Славянофилы

227

Направление рус. Общественной мысли и философии 1840-1850-х гг., представители которого протестовали против односторонней подражательности Западу и поставили своей задачей отыскать "начала русского просвещения", отличные от "просвещения западного". Эти отличия они усматривали в православии как вере Вселенской Церкви, в мирном начале и в основном ходе рус. Истории, в общинности и др. Племенных особенностях славян. Симпатии к славянам, особенно южным, дали повод для названия "С", которое не вполне отражает суть их воззрений и дано им их идейными противниками, западниками. (Впервые С. Были названы рус. Консервативный политический и литературный деятель адмирал А.С. Шишков и его сторонники.) Различные варианты самоназвания.

"самобытники", "туземники" (Кошелев), "православно-славянское направление" (Киреевский), "русское направление" (К. Аксаков) - не прижились.Славянофильство как движение общественной мысли возникает, как и западничество, в кон. 1830-х гг. После публикации "Философического письма" П.Я. Чаадаева, но предпосылки славянофильства сложились ранее, в ходе дискуссий членов пушкинского круга писателей и любомудров по историческим вопросам. Первой работой, написанной в духе С. Можно считать "Несколько слов о философическом письме", приписываемой, как правило, А.С. Хомякову (1836). Основные проблемы, поставленные С. Были впервые сформулированы в не предназначавшихся для печати статьях Хомякова "О старом и новом" и И.В. Киреевского "Ответ А.С.

Хомякову" (1839). К теоретикам славянофильства относят также Ю.Ф. Самарина и К.С. Аксакова. Активными С. Были П.В. Киреевский, А.С. Кошелев, И.С. Аксаков, Д.А. Валуев, А.Н. Попов, В.Ф. Чижов, А.Ф. Гильфердинг, позднее - В.И. Ламанский и В.А. Черкасский. По многим вопросам к С. Примыкали М.П. Погодин и С.П. Шевырев, поэты Н.М. Языков и Ф.И. Тютчев, писатели СТ. Аксаков, В.И. Даль, историки и языковеды И.Д. Беляев, П.И. Бартенев, М.А. Максимович, Ф.И. Буслаев и др.В 1840-е гг. С. Подвергались цензурным преследованиям, поэтому основная их деятельность была сосредоточена в литературных салонах Москвы, где они пытались влиять на общественное мнение и распространять свои идеи среди образованной публики. В это время С. Публикуются преимущественно в журнале М.П.

Погодина "Москвитянин". Издавали (частью совместно с западниками, поскольку окончательный разрыв двух частей единого сообщества свободномыслящих и оппозиционно настроенных интеллектуалов происходит только во втор. Пол. 1840-х гг.) сборники статей и жур. "Библиотека для воспитания". Во втор. Пол. 1850-х гг. Начали выходить жур. "Русская беседа", "Сельское благоустройство", газ. "Молва" и "Парус".После реформы 1861 С. Как единое направление общественной мысли перестают существовать, в т.ч. И по причине смерти его основных представителей. Киреевских, К. Аксакова, Хомякова. Тем не менее филос. Основы славянофильства получают разработку именно в 1850-1870-е гг. В статьях и отрывках И.В. Киреевского, письмах Хомякова к Самарину "О современных явлениях в области философии", в работах Самарина ("Письма о материализме", 1861, в полемике о книге Кавелина "Задачи психологии", 1872-1875).В филос.

Отношении С. - ярко выраженные персоналисты. Их мысль сформировалась под влиянием вост.-христианской патристики, нем. Идеализма, прежде всего Ф.В.Й. Шеллинга (И. Киреевский) и Г.В.Ф. Гегеля (Самарин, К. Аксаков), и романтизма. В основе их учения лежит представление о человеческой личности как центральной, основополагающей реальности сотворенного бытия. Главным интегрирующим фактором человеческого бытия провозглашается вера, понимаемая как "сознание об отношении живой Божественной личности и личности человеческой" (И. Киреевский). Вера обеспечивает цельность человеческого духа как основы "верующего мышления", соединяющего все познавательные способности человека "в полном аккорде". Тем самым вера есть условие полноценного познания, религиозной и нравственной жизни человека.Однако личность существует только в общине как союзе личностей, отрекшихся от своего произвола (монастырь, крестьянский мир), община - в Церкви, а Церковь - в народе.

Через эту структуру благодатные начала веры реализуются в культуре (др.- рус. Просвещение) и в Космосе (Русская Земля). Эта реализация есть необходимое и достаточное условие мессианского служения народа и гос-ва. Вера оказывается "пределом разумения" народа (Хомяков) и основой народности - центральной категории эстетики и философии истории С.С этих позиций С. Критиковали рационализм зап. Философии, проявлявшийся, с их т.зр., как в рассудочности, так и в сенсуализме. Рассудочность и раздвоение С. Считали основными характеристиками западноевропейской культуры. Усвоение начал этой культуры рус. Образованным обществом при Петре I привело к разрыву "публики" и "народа" (К. Аксаков) и возникновению "европейско-русской образованности" (И.

Киреевский). Задачу нового этапа рус. Истории С. Усматривали не в возвращении к прежним формам быта и не в дальнейшей европеизации (как западники), но в усвоении, переработке и дальнейшем развитии достижений зап. Культуры на основе православной веры и русской народности.В своих общественных взглядах С. Пытались сочетать либерализм (активно участвовали в реформе 1861, ратовали за отмену цензуры, телесных наказаний и смертной казни, понимали необходимость модернизации хозяйства России) и традиционализм (сохранение крестьянской общины, патриархальных форм жизни, самодержавия, незыблемости православной веры). Неограниченное политически самодержавие должно было в нравственном смысле ограничиваться верой и основанным на ней народным мнением.

Общественная позиция С. Оказала большое влияние на деятелей национального возрождения славянских народов втор. Пол. 19 в.В статьях Хомякова, Самарина, К. Аксакова народность предстает не только как сырой материал, но и как формирующая сила искусства, создающая его неповторимое своеобразие. Выражение идеалов народа в соответствующих образах и формах - это оправдание личного творчества художника и условие его полноценности. Борьба народности и подражательности образует у С. Основной нерв движения рус. Литературы, искусства и науки (отсюда их споры с западниками о рус. Истории, о творчестве Гоголя, о "натуральной школе", о народности в науке).Идеи С. Послужили исходной точкой для развития взглядов почвенников Н.Я. Данилевского и К.Н.

Леонтьева (т.н. Неославянофильство), отчасти Вл. Соловьева, В.В. Розанова. С. Оказали влияние на братьев Трубецких, участников сб. "Вехи", В.Ф. Эрна, П.А. Флоренского, М.А. Новоселова, В. Зеньковского, И.О. Лосского, евразийцев и др. Это влияние не ограничивалось религиозной мыслью (так, концепция рус. Общины С. Существенно повлияла на взгляды А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, а также на рус. Народничество).Миллер О.Ф. Основы учения первоначальных славянофилов // Русская мысль. 1880. №1,3. Колюпанов Н.П. Биография Кошелева. М., 1889. Т. 1-2. Гершензон М.О. Исторические записки. М., 1910. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979. Он же. Избр. Статьи. М., 1984. Аксаков К.С. Аксаков И.С. Литературная критика. М., 1982. Кошелев В.А. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов (1840-1850 гг.).

Л., 1984. Цимбаев Н.И. Славянофильство. М., 1986. Хомяков А.С. О старом и новом. М., 1988. Он же. Соч. В 2 т. М., 1994. Славянофильство и современность. СПб., 1994. Аксаков К.С. Эстетика и литературная критика. М., 1995. Самарин Ю.Ф. Избр. Произв. М., 1996. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997. Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М., 1998. Riasanovsky N. Russia and the West in the Teaching of the Slavophiles. Cambridge (Mass.), 1952. Christoff P.K. An introduction to 19thcentury Russian Slavophilism. V. 1- 2. Paris, 1961, 1972. K.M. Антонов.

Значения в других словарях
Славянофилы

представители одного из направлений русской общественой и философской мысли 40—50-х гг. 19 в. — славянофильства, выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, по их мнению, принципиально отличного от пути западноевропейского. Самобытность России С. Видели в отсутствии, как им казалось, в её истории классовой борьбы, в русской поземельной общине (См. Община) и артелях, в православии, которое С. Представляли себе как единственное истинное христианство. Те же особеннос..

Славянофилы

СЛАВЯНОФИЛЫ - представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. 19 в. Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве. Противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. П. Главные представители. И. С. И К. С. Аксаковы, И. В. И ..

Славянофилы

СЛАВЯНОФИЛЫ, представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. 19 в. Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского пути исторического развития России, усматривая её самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве. Противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. П. Главные представители. И. С. И К. С. Аксаковы, И. В. И П...

Славянофилы

СЛАВЯНОФИЛЫ, представители одного из направлений русской общественной мысли 40 - 50-х гг. 19 в. Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве. Противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и др. Главные представители. Братья К.С. И И.С. Аксаковы, И.В. ..

Славянофилы

Представители национальной самобытности в России, особого мировоззрения, развившегося в 30-х годах на почве исторических условий и общеевропейских философских теорий.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907). ..

Славянофилы

Представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. 19 в. Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве. Противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. П. Главные представители. И. С. И К. С. Аксаковы, И. В. И П. В. Киреевск..

Славянофилы

Представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. 19 в. Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве. Противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. П. Главные представители. И. С. И К. С. Аксаковы, И. В. И П. В. Киреевск..

Славянофилы

Представители одного из направлений русской общественной мысли, обосновывавшие особый путь исторического развития России, отличный от Западной Европы. Идеализировали Древнюю Русь, противопоставляли «московский период» русской истории «петербургскому», начавшемуся с реформ Петра I. Были сторонниками отмены крепостного права при сохранении патриархально-общинных устоев. Призывали к освобождению южных славян из-под турецкого ига (отсюда название — славяновилы, то есть славянолюбы), организовывали С..

Славянофилы

— представители одного из направлений в русской общественной и философской мысли 40—50-х гг. XIX в. Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии классовой борьбы, крестьянской общине, православии как истинном христианстве. Противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни и др. Главные представители. И. И К. Аксаковы, И. И П. Киреевские. Ю. Самарин, А. Хомяков, В. Даль,..

Славянофилы

Представители одного из направлений рус. Обществ. Мысли сер. 19 в. - славянофильства, выступившего впервые в виде целостной системы взглядов в 1839. Обосновывали и утверждали особый путь ист. Развития России, принципиально отличный, по их мнению, от стран Зап. Европы. Самобытность России С. Видели в отсутствии, как им казалось, в ее истории клас. Борьбы, в рус. Поземельной общине и артелях, в православии, к-рое С. Представляли как единственно истинное христианство. Те же особенности самобытного ..

Скотизм

— схоластическое направление средневековой философии 14—15 вв., противостоящее в качестве официальной доктрины францисканского ордена томизму как доктрине доминиканцев, принятой церковью в качестве ортодоксии. Основоположник — Иоанн Дунс Скот. Основные представители. Антуан Андре, Франсуа Мейон, Гийом Алнвик, Иоанн из Рединга, Иоанн Рипский, Жан Каноник, Александр Александрийский и др. Центральной проблемой школы С. Явилась проблема индивидуации (лат. Individuatio — индивидуализация), т.е. Прояв..

Скриптор ("пишущий")

— понятие, сменившее в постмодернистской текстологии традиционное понятие "автор" (см. "Смерть Автора") и фиксирующее отказ философии постмодернизма от наделения субъекта письма. 1) причиняющим статусом по отношению к тексту. 2) личностно-психологическими характеристиками и даже 3) самодостаточным бытием вне рамок пишущегося текста. Согласно постмодернистской текстологии, в принципе "не существует субъекта письма" (Деррида). По формулировке Р.Барта, С. "рождается одновременно с текстом и у него ..

Славянофильство

Идейное движение в России. Возникло в 30-х годах 19 в. И возглавлялось И. В. Киреевским, братьями Константином (1817-1860) и Иваном (1823-1886) Аксаковыми и Алексеем Хомяковым. Ссылаясь на историю философии Гегеля и интерес Гердера к слав, народам, они старались определить миссию, предназначение слав, миро- и жизнепонимания (см. Европейская философия), но вскоре заняли нетерпимую позицию по отношению к западноевропейскому образу мышления («западничеству») и неортодрксальному христианству.. ..

Славянофильство (СЛАВЯНОЛЮБИЕ)

Религиозно-философское течение русской общественной мысли к. 30 - н. 60-х 19 в., в основе которого лежала проблема осмысления исторических судеб России, ее места и роли во всемирной истории и культуре. С. Существовало и развивалось в полемике с другим философским течением России - западничеством (Станкевич, Грановский, П.В. Анненков, Герцен, Бакунин, Н.П.Огарев и др.). Представители С. "старшие" славянофилы -Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Самарин. "младшие" - И.С. Аксаков, А.И. Кошелев,..

Дополнительный поиск Славянофилы Славянофилы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Славянофилы" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Славянофилы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 11 символа