Вишведева

97

(др.-инд. Viœvedevâh, букв. «все боги»), в древнеиндийской мифологии особый вид объединения богов (включая иногда и низших), в пределе совпадающий со всем пантеоном. От групповых божеств или классов богов В. Отличается отсутствием единых, общих для всех характеристик. В «Ригведе» В. Восхваляются более чем в 40 гимнах. Особенно часто появляются они в поздней, Х мандале. К В. Обращаются обычно при приглашении их к жертвоприношению, которое, собственно, и вызывает к жизни такое объединение разных божеств. В гимнах к В. Обращаются с просьбами, перечисляют имена отдельных божеств (постоянно Индра, Агни, Митра, Варуна, другие адитьи, гораздо реже Сома или Ушас, очень редко Рудра) и их характеристики и деяния. Иногда же эти божества настолько тесно слиты между собой, что трудно выделить часть, относящуюся к данному божеству.

В ряде случаев В. Образуют более узкую группу божеств, призываемых наряду с другими объединениями (напр., васу, адитьи и др.). В более позднее время В. Состоит из десяти божеств (напр., васу, Сатья, Крату, Дакша, Кала, Кама, Дхрити, Куру, Пуруравас, Мадравы. Впрочем, состав нередко меняется, ср. «Вишна-пурану»). В ритуале В. Также трактуются как единство (в частности, им посвящается третья выжимка сомы). Соответствие др.-инд. Visve devâh - «все боги» и авест. Dâevâ vispe позволяет говорить об индоиранских основах такого объединения богов.Лит. Renou L., Etudes védiques et panineennes, t. 4-5, P., 1958-59.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Вишведева

ВИШВЕДЕВА (санскр. Все боги) - в ведийской и индуистской мифологии сонм богов.. ..

Вишвамитра

(др.-инд. Viçvâmitra, букв. «друг всех»), в ведийской и индуистской мифологии мудрец, который был рождён кшатрием, но своими аскетическими подвигами добился положения брахмана и стал одним из семи божественных риши. В. И его потомкам приписываются гимны третьей мандалы «Ригведы». Согласно одному из этих гимнов, он был сыном царя Кушики и перевёл войско бхаратов через реки Випаш и Шутудри, которые по его повелению опустили перед ним свои воды (РВ III 33. Ср. 53, 9). В более поздней традиции В. Сч..

Вишварупа

[др.-инд. Viœárûpa, «обладающий (принимающий) всеми формами»], в ведийской и индуистской мифологии трёхголовое существо демонической природы, сын Тваштара, похитивший коров и за это поражённый Тритой и Индрой (РВ Х 8, 8-9) или плотником (версия «Махабхараты»). Иногда В. Называют Триширас («трёхголовый») или по имени отца Тваштар. В. Богат скотом и лошадьми. Он - пурохита (жрец) богов, хотя и принадлежит к асурам (Тайтт.-самх. II 5, 1, 1). Более подробно говорится о В. В эпосе, где он иногда иден..

Вишну

(др.-инд. Visnu), один из высших богов индуистской мифологии, составляющий вместе с Брахмой и Шивой т. Н. Божественную триаду - тримурти. В ведийских гимнах В. Занимает сравнительно скромное место, хотя и входит в число основных божеств (см. Ведийская мифология). В брахманах его значение возрастает, но лишь в эпосе и пуранах В. Становится первостепенной фигурой. В индийской традиции имя В. Толкуется как «проникающий во всё», «всеобъемлющий» (от корня vic, «входить», «проникать»). Другие этимолог..

Виштаспа

(авест.), Виштасп (среднеиран.), в иранской мифологии и легендарной истории царь мифической династии Кейянидов. Одно из главных действующих лиц историко-теологических мифов зороастризма. В «Гатах» и «Младшей Авесте» («Яшты» V, XIII, XV, XIX) выступает праведным венценосцем. Принял учение пророка Заратуштры, обеспечил ему приют и покровительство. В. - идеальный прототип земных властителей, наделяемый назидательно-дидактической окраской в пример и поучение реальным историческим царям. Одни источни..

Дополнительный поиск Вишведева Вишведева

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вишведева" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вишведева, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 9 символа