переехав в Лондон, принял самое деятельное участие в работе Общества милосердия, Лондонского этического общества, читал лекции в рамках просветительской деятельности университета. С 1903 до 1908 занимал должность профессора моральной философии в университете Сент-Андруса (Шотландия), а в 1911-1912 читал лекции в Эдинбургском университете. Наиболее значительные результаты были получены Бозанкетом в логике, метафизике и эстетике.
Вместе с Ф.Брэдли, своим другом и коллегой по Оксфорду, Бозанкет являлся главой английской школы абсолютного идеализма, черпая главные идеи из философии Платона и Гегеля. Сердцевиной его учения была идея, что только в рамках целого, в законченной и абсолютной системе вещей, мы находим подлинную истину и реальность. Рассматривать что-либо абстрактно, т.е. Вне контекста, - значит не видеть реальности. Чтобы понять, что собой представляет какой-нибудь телесный орган, скажем желудок, мы должны увидеть его функцию внутри тела. Подобно этому, чтобы понять, что такое тело, мы должны установить его отношения с окружающей средой, и точно так же обстоит дело с каждой последующей целостностью. Каждая следующая целостность более понятна, и не столько в силу масштаба, сколько в силу своей организации.
Каждая все ближе к совершенной системе, в которой каждая из частей предполагается другими частями. Такого рода систему Бозанкет называл "конкретной универсалией", или "индивидуумом". В его самой известной работе Принцип индивидуальности и ценность (The Principle of Individuality and Value, 1912) эта система служит мерой истины, добра и красоты. Истина заключается не в соответствии идей грубым фактам восприятия. Таких фактов не существует. Само восприятие есть мыслительная конструкция, возведенная на фундаменте ощущений, и в меру своего масштаба и связности эта конструкция есть истина. На тех же соображениях основывается бозанкетовский идеал самореализации в этике и политике. Разум по самой своей сущности есть попытка со стороны фрагментарного опыта сделать себя организованной целостностью.
Сам по себе он этого достичь не может, так как является лишь органом в системе социального организма и его истинное назначение - служить сообществу. Поскольку благо этого сообщества является моральной целью каждого из его членов, законы сообщества - даже если они предполагают наказание - представляют собой "действительную волю" самого индивида. Для Бозанкета, как и для его учителя Т.Грина, политическое обязательство исходит из необходимости государства и служит общему благу. Политика есть прикладная этика. Обвинение в тоталитарных наклонностях в отношении Бозанкета безосновательно. Он был ярко выраженным либералом и интернационалистом. Умер Бозанкет в Лондоне 8 февраля 1923. Среди других его работ отметим следующие.
Познание и реальность (Knowledge and Reality, 1885). Логика (Logic, 1888). История эстетики (History of Aesthetics, 1892). Философия государства (Philosophical Theory of the State, 1899). Некоторые идеи в области этики (Some Suggestions in Ethics, 1918). Общественные и международные идеалы (Social and International Ideals, 1917). Три главы о природе сознания (Three Chapters on the Nature of Mind, 1923).ЛИТЕРАТУРАБозанкет Б. Основания логики. М., 1914.
Дополнительный поиск Бозанкет Бернард
На нашем сайте Вы найдете значение "Бозанкет Бернард" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бозанкет Бернард, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 16 символа