Лао-цзы

228

(6—5 вв. До н.э.) — полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая. Традиция называет его автором "Дао дэ цзин" — "Книги о дао-пути и благой силе-дэ". В фокусе даосской мысли (как и конфуцианства) находится тема "дао-пути", которым следует идеальный человек, накапливая тем самым силу-добродетель "дэ", упорядочивающую Поднебесную (общество). Однако конфуцианскому культуроцентризму даосизм противопоставляет "следование естественности" ("цзы жань"). Если основной отличительной чертой "благородного мужа", рисуемого Конфуцием, выступает деятельная активность, организуемая церемониальными правилами "ли", то "совершенно-мудрый" у Л. Исповедует принцип "недеяния" ("у вэй"), означающий отказ от всякого мобилизующего усилия, целенаправленного действия, нарушающего естественное течение дел.

Соответственно, в отличие от преимущественно этико-политической трактовки "дао" у Конфуция, Л. Вел речь о вселенском "дао" как общемировом естественном ритме событий. "Дао" — "глубочайшие врата рождения, корень Неба и Земли" — предшествует миру оформленных вещей ("ю") и относится Л. К непроявленному бытию ("у"). Не имеющее никакой внешней определенности, оно отождествляется с пустотой, но это именно рождающая пустота, неисчерпаемая потенция любой конкретной формы. Понимание неизначальности всякой определенности инициирует диалектические идеи спонтанного изменения ("все сущее изменяется само собой") и взаимоперехода противоположностей ("превращение в противоположность — движение дао"). Порождающее действие "дао" изображено в "Дао дэ цзин" в виде следующей последовательности.

"дао" рождает одно (частицы-"ци" как общемировой субстрат), одно рождает два (полярные начала "инь" и "ян"), два рождают три (великую триаду Небо — Человек — Земля), а три рождают все вещи. "Дао" и "дэ" в концепции Л. Неразрывно связаны. "дао" рождает вещи, "дэ" взращивает-совершенствует их. При этом в "Дао дэ цзин" различаются выс- шее и низшее "дэ". Последнее связывается с конфуцианской стратегией культуротворческого усилия и совершения добрых дел на основе церемониальных предписаний "ли". В противоположность этому "совершенно-мудрый", содержащий в себе высшее "дэ", естественностью и гармоничностью подобен новорожденному. Совершенномудрый, как и "дао", "действует недеянием", все создавая, ничего не присваивает и ни над чем не властвует.

Только "добродетель-дэ", основанная на дао, обладает гармонизирующей силой. Если отступление от "дао" ведет к смуте и гибели, то при сохранении "дао" Небо и Земля сливаются в гармонии, а народ и без приказов успокаивается, возвращаясь к простоте и естественности жизни. Совершенномудрый, делая свое сердце бесстрастным и сохраняя покой, уподобляется вечному "дао" вплоть до отождествления ("кто служит дао, тот тождествен дао"). С этим аспектом концепции "Дао дэ цзин" связаны более поздние даосские поиски практических средств достижения физического бессмертия.В.Н. Фурс.

Значения в других словарях
Лао-цзы

Ли Эр, автор древнекитайского классического даосского трактата «Лао-цзы» (др. Название «Дао дэ цзин»). Согласно традиции, Л.-ц. В 6—5 вв. До н. Э. Был архивариусом при чжоусском дворе. Большинство современных учёных считает, что Л.-ц. — фигура легендарная, трактат же написан в конце 4 — начале 3 вв. До н. Э., хотя и содержит некоторые более ранние материалы. Основное понятие мировоззрения, изложенного в трактате, — Дао, недоступное познанию и невыразимое в словах начало, в котором воплощено еди..

Лао-цзы

ЛАО-ЦЗЫ (Ли Эр) - легендарный автор древнекитайского трактата "Лао-цзы" (древнее название - "Дао дэ цзин", 4-3 вв. До н. Э.), канонического сочинения даосизма. Основное понятие трактата - дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из дао образ действий - недеяние (у вэй). Уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. Правитель-мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим д..

Лао-цзы

ЛАО-ЦЗЫ (Ли Эр), автор> древнекитайского трактата "Лао-цзы" (древнее название - "Дао дэ цзин", 4 - 3 вв. До нашей эры), канонического сочинения даосизма. Основное понятие> - дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из дао образ действий - недеяние (у вэй). Уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. Правитель-мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ> к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновен..

Лао-цзы

Имя китайского философа, жившего в VI в. До Р. Хр. Рождение его приурочивается к 604 г. Фамилия его была Ли, детское имя Эр, в зрелом возрасте он назывался Бо-янь, а посмертный титул его — Дань. Посему он в сочинениях встречается иногда с именем Ли-эр или Лао-дань. О его семье, детстве и воспитании ничего не известно. На страницах истории он является уже в зрелом возрасте, в звании историографа или библиотекаря при императорском дворе Чжоусской династии. Будучи свидетелем постепенного упадка имп..

Лао-цзы

(Ли Эр) (IV-III вв. До н.э.) автор канонического сочинения даосизма «Дао Дэ Цзин» Голос истины неизящен, а изящная речь лжива. Нравственный человек не красноречив, а красноречивый — лжец.Закон достойных — творить добро и не ссориться.Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.Голос истины противен слуху.Кто, предпринимая дело, спешит наскоро достичь результата, то..

Лао-цзы

Основатель религии Китае, около 600 г. До Р. Х., учение которого называется Дао или религией правого пути, а последователи - даосы.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)китайский философ, родоначальник особой религии даосизма.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907). ..

Лао-цзы

Легендарный древнекитайский мыслитель, основоположник религиозно-философского направления даосизма, фигура загадочная во многих отношениях. Под этим именем, которое, скорее всего, является прозвищем и означает буквально "старый мудрец" (и даже "старый младенец"), в традиции фигурируют по крайней мере три разных персонажа. 1) Ли Эр (Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы), уроженец деревни Цюйжэнь волости Ли уезда Ку царства Чу, родившийся в 604 до н. Э. По этой версии, восходящей к главе "Жизнеописание ..

Лао-цзы

Полулегендарный автор осн. Произв. Философского даосизма - тракгата "Дао дэ цзин" (иногда называемого "Лао-цзы"). Исходным моментом социально-политич. Теории этого трактата является мысль о том, что человек - часть природы и поэтому должен жить естеств. Жизнью. Отсюда - призыв к правителям не вмешиваться в жизнь народа и враждебное отношение к гос-ву, к морали, к образованию, к культуре. О датах жизни Л.-ц. Среди ученых есть неск. Мнений. Одни считают, что Л.-ц. Был старшим современником Конфуци..

Лао-цзы

(6-5 вв. До н.э.) - полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая. Традиция называет его автором 'Дао дэ цзин' - 'Книги о дао-пути и благой силе-дэ'. В фокусе даосской мысли (как и конфуцианства) находится тема 'дао-пути', которым следует идеальный человек, накапливая тем самым силу-добродетель 'дэ', упорядочивающую Поднебесную (общество). Однако конфуцианскому культуроцентризму даосизм противопоставляет 'следование естественности' ('цзы ж..

Лао-цзы

ЛАО-ЦЗЫ "Престарелый мудрец", "Престарелый младенец"Древнекит. Философ, к-рому приписывается авторство на классич. Даос, филос. Трактат "Дао дэ цзин".Совр. Наука подвергает сомнению историчность Л.-ц., тем не менее в науч. Лит-ре он часто определяется как основоположник даосизма. Согласно сведениям, сообщаемым Сыма Цянем (2 в. До н.э.) в "Ши цзи", Л.-ц. (Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы?) жил в 6(-5?) в. До н.э. В царстве Чу. Служил хранителем б-ки царства Чжоу, где встречался с Конфуцием. ..

Лао-цзы

ЛАО-ЦЗЫ (6-5 вв. До н.э.) - полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая. Традиция называет его автором "Дао дэ цзин" - "Книги о дао-пути и благой силе-дэ". В фокусе даосской мысли (как и конфуцианства) находится тема "дао-пути", которым следует идеальный человек, накапливая тем самым силу-добродетель "дэ", упорядочивающую Поднебесную (общество). Однако конфуцианскому культуро-центризму даосизм противопоставляет "следование естественности..

Ланге Николай Николаевич

(род. 12 марта 1858, Петербург – ум. 15 февр. 1921) – рус. Психолог, профессор философии Одесского ун-та с 1888. Сформулировал закон перцепции (стадиальный характер процесса восприятия от обобщенного чувственного образа предмета ко все более дифференцированному). Разработал моторную теорию внимания как двигательной реакции организма, улучшающей условия восприятия. Осн. Работы. «История нравственных идей 19 в.», 1888. «Душа ребенка в первые годы жизни», 1891. «Психологические исследования», 1893...

Ландберг (Lundberg) Джордж Эндрю

(1895-1966) - амер. Социолог, поборник неопозитивистской парадигмы в социологии, один из создателей "социального бихевиоризма". Свои взгляды Л. Изложил в кн. "Основания социологии" (1939) и "Может ли наука спасти нас?" (1947). Он доказывал, что социология, для того чтобы стать наукой, должна использовать естественно-научные методы исследования социального поведения и строить свои теории по образцу теорий естественных наук (прежде всего физики). Л. Выдвинул программу определения смысла социальног..

Лао-цзы ("Старик-младенец», «Старый философ")

(6- 5 вв. До н.э.) - др.-кит. Легендарный основатель даосизма. Согласно "Ши цзи" ("Историческим запискам") Сыма Цяня (145-87 до н.э.), Л.-ц. Уроженец селения Цюйжэнь, волости Ли, уезда Ку, царства Чу, имел имя Эр, второе имя Дань, фамилию Ли, прожил якобы 160 или 200 лет, служил архивариусом при Чжо-уском дворе. Видя упадок царства Чжоу, удалился на Запад. При пересечении границы по просьбе начальника заставы написал трактат (первоначально назван "Лао-цзы", впоследствии - "Дао дэ цзин"), в котор..

Лаплас (Laplace) Пьер Симон

(1749—1827) — французский ученый, астроном, физик, математик, основоположник теории вероятности. Сын нормандского крестьянина. С 1785 — член Парижской академии наук, с 1790 — председатель Палаты мер и весов. Л. Разработал (1796) гипотезу о происхождении Солнечной системы из "первичной" туманности, находившейся в медленном равномерном вращении и распространявшейся за пределы возникшей из нее позднее Солнечной системы. Обоснование космогонической гипотезы в трудах Л. Сопровождалось перестройкой ос..

Лао-цзы

(«старый ребёнок»), легендарный основатель философского даосизма в Китае, живший будто бы в конце 7 в. До н. Э., которому приписывается «Даодэцзин» («Книга о пути и добродетели»). Л.-ц. Был обожествлён в первых веках н. Э., в период становления религиозного даосизма. Согласно мифам, он был зачат без отца от солнечной энергии, аккумулированной в пятицветной жемчужине, проглоченной его матерью Сюань-мяо-юйнюй, пробыл в её утробе 81 год и вышел из левого подреберья. Он был рождён под сливовым дерев..

Дополнительный поиск Лао-цзы Лао-цзы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лао-цзы" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лао-цзы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 7 символа