Адитьи

217

(др.-инд. Âdityâs/as/), в древнеиндийской мифологии особая группа небесных богов, сыновей Адити. [в Атхарваведе» (IX 1, 4) мать А. Золотоцветная Мадхукаша]. В «Ригведе» им посвящено целиком шесть гимнов. Число А. В ранних текстах обычно семь (РВ IX 114, 3 и др.), хотя в гимне II «Ригведы» (27, 1) их шесть. Митра, Арьяман, Бхага, Варуна, Дакша, Анша. В Х гимне «Ригведы» (72,8) - восемь. С семерыми Адити пошла к богам, а восьмого - Мартанду (см. Вивасват) отвергла. Ср. «Атхарваведу» (VIII 9, 21) и «Тайттирия-брахману» (I 1, 9, 1), где А. Перечисляются. Митра, Варуна, Арьяман, Анша, Бхага, Дхатар, Индра, Вивасват. В «Шатапатха-брахмане» наряду с восьмерыми А. Упоминаются и двенадцать А. (VI I, 2, 8. XI б, 3, 8). Несколько раз в качестве А.

Упоминается Сурья. В VIII гимне к А. В «Ригведе (18, 3) среди других А. Присутствует и Санитар. В «Атхарваведе» солнце и луна - А. (VIII 2, 15), солнце - сын Адити (XIII 2, 9, 37), Вишну перечисляется в ряду других А. (XI 6, 2). Однажды в «Ригведе» (VII 85, 4) Индра как А. Образует пару с Варуной.А. Обнаруживают связь с солярными божествами (А. И солнце, РВ VII 60, 4. А. Призываются при восходе солнца, VII 66, 12. Более близкая связь отдельных А. С солнцем, напр. Митры). Ср. Эпитеты А. - «золотой», «блестящий», «далековидящий», «многоглазый», «бессонный» и т. П. Космологические функции А. - удерживание трёх земель и трёх небес (РВ II 27, 8-9. V 29, 1 и др.). Всего, что покоится и движется (II 27, 3-4). А. Видят всё насквозь. Они хранители вселенной (VII 51, 2).

А. Наполняют воздушное пространство (X 65, 1-2). Они обладают небесной силой и именуются всевладыками, царями, повелителями неба. К людям они благосклонны и милосердны (I 106, 1 и др.). Они предохраняют от всего злого, помогают при опасности, в нужде, наказывают и прощают грехи, предоставляют убежище, награждают благочестивых, дают долгую жизнь. А. - хранители риты (РВ VI 51, 3) и враги лжи (II 27, 2, 9. VIII 19, 34 и др.). Для ведийского периода характерно также указание на поэтическую функцию А. (VII 66, 12), на их молодость («юные всевладыки»), асурские качества (см. Асуры), на их связь с Индрой, Сомой, Агни. В гимнах и упанишадах иногда обращаются одновременно к А., руд-рам, васу и др. В послеведийский период число А.

Достигает двенадцати. Они толкуются как солнечные боги и соотносятся с двенадцатью месяцами (ср. Связь семи А. С днями недельного цикла). Следы индивидуализации внутри группы А. Отходят на задний план, и А. Начинают выступать как групповое божество по преимуществу с классифицирующей функцией. Этому не препятствует складывающееся представление о Вишну как величайшем из А.Сам класс А. (как и их мать Адити) и составляющие его божества обозначаются именами с абстрактным значением. По мнению немецкого учёного П. Тиме, в ведах А. - отвлечённые понятия, выступающие как мифологические классификаторы. Имя А. И прежде всего их матери выглядит как поздняя замена старого названия. Вероятно, мотив Адити и семи сыновей продолжает схему основного мифа.

Громовержец и разъединённая с ним его супруга, рождающая семерых сыновей, последний из которых особо выделен. Учитывая бесспорные древне-иранские соответствия именам и образам некоторых из А., приходится формирование семичленной группы абстрактных божеств отнести к индоиранскому периоду, ср. Амеша Спента древнеиранского пантеона.Лит. См. При статье АдитьяВ. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Ади-будда

(санскр. Âdi-buddha, «первоначальный будда»), в буддийской мифологии поздней махаяны и ваджраяны персонификация сущности всех будд и бодхисатв. В терминах доктрины трёх тел будды (см. Трикая) А.-б. Рассматривается как дхармакая. Из А.-б. Эманируют другие будды и бодхисатвы в особой последовательности (прежде всего будды самбхога-каи). Время и место возникновения концепции А.-б. Неизвестны. Попытки видеть в А.-б. Аналогию образа бога монотеистических религий не вполне удовлетворительны. В буддизм..

Адити

(от др.-инд. A-diti - «несвязанность», «безграничность»), в древнеиндийской мифологии женское божество, мать богов, составляющих класс адитьев. Уже в «Ригведе» упоминается около 80 раз (обычно с адитьями). А. Призывают на рассвете, в полдень и на закате. Она связана со светом (РВ I 136, 33. IV 25, 3. VII 82, 10), Ушас - её отражение (I 113, 19), у неё широкий путь (IX 74, 3). Она заполняет воздушное пространство (X 65, 1-2), поддерживает небо и землю («Яджурведа»), отклоняет гнев богов, защищает..

Адитья

(др.-инд. Aditya, от a-diti, «несвязанность», «безграничность»), в древнеиндийской мифологии сын Адити [так, в «Ригведе» (VIII 52, 7) к Индре обращаются как к четвёртому А.], обычно обозначение солнечного бога [в «Ригведе» (I 105, 16. 1, 50, 13) бог солнца Сурья называется А. И т. П.] или самого солнца. А. Восходит, сопровождаемый жаром, он садится в ладью (АВ XVII 1, 25, ср. Чханд.-бр. II 5, 14), поражает чудовищ (Майтр.-самх. IV 1, 13). Однажды демон Сварбхану поразил А. Тьмой, но боги освобод..

Адмет

(Admetus, Αδμητος). Царь города Фер в Фессалии. После смерти своей первой жены он посватался за Алкестиду (или Алцесту) и получил ее руку при помощи Аполлона, запрягши в колесницу льва и дикого кабана. Аполлон в течение девяти лет пас стада Адмета в наказание за то, что убил циклопа. По ходатайству Аполлона, богини судьбы — Мойры обещали пощадить жизнь Адмета, если в предопределенный час его смерти за него согласится умереть кто-нибудь другой. Родители отказались умереть за него. Тогда пожертвов..

Дополнительный поиск Адитьи Адитьи

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Адитьи" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Адитьи, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 6 символа