Ворон

124

Широко распространён в мифологических представлениях, обладает значительным кругом функций, связывается с разными элементами мироздания (подземным миром, землёй, водой, небом, солнцем), что свидетельствует о глубокой мифологической семантике этого персонажа. Она обусловливается некоторыми универсальными свойствами В. Как птицы, в частности резким криком и чёрным цветом. Само слово «ворон» в большинстве языков этимологизируется как указание либо на крик В. (иногда звукоподражательно - в романо-германских, кельтских, палеосибирских, венгерском, ацтекском наименованиях), либо на его окраску (в т. Ч. В балто-славянских, арабском, китайском языках). Чёрный цвет В. Часто воспринимается как приобретённый от соприкосновения с огнём или дымом, в силу наказания бога и т.

П.Поедание В. Падали, по гипотезе К. Леви-Строса, способствует тому, что В. Функционирует в мифах как культурный герой. Падаль - уже не животная, но и не растительная пища, поэтому В. Олицетворяет некий компромисс между хищными и травоядными, противопоставление которых друг другу оказывается в конечном итоге смягчением фундаментальной антиномии жизни и смерти. Поэтому В. Воспринимается как медиатор между жизнью и смертью.Как трупная птица чёрного цвета с зловещим криком В. Хтоничен, демоничен, связан с царством мёртвых и со смертью, с кровавой битвой (особое развитие получает мотив выклёвывания В. Глаз у жертвы), выступает вестником зла. Поскольку В. В поисках пищи копается в земле, он связывается и с нею. Как всякая птица, В.

Ассоциируется с небом. Связь В. С этими тремя сферами определяет то, что он (это особенно видно в палеоазиатской мифологии и индейцев Северной Америки мифологии) наделяется шаманским могуществом (см. Шаманская мифология) и, в частности, выполняет посреднические функции между мирами - небом, землёй, загробным (подземным или заморским) царством, являясь, таким образом, медиатором между верхом и низом.В. Воспринимается как медиатор (главным образом в северных мифологиях) между летом и зимой (он неперелётная птица), сухим и влажным, солёной и несолёной влагой (связь В. Или созвездия Ворона с сухим сезоном почти универсальна, сухостью в некоторых мифологиях мотивируется «голос» В. Как посредник между водой и сушей он участвует в мифах о потопе.

Создавая «сушу», В. Достаёт горсть земли со дна моря. Он добывает воду и делает реки, причём пресную речную воду он иногда берёт у хозяев солёного моря).Умение подражать человеческой речи, а возможно и долголетие, способствовали возникновению представлений о В. Как о мудрой вещей птице (ср. Его связь с загробным миром). Наряду с этим (особенно в северных мифологиях) В. Воспринимается как посредник между мудростью и глупостью (он - «мудрый» шаман и плут-трикстер, попадающий впросак или совершающий «безумные» поступки). В. Является медиатором между мужским и женским началом (ср. Его попытки изменить пол, «выйти замуж», и т. П., сопоставимые с шаманством превращённого пола). Выступающий в мифах как существо двойной антропо-зооморфной природы, В.

Выполняет медиативную функцию между человеческим и животным. Участие В. В основных мифологических оппозициях способствует его роли как «серьёзного» культурного героя и одновременно шутника-трикстера. Как культурный герой В. Осуществляет медиацию в оппозиции природы и культуры.В. - центральный персонаж в мифах некоторых народов Северной Азии и Северной Америки, прежде всего у палеоазиатов чукотско-камчатской группы (чукчи, коряки, ительмены) в Азии. У северо-западных индейцев (главным образом тлинкиты, но также хайда, цимшиан, квакиютль), северных атапасков и отчасти эскимосов (по-видимому, в результате заимствования) в Америке. В этих мифологиях В. Выступает как первопредок - демиург - культурный герой, могучий шаман, трикстер (ительменcк.

Кутх, корякск. Куйкынняку, чукот. Куркыль, тлинкитск. Йель). Он фигурирует в двух ипостасях - антропоморфной и зооморфной, и типологически близок тотемическим первопредкам двойной антропо-зооморфной природы в мифологиях других американских индейцев и австралийцев. Его деятельность в мифах отнесена ко времени мифического первотворения (см. Время мифическое), что, в частности, делает возможным сочетание функций «серьёзного» культурного героя и плута-трикстера в одном персонаже.В мифах о творческих и культурных деяниях В. Мотивы у палеоазиатов (как культурный герой В. Выступает прежде всего у чукчей) и в Северной Америке в основном совпадают. В. Создаёт свет и небесные светила, сушу и рельеф местности, людей и зверей.

Он добыл пресную воду у хозяев моря, раскрасил всех птиц (а сам превратился из белого в чёрного), положил начало рыболовству. Эти мотивы можно считать древнейшими, созданными в период генетического единства или длительных контактов предков палеоазиатов и индейцев Северной Америки. Однако последним не известен палеоазиатский миф о В., который вместе с другой птицей (зимушкой или куропаткой) пробил клювом небесную твердь, добыв таким образом свет (но в обеих мифологиях есть мифы о похищении небесных светил в виде мячей у их злого хозяина ради создания света). А палеоазиатам не знакомы североамериканские рассказы о том, какВ. Добился от хозяйки прилива регулярной смены прилива и отлива и о том, как он добыл огонь (у чукчей В.

Создаёт сакральный инструмент для добывания огня).Существование этих различных, но типологически близких мотивов, возникших самостоятельно в каждом из регионов, подчёркивает общность мифологической семантики В.Прежде всего как первопредок и могучий шаман В. Выступает в фольклоре коряков и ительменов. Он патриарх «вороньего» семейства, от которого произошли люди. У него большая семья, и он защищает своих детей от злых духов, помогает в устройстве их браков. А сами брачные приключения его детей суть символическое выражение возникновения и правил организации и функционирования социума (установление дуальной экзогамии через отказ от кровосмешения, установление «брачных связей» с существами, персонифицирующими природные силы, от которых зависит хозяйственное благополучие социума).Вокруг В.

И его семьи объединён почти весь повествовательный фольклор коряков и ительменов. Такая «семейная» циклизация отличает палеоазиатский фольклор от фольклора северо-западных индейцев, циклизованного «биографически» - в нём преобладают мифы о «героическом» детстве В. И о его странствиях. В Северной Америке В. - прежде всего культурный герой, а не «патриарх», хотя и здесь имеются представления о нём как о первопредке. Так, он часто выступает как тотем или родовой эпоним, считается родовым или фратриальным предком. С оппозицией фратрий, очевидно, связано его противопоставление другой птице (лебедю, гагаре, орлу. Ср. Ниже об иудаистском противопоставлении В. Голубю. Один из представителей семейства «вороньих» выступает в оппозиции к орлу в Северной Австралии, он также является и трикстером) или зверю (обычно волку).

В частности, у северо-западных индейцев и у некоторых групп атапасков племя делится на фратрию В. И фратрию волка или орла.В отличие от мифов творения, рассказы о проделках В.-трикстера не совпадают по мотивам в палеоазиатском и североамериканском фольклоре, но типологически идентичны. Исключение составляют повествования о мнимой смерти В. И о его попытках переменить пол, представляющие пародию на некоторые стороны шаманизма (аналогичные истории рассказывают и о других трикстерах). Таким образом, «трикстерский цикл» о В. Возник, по-видимому, позже, чем мифы творения.В палеоазиатском фольклоре В.-трикстер и прожорлив, и похотлив, но его основной целью является утоление голода. В Северной Америке похотливость приписывается другому трикстеру - Норке, а для В.

Характерна только прожорливость. Разница проявляется также в том, что у палеоазиатов В.-трикстер действует на фоне общего голода, постигшего всю его семью. В Северной Америке состояние голода - специфическая черта самого В., возникшая, по мифу, после того, как он съел коросту с кости.В.-трикстер готов на любой коварный обман, часто торжествует, но бывает и одурачен. Если он выступает как представитель семьи (что прежде всего характерно для палеоазиатской мифологии), его трюки удаются, когда они направлены против «чужих», и проваливаются, когда В. Действует в ущерб «своим», нарушает физические или социальные нормы (покушается на коллективные запасы пищи, меняет пол, пренебрегает половозрастными принципами разделения труда, изменяет жене).

Трюки В. Противостоят нормальной социальной деятельности его детей, «дополнительны» ей, воспринимаются как паразитарная форма поведения и являются шутовским дублированием, пародийным снижением его собственных деяний как культурного героя и могучего шамана. Там, где В. Действует вне семейного фона, что характерно и для палеоазиатского и для североамериканского фольклора, его трюки имеют переменный успех. В этом случае он часто пытается удовлетворить свои нужды за счёт других подобных антропо-зооморфных существ. У палеоазиатов это лиса, волк и др., в Северной Америке - баклан, медведь-гризли, орёл, также волк.Аналогичная семантика образа В. Выявляется и в мифологических представлениях других народов Северной Азии и Северной Америки.

В якутской мифологии В. - атрибут Улу Тойона, мифического главы чёрных шаманов, и имеет демонический характер. В эвенкийских мифах В. Иногда выступает в роли неудачного, непослушного помощника бога-творца. В Северной Америке у индейцев других племён сказания о В. Встречаются только спорадически, но там известен миф о потопе с участием В. (у северозападных индейцев В. Иногда также связывается с потопом). Он послан искать сушу, не возвращается, наказывается чёрным цветом. Шведская фольклористка А. Б. Рут, специально изучавшая мотив всемирного потопа, считает, что эти сюжеты возникли в результате контаминации индейских мифов о демиурге-ныряльщике, вылавливающем землю, с рассказами библейского происхождения о всемирном потопе, занесёнными миссионерами.Уже древнейшее сюжетное упоминание о В.

В вавилонском эпосе о Гильгамеше связывает его с мифом о всемирном потопе. Ут-напишти посылает из ладьи (на которой он спасается от потопа) последовательно ласточку, голубя и В., чтобы узнать, обнажилась ли суша. Первые две птицы возвращаются, не найдя сухого места, а В. Не возвращается - свидетельство того, что он обнаружил сушу. В библейском описании потопа (восходящем к вавилонскому) В. Не вернулся, а посланный затем голубь прилетел с листом оливы, т. Е. В полном отличии от вавилонской версии В. Выступает как дурной вестник, а голубь как хороший. Эта же трактовка становится ярче в поздних еврейской (постбиблейской) и мусульманской традициях (Ной проклинает В., делает его чёрным, благословляет голубя). В средневековой христианской традиции В.

Становится олицетворением сил ада и дьявола, а голубь - рая, святого духа, христианской веры (крещения). Такая интерпретация опирается, по-видимому, как на еврейскую традицию и отражает иудаистское деление животных на чистых (голубь) и нечистых (ворон), так и на дохристианские мифологические представления народов Европы, в которых В. Имеет отчётливую хтоническую характеристику и фигурирует как птица, приносящая несчастье. Появление В. На левой стороне дома было дурной приметой, во время сева его появление предвещало неурожай, встреча двух воронов в воздухе - войну. В древнеирландской, и особенно древнескандинавской, литературах (восходящих к фольклору и отражающих дохристианскую мифологию) В. Иногда обладает железными когтями и клювом, есть и образ одноглазого В., что характерно для хтонических существ.

В. Фигурирует в описаниях битв, предвещает гибель героев. Скандинавского верховного бога Одина, связанного с царством мёртвых и войнами, сопровождают две мудрые вещие птицы - вороны Хугин и Мунин. В., по-видимому, связан и с кельтским богом Лугом.В античной мифологии В. (или ворона) сопровождает богов и героев, связанных с небом и солнцем, с культом земледелия, с войной и подземным царством. Кроноса (и римского Сатурна), Аполлона, Афину (шлем Афины имеет вид ворона), Асклепия. Имеется много упоминаний о мудрости В. Согласно Овидию (Ovid. Met. II 631 и след.), Аполлон узнаёт от В. Об измене любимой им нимфы и в горе делает его чёрным. По преданию, В. Предсказывает смерть Цицерона и др. Вместе с тем отчётливой хтонической характеристики античный В.

Не имеет.Поверья о том, что В. Приносит несчастье, зафиксированы в Северной Африке, Передней, Южной и Восточной Азии. В Древнем Китае ворон был солярным символом. Лишние солнца, убитые стрелком И, мыслились как В. Демоническим персонажем В. Является в русских сказках (Ворон Воронович). См. Также ПтицыЛит. Дзенискевич Г. И., Сказания о Вороне у атапасков Аляски, «Советская этнография», 1976, № 1. Иохельсон В. И., Об азиатских и американских элементах в мифах коряков, «Землеведение», 1904, т. 11, кн. 3. Мелетинский Е. М., Сказания о Вороне у народов Крайнего Севера, «Вестник истории мировой культуры», 1959, № 1. Его же. Структурно-типологический анализ мифов северо-восточных палеоазиатов (Вороний цикл), в сб. Типологические исследования по фольклору, М., 1975.

Сумцов Н. Ф., Ворон в народной словесности, «Этнографическое обозрение», 1890, № 1, с. 61- 86. Boas F., Tsimshian mythology, Wasch., 1916. Bogoraz W., The folklore of Northeastern Asia, as compared with that of Northwestern America, «American anthropologist», 1902, n. S. V. 4, № 4. Rooth А. В., The raven and the carcass, Hels., 1962 (Folklore fellows communications, v. 77. № 186).Е. М. Мелетинский.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Ворон

IВо́рон (Corvus corax) птица семейства вороновых отряда воробьиных (Passeriformes). Длина тела 60—65 см. Окраска чёрная с синим или зелёным металлическим отливом. У молодых В. Матово-чёрная. Распространён В. Очень широко — в Европе, Азии (исключая Юго-Восточную), Северной и Центральной Америке и Северной Африке. В СССР — повсеместно, кроме густонаселённых местностей. Немногочисленная, оседлая или кочующая птица. Зимой держится стаями на свалках близ городов. Гнёзда на деревьях, скалах, береговых..

Ворон

ВОРОН - птица семейства вороновых. Длина до 70 см. Клюв массивный, ноги и все оперение черные. В Евразии, Сев. Америке, Сев. Африке.. ..

Ворон

(ворона), в представлении русских людей нечистая и зловредная птица, имеющая дьявольскую природу. Черный цвет ворона задуман самим чертом. В образе ворона черти летают ночью по дворам и совершают разные пакости. Души злых людей русские представляли в виде черных воронов.Вместе с тем, по русским поверьям, ворон — вещая птица, живет до трехсот лет, владеет тайнами, предсказывает смерть, нападение врагов, дает советы былинным героям, указывает место, где зарыт клад, приносит родителям весть о гибел..

Ворон

ВОРОН, крупная птица (семейство> вороновые). Длина до 70 см. Клюв массивный, ноги и все оперение черные. Распространен почти по всему Северному полушарию, в лесах, на побережьях морей, в горах. Гнезда чаще на старых крупных деревьях. В природе - редкая птица, однако в антропогенных ландшафтах численность увеличивается (стаи воронов можно встретить на городских свалках, скотных дворах и пр.).. ..

Ворон

(Быт.8:7 ) - птица из породы хищных, по закону Моисееву, как питающаяся трупами, нечистая (Лев.11:15 , Втор.14:6 ). Эта птица особенно любит уединенные и пустынные места (Ис.34:11 ). Питаясь трупами, ворон прежде всего выклевывает у своей жертвы глаза. В ·кн. Притчей говорится "глаз насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностию к матери, выклюют вороны дольные и пожрут птенцы орлиные" (Прит.30:17 ). Промышляя о всем мире, тварях, о человеке же особенно, Бог, по ·свящ. Писанию, промышляет ..

Ворон

Вран, крюк, черный ворон. ..

Ворон

Птица семейства вороновых. Длина до 70 см. Клюв массивный, ноги и все оперение черные. В Евразии, Сев. Америке, Сев. Африке.. ..

Ворон

М. Вран церк. Самая большая в Европе птица вороньего рода, весь черный, с отливом. Воронов два вида, лесной, крятун, крук южн. Верховой забайкальск. Соrvus Соrах, в наших сев. Губ. И Сибири. Полевой ворон, Сorvus Соrоnе, восточной Руси и Сибири первый побольше, хвост округлый. У второго хвост отрубом, побольше грача. Зловещий ворон. Всякому б ворону на свою голову каркать. Старый ворон мимо не каркнет. Старый ворон не каркнет даром. Как ворон крови ждет (зырить). Спроважу, куда ворон костей твои..

Ворон

1. М.Крупная птица отряда вороновых с блестящим синевато-черным оперением.2. М.Старинная игра, в которой изображается нападение ворона или коршуна на наседку с цыплятами.. ..

Ворон

ВО́РОН -а. М. Крупная всеядная птица с блестящим чёрным оперением, гнездящаяся обычно в уединённых местах. Оказался там, куда в. Костей не занесёт (об очень отдалённом или труднодоступном месте). * Ворон ворону глаз не выклюет (Посл.). Ворон каркает на избе - к покойнику на дворе (Погов.). ● По народным представлениям. Ворон - долго живущая и потому мудрая птица, прозванная в русском фольклоре ве́щей. Традиционный персонаж русского фольклора (предвестник смертельной опасности, смерти, и в то же ..

Ворон

-a, м. Большая всеядная птица с блестящим чёрным оперением. Вороны слетелись на падаль. В. Ворону глаз не выклюет (поел.). Куда в. Костей не заносил . (куда-н. Очень далеко, в неизвестное место. Разг. Неодобр.). * Чёрный ворон - в годы сталинских репрессий. Закрытый автомобиль для перевозки арестованных. II собир. Вороньё, -я, ср. II прил. Воронов, -а, -о и вороновый, -ая, -ое. Цвета воронова крыла (блестяще-чёрный). Семейство вороновых (сущ.).. ..

Ворон

Ворона, м. Большая черная хищная птица из семейства вороновых.. ..

Ворон

Общеславянское слово. Единого мнения о его происхождении нет, но, скорее всего, оно произведено от той же звукоподражательной основы, что и , .. ..

Ворон

Общеслав. В первоначальном *vornъ or между согласными изменилось в оро. Происхождение неясно. Скорее всего, является суф. Производным (суф. -н-, ср. Лат. Corvus «ворона») от того же звукоподражания, которое содержится в воробей, ворковать.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Ворон

Во́рон вороно́й "черной масти", укр. Во́рон, др.-русск. Воронъ, ст.-слав. Вранъ μέλας, κόραξ (Cynp.), болг. Вранъ́т, сербохорв. Вра̑н, словен. Vrȃn, чеш. Vran, польск. Wron, в.-луж. Wron, н.-луж. Ron. См. Торбьёрнссон, 2, 94. Исконнородственно лит. Var̃nas "ворон", др.-прусск. Warnis. См. Траутман, BSW 343. М. – Э. 4, 506. Близкое этому слово широко распространено в уральских языках. Фин. Vares, varis, род. П. Vareksen, variksen "ворона", ненец. Warŋa, warŋe "ворона" и т. Д. См. Паасонен, KSz ..

Ворон

Птица сем. Вороновых. Дл. До 70 см. Клюв массивный, ноги и всё оперение чёрные. В Евразии, Сев. Америке, Сев. Африке. ..

Ворон

(Corvus соrах), птица сем. Вороновых. Самая крупная птица отр. Воро-бьинообразных. Дл. До 70 см, масса до 1,6 кг. Массивный клюв, ноги и всё оперение чёрные. Спорадически распространён в Евразии (исключая Ю.-В.), Сев. Африке, Сев. И Центр. Америке, в СССР - от сев. Окраины лесов до пустынь и гор на Ю. Страны, в горах до выс. 4000 м. В тундре нередок во время кочёвок. Гнёзда на деревьях и скалах. Всеяден, но преобладает животная пища. ..

Ворон

ВОРОН (Corvus), небольшое созвездие в южной части неба, прилегающее к созвездиям Гидра и Чаша. Самые яркие звезды в нем имеют третью звездную величину.. ..

Ворон

— вран — в древнерусском счете 10 млн. Кроме того, приспособление в виде массивного крика или колодезного «журавля», применявшееся в древности для разрушения крепостных стен, высадки на стены крепости вооруженных воинов и при абордаже кораблей.. ..

Ворон

Ворон (евр. Орев. Греч. Коракс). Эта птица (Corvus corax) распространена по всему Ближнему Востоку (Быт 8:7. Иов 38:41. Пс 146:9. Песн 5:11. Лк 12:24). В. Всеяден и, как питающийся падалью (ср. Также Притч 30:17), причисляется к нечистым животным (Лев 11:15. Втор 14:14). Выражение "всякий ворон с породою его", вероятно, подразумевает и других родственных В. Птиц - ворону, галку и сороку. По Божьему повелению В. Приносили Илии, скрывавшемуся у потока Хорафа, хлеб и мясо (3Цар 17:4,6).. ..

Ворон

(Быт.8:7 ) - птица из породы хищных, по закону Моисееву, как питающаяся трупами, нечистая (Лев.11:15 , Втор.14:6 ). Эта птица особенно любит уединенные и пустынные места (Ис.34:11 ). Питаясь трупами, ворон прежде всего выклевывает у своей жертвы глаза. В ·кн. Притчей говорится "глаз насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностию к матери, выклюют вороны дольные и пожрут птенцы орлиные" (Прит.30:17 ). Промышляя о всем мире, тварях, о человеке же особенно, Бог, по ·свящ. Писанию, промышляет ..

Вольски

(Volsci). Народ, живший на юге Лациума. Римляне окончательно покорили их в 338 г. От Р. X.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Воплощения Вишну

У мудреца Кашьяпы от прекрасной демоницы Дити родилось двое близнецов Один из них, Хираньякашипу, пошел в мать, но настолько умело скрывал враждебную добру природу, что не был разгадан даже Брахмой и получил от него в дар неуязвимость (1) Его не мог убить ни человек, ни зверь Смерть к нему не могла прийти ни извне, ни возникнуть в нем самом, ни днем, ни ночью Воспользовавшись этим божественным даром, он, недостойный, захватил дворец Индры, подчинил себе все три мира и даже посмел взять в услуже..

Ворса

Ворысь, чукла, в мифологии коми леший. Является одиноким охотником в виде великана или человека необычайной силы с мохнатыми ушами. В. Может досаждать охотнику и воровать у него добычу (если тот охотится в угодьях В.), но может и помогать человеку в охоте, если тот сумеет хитростью одолеть В. Любит вызывать охотников на состязание в силе. Считалось, что избавиться от В. Можно, если повернуться к нему спиной и выстрелить, зажав ружьё между ног.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Вортигерн

Это слово, означающее "Верховный владетель", вполне могло быть титулом, а не именем. Вортигерн считается реальным историческим лицом, хотя, как это часто случается с кельтскими историческими персонажами, факты и легенды, связанные с ним, тесно переплетены и основательно запутаны. Принято считать, что Вортигерн был правителем Британии, жившим в V в. Н. Э. И женатым на дочери мятежного римского императора Максима. О нем упоминает Джеффри Монмутский. По преданию, Вортигерн участвовал в заговоре и у..

Ворон

Символ предусмотрительности и долголетия.. ..

Ворон

Будучи говорящей птицей, символизирует пророчество. В других отношениях амбивалентен. Означает одновременно солнечное добро и мрак зла, мудрость и разрушения войны. Вороны и волки - частые спутники первобытных богов мертвых. В алхимии ворон, изображенный рядом с черепом или надгробием, символизирует черноту и умерщвление, nigredo - первую стадию Малой Работы, смерть мира, принцип земля к земле (, , , прах и в прах обратишься). У американских индейцев, обитавших в лесах восточного побережья, воро..

Дополнительный поиск Ворон Ворон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ворон" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ворон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 5 символа