Левиафан
(евр. Liwyâtan, от lawâ, «свёртываться», «виться»), в библейской мифологии морское животное, описываемое как крокодил, гигантский змей или чудовищный дракон. В Библии упоминается либо как пример (наряду с бегемотом) непостижимости божественного творения (Иов 40, 20-41, 26. Пс. 103/104, 26), либо в качестве враждебного богу могущественного существа, над которым он одерживает победу в начале времён (Пс. 73/74, 14. Ис. 27, 1). Известен и в западносемитской угаритской мифологии, где Л. (Латану), воплощающий разрушительные силы водного мира, предстаёт как могучее семиголовое чудовище, которое борется с Валу (Алиййану-Балу) и Анат и оказывается побеждённым. Возможна также более отдалённая связь Л. С вавилонской Тиамат, олицетворяющей морскую стихию и при разделении верхних и нижних вод рассечённой пополам богом Мардуком.
Ср. Содержащийся в кн. Еноха и других источниках мотив отделения друг от друга Л. И бегемота в качестве чудовищ мужского и женского пола, в состоянии первоначального хаоса слитых воедино. По-видимому, мифы о Л. Восходят к представлениям об олицетворённом первобытном хаосе, враждебном богу-творцу и некогда им покорённом, ныне же пребывающем в состоянии сна, однако могущем быть разбуженным (Иов 3, 8). В Библии наряду с Л. Названы близкие ему чудовища, поражаемые богом,- Раав и Таннин, а также рыба, проглотившая Иону.Наиболее развёрнутое описание Л. Содержится в книге Иова. «нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его..., круг зубов его - ужас. От его чихания показывается свет. Глаза у него - как ресницы зари..., дыхание его раскаляет угли, из пасти его выходит пламя.
Он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь. Он царь над всеми сынами гордости» (41, 2-26). Как в Библии (напр., Иов 40-41), так и в позднейшей традиции Л. Часто предстаёт вместе со своим сухопутным мифическим аналогом - бегемотом, у которого ноги, как медные трубы, кости, как железные прутья (Иов 40, 13-14). В апокрифах (в кн. Еноха, 4-й книге Ездры, «Апокалипсисе Баруха») и в агаде встречается ряд гиперболических описаний невероятной величины Л. Так, дневной пищей Л. Служит рыбас рогами на голове, длиной в 300 миль;пар, испускаемый Л., способен вскипятить весь океан. В агаде и в апокрифах бегемот и Л. Упоминаются обычно в связи с мессианскими и апокалиптическими мотивами. Мясо обоих животных, окончательно поражённых богом или убивающих в схватке друг друга, послужит пищей на пиру праведников в день пришествия мессии.Образ Л.
Использован в философско-политической литературе нового времени. Т. Гоббс уподобляет ему государство, которое рассматривает как гигантский живой организм.Лит. Со11in de P1anсу J. A. S., Dietionnaire infernal, 6 ed. P., 1863. Сaquоt A., Leviathan et Behemoth dans la troisième «Para-bole» d'Henoch, «Semitica», 1975, v. 25.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Левиафан
На нашем сайте Вы найдете значение "Левиафан" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Левиафан, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 8 символа