Захария И Елисавета

170

(Захария - греч. Ζαχαρίας, евр. Zecharjâh или zеcharjâhu, «Яхве вспомнил». Елисавета - греч. Έλισάβετ евр. 'elîseba или elisab'ath, «бог завета»), в христианских религиозно-мифологических представлениях родители Иоанна Крестителя (Иоанна Предтечи). В Новом завете рассказ о З. И Е. Содержится только в Евангелии от Луки. Захария был священником Иерусалимского храма «из Авиевой чреды» (Лук. 1, 5), т. Е. Принадлежал к одной из 24 наследственных групп, поочерёдно исполнявших свои культовые обязанности. Средневековые легенды иногда делали его первосвященником. Елисавета тоже была из священнического рода потомков Аарона. Они были «праведны пред богом», однако у них, как у Иоакима и Анны, другой четы новозаветных родителей, до старости не было детей.

Когда Захария служил в храме, ему явился архангел Гавриил, предсказавший, что у З. И Е. Родится сын, которого следует назвать Иоанном и которому суждено стать «предтечей» мессии. Захария сомневается в возможности исполнения обещанного, ссылаясь на преклонный возраст свой и жены (ср. Такое же сомнение Авраама, Быт. 17, 17, и Сарры, Быт. 18, 12). Как знамение и одновременно наказание за маловерие ему даётся немота, которая должна разрешиться только вместе с рождением младенца. Елисавета пять месяцев скрывает свою беременность. Между тем дева Мария, родственница Елисаветы (1, 36), девственно зачавшая Иисуса Христа во время шестого месяца беременности Елисаветы, отправляется из Галилеи в Иудею навестить Елисавету. Та по радостному «взыгранию» сына в её чреве и по вдохновению свыше понимает, что перед ней мать мессии.

После трёхмесячного пребывания в доме Елисаветы Мария возвращается в Назарет, а Елисавета рождает сына. Семья намерена назвать его именем отца, но немой Захария пишет на дощечке для письма. «Иоанн имя ему» (1, 63). Тотчас же к Захарии возвращается дар речи. «по всей нагорной стране иудейской» взволнованы этим знамением, а Захария в ветхозаветных метафорах пророчествует о приходе мессианского времени и о призвании своего сына (1, 67-80). Византийские легенды, получившие широкое распространение в средневековом мире, повествуют далее, что Елисавете пришлось бежать с младенцем от злых умыслов царя Ирода в пустыню и что там мать и ребёнка укрыла чудесно расступившаяся перед ними, а затем затворившаяся скала (ср.

Мотив спасения Феклы и др.). Захария за отказ назвать местопребывание жены и сына убит людьми Ирода в храме. Его кровь превратилась в таинственный камень.С. С. Аверинцев.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Захария И Елисавета

- в христианстве родители Иоанна Крестителя. У них до старости не было детей. Однажды, когда Захария (он был священником Иерусалимского храма) служил в храме, ему явился архангел Гавриил и сообщил, что у него родится сын, которого следует назвать Иоанном и которому суждено стать предтечей Мессии. Так как Захария засомневался в этом, ему была дана немота, которая должна разрешиться только с рождением младенца. Когда Елисавета родила сына, и семья решила назвать его именем отца, немой Захария напи..

Зат-сантим

Зат-Саннатум [dt/sntm, «холодная»], в йеменской мифологии ипостась богини солнца, почитавшаяся в государстве Катабан. Имя богини, очевидно, было запретным. Слово «Зат-Сантим» является, по-видимому, прозвищем, заменяющим его. З.-С. Составляет пару с противоположной ей Зат-Захран («полуденная, горячая»). Эти ипостаси, возможно, связывались соответственно с зимним и летним светилом (ср. Зат-Бадан и Зат-Химйам в пантеоне государства Саба). Иногда к этой паре присоединялась ещё одна ипостась богини с..

Зат-химйам

Зат-Хамим (dt/ hmym, «обжигающая, горячая»), в йеменской мифологии ипостась богини солнца. Слово «Зат-Химйам» является, по-видимому, прозвищем, заменяющим запретное имя богини (оставшееся неизвестным). В пантеоне государства Саба З.-Х. Составляет пару с противоположной ей Зат-Бадан («далёкая, холодная»). Эти ипостаси, вероятно, связывались соответственно с летним и зимним светилом (ср. Зат-Захран и Зат-Сантим в пантеоне государства Катабан). В пантеоне З.-Х. (вместе с Зат-Бадан) занимала третье ..

Заххак

(пехл.), в иранской мифологии и легендарной истории иноземный царь, узурпатор иранского престола. Образ З. Восходит к авест. Ажи-Дахака, треглавому дракону, правившему в Иране после падения первого царя Йимы. В среднеиранской традиции (Меноги-и храд, 5 в.) царствованию Ажи-Дахака - З. Соответствует правление Дахака Бевараспа и Фрасияка Тура, злых царей. Однако, не будь они царями, власть досталась бы злому духу Айшме и оставалась бы у него до страшного суда, что принесло бы больше бедствий.В «Ша..

Зачарованная Страна

В мифологии валлийских кельтов - название Дифеда.(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Дополнительный поиск Захария И Елисавета Захария И Елисавета

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Захария И Елисавета" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Захария И Елисавета, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 19 символа