Перун

155

(др.-рус. Перунъ, общеслав. *Реrunъ из индоевроп. *Per(kw)-un-o-s), в славянской мифологии бог грозы (грома). Общеславянский культ П. Восходит к культу бога грозы (грома) в индоевропейской мифологии и имеет много общих черт с аналогичным культом Перкунаса (Перконса) в балтийской мифологии. Бог грозы уже в индоевропейской традиции связывался с военной функцией и соответственно считался покровителем военной дружины и её предводителя (у славян - князя), особенно на Руси. Его представляли в виде немолодого мужа. По древнерусскому летописному описанию голова его деревянного идола была серебряной (седина?), а усы - золотыми. По данным других индоевропейских традиций, особое мифологическое значение имела борода громовержца, что косвенно отразилось в русских фольклорных формулах, относящихся к «бороде Ильи», образ которого заменил П.

В эпоху двоеверия. Главным оружием П. Были камни (польск. Kamien piorunowy, в настоящее время название белемнита) и стрелы (др.-рус. О стрђлђ громньеи - «о громовой стреле», польск. Strzala piorunowa, «громовая стрела»), а также топоры, являвшиеся, как и стрелы, предметами языческого культа (в древнерусских христианских текстах - «богомерзкие вещи»). Миф о П. Частично восстанавливается по его следам в белорусской и некоторых других славянских традициях, где громовержец соотнесен еще с самим П. (белорус, пярун, «гром»), и по многочисленным сказочным, былинным и другим фольклорным трансформациям, где П. Заменяют Илья и другие персонажи с позднейшими именами. П., первоначально в образе всадника на коне или на колеснице (ср.

Позднейшую иконографию Ильи-пророка), поражает своим оружием змеевидного врага (в изначальном варианте мифа - то мифологическое существо, которому соответствует Волос-Велес, в поздних текстах - сказочный Змиулан и т. П.), последовательно прячущегося от него в дереве, камне, в человеке, животных, в воде. При дальнейших трансформациях мифа может изменяться имя (но не облик) П. И его противника, но основная сюжетная схема остается неизменной. После победы П. Над врагом освобождаются воды (в архаических и боковых трансформациях мифа скот, женщина, похищенная противником П.,- см. Додола, Марена, Мокошь) и проливается дождь. Поэтому наиболее очевидной интерпретацией мифа о П. (имеющего у славян и другие возможные истолкования) является его истолкование как этиологического мифа о происхождении грома, грозы, плодородного дождя.

Этому мифу соответствуют общеславянские ритуалы, само название которых указывает на связь с культом П. Болг. Переруна с многочисленными табуистическими и звукоподражательными вариациями типа переруга, преперуда, сербо-хорв. Прпоруша, возможно, связанные и со слав. *pors-, «порошить», и т. П. Такое же объяснение предлагается и для названий аналогичных ритуалов типа болг. И сербо-хорв. Додола, ввиду широко распространённой связи корня *dhu в балтийской и других мифологиях с персонажем, родственным П. (например, Дундер. Сербо-лужицкая поговорка о Дундере, храпящем в дикой яблоне, вероятно, связана с представлениями о раскатах грома. Эпитет Перкунаса Dundulis позволяет предположить и в Дундере ранний эпитет П.). Эти ритуалы вызывания дождя включают обливание женщины, возможно, первоначально связанной с жертвами П.

Характерной чертой мифов и ритуалов, связанных с П., является их соотнесение с дубами и дубовыми рощами (ср. «Перунов дуб» в средневековой западноукраинской грамоте) и с возвышенностями, на которых ставили в древности идолы П. (в Киеве и Новгороде) и его святилища. Соответственно по всей древней области расселения славян известны названия возвышенностей и гор, которые происходят от имени П. Связь П. С горами и дубовыми рощами восходит к индоевропейскому периоду. В балтийской и славянской мифологиях П. Приурочивается к четырём сторонам света, что видно, в частности, и из названия четверга как «дня П.» в полабской традиции, и из четырёх (восьми)-членной структуры святилища П. На Перыни под Новгородом (название святилища из слав.

*Peruni, древнее соответствие готск. Fairguni, «скала», др.-исл. Fiorgyn, Фьёргюн, мать громовержца Тора). Согласно древнерусскому источнику «Перунов много» (Перунъ есть многь), что относилось к наличию нескольких географических и сезонных ипостасей П., каждая из которых в мифологии балтийских славян, по-видимому, нашла продолжение в самостоятельном божестве, воплощающем лишь одну из ипостасей П. (ср. Прове). В пантеоне Киевской Руси П. Почитался как высший бог, что видно и по его месту в списках богов.Лит. Иванов В. В., К этимологии балтийского и славянского названий бога грома, в сб. Вопросы славянского языкознания, в. 3, М., 1958. Иванов В. В., Топоров В. Н., Исследования в области славянских древностей, М., 1974 (лит.).

Их же. Инвариант и трансформации в мифологических и фольклорных текстах, в кн. Типологические исследования по фольклору, М., 1975. Филиповиђ М., Трагови Перунова куљта код Jyжниx словена, в сб. Гласник Земалског музеjа у Capajeay. Нова cepnja, t. 3, Capajeao, 1948. Kupiszewski W., Wegie³ek-Januszewska, S³ownictwo Warmii i Mazur, Astronomia ludowa, miary czasu i meteorologia, Wroclaw, 1959. Его же, S³ownictwo meteorologiczne w gwarach i historii jêzyka polskiego, Wroc³aw, 1969. Pisani V., Slavische Miszellen, в кн. For R. Jakobson, P. - The Hague, 1956. Gieyaztor A., Sprawca Piorunów w mitologii clowianskiej, в кн. Ara historica, Poznan, 1976.В. В. Иванов, В. И. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Перун

глава древнеславянского пантеона, бог грома и молнии, аналогичный древнегреческому Зевсу и древнеримскому Юпитеру. В Киеве и Новгороде статуи П. Стояли в посвященных ему святилищах. Они были уничтожены с принятием христианства в конце 10 в.. ..

Перун

ПЕРУН - бог грозы индоевропейской и славянско-русской мифологии. В 9-10 вв. На Руси - покровитель князя и дружины, глава языческого пантеона.. ..

Перун

В древнерусской языческой мифологии высший бог, повелитель грозы и небесных стихий. Особо почитался в княжеской среде. Идолы Перуна были в Киеве и Новгороде, поклонение этому божеству осуществляли возле древних дубов и в дубовых рощах. По древнерусским источникам, Перун имел множество ипостасей — «Перунъ есть многъ» (Перунов много), и, по-видимому, в разных местах поклонялись разным воплощениям этого божества.Идол Перуна в Киеве был сделан из разных материалов. Стан вырезан из дерева. Голова выл..

Перун

ПЕРУН, бог грозы в индоевропейской и славяно-русской мифологии. В 9 - 10 вв. На Руси - покровитель князя и дружины, глава> языческого пантеона.. ..

Перун

Главное божество восточных славян, бог грома и молнии, отождествляемый с Зевсом и Юпитером. Слово П. Производят от санскритского корня "par" и сопоставляют с прозванием индийского божества Индры — Parjanya-parganya (молниеносная туча). По воззрению славян, П. В теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческой силой пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал мир. Отсюда П.-производитель, творец. В то ж..

Перун

Каб тебя (его и т. П.) перун треснул. Народн. Бран. То же, что перун тебя забей. СРНГ 26, 234.. ..

Перун

(от санскр.). Главное божество восточн. Славян, грозное и карающее. Бог грома и молнии, вместе с тем он производитель, творец.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)бог грома и молнии у древних славян. Грозный повелитель стихий, бог плодородия и света.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)у древних славян бог молнии и грома.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употреблени..

Перун

Бог грозы индоевропейской и славянско-русской мифологии. В 9-10 вв. На Руси - покровитель князя и дружины, глава языческого пантеона.. ..

Перун

М. В Великой Руси осталось мало следов этого бога грома и молнии, грозы. В Белоруссии более, там его опнсывают. Это высокий, плечистый головач, черноволос, черноглаз, борода золотая, в правой руке лук, в левой колчан со стрелами. Он ездит по небу в колеснице, пускает огнеиные стрелы. Ка'б цебя пярун треснув. Брань. Який там перун ляскае. Что за шум, стук, грохот. | В смол. В знач. Вихря. Иж яго пяруном носиць. | твер.-ржев. Бранное в знач. Болезни, припадка. Схваци цебя пируном. | Иносказательно..

Перун

М.1) Бог грозы и покровитель воинов (в индоевропейской и славяно-русской мифологии).2) Употр. Как поэтический символ грозы.. ..

Перун

Перу́н род. П. -уна́ "молния" (Ломоносов, Державин, Батюшков), укр. Перу́н "гром", блр. Пяру́н, чеш. Реrun "гром", польск. Piorun – то же, сюда же сербохорв. Перу̀ника "касатик (бот.), ирис", словен. Peruníka – то же, далее связано с реrǫ, рьrаti "бить, поражать". См. Пере́ть II и сл.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Перун

Перун - главное божество восточных славян, бог грома и молнии, отожествляем с Зевсом и Юпитером. Слово П. Производят от санскритского корня "par" и сопоставляют с прозванием индийского божества Индры - Parjanya-parganya (молниеносная туча). По воззрению славян, П. В теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческой силой пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал мир. Отсюда П. - производитель, творец...

Перун

— главный бог древне славянского пантеона, бог дождя, молнии и грома. Соответствовал греческому Зевсу и римскому Юпитеру. Черты П. В христианстве были перенесены на Илью Пророка и Георгия Победоносца.. ..

Перун

Гл. Бог балто-славян. Языч. Пантеона, бог грома и молнии. Как гл. Бог неба П. Почитался также как покровитель природы и земледелия. С зарождением клас. Об-ва содержание культа П. Меняется. В 8-10 вв. П. В качестве гл. Бога почитался только на Руси, где стал преим. Покровителем князя и его дружины. Заключая договоры с греками, князь Олег и Святослав и их дружинники клялись П. "по русскому закону". Владимир Святославич создал общий для всей страны языч. Пантеон, где П. Занимал первое место. С уста..

Пертинакс

(Pertinax). Римский император, царствовавший с декабря 192 г. От Р. X. До марта 193 г. Он погиб вследствие заговора преторианцев.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Перузия

(Perusia). Древний город Этрурии, один из 12 городов этрусского союза, ныне Перуджиа.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Першенбе-кары

(«четверг-женщина»), в мифологии турок дух. Считалось, что накануне мусульманских праздников П.-к. Обходит дома и следит, чтобы никто не сидел за пряжей, а виновных наказывает (например, бросает в котёл). У некоторых групп турок известна как Чаршамбе-кары (сы), «среда-женщина». Персонажи с аналогичными функциями имеются у гагаузов. Чаршамба-карысы (ба-басы), «старуха (дед)-среда», Джума-карысы (бабасы), «старуха (дед)-пятница», Пазар-ана, «воскресенье-мать». Высказывалось мнение, что образ П.-к...

Пессинунт

(Pessinus, Πεσσινου̃ς). Город в Галатии, главное место поклонения богине Кибеле.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Дополнительный поиск Перун Перун

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Перун" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Перун, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 5 символа