Земля
Наряду с огнём, воздухом и водой одна из основных стихий мироздания. Значительная часть сюжетов с участием обожествлённой З. Содержится в космогонических мифах, рассказывающих о первоначальной божественной паре - небе и З., союз которых послужил началом жизни во вселенной и от которого произошли остальные боги (см. Священный брак). Персонифицированная в образе богини - супруги неба, З. Фигурирует в мифологиях почти всех народов [ср. Как исключение др.-егип. (гелиопольский) миф о сотворении мира, в котором З. Олицетворяет бог Геб, супруг Нут (неба), женского божества]. Иногда небо и З. Сами являются порождением предшествующего поколения богов. Так, в гелиопольском мифе они - внуки Атума, в мифологии маори (Ранги и Папа) - дети По (ночи) и ао (света) и внуки Веу (корешка).
Часто их существование предвечно - в виде яйца мирового, разбивание которого (отделение неба от З.) представляет собой создание космоса (см., например, др.-инд. «Чхандогья-упанишаду» III 19, 1-2, и Законы Ману I 12-13). В некоторых мифологиях З. Создаётся не вследствие разбивания яйца, а благодаря расчленению (принесению в жертву) докосмического существа (аккад. Тиамат, др.-инд. Пуруша, сканд. Имир, кит. Пань-гу), тело которого даёт начало всем стихиям. Широко распространено также представление о возникновении З. Из вод мирового океана, откуда её вылавливает тот или иной мифологический персонаж (сканд. Тор, др.-инд. Праджапати, полинез. Мауи и др.). В мифах американских индейцев и некоторых сибирских народов часто З. Из воды вылавливает водяная птица-ныряльщик.
В греческой мифологии возникшая из хаоса З. (Гея) создаёт из себя небо (Урок), от их брака происходят титаны.Вещественными символами союза неба и З. В архаических космологиях являются дождь, дающий жизнь растениям и животным, а также молния и удар метеорита. Место удара молнии обычно считалось священным. От молнии, то есть от брака неба и З., рождаются люди, отмеченные особыми дарованиями,- таково славянское предание о рождении волхвов.В некоторых культурах родившимися от соития неба и З. (проявляющегося в ударе молнии, пролитии дождя или падении метеорита) считаются грибы, которые тем самым сакрализуются.З. - не только супруга неба, участвующая в создании космоса, но и плодородная земля, почва, а также недра, часто соотносимые с преисподней.
Естественно, что олицетворение З. Как стихии плодородия возникает лишь у земледельческих народов. У охотничьих племён можно встретить представления о З. Как о неприкосновенном природном существе, которое запрещается ранить мотыгой или плугом (сев.-амер. Индейцы). У земледельческих народов, напротив, распространена эротическая символика З. Посев отождествляется с оплодотворением, плуг - с фаллосом, и т. П. (ср. Представления о беременности З. У чувашей). В качестве божества плодородия З. Также иногда представляется женой неба (напр., Маан-Эмо в финно-угорской мифологии), но может иметь мужем солнце (в мифах индейцев-навахо) или какого-либо другого бога. Иногда указанные функции совмещены в образе одной богини, обычно выступающей в роли женского производящего начала вселенной - богини-матери.
Таковы малоазийская Кибела, Тепев древних майя, др.-слав. «Мать сыра земля», культ которой впоследствии слился с культом богородицы, и др. Порой функции эти разделяются между несколькими божествами, каждое из которых является ипостасью обожествлённой З. Например, в шумерской мифологии мать-земля Нинхурсаг и небо ан суть прародители вселенной, однако в пантеоне присутствует ещё и богиня земных недр Нинсун. Римская мать-земля (Теллус) почиталась одновременно с Опой, богиней плодородия почвы и супругой Сатурна, а божеством земных недр, подземного мира была «мать ларов » , «немая богиня» Дива Ангерона.При делении космоса на небо, землю и преисподнюю З. (средняя зона) рассматривается как место обитания людей, для которых тем самым перемещение в другую зону обязательно оказывается путешествием вверх или вниз (ср.
Разделение шаманов в некоторых сибирских традициях на «чёрных», способных спускаться вниз, в преисподнюю, к злым духам, и «белых», поднимающихся наверх, на небеса к добрым духам). Положение З., окружённой мировым океаном, оказывается срединным и для горизонтальной проекции космоса. Воспринимаемая как центр космоса (ср., напр., срединный столб З. В японском мифе об Идзанаки и Идзанами), З. Характеризуется максимальной сакрализованностью и чистотой, поскольку центр рассматривался как священный эмбрион вселенной, своеобразный космос в космосе. Отсюда существовавшее в античной мифологии отождествление З. С Гестией, богиней священного очага, расположенного в середине мира. Геоцентрическая концепция, господствовавшая в архаических культурах, является, видимо, источником повсеместных представлений о том, что умерший должен быть похоронен в родной З., или при погребении должна быть использована хотя бы горсть её.
З., используемая в ритуале погребения, есть священная З., замкнутая в определённых и всегда сакрализованных границах (ср. Христианские представления об освящённой и неосвящённой З.). Противоположным результатом этих же представлений был зороастрийский запрет хоронить покойников в З., потому что труп оскверняет её чистоту. С другой стороны, во всех мифологических системах присутствуют представления о связи З. С разнообразными хтоническими чудовищами и докосмическими существами, о близости З. К первозданному хаосу. В индоевропейской мифологии противник громовержца (устроителя космоса) чаще всего является порождением З. (ср. Тифон, сына Геи, врага Зевса, в греческой мифологии).Лит. Комарович В. Л., Культ рода и земли в княжеской среде, в сб.
Труды Отдела древнерусской литературы, т. 16, М. - Л., 1960. Мелетинский Е.М., Поэтика мифа, М., 1976. Аltheim F., Terra mater, Giessen, 1931. Long Сh. Н., Alpha. The myths of creation, N. Y., 1969.E. Г. Рабинович.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Земля
На нашем сайте Вы найдете значение "Земля" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Земля, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "З". Общая длина 5 символа