Адитьи
(др.-инд. Âdityâs/as/), в древнеиндийской мифологии особая группа небесных богов, сыновей Адити. [в Атхарваведе» (IX 1, 4) мать А. Золотоцветная Мадхукаша]. В «Ригведе» им посвящено целиком шесть гимнов. Число А. В ранних текстах обычно семь (РВ IX 114, 3 и др.), хотя в гимне II «Ригведы» (27, 1) их шесть. Митра, Арьяман, Бхага, Варуна, Дакша, Анша. В Х гимне «Ригведы» (72,8) - восемь. С семерыми Адити пошла к богам, а восьмого - Мартанду (см. Вивасват) отвергла. Ср. «Атхарваведу» (VIII 9, 21) и «Тайттирия-брахману» (I 1, 9, 1), где А. Перечисляются. Митра, Варуна, Арьяман, Анша, Бхага, Дхатар, Индра, Вивасват. В «Шатапатха-брахмане» наряду с восьмерыми А. Упоминаются и двенадцать А. (VI I, 2, 8. XI б, 3, 8). Несколько раз в качестве А.
Упоминается Сурья. В VIII гимне к А. В «Ригведе (18, 3) среди других А. Присутствует и Санитар. В «Атхарваведе» солнце и луна - А. (VIII 2, 15), солнце - сын Адити (XIII 2, 9, 37), Вишну перечисляется в ряду других А. (XI 6, 2). Однажды в «Ригведе» (VII 85, 4) Индра как А. Образует пару с Варуной.А. Обнаруживают связь с солярными божествами (А. И солнце, РВ VII 60, 4. А. Призываются при восходе солнца, VII 66, 12. Более близкая связь отдельных А. С солнцем, напр. Митры). Ср. Эпитеты А. - «золотой», «блестящий», «далековидящий», «многоглазый», «бессонный» и т. П. Космологические функции А. - удерживание трёх земель и трёх небес (РВ II 27, 8-9. V 29, 1 и др.). Всего, что покоится и движется (II 27, 3-4). А. Видят всё насквозь. Они хранители вселенной (VII 51, 2).
А. Наполняют воздушное пространство (X 65, 1-2). Они обладают небесной силой и именуются всевладыками, царями, повелителями неба. К людям они благосклонны и милосердны (I 106, 1 и др.). Они предохраняют от всего злого, помогают при опасности, в нужде, наказывают и прощают грехи, предоставляют убежище, награждают благочестивых, дают долгую жизнь. А. - хранители риты (РВ VI 51, 3) и враги лжи (II 27, 2, 9. VIII 19, 34 и др.). Для ведийского периода характерно также указание на поэтическую функцию А. (VII 66, 12), на их молодость («юные всевладыки»), асурские качества (см. Асуры), на их связь с Индрой, Сомой, Агни. В гимнах и упанишадах иногда обращаются одновременно к А., руд-рам, васу и др. В послеведийский период число А.
Достигает двенадцати. Они толкуются как солнечные боги и соотносятся с двенадцатью месяцами (ср. Связь семи А. С днями недельного цикла). Следы индивидуализации внутри группы А. Отходят на задний план, и А. Начинают выступать как групповое божество по преимуществу с классифицирующей функцией. Этому не препятствует складывающееся представление о Вишну как величайшем из А.Сам класс А. (как и их мать Адити) и составляющие его божества обозначаются именами с абстрактным значением. По мнению немецкого учёного П. Тиме, в ведах А. - отвлечённые понятия, выступающие как мифологические классификаторы. Имя А. И прежде всего их матери выглядит как поздняя замена старого названия. Вероятно, мотив Адити и семи сыновей продолжает схему основного мифа.
Громовержец и разъединённая с ним его супруга, рождающая семерых сыновей, последний из которых особо выделен. Учитывая бесспорные древне-иранские соответствия именам и образам некоторых из А., приходится формирование семичленной группы абстрактных божеств отнести к индоиранскому периоду, ср. Амеша Спента древнеиранского пантеона.Лит. См. При статье АдитьяВ. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Адитьи
На нашем сайте Вы найдете значение "Адитьи" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Адитьи, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 6 символа