Бог

247

"весьма трудно и, быть может, невозможно, дать такое определение слову "Бог", которое бы включило в себя все значения этого слова и его эквивалентов в других языках. Даже если определить Бога самым общим образом, как "сверхчеловеческое или сверхприродное существо, которое управляет миром", это будет некорректно. Слово "сверхчеловеческое" неприменимо к почитанию обожествленных римских императоров, "сверхприродное" - к отождествлению Бога с Природой у Спинозы, а глагол "управляет" - к точке зрения Эпикура и его школы, согласно которой боги не влияют на жизнь людей" (Х.П. Оуэн. Статья "Бог" в англо-американской. "Философской энциклопедии". Лондон. Нью-Йорк, 1967. Т. III). "Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле" (3 Царств 8, 12).

В этих словах, в разных вариантах повторенных в Библии, ясно сформулирована одна из главных черт того, что человечество может сказать о Б. В мире Он присутствует скрыто. Б. Ветхого Завета "невидим" и "скрыт" (Ис 45,15). Через всю Библию красной нитью проходит мысль о том, что Он открывается лишь тогда, когда хочет этого сам, и тем людям, которых сам для этого избирает. Это - таинственная и непостижимая сила. В знаменитой формуле Евангелия от Иоанна (Ин 1,18) "Бога не видел никто никогда" речь идет даже не о том, что Б. Не имеет каких бы то ни было физических очертаний, что позволило бы человеку увидеть его, но именно о непознаваемости Б., которого нельзя постичь путем умственных усилий.На основании этих библейских представлений о Б.

В первые века христианства был сформулирован принцип, согласно которому Он - "неизреченен, недоведом (т.е. Не до конца умопостигаем), невидим, непостижим". Именно так говорится в последовании литургии Иоанна Златоуста, которая практически ежедневно совершается в православных храмах всего мира. Об этом же говорит Николай Кузанский, указывая, что Б. Нельзя постичь "иначе как негативно", т.е. Лишь осознав, каким Он не является. Однако "Он постигается через наслаждение от пребывания в истине и жизни среди мира и покоя в небе эмпирея, то есть высшего восторга нашего духа", иными словами, через приобщение к Его истине самой жизнью, нравственным выбором и внутренним состоянием человеческого Я. С т. Зр. Николая Кузанского, Б.

"не находится в области, или сфере, интеллекта" уже по той причине, что превосходит всякое человеческое представление о нем. Но при этом Он может открыться нам "лицом к лицу" через "радость Господню, которую никто не может отнять от нас, когда мы ощутим, что прикоснулись к нетленному бытию".Богами в древних, т.н. Языческих, религиях называются Амон, Мардук, Зевс, Аполлон, Гермес и др. Адресаты поклонения. Однако этим же словом обозначается и "quo majus nihil cogitare potest" ("тот, больше которого невозможно себе представить никого"), как говорит "язычник" Луций Анней Сенека, формулировку которого впоследствии будет использовать христианин и святой Ансельм Кентерберийский. В "неподвижном двигателе", являющемся причиной всего, о котором говорит Аристотель, Филон Александрийский узнал того самого Б., что некогда открылся Аврааму, а затем Моисею и ветхозаветным пророкам, - так состоялся синтез греч.

Филос. Монотеизма с монотеизмом Библии. Того самого Б. Можно узнать и в "Боге философов и ученых" Б. Паскаля.Мифологемы, во-первых, о сотворении мира одним из богов (демиургом), а во- вторых, о Б., который царствует над миром (как Зевс у греков), в монотеистическом варианте составляют основу библейского видения Б., "творца неба и земли", царствующего над миром. При этом надо иметь в виду, что и библейское видение Б. Формируется постепенно. Из представлений о племенном Б. Израиля (первые книги Пятикнижия), который любит исключительно свой народ, со временем, во Второзаконии и в книге пророков (прежде всего у Исайи) выкристаллизовывается образ благого и милосердного Отца всех людей и защитника вдов и сирот, "Отца вашего Небесного" Нагорной проповеди Иисуса - Б., который согласно определению Нового Завета есть любовь (1 Ин 4,8).

В отличие от многочисленных богов народов Др. Востока Б. В Библии - един "и нет иного бога" (Ис 45,14), ибо "все боги народов - идолы (или даже "ничто" [2 Пар 16, 26]), а Господь небеса сотворил" (Пс 96,5). Он - всемогущ (Быт 17,1 и др.). О чем, напр., так говорится в книге Иова (42,2). "Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено". Однако сам термин "всемогущий" (лат. Omnipotens) в Ветхом Завете отсутствует и вошел в язык богословия и в богослужебную практику христианского Запада из антич. Литературы. Б. Согласно библейским текстам не только царствует над всем миром, но и как бы пребывает повсюду. "Разве Я - Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали. Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы Его.

- говорит Господь. - Не наполняю ли Я небо и землю" (Иер 23,23- 24). Термин "вездесущий" (греч. Pantachou paron) в Библии также не встречается, хотя имплицитно представление о вездесущии Божием присутствует в разных местах Священного Писания.Нельзя не указать на то обстоятельство, что и с богами в древних религиях, и с единым Б. Ветхого Завета люди находятся приблизительно в одних и тех же отношениях. Во-первых, им поклоняются, а во-вторых, просят о помощи и защите, но в то же время боятся. Наконец, им жалуются на трудности жизни, находя в них источник утешения, молятся и обещают следовать в жизни тем или иным принципам или правилам. Т.о., в отношениях между человеком и Божественной силой главную роль всегда играют молитва и благочестие, которые, разумеется, далеко не всегда имеют формы христианской морали.Несомненное сходство между языческими верованиями самых разных народов и библейским представлением о Б., которое затем перейдет в Коран, одним исследователям и мыслителям дает основание говорить о религии как об общечеловеческом феномене, который, по-разному преломляясь в разных культурах, в главных чертах остается неизменным, другим - о том, что истинное представление о Б., пусть в искаженной форме, но все же присутствует не только в библейском откровении.Библейское представление о Б., разрабатывавшееся в святоотеческой литературе и в церковном предании, легло в основу доказательств бытия Божия, поисками которых начинает заниматься филос.

Мысль в Средние века, когда эта проблема была сформулирована Ансельмом Кентерберийским. В 19 и 20 вв. На фоне бурного развития естественных наук традиционные представления о Б. Подвергаются ревизии, в особенности после Ф. Ницше, заявившего, что "Бог умер", т.е. Перестал играть к.- л. Роль в жизни человечества. Дж.С. Милль предложил концепцию, согласно которой Б. Хочет добра, но ограничен в своем могуществе. Ее развил амер. Персоналист Э. Брайтман, считавший, что существующее в мире зло есть некая "данность", в условиях которой вынужден действовать Б., могущество которого, естественно, не беспредельно. Дж. Дьюи предложил видеть в Б. "активное отношение" между реальным и идеальным, а А. Швейцер - "этическую волю" или "безличную силу".

Наконец, Дж.Э. Будин видит в Б. "духовное поле, в котором мы живем, движемся и существуем".Др. Путем пошел B.C. Соловьев, утверждавший в "Духовных основах жизни", что "Бог есть внутренняя истина, которая нравственно обязывает нас добровольно признать ее. Верить в Б. - значит признавать, что добро, о котором свидетельствует наша совесть, которого мы ищем в жизни, но которого не дают нам ни природа, ни разум, - что это добро все-таки есть, оно существует помимо нашей природы и разума, оно есть нечто само по себе". Его продолжателем стал С.Н. Булгаков (см. "Свет невечерний"), указавший, что "Бог есть нечто, с одной стороны, совершенно трансцендентное, иноприродное, внешнее миру и человеку, но, с другой стороны, Он открывается религиозному сознанию, его касается, внутрь его входит, становится его имманентным содержанием.

Оба момента религиозного сознания даны одновременно, как полюсы, в их взаимном отталкивании и притягивании". Булгаков подчеркивает, что "Бог есть - вне меня, но и для меня, - превыше моей субъективности, однако сообщаясь ей" и, главное, указывает на то, что вне личных отношений с Б., вне личного опыта встречи с Ним в ЕСИ (имеется в виду 2-е лицо единственного числа глагола "быть" из славянского текста молитвы "Отче наш"), вне обращенной к Нему молитвы ставить вопрос о Б. Невозможно. "Громовый факт молитвы - как в христианской, так и во всех религиях - должен быть, наконец, понят и оценен в философском своем значении".Вне зависимости от Булгакова к этим же выводам приходят М. Бубер, Г. Марсель, С.Л. Франк, Ф.

Варийон и др. Бубер, вернувший религиозную мысль к чисто библейским основам, выдвигает тезис, согласно которому Б. - это всегда "Ты", которое ни при каких обстоятельствах не может превратиться в "Он". Концепция Булгакова и Бубера вытекает непосредственно из Нового Завета, где Иисус предстает как носитель уникального опыта богообщения и молитвы, обращенной к Б. Как Отцу. Эта концепция не случайно появляется именно в то время, когда Новый Завет становится объектом пристальнейшего изучения для филологов, богословов и философов. "Пред лицом этого ЕСИ, этого синтетического религиозного суждения, конечно, безмолвствуют так называемые "доказательства бытия Божия", - утверждает Булгаков, полагая, что они могут иметь известное значение в философии, но не в собственной области религии, где "царит радостное непосредственное ЕСИ".

По Булгакову, доказательства бытия Б. Самим своим появлением свидетельствуют о кризисе в религиозном сознании. "Единственным же путем реального, жизненного познания Бога остается религиозный опыт", религиозная жажда, ибо "в вере Бог нисходит к человеку, установляется лестница между небом и землей, совершается двусторонний, богочеловеческий акт. И это объективное содержание веры имеет для верующего полную достоверность, есть его религиозное знание, полученное, однако, путем откровения". Булгаков показывает, что вера предполагает в качестве своего объекта, а вместе и источника, т а й н у, а не Б., что чрезвычайно важно для современного понимания среди прочих и такой идиомы, как, напр., "всемогущество Божие", которое может быть обнаружено не глазами стороннего наблюдателя, какими пытались быть Милль или Брайтман, но только в измерении личных отношений между Я и Ты, человека и Б.Булгаков С.Н.

О Богочеловечестве. Париж, 1933. Франк С.Л. Непостижимое. Париж, 1939. Buber M. Werke. Munchen, 1962-1964. Bd 1-3.Г. П. Чистяков.

Значения в других словарях
Бог

фантастический образ могущественного сверхъестественного существа, выступающий как предмет религиозного поклонения и веры (см. Религия). Представление о Б. Как о личном и сверхприродном является определяющим признаком Теизма. В противоположность этому в Пантеизме Б. Выступает как безличная сила, присущая природе, а подчас и тождественная ей. В дуалистической древнеиранской религии Маздеизма образу светлого Б. — Ахура-мазды — противостоит фигура тёмного и злого божества — Анхра-Майнью. В религия..

Бог

БОa - в религиозных верованиях сверхъестественное существо. В мифологических представлениях политеизма каждый из богов имеет верховную власть над какой-либо частью мирового целого, в теизме единому Богу принадлежит абсолютная власть над миром ("всемогущество"). Вера в Бога - основа всякой религии.. ..

Бог

Во всех религиях существует представление о Б. Или о богах (кроме буддизма) как живых и личных существах, отдельных от природы и имеющих отношение к человеку. Сходясь в этих общих представлениях, свойственных всем религиям и составляющих существенную черту религии вообще, частные представления о Б. Или о богах в различных религиях разнообразятся, смотря по национальности и степени культурности народа. Мы здесь не будем следить за этими частностями, которые рассматриваются в истории религий (см. ..

Бог

- Творец неба и земли и Промыслитель вселенной (Быт.1:1 , Иоан.1:1 ) имеет в ·свящ. Писании различные наименования. Таковы в особенности следующие. А) Иегова (Я есмь Сущий) (Исх.3:14 ) Существо самобытное, независимое, неизменяемое, безусловное, вечное (Отк.1:8 ). См. Иегова. Б) ·евр. Елоаг и множественное Елогим означает достопокланяемого а неба и земли, всего видимого и невидимого. Множественное Елогим выражает величие и превосходство существа Божия. Означенные слова употребляются нередко в ·с..

Бог

-а, зват. (устар.) бо́же, м.. ..

Бог

Если Бог за вас, кто против вас. Апостол Павел — Послание к римлянам, 8, 31 Бог есть, но я в него не верю. Осип Брик Верить в Бога невозможно, не верить в него — абсурдно. Вольтер Многие верят в Бога, но немногим верит Бог. Мартти Ларни Респектабельные люди верят в Бога, чтобы только не говорить о нем. Жан Поль Сартр К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники. Владимир Набоков Если Бог вездесущ, любая дорога должна вести к нему. Станислав Ежи Лец Бог, который позволил бы на..

Бог

• всесильный бог. ..

Бог

Аллах, Иегова, Саваоф, Небо, Всевышний, Вседержитель, Господь, Предвечный, Создатель, Творец.. ..

Бог

М. Творец, Создатель, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Предвечный, Сущий, Сый, Господь. Предвечное Существо, Создатель вселенной. Слава Богу, благодаря Бога, благодарственное восклицание, в ответ на вопрос о здоровье. Бог весть, Бог знает, я не знаю. Ей Богу, видит Бог, божба. Бог даст, отказ просящему подаяния. Бог заплатит, спасибо, благодарю. Под Богом, ответ на вопрос как живете. С Богом жить, прощальное пожелание молодым. Бог с тобой, с Богом, прощальное пожелание. Прощение кому вины. Н..

Бог

М.Создатель Вселенной, всего сущего, обладающий - по религиозным представлениям - высшим разумом, управляющий миром.. ..

Бог

БОГ [бох], -а, зват. Бо́же. Мн. Бо́ги, бого́в. М.. ..

Бог

(бох), бога, м. По религиозным верованиям - верховное существо, стоящее будто бы над миром или управляющее им. Идеей бога пользуются господствующие классы, Как орудием угнетения трудящихся масс. Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом, - идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу. Ленин. (Со словом бог в разг. Речи сохранилось много ходячих выражений, в к-рых это слово у..

Бог

Слово этого корня имеется в ряде европейских языков, а восходит, вероятно, к древнеиндийскому bhagas – "господин" или "богатство". Религиозное значение этого слова появилось позднее.. ..

Бог

Индоевроп. Родственно др.-инд. Bhaga «господин», др.-перс. Baga «господин, бог» и др. Суф. Производное (суф. -g-) от той же основы, что и др.-инд. Bhájati «дает», тохар. A pāk «часть». Исходное значение — «дающий, оделяющий господин. Доля, счастье, богатство» (значение лица и действия или его результата сосуществуют, ср. Диал. Бой «кулачный боец, крепкий человек» и бой «битва» (рыбо)лов и лов рыбы, (скоро)ход и ход и т. Д.). Религиозное значение является вторичным. См. День, богатый.Школьный эти..

Бог

Общеславянское – bogъ (наделяющий богатством, бог).. ..

Бог

I I. Укр. Бiг, род. П. Бо́га, ст.-слав. Богъ, болг. Бог, сербохорв. Бо̑г, род. Бо̏га, словен. Bȯ̑g, чеш. Bůh, род. П. Boha, польск. Bóg, род. П. Boga, в.-луж. Bóh, н.-луж. Bog. Наряду с ним. Боги́ня, ст.-слав. Богыни (Супр.), чеш. Bohyně "богиня". Родственно др.-инд. Bhágas "одаряющий, господин, эпитет Савитара и второго из Адитья", др.-перс. Baga-, авест. Baɣa "господь", "бог" от др.-инд. Bhájati, bhájatē "наделяет, делит", авест. Baχšaiti "участвует", греч. Φαγεῖν "есть, пожирать". Пер..

Бог

В религиозных верованиях сверхъестественное существо. В мифологических представлениях политеизма каждый из богов имеет верховную власть над какой-либо частью мирового целого, в теизме единому Богу принадлежит абсолютная власть над миром («всемогущество»). Вера в Бога - основа всякой религии.. ..

Бог

Р. См. Южный Буг. ..

Бог

— одно из основных понятий любой религии, сверхъестественное существо или нечто, обладающее высшим разумом, управляющее миром и создавшее его. В представлениях монотеизма каждый из богов имеет власть над частью мирового целого. В теизме единому Б. Принадлежит абсолютная власть над миром, всемогущество. Вера в Б. — основа всякой религии.. ..

Бог

БОa - сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа. Верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством. Персонифицирующая интерпретация единого Б. Свойственна для зрелых форм такого религиозного направления, как теизм, и формирование ее является результатом длительной исторической эволюции религиозного сознания. Исходные формы религиозных верований (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия..

Бобров Евгений Александрович

..

Бовуар (Вeauvoir) Симона Де

(род. 9 янв. 1908, Париж – ум. 14 апр. 1986, там же) – франц. Писательница-философ, ученица и супруга (с 1949) Ж. П. Сартра. С 1931 по 1943 занималась педагогической деятельностью, известность приобрела благодаря пропаганде франц. Экзистенциализма. Человека рассматривает как данность, формируемую историей. Женщина в большей мере, чем мужчина, является существом, находящимся в процессе становления. Возможности женщины до сих пор не были ни определены, ни использованы. Осн. Произв. «Гостья», 1943...

Богданов (псевдоним), Малиновский Александр Александрович

(1873-1928) — русский философ, политик и идеолог российской социал-демократии, один из создателей партии большевиков, ученый-естествоиспытатель, писатель-фантаст. В 1893 поступил на естественное отделение Московского университета. В 1894 — арестован за участие в народовольческом Союзном Совете землячеств, исключен из университета и выслан в Тулу. В 1895 поступил, а в 1899 закончил медицинский факультет Харьковского университета. С 1896 наметился отход Б. От народовольческих идей к социал-демокра..

Богданов Александр Александрович

..

Бог

Библия повествует о деяниях Божьих - прошлых, настоящих и будущих. На ее страницах Бог предстает как Творец и Владыка Вселенной, как Повелитель и страждущий Спаситель.I. ТВОРЕЦ И ВЛАДЫКАА. Бог сотворил "небо и землю" (Быт 1:1)"и все, что на них" (Откр 10:6), "человека", "мужчину и женщину" (Быт 1:27). Он сотворил "мир" (Деян 17:24), "человека и животных" (Иер 27:5) и "все" устроил (Евр 3:4). Чтобы утвердить Свое творение (ср. Пс 88:38), Он благословил животных (Быт 1:22)и людей (ст. 28), особо в..

Бог

- Творец неба и земли и Промыслитель вселенной (Быт.1:1 , Иоан.1:1 ) имеет в ·свящ. Писании различные наименования. Таковы в особенности следующие. А) Иегова (Я есмь Сущий) (Исх.3:14 ) Существо самобытное, независимое, неизменяемое, безусловное, вечное (Отк.1:8 ). См. Иегова. Б) ·евр. Елоаг и множественное Елогим означает достопокланяемого а неба и земли, всего видимого и невидимого. Множественное Елогим выражает величие и превосходство существа Божия. Означенные слова употребляются нередко в ·с..

Бог

Высшая духовная личность, находящаяся за пределами нашего понимания, но открывающая Себя людям через творение мира и участие в мировой истории. Он создал все живое и саму жизнь, которая продолжается только благодаря Ему.. ..

Бог

Верховная сверхъестественная сущность, как правило наделенная свойствами высшего разума и всеведения. Во многих религиях бог является творцом мира и сущностью, определяющей судьбу этого мира и всех его обитателей. В политеизме каждый из богов имеет верх. ..

Бог

В славянской мифологии название божества и доли, счастья, которое оно может дать человеку (родственно названию богатства и т. П.). Противопоставляется небогу, обездоленному. Выступает в качестве второй части многих славянских названий богов. Велобог, Чернобог, Дажьбог, Стрибог.Лит. Меrig g i В., Stavocomune Bogu, в кн. Зборник за филологjу и лингвистику. Матица српска, t. 8, Нови Сад, 1966.В. И., В. Т.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Бог

Бухгалтеp, кассиp. ..

Дополнительный поиск Бог Бог

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бог" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бог, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 3 символа