Топливный бак

87

летательного аппарата — резервуар для размещения топлива на борту ЛА. Т. Б. Входят в топливную систему ЛА и различаются. По принципу размещения на ЛА — внутренние и дополнительные, по характеру применения — расходные, предрасходные, балансировочные, по конструктивному исполнению — баки-кессоны и мягкие баки.Внутренние Т. Б. Размещаются внутри конструкции ЛА. В фюзеляже располагаются Т. Б., названные фюзеляжными, в консолях крыла и в центроплане — Т. Б., названные соответственно крыльевыми и центропланными. Любой из перечисленных Т. Б. Может быть расходным, предрасходным или балансировочным.Расходным Т. Б. Называется бак, из которого топливо подаётся к двигателям. Обычно он размещается вблизи двигателя для сокращения длин коммуникаций, связывающих бак с двигательным насосом подкачки топлива, и по возможности в нижней части конструкции ЛА, что облегчает подачу в него топлива самотёком из других Т.

Б. Так как топливо из расходного Т. Б. Вырабатывается в последнюю очередь, он устанавливается вблизи центра масс ЛА для исключения недопустимого изменения центровки. В этом баке размещаются один или несколько насосов подкачки топлива, которыми топливо подаётся в двигательный насос, датчики топливоизмерительной аппаратуры, элементы предохранения бака от переполнения при перекачке в него топлива из других баков, а также устройства, разгружающие стенки бака от чрезмерного давления. Бесперебойная работа двигателя на режимах полёта ЛА с нулевыми, околонулевыми и отрицательными перегрузками обеспечивается встроенным в конструкцию расходного Т. Б. Противоперегрузочным отсеком, в котором устанавливается насос подкачки, либо топливным аккумулятором.Принцип действия противоперегрузочного отсека основан на том, что топливо из бака свободно поступает в отсек и заполняет его, но при отливах топлива в расходном Т.

Б. Оно из отсека уйти не может. При этом снабжённый двумя входами (верхним и нижним) насос подкачки работает, пока не будет полностью выработано топливо из отсека. Объём отсека обеспечивает работу насоса в течение заданного расчётного времени действия перегрузок, в результате которых произошёл отлив топлива в расходном Т. Б.Топливный аккумулятор представляет собой цилиндрический сосуд со сферическими днищами, разделённый прорезиненной мембраной на две полости — воздушную и топливную. Воздушная полость находится под давлением сжатого воздуха. Топливная полость соединена с трубопроводом, идущим от насоса подкачки к двигательному насосу, и при работающем насосе подкачки заполнена топливом, так как давление воздуха в воздушной полости меньше минимально возможного давления в трубопроводе за насосом.

При этом мембрана прижата к стенкам сосуда и весь его объём заполнен топливом. При отливе топлива от насоса давление в трубопроводе за ним падает, сжатый воздух давит на мембрану и она вытесняет топливо из топливной полости в магистраль подкачки (проходу топлива в насос препятствует установленный в магистрали обратный клапан). Вместимость топливного аккумулятора определяется расчётным временем действия перегрузок, приводящих к отливу топлива от насоса.Конструктивно расходный Т. Б. Представляет собой герметичный отсек ЛА, так называемый баккессон, либо выполненный из эластичных материалов съёмный мягкий бак . В последнем случае отсек ЛА служит для Т. Б. Контейнером и не является герметичным. Мягкий Т. Б. Может быть протектированным.

Внутренний слой такого бака изготовлен из топливостойкой резины, наружный — из силовой кордовой ткани, между ними — слой губки. При повреждении Т. Б. И попадании на губку топлива происходит её набухание, таким образом восстанавливается герметичность стенки бака. Мягкий Т. Б. Вкладывается в контейнер, расправляется в нём и фиксируется с помощью штырей, кнопок или распорных шпангоутов.Предрасходным Т. Б. Называется бак, из которого топливо подаётся в расходный Т. Б.Балансировочный Т. Б. — бак, из которого топливо перекачивается в другие Т. Б. Для обеспечения необходимой центровки ЛА. Например, при переходе с дозвукового режима полёта на сверхзвуковой для выдерживания центровки ЛА требуется изменить положение центра масс, что и достигается перекачкой топлива.

Предрасходный и балансировочный Т. Б. Иногда называют перекачиваемыми. Конструкции их (баков-кессонов и мягких баков) принципиальных отличий от конструкции расходного Т. Б. Не имеют.Для предохранения Т. Б. От взрыва применяются два способа защиты. Заполнение надтопливного пространства нейтральным газом по мере выработки топлива и заполнение части объёма бака ячеистым пенополиуретаном.Дополнительные Т. Б. Устанавливаются на ЛА при выполнении полётов на дальность, превышающую расчётную (учебные полёты, перегоны ЛА и др.). Различают сбрасываемые и несбрасываемые дополнительные Т. Б. Несбрасываемый бак органически вписывается в аэродинамические обводы ЛА или крепится к нижней поверхности ЛА. Сбрасываемый, или подвесной, бак включает в себя устройства для подвески к ЛА или держатели с замками, обеспечивающие не только его подвеску , но и при необходимости сбрасывание в полёте.

Цель сбрасывания — уменьшение аэродинамического сопротивления ЛА после выработки из бака топлива. Сбрасываемый металлический Т. Б. — тело вращения, выработка из него топлива осуществляется сжатым воздухом, подаваемым через штуцер. К топливной магистрали ЛА бак присоединяется через штуцеры. Для исключения повреждения топливных коммуникаций ЛА при сбрасывании бака используются телескопические шланги. Скобы служат для подвешивания бака к держателям и воспринимают вертикальные нагрузки. Осевые нагрузки воспринимаются упором. Металлическая оболочка бака усилена шпангоутами. В верхней части бака расположена заливная горловина, а в хвостовой — клапан стравливания воздуха из бака. Этот клапан используется при заправке бака топливом и после полёта до открытия заливной горловины.

Кроме металлических, применяются сбрасываемые Т. Б. Из крафтцеллюлозы, пропитанной эпоксидными смолами для обеспечения герметичности оболочки бака, а также из пластических материалов..

Значения в других словарях
Топливная система

летательного аппарата — система, обеспечивающая приём топлива и размещение его на борту ЛА, подачу топлива в насосы высокого давления двигателя из баков в определённом порядке для сохранения правильной центровки ЛА и управляемого её изменения, прокачку топлива через агрегаты, в которых оно используется в качестве хладагента и рабочей жидкости (например, в приводах).Топливо на борту ЛА размещается в баках, которые располагаются как внутри крыла и фюзеляжа, так и вне ЛА — на специальных подвесных..

Топливная эффективность

один из критериев оценки транспортного ЛА — расход топлива, приходящийся на единицу транспортной работы (на 1 пассажиро-км или на 1 тонно-км). Уровень Т. Э. Зависит главным образом от удельного расхода топлива двигателей, аэродинамического и весового совершенства ЛА, его пассажировместимости (грузоподъёмности). При сравнении различных ЛА обычно используют значения Т. Э., рассчитанные по технической дальности полёта.. ..

Топливный элемент

гальванический элемент, в котором электрическая энергия получается в результате реакции окисления-восстановления топлива и окислителя, непрерывно поступающих из специальных резервуаров к соответствующим электродам, между которыми находится электролит, обеспечивающий пространственное разделение процессов окисления и восстановления. Реакция идёт в присутствии катализатора (напр., платины, серебра). Идея создания топливного элемента была высказана в нач. 19 в. Английским физиком У. Гровом, однако ..

Топливо

горючие вещества, применяемые для получения при их сжигании тепловой энергии. Основная составная часть – углерод. По происхождению топливо делится на природное (нефть, уголь, природный газ, горючие сланцы, торф, древесина) и искусственное (кокс, моторные топлива, генераторные газы и др.), по агрегатному состоянию – на твёрдое, жидкое и газообразное. Основная характеристика топлива – теплота сгорания. Для сопоставления тепловой ценности различных видов органического топлива принята единица – усл..

Дополнительный поиск Топливный бак Топливный бак

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Топливный бак" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Топливный бак, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 13 символа