Мелодия

99

В широком музыкальном смысле - осмысленная последовательность тонов, имеющая две главных характеристики - пространственную (высотность) и временную (ритм). Важнейшее свойство мелодии, в отличие от любой случайной последовательности звуков, состоит в том, что слушатель воспринимает не просто отдельные интервалы, а линию, т.е. Организованное целое, а не сумму единиц. Мелодический (интонационный) элемент есть важнейший, первичный компонент любой музыки. Однако в разных культурах этот элемент получает разные истолкования. Оставляя в стороне принципиально важные вопросы звукорядов и ритмических формул, лежащих в основе того или иного типа мелодии, можно выделить три подхода к мелодическому элементу. Монодическая музыка (включая примитивные культуры, восточные культуры, европейский фольклор и григорианское пение) построена на звучании одной мелодии, с ритмическим аккомпанементом или без него.

При этом мелодия может исполняться любым количеством певцов или инструменталистов и может быть окружена т.н. "подголосками" (гетерофония). В полифонической музыке (расцвет которой приходится на 18 в.) налицо одновременное сочетание двух или большего числа мелодий, причем каждая из них обладает определенной самостоятельностью и все воспринимаются скорее как "горизонтальные", нежели "вертикальные" созвучия. Наконец, в гомофонном стиле, потеснившем полифонию в 18 в., основой является последовательность аккордов, а в качестве мелодии часто рассматривается верхний голос данной гармонической структуры (например, в хоровых четырехголосных изложениях хоралов). В 18-19 вв. Теоретики, поглощенные гармоническим, "вертикальным" аспектом музыки, часто видели в мелодии только побочный продукт гармонии.

Общераспространенным стало деление музыкальной ткани на три компонента - мелодию, гармонию, ритм. Подобный подход не учитывал, что ритм является внутренним свойством мелодии и что на самом деле гармония произошла из мелодии, а не наоборот. Последний вывод подтверждается хотя бы тем, что древнегреческие авторы употребляли понятие "гармония" для описания мелодической организации современной им монодии. Так же мыслили и средневековые европейские теоретики, исследовавшие монофоническое григорианское пение, и позднее такие ученые, как Йоханнес Тинкторис (15 в.), занимавшиеся более сложными проблемами полифонии. В 19 в. Г.фон Гельмгольц (1821-1894) и другие ученые применили к изучению мелодии методы физики и психологии, хотя мелодия продолжала и в это время рассматриваться как последовательность отдельных звуков.

В конце 19 в. Появился иной подход к данному вопросу, он быстро закрепился в психологии музыки и повлиял на музыкальную теорию. Мелодия стала трактоваться как самостоятельное организованное целое. В соответствии с этим взглядом, в основе мелодии лежит "опорный тон", разворачивающийся через разные уровни высотности и образующий некий интонационный рисунок. Этот рисунок является ядром мелодии, поскольку он легко распознается при транспонировании интонаций на другие уровни высотности и даже при изменении интервальных соотношений между тонами мелодии. Ритмический рисунок является важнейшим временным компонентом мелодии, он тоже узнается при не слишком радикальных изменениях. Сложность взаимодействия этих двух аспектов обусловливает трудности аналитического рассмотрения мелодии.

Мелодия - тот фактор музыкальной композиции, который в наименьшей степени поддается рациональному подходу и в наибольшей степени связан с интуицией и вдохновением.ЛИТЕРАТУРАМазель Л.А. О мелодии. М., 1952 Холопова В.Н. Мелодика. М., 1984 Дьячкова Л.С. Мелодика. М., 1985.

Значения в других словарях
Мелвилл Герман

(Melville, Herman)ГЕРМАН МЕЛВИЛЛ (портрет работы Дж.О.Итона).(1819-1891), американский писатель. Родился в Нью-Йорке 1августа 1819. Мальчиком посещал нью-йоркскую мужскую среднюю школу, а позже, когда его отец в 1830 разорился и семье пришлось перебраться в Олбани (шт. Нью-Йорк), - Олбанскую Академию. После смерти отца в 1832 Мелвилл некоторое время был банковским служащим, работал у дяди на ферме, на меховой фабрике у старшего брата Гансворта. Когда же во время депрессии 1837 и это дело лопнуло..

Мелендес Вальдес Хуан

(Melendez Valds, Juan)(1754-1817), испанский поэт. Родился 11 марта 1754 в Ривера-дель-Фресно (Эстремадура). Учился в Мадриде и Саламанке, был преподавателем Саламанкского университета и судьей в Сарагосе, Вальядолиде и Мадриде. Когда близкие к нему политики впали в немилость, он был сослан в Медину и Самору (1800). Заняв двусмысленную позицию при вторжении Наполеона в Испанию, он в конце концов ушел с французами. Анакреонтическую поэзию Мелендеса Вальдеса в сборнике Поэзия (Poesas) отличают лир..

Мелхиседек

МЕЛХИСЕДЕК встречает Авраама хлебом и вином. Деталь мозаики церкви Сан Витале в Равенне (Италия).царь и священник Салима (Уру-салим - Иерусалим), называемый в Ветхом Завете "священником Бога Всевышнего". Он встретил Авраама, после победы последнего над Кедорлаомером, хлебом и вином и благословил его за одержанную победу (Быт 14:7-20). Авраам, в свою очередь, отдал Мелхиседеку десятую часть от военной добычи. В период правления Хасмонейской династии и в эпоху раннего христианства Мелхиседек рассм..

Мемлинг Ханс

(Memling, Hans)(ок. 1440-1494), нидерландский живописец. Родился в Зелингенштадте близ Франкфурта-на-Майне около 1440. Учился, вероятно, сначала в Кельне, а затем в Брюсселе у Рогира ван дер Вейдена. В 1465 поселился в Брюгге, в 1467 вступил там в гильдию художников. Умер Мемлинг в Брюгге 11 августа 1494. Покровители и заказчики Мемлинга жили по всей Европе, но его самые знаменитые произведения были сделаны для госпиталя св. Иоанна в Брюгге. Чэтсуортский триптих (1468, Лондон, Национальная галер..

Дополнительный поиск Мелодия Мелодия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мелодия" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мелодия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа