Мендельсон Феликс

84

(Mendelssohn, Felix)ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН.(1809-1847), немецкий композитор, в течение своей недолгой жизни создал выдающиеся произведения почти во всех основных музыкальных жанрах. Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди родился в Гамбурге 3 февраля 1809. Его дед, философ Мозес Мендельсон, получил признание вопреки антиеврейским предрассудкам в Германии той эпохи. Отец композитора, Абрахам Мендельсон ("прежде сын своего отца, а теперь отец своего сына", как он сам говорил), был банкиром. Он и его жена Лия приняли христианство, и их дети были крещены под фамилией Мендельсон-Бартольди. Феликс был вторым ребенком в семье. Его старшая сестра Фанни была одаренным музыкантом. В 1812 семья переехала в Берлин. В 1817 он начал брать уроки композиции у К.Цельтера, друга Гете, и к 1820 в его портфеле накопилось довольно много сочинений, пока не слишком оригинальных, но поразительно складных для ребенка такого возраста.

В 1821 Цельтер взял мальчика с собой в Веймар и представил его Гете. Феликс произвел на поэта сильное впечатление как музыкальной одаренностью, так и личным обаянием. Описание первой встречи с Гете в письме мальчика к семье может свидетельствовать о выдающемся литературном даровании юного музыканта. Теми же качествами отмечены более поздние письма Феликса к Цельтеру, в которых он рассказывает о красотах Швейцарии, где проводил с семьей каникулы. Успешно прошли встречи молодого композитора с выдающимися музыкантами той эпохи, особенно с И.Мошелесом, однако отец Феликса все еще не был уверен в том, что сыну предназначено стать профессиональным музыкантом, и в 1825 он отвез мальчика в Париж, чтобы показать его Л.Керубини, крупнейшему музыкальному авторитету Франции и человеку, известному своей язвительностью и консервативными взглядами.

Вопреки ожиданиям, Керубини весьма благосклонно отнесся к Феликсу и предрек ему большое будущее. К этому времени Мендельсон стал автором уже вполне самостоятельных сочинений, в том числе знаменитого Рондо-каприччиозо. В 1825 появился октет для струнных ми-бемоль мажор и в 1826 - увертюра к комедии Шекспира Сон в летнюю ночь (Sommernachtstraum) - настоящие шедевры, самые яркие образцы творчества композитора. Мендельсон успешно выступал как пианист и приобрел некоторый дирижерский опыт. Четвертая опера Мендельсона Свадьба Камачо (Die Hochzeit des Camacho) была поставлена в Берлине в 1827. Успех она имела средний в сравнении с теми восторженными похвалами, к которым автор привык с детства, и Мендельсон тяжело переживал нападки критики.

Настоящий триумф пришел к нему спустя два года, когда он продирижировал в Лейпциге Страстями по Матфею И.С.Баха - первым исполнением сочинения после смерти композитора. Через несколько недель он впервые посетил Англию, где приобрел множество друзей и выступил весьма успешно как на музыкальном, так и на общественном поприще. Мендельсон побывал также в Шотландии и в Уэльсе. В конце года он вернулся в Берлин, но вскоре возобновил странствия. В 1830 он посетил Рим, где встретился с Берлиозом и начал работу над двумя симфониями - Четвертой ля мажор (Итальянской, 1833) и Третьей ля минор (Шотландской, 1842). В 1832 снова побывал в Париже, где приобрел новых друзей (среди них - Шопен). Разочарование принесла премьера Пятой симфонии ре мажор (Реформационной) в 1831.

Вскоре Мендельсон принял должность музик-директора Дюссельдорфа, но в результате конфликтов и интриг вынужден был уйти. В 1835 он получил пост руководителя лейпцигского оркестра Гевандхаус. В конце 1835 внезапно скончался отец композитора. От этого потрясения Мендельсон долго не мог оправиться. Прийти в себя помогли работа над ораторией Св. Павел (1836) и поездка на каникулы во Франкфурт, где состоялась его встреча с Сесилией Жанрено, которая через два года стала женой композитора. Их брак был счастливым. Мягкость характера и здравый смысл Сесилии великолепно сочетались с динамичной, импульсивной натурой Феликса. Оставшиеся годы своей жизни Мендельсон провел главным образом в Германии и Англии. В 1843 с триумфом прошла премьера оратории Илия на Бирмингемском фестивале.

В Германии деятельность Мендельсона распределялась между Берлином и Лейпцигом. Руководство музыкальным отделением берлинской Академии искусств принесло композитору разочарование, однако он с живейшим интересом занимался организацией консерватории в Лейпциге. После поездки в Англию в 1847 он вернулся в Германию совершенно обессиленным. В довершение пришло известие о смерти любимой сестры Фанни.Умер Мендельсон в Лейпциге 4 ноября 1847.ТВОРЧЕСТВООркестровые сочинения. Ранее всего индивидуальность композитора проявилась в инструментальной музыке, и в конечном счете оркестровые сочинения Мендельсона оказались самой долговечной частью его творческого наследия. Увертюры Сон в летнюю ночь и Гебриды, или Фингалова пещера (Hebrides, oder Die Fingalshhle, первая редакция 1830, вторая 1832) - безусловные шедевры, блестящие по оркестровому письму, самобытные по тематическому материалу и в смысле драматургии гораздо более интересные, чем подавляющая часть более поздних опусов.

Не уступают им увертюры Морская тишь и счастливое плавание (Meerstille und die glckliche Fahrt, 1832) и Сказка о прекрасной Мелузине (Das Mrchen von der schnen Melusine, 1833). Симфонии Мендельсона не столь ровны. Ранняя симфония до минор (1824) удачна по форме, но не оригинальна. Реформационная и Шотландская претендуют на большее, и в них сильнее сказывается личность автора. В обеих немало отличной музыки (особенно в двух первых частях Шотландской), но в целом они не соответствуют заявленной крупной симфонической концепции. Лучшая из симфоний, несомненно, Итальянская. Она проникнута весельем, но при этом по-настоящему лирична. Мендельсон первым отказался от начального tutti при сочинении инструментальных концертов.

В этом жанре у него можно найти произведения разного качества. Менее интересны два фортепианных концерта (Первый, соль минор, 1831 и Второй, ре минор, 1837), зато скрипичный концерт ми минор (1844), последнее большое оркестровое сочинение композитора, до сих пор сохраняет свежесть и очарование.Камерные жанры. Лучшим камерно-инструментальным сочинением композитора стал ранний струнный октет ми-бемоль мажор - роскошная партитура для ансамбля, дающего возможность наслаждаться красотой звучания. И это не удивительно, ведь Мендельсон блестяще владел всеми возможностями оркестра. Струнные квартеты композитора иногда вызывают желание услышать их в оркестровом переложении, но и они содержат немало прекрасной музыки.

Ранние квартеты ми-бемоль мажор (1829) и ля мажор (1827) интересны по форме. Последний квартет фа минор, написанный вскоре после кончины любимой сестры композитора, отмечен необычной и глубоко трогающей выразительностью. Из двух струнных квинтетов Мендельсона ранний, ля-мажорный (первая редакция 1826, вторая 1832) - восхитительное сочинение, в позднем, си-бемоль-мажорном квинтете (1845) композитор как бы пытается вернуться, и не особенно удачно, к восторженному настроению струнного октета. Среди камерно-инструментальных ансамблей с фортепиано - два трио (ре минор, 1839. До минор, 1845) и две сонаты для виолончели и фортепиано (си-бемоль мажор и ре мажор). В этих сочинениях виртуозность фортепианной партии доведена до пределов возможного, и звучат они очень эффектно.

Фортепианная музыка Мендельсона содержит немало превосходных страниц. Наиболее содержательны Серьезные вариации ре минор (Variations srieuses, 1841) и цикл из шести прелюдий и фуг. Этот цикл отличается напряженностью развития и доказывает, что в зрелом возрасте Мендельсон обладал редким для 19 в. Умением, не впадая в архаичность, сочинять полифонические пьесы. Соната ми мажор (1826) и фантазия фа-диез минор (1833) - прекрасные и незаслуженно редко исполняемые сочинения. Хороши также пьесы в жанре скерцо и, конечно, Песни без слов. Несмотря на некоторую сентиментальность, другие образцы этого жанра пленяют редкой красотой, и в целом мендельсоновские Песни без слов гораздо разнообразнее, чем обычно полагают.

Среди органных произведений - прелюдии и фуги и шесть сонат, некоторые из них представляют значительный интерес. В области вокальной музыки важным достоинством Мендельсона является приятная, легко текущая мелодика, однако эмоциональный диапазон его сочинений ограничен, кроме того, у него не было того интуитивного ощущения поэтического слова, которое отличает великих мастеров вокального письма. Все песни и хоры Мендельсона представляют собой крепкую в профессиональном смысле музыку, но лишь немногие из них (например, Новая любовь, Песня ведьм, Ночная песнь) выделяются на несколько монотонном фоне. Среди ораторий Мендельсона самая удачная, несомненно, Илия. В ней, особенно в первой части, есть по-настоящему выразительные драматические эпизоды.

Оратория Св. Павел, красивая в отдельных фрагментах, менее жизнеспособна как целое, а симфония-кантата Хвалебный гимн (1840) есть не что иное, как неудачная попытка вступить в соревнование с финалом Девятой симфонии Бетховена. Среди разнообразных произведений на тексты псалмов наиболее удачен Псалм 94. Яркая, волнующая музыка - кантата на текст Гете Первая Вальпургиева ночь (первая редакция 1832. Вторая 1843). Ранняя опера Свадьба Камачо написана живо, но ей недостает оригинальности. Зингшпиль Сын и странник (1847) - восхитителен. Однако, лучшим сценическим произведением Мендельсона остается его музыка к комедии Шекспира Сон в летнюю ночь (1842), которая замечательно соответствует по духу написанной ранее увертюре.ЛИТЕРАТУРАМейлих Е.

И., Ф. Мендельсон-Бартольди. Л., 1973.

Значения в других словарях
Мендель Грегор Иоганн

(Mendel, Gregor Johann)(1822-1884), основоположник учения о наследственности. Родился 22 июля 1822 в Хейнцендофе (Австро-Венгрия, ныне Гинчице, Чехия). Учился в школах Хейнцендорфа и Липника, затем в окружной гимназии в Троппау. В 1843 окончил философские классы при университете в Ольмюце и постригся в монахи Августинского монастыря св.Фомы в Брюнне (Австрия, ныне Брно, Чехия). Служил помощником пастора, преподавал естественную историю и физику в школе. В 1851-1853 был вольнослушателем в Венском..

Мендельсон Мозес

(Mendelssohn, Moses) (1729-1786), немецкий философ, глава берлинских просветителей, экзегет и переводчик библейских текстов, критик. Иногда его называли "немецким Сократом". Родился в Дессау (Германия) 6 сентября 1729. Основы еврейской религии изучал под руководством отца, богослова Менахема Менделя, и раввина Давида Гиршеля Франкля, благодаря которому он начал заниматься изучением философии Маймонида. В 1743 Мендельсон переехал в Берлин, где изучал немецкую литературу, латынь, математику и фило..

Мендерес Аднан

(Menderes, Adnan)(1899-1961), президент Турции. Родился в Айдине в 1899. По окончании Американского колледжа в Измире получил диплом юриста в университете Анкары. В 1930 был избран в Национальное собрание. Приняв участие в создании в 1946 Демократической партии, привел ее к победе на выборах 1950 над основанной Кемалем Ататюрком Народно-республиканской партией, во главе которой стоял тогда Исмет Иненю. Мендерес стал премьер-министром, и его правительство еще дважды получало поддержку электората...

Менелай

В греческой мифологии, царь Спарты, сын Атрея и брат Агамемнона, супруг Елены. Когда Парис увез Елену в Трою, Менелай с Агамемноном убедили ахейских вождей присоединиться к их походу против Трои. Менелай отличился как советами, так и ратными подвигами, став одним из героев ахейского войска. При захвате Трои после десятилетней осады он вернул себе Елену. На обратном пути в Спарту его корабль отнесло к Египту, и он долго скитался по Востоку. На Фаросе Протей предсказал Менелаю, что ему не суждено ..

Дополнительный поиск Мендельсон Феликс Мендельсон Феликс

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мендельсон Феликс" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мендельсон Феликс, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 17 символа