Левиафан

228

Или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского - произведение Т. Гоббса, в котором его философия представлена в наиболее полном и развернутом виде. Книга увидела свет в 1651 в Лондоне, лат. Пер. - в 1668. В работе рассматриваются основные темы философии того времени. Человек и его познавательные возможности, происхождение и специфика общества и гос-ва, а также место в них религии. Книга состоит из четырех частей. "О человеке", "О государстве", "О христианском государстве" и "О царстве тьмы". Первая часть начинается с анализа ощущения. Оно интерпретируется как физико-физиологический феномен. По Гоббсу, внешний объект, непосредственно или опосредованно, вызывает в органах ощущения некоторое движение, которое передается сначала в мозг, а затем в сердце.

От сердца, в свою очередь, это движение идет в противоположном направлении - вовне. Эта двигательная реакция и представляется сознанию в качестве внешнего объекта. Ощущение в сознании существует в виде образа, мысли, фантазма. Ослабленный образ, восстанавливаемый в сознании воображением в отсутствие объекта, называется представлением. Последовательное соединение представлений образует речь - исключительную прерогативу человека. Механизм этого соединения описывается Гоббсом в духе ассоцианизма, хотя сам этот термин им не используется. Закрепленные в виде опыта цепочки представлений образуют основу для благоразумия, которому противопоставляется наука. Понимание последней у Гоббса неоднозначно. С одной стороны, она трактуется по типу евклидовой геометрии, будучи формой "связи имен", опирающейся на некоторые исходные дефиниции.

С др. Стороны, Гоббс не отрицает и того, что понятия ума "целиком или частично" порождаются ощущениями. Отсюда и представления об истине у него колеблются от квазиконвенционализма до индуктивизма. В учении о страстях Гоббс исходит из механистически понимаемой дихотомии телесных движений влечения (приближения) и отвращения (удаления) и производной от них пары л юбовь - ненависть. Поведение человека целиком детерминировано двумя типами психических реальностей - страстями и познанием, так что места для свободы воли не остается. "Л." - это гл.обр. Политический трактат, описывающий предпосылки возникновения и характер "седалища власти". В человеке таковыми предпосылками являются безграничный эвдемонизм и разум, заставляющие его избегать конфликта с др.

Индивидами. Чтобы избежать характерного для естественного состояния непрекращающегося конфликта, ставящего под угрозу самою его жизнь, человек вынужден перейти к состоянию общественному. Гос-во оказывается в этом случае гарантом сохранения неотъемлемого права человека на существование, гражданского мира, что достигается, однако, передачей всех остальных прав суверену - монарху или собранию (первое предпочтительнее). Суверен - единственный представитель всех своих подданных, и ему не может быть противопоставлена никакая "репрезентативная" инстанция (данное положение прямо направлено против претензий парламента). Никакой подданный не вправе упрекать суверена за его действия, т.к. Он уже с самого начала дозволил ему таковые совершать, т.е.

Признал их за свои. Отсюда власть суверена не может контролироваться народом. Суверен отныне и есть народ (Rex est populus). В то же время обязанность подданного подчиняться прекращается, когда над его жизнью нависает непосредственная угроза. Защита гражданского мира требует подчинения церковных властей светским. В третьей части "Л." этот тезис обосновывается, исходя из анализа Библии. Так, Гоббс показывает, что Царство Божие - это эсхатологическое понятие. В перспективе же истории граждане христианского гос-ва обязаны подчиняться в вопросах веры временным властям, что создает дополнительные контраверзы в схеме Гоббса, поскольку исконная автономность разума не позволяет его носителю подчиняться им (в случае несогласия его разума с официальной идеологией) иначе как внешне.Рус.

Пер. "Л." появился в 1864 и был конфискован цензурой. В 20 в. Эта работа издавалась в России неоднократно. Последний раз в 1991 в кн. Гоббс Т. Собр. Соч. Т. II..

Значения в других словарях
Левиафан

1) в библейской мифологии огромное морское чудовище, напоминающее гигантского крокодила. В переносном смысле — нечто огромное и чудовищное. 2) Название сочинения английского философа Т. Гоббса, посвященного проблемам государства.. ..

Левиафан

ЛЕВИАФАН - в Библии - огромное морское чудовище. В переносном смысле - нечто огромное и чудовищное.. ..

Левиафан

ЛЕВИАФАН, в Библии огромное морское чудовище. В переносном смысле - нечто огромное и чудовищное.. ..

Левиафан

(евр. Liwjathan, собств. Значит. Изогнутый, от арабск. Lawaj - верить, крутить). 1) морское чудовище, о котором упоминается в книге Иова. 2) заглавие знаменитого трактата английск. Философа Томаса Гоббза, в котор. Он олицетворяет государство в образе этого мощного животного. 3) промывная машина для очистки шерсти от грязи и жира.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) баснословное морское чудовище, упоминаемое в Библии. 2) по веровании еврее..

Левиафан

Из Библии. В Ветхом завете (Книга Иова, гл. 40, ст 25) говорится об огромном животном чудовищной силы — «нет на земле подобного ему». Иносказательно. Нечто, поражающее своими размерами, мощью и т. Д.. ..

Левиафан

Машина, громада, чудовище, кит. ..

Левиафан

В Библии - огромное морское чудовище. В переносном смысле - нечто огромное и чудовищное.. ..

Левиафан

М. Церк. Огромное и хищное земноводное, вероятно крокодил, который во время оно мог быть гораздо больше и чудовищнее. Может быть и кит, акула и пр.. ..

Левиафан

1. М.1) Огромное морское чудовище (по библейскому преданию).2) перен. Разг. Кто-л. Или что-л., отличающиеся очень большими размерами.2. М.Машина для промывания шерсти.. ..

Левиафан

ЛЕВИАФА́Н -а. М.. ..

Левиафан

-з.,м. (книжн.). О ком-чём-н., поражающем своими размерами, силой [по имени библейского морского чудовища].. ..

Левиафан

Левиафана, м. (книжн.). Что-н. Огромное, поражающее своей величиной, силой. Мой альманах, должен быть слоном или левиафаном. Белинский. (По имени огромного хищного животного в библейской мифологии.). ..

Левиафан

Левиафа́н "морское чудище". Через нем. Leviathan или франц. Léviathan из др.-еврейск. Līwjāthān – то же (неоднократно в Ветхом завете. См. Гуте, Bibelwörterbuch 391). Ср. Литтман 29. Клюге-Гётце 357.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Левиафан

(евр. Ливьятан от лава - «виться, сворачиваться»). ..

Левиафан

- в библейской мифологии огромное морское чудовище. В переносном смысле нечто огромное и страшное.. ..

Левиафан

(от др.-евр. Ливьятан) - в Библии и в Талмуде огромное морское чудовище, напоминающее гигантского, крокодила. Англ. Философ-материалист 17 в. Т. Гоббс назвал "Левиафаном" свою книгу о государстве, считая, что это название выражает неограниченную силу и власть гос-ва по отношению к подданным.. ..

Левиафан

(чудовище из финикийской мифологии) - сочинение Гоббса (первый вариант на английском языке, датируется 1651). На латынь книга была переведена в 1668. Книга достаточно объемная (более 700 страниц в полных версиях). Размышляя о власти, Гоббс пользуется английским словом power, но в латинском переводе употребляет два термина. 'potentia' (власть как естественное могущество, потенциал оказания воздействия) и 'potestas' (политическая власть, ограниченная законами). По Гоббсу, власть должна выступать д..

Левиафан

- др.евр. "морское чудовище" (в Библии). Термин Шмитта. То же, что атлантизм, Море и т.д.. ..

Леви-строс (Levi-Strauss) Клод

(р. 1908) - фр. Этнолог, социолог и антрополог, создатель структурной антропологии. Окончив филос. Отделение Парижского унта, Л.-С. В нач. 30-х гг. Уехал в Бразилию, где в 1935- 1939 вел полевые исследования в тропических джунглях среди племен намбиквара, бороро, кадувео и др. Проф. Социологии ун-та в Сан-Паулу (1935-1938). В 1941-1947 жил в США, здесь продолжил свои этнографические исследования, но уже среди индейских племен Сев. Америки. Советник фр. Посольства в США по вопросам культуры (1946..

Леви-стросс (Levi-Strauss) Клод

(р. 1908) - французский этнолог и социолог, положивший начало структуралистским исследованиям в области культурологии. Профессор университета в Сан-Паулу (1935-1938), зам. Директора Антропологического музея в Париже (1949-1950), профессор Коллеж де Франс (с 1959). Член Французской академии (1973). Основные сочинения. "Структурная антропология" (1958), "Мифологии. Тт. 1-4" (1964-1971), "Структурная антропология - 2" (1973), "Структура мифов" (1970), "Колдун и его магия" (1974) и др. Неудовлетворе..

Левин Ас (Levinas) Эммануэль

(р. 1906) - французский философ-диалогист. В 1916-1920 жил в Харькове, в 1920-1923 - во вновь образованном литовском государстве, откуда эмигрировал во Францию. В 1923 организовал в Страсбурге философскую студию, затем продолжил начатую работу во Фрейбурге. С 1961 - профессор нескольких учебных заведений Франции. Работал в Сорбонне. Ученик Гуссерля, испытал также влияние Хайдеггера, Розенцвейга. Первая работа Л. "Теория интуиции в феноменологии Гуссерля" была опубликована в 1930. Это была первая..

Левинас (Levinas) Эммануэль

(12.01.1906— 25.12.1995. Точные даты жизни указаны в связи с распространенностью ошибок в русскоязычной справочной литературе — Ред.) — французский философ-диа- логист, постмодернист. Родился в Каунасе. В 1916— 1920 жил в Харькове, в 1920—1923 — во вновь образованном литовском государстве, откуда эмигрировал во Францию. С 1923 Л. Изучал философию в Страсбурге, где познакомился с Бланшо, ставшим его другом на долгие годы. Ученик Гуссерля, испытал также влияние Хайдеггера, Розенцвейга. В 1928—1929..

Левиафан

Левиафан (евр. Ливьятан, "свернувшийся"). Л., как и существо, обозначаемое евр. Словом таннин (см. Змей, дракон, крокодил) - это похожее на дракона чудовище (Пс 73:14. 103:26). В Ис 27:1 Л. Выступает как символ темных сил. В Иов 3:8, вероятно, отражены фольклорные представления о Л. Как о небесном драконе, проглотившем солнце и луну (ср. Ст. 4-6). В подробном описании Л., приводимом в Иов 40:20 - 41:26, можно узнать крокодила. Нильский крокодил (Crocodylus niloticus), к-рый в Иез 29:3-5. 32:2-4 ..

Левиафан

В библейском эзотеризме - Божество в его двойном проявлении добра и зла. Это значение можно найти в «Зохаре» (II, 34b). «Раввин Симеон сказал. Труд начала («творения») сотоварищей (кандидаты) изучают и постигают. Но малые (полные или несовершенные Посвященные) суть те, кто понимают указание на труд начала с помощью Тайны Змия Великого Моря (то есть) Тханнина, а.» (См. Также «Каббала» И.Мейера.). ..

Левиафан

(евр. Liwyâtan, от lawâ, «свёртываться», «виться»), в библейской мифологии морское животное, описываемое как крокодил, гигантский змей или чудовищный дракон. В Библии упоминается либо как пример (наряду с бегемотом) непостижимости божественного творения (Иов 40, 20-41, 26. Пс. 103/104, 26), либо в качестве враждебного богу могущественного существа, над которым он одерживает победу в начале времён (Пс. 73/74, 14. Ис. 27, 1). Известен и в западносемитской угаритской мифологии, где Л. (Латану), воп..

Левиафан

См. Сказочные животные.. ..

Дополнительный поиск Левиафан Левиафан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Левиафан" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Левиафан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 8 символа