Психология Уголовной Ответственности

151

Самостоя тельное направление юридической психологии (частная теория), обслуживающее потребности законодательства (в том числе в разработке точных дефиниций) и формирование практики его применения. Комплекс методологических и методических положений, связанных с механизмом включения психологических знаний в процесс правотвор-чества и правоприменения. Цель включения психологических знаний в процессы уголовно-правового регулирования - обеспечение максимально детализированного учета особенностей и состояний личности для определения условий и предпосылок уголов-ной ответственности, ее индивидуализации. Психологические знания о системе "личность - преступное поведение - ответственность" необходимы прежде всего при разработке и применении понятий, институтов и норм уголовного права, связанных с.

А) типовой моделью управляемого поведения в уголовно-ре-левантных ситуациях. Б) основанными на ней условиями и предпосылками уголовной ответственности (возраст, вменяемость). В) границами уголовной ответственности в силу определенных свойств и состояний личности либо сложности ситуации (особые эмоциональные состояния, алкогольное или наркотическое опьянение, управление источником, повышенной опасности в экстремальных условиях и пр.). Г) разграничением обоснованного риска, неосторожной вины. Случая. Д) общими началами индивидуализации наказания. Включая степень осознания виновным отягчающих обстоятельств. Понятийный аппарат П.у.б. Связан с комплексом ее исслёдовательскихдадач, и в первую очередь с разработкой психологической характеристики предпосылок и меры уголовной ответственности.

Речь идет о поведении в уголовно-реле-вантных ситуациях личности, в отношении которой решаются вопросы ответственности и наказания. Поэтому на первый план выдвигается понятие осознанно-волевого поведения. Соответственно, системообразующее значение приобретают понятия способности к такому (избирательному) поведению (с учетом наличия или отсутствия этой способности в каждом конкретном случае), а также свойства и состоянии личности.влияющие на избирательность поведения в определенной ситуации. С помощью этих понятий истребуется комплекс профессиональных психологических знаний, необходимых законодателю и пра-воприменителю для конструирования и применения института предпосылок уголовной ответственности (вменяемость, достаточное возрастное развитие) и института общих начал дифференциации и индивидуализации наказания (личностные свойства и состояния, влияющие на степень ответственности за деяние).

В свою очередь решение этих задач предполагает использование и системы детализирующих понятий - таких, как цель, мотив, особые психические состояния. Процесс адаптации психологических понятий к нуждам юридической психологии (в том числе П.у.о.) происходит следующим образом. Во-первых, из всего класса случаев, охватываемых категориями общей психологии, выделяется гораздо более узкий круг, значимый именно для уголовно-правового регулирования. Например,из всего многообразия видов (модальностей) аффекта юридическую психологию интересуют аффект гнева и страха. Во-вторых, ограничивается круг изучаемых параметров определенного психологического явления. Например, понятие "личность" здесь используется с более ограниченным набором исследуемых качеств, нежели в общей психологии.

В-третьих, нередко меняется характеристика значения и места того или иного психического явления по сравнению с аналогичными параметрами в общей психологии. Например, в общей психологии понятие аффекта рядоположено с другими понятиями. Обозначающими чувства, переживания и пр. В рассматриваемой же частной теории, разрабатывающей психологические основы уголовной ответственности, понятию аффекта придается особое значение. В-четвертых, в ряде случаев значимыми оказываются те стороны предмета исследования, которые для общей психологии безразличны. Речь идет о постановке локальных исследовательских задач. Например, общепсихологические понятия "осознанно-волевое поведение", "аффект" и пр. Имеют в виду актуальные состояния.

Для юридической же психологии характерным и специфическим является ретроспективная оценка состояний. В-пятых, формирование понятийного аппарата рассматриваемой теории включает широкое использование дихотомий, поскольку. А) в соответствии с потребностями законодателя и правоприменителя приходится анализировать ситуации, связанные с исследованием психических процессов, состояний, свойств, имеющих противоположный знак (например. Критичность - некритичность личности, рационализм - легкомыслие, сострадание-жестокость и др.). Существуют различные варианты прямой и обратной связи юридической психологии и теории уголовного права применительно к П.у.о. Теория уголовного права и законодатель использует ряд понятий психологии в "готовом" виде.

Речь идет, в частности, о понятиях мотива, цели, личности, аффекта, риска, уровня психического развития, осознания и др. Предложенная схема связи уголовного права и П.у.о. Носит, конечно, условный характер, но она позволяет представить сам принцип функционирования механизма взаимодействия в этой сфере. Возможны и более сложные его формы. Во-первых, типичны ситуации, когда проблему, требующую профессиональных психологических знаний, обнаруживают не теория уголовного права и не законодатель, а следственная и судебная практика. Сюда можно отнести, например, проблему значительного отставания некоторых несовершеннолетних - участников общественно опасных действий - в психическом развитии, что делает их фактически недееспособными.

Представители юридической психологии обобщают "сигналы" практики о наличии проблемной ситуации. Результаты обобщения в форме научных разработок или предложений представляются законодателю и теории уголовного права. В рассматриваемом примере результатом такого взаимодействия стало включение специальной нормы в УК РФ (ч. 3 ст. 20), которая предусматривает новое основание освобождения от уголовной ответственности. Во-вторых. Возможен и вариант, когда разра-.ботка проблем, значимых для уголовно-правового регулирования, инициируется непосредственно юридической психологией (П.у.о.). Это отчетливо проявилось в последние годы, когда исходя из положений общей психологии обоснована необходимость учета в уголовном праве таких явлений, как ограничение или утрата избирательчости поведения в экстремальной ситуации, аффект "аккумуляции", влияние старческого одряхления и т.д.

Несмотря на кажущуюся разнородность этих ситуаций, их выявление имеет общую концептуальную основу. Развитие личностного подхода в уголовном праве. СитК.овская О.Д..

Значения в других словарях
Психологический Отбор Юристов

Один из этапов или компонентов профессионального отбора, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на определение соответствия психологических и психофизиологических качеств кандидата требованиям специальности. В настоящее время осуществляется главным образом в правоохранительных органах (МВД, прокуратура. ФСБ и др.), а также в ряде вузов юридического профиля. В законодательстве РФ критерии, процедуры и методы П.о.ю. Практически не регламентированы. В нем задается лишь возможность ег..

Психология Жертвы

Одно из ключевых понятий виктимоло-гии. Психологическим факторам в вик-тимологии всегда придавалось большое значение. Изучались биопсихосоциаль-ные признаки, характеризующие жертву преступления, дефекты социализации. Ведущие к неспособности правильно ориентироваться в социально значимых ситуациях, ответственно относиться к собственным действиям. Проводились типизации взаимоотношений и взаимодействия в криминальной ситуации преступника с жертвой. Исследовались проблемы психологического и морально..

Психопатологических Причин Преступности Теория

Концепция, связывающая преступное поведение с психопатологией или умственной неполноценностью личности, происходящими из наследственной отягощенности. Исследования в этом направлении проводились еще в XIX в. Такими учеными, как Ж. Эски-роль, И. Рей, Р. Дагдейл. В начале XX в. Теория преступника-слабоумного стала проявлением тенденции некоторых буржуазных ученых выдать слабоумие за решающую причину всех социальных зол. Нищеты, бродяжничества, проституции, алкоголизма, преступности взрослых и несо..

Публичная Оферта

Адресованное неопределенному кругу лиц и содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных условиях с любым, кто отзовется. Юридические последствия признания предложения П.о. Заключаются в том, что лицо, совершившее необходимые действия в целях акцепта оферты (например, приславшее заявку на соответствующие товары), вправе требовать от лица, сделавшего П.о., исполнения договорных обязательств.. ..

Психология Уголовной Ответственности

Самостоя тельное направление юридической психологии (частная теория), обслуживающее потребности законодательства (в том числе в разработке точных дефиниций) и формирование практики его применения. Комплекс методологических и методических положений, связанных с механизмом включения психологических знаний в процесс правотвор-чества и правоприменения.Цель включения психологических знаний в процессы уголовно-правового регулирования - обеспечение максимально детализированного учета особенностей и сос..

Дополнительный поиск Психология Уголовной Ответственности Психология Уголовной Ответственности

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Психология Уголовной Ответственности" в словаре Энциклопедия юриста, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Психология Уголовной Ответственности, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 36 символа