Славянофилы
Направление рус. Общественной мысли и философии 1840-1850-х гг., представители которого протестовали против односторонней подражательности Западу и поставили своей задачей отыскать "начала русского просвещения", отличные от "просвещения западного". Эти отличия они усматривали в православии как вере Вселенской Церкви, в мирном начале и в основном ходе рус. Истории, в общинности и др. Племенных особенностях славян. Симпатии к славянам, особенно южным, дали повод для названия "С", которое не вполне отражает суть их воззрений и дано им их идейными противниками, западниками. (Впервые С. Были названы рус. Консервативный политический и литературный деятель адмирал А.С. Шишков и его сторонники.) Различные варианты самоназвания.
"самобытники", "туземники" (Кошелев), "православно-славянское направление" (Киреевский), "русское направление" (К. Аксаков) - не прижились.Славянофильство как движение общественной мысли возникает, как и западничество, в кон. 1830-х гг. После публикации "Философического письма" П.Я. Чаадаева, но предпосылки славянофильства сложились ранее, в ходе дискуссий членов пушкинского круга писателей и любомудров по историческим вопросам. Первой работой, написанной в духе С. Можно считать "Несколько слов о философическом письме", приписываемой, как правило, А.С. Хомякову (1836). Основные проблемы, поставленные С. Были впервые сформулированы в не предназначавшихся для печати статьях Хомякова "О старом и новом" и И.В. Киреевского "Ответ А.С.
Хомякову" (1839). К теоретикам славянофильства относят также Ю.Ф. Самарина и К.С. Аксакова. Активными С. Были П.В. Киреевский, А.С. Кошелев, И.С. Аксаков, Д.А. Валуев, А.Н. Попов, В.Ф. Чижов, А.Ф. Гильфердинг, позднее - В.И. Ламанский и В.А. Черкасский. По многим вопросам к С. Примыкали М.П. Погодин и С.П. Шевырев, поэты Н.М. Языков и Ф.И. Тютчев, писатели СТ. Аксаков, В.И. Даль, историки и языковеды И.Д. Беляев, П.И. Бартенев, М.А. Максимович, Ф.И. Буслаев и др.В 1840-е гг. С. Подвергались цензурным преследованиям, поэтому основная их деятельность была сосредоточена в литературных салонах Москвы, где они пытались влиять на общественное мнение и распространять свои идеи среди образованной публики. В это время С. Публикуются преимущественно в журнале М.П.
Погодина "Москвитянин". Издавали (частью совместно с западниками, поскольку окончательный разрыв двух частей единого сообщества свободномыслящих и оппозиционно настроенных интеллектуалов происходит только во втор. Пол. 1840-х гг.) сборники статей и жур. "Библиотека для воспитания". Во втор. Пол. 1850-х гг. Начали выходить жур. "Русская беседа", "Сельское благоустройство", газ. "Молва" и "Парус".После реформы 1861 С. Как единое направление общественной мысли перестают существовать, в т.ч. И по причине смерти его основных представителей. Киреевских, К. Аксакова, Хомякова. Тем не менее филос. Основы славянофильства получают разработку именно в 1850-1870-е гг. В статьях и отрывках И.В. Киреевского, письмах Хомякова к Самарину "О современных явлениях в области философии", в работах Самарина ("Письма о материализме", 1861, в полемике о книге Кавелина "Задачи психологии", 1872-1875).В филос.
Отношении С. - ярко выраженные персоналисты. Их мысль сформировалась под влиянием вост.-христианской патристики, нем. Идеализма, прежде всего Ф.В.Й. Шеллинга (И. Киреевский) и Г.В.Ф. Гегеля (Самарин, К. Аксаков), и романтизма. В основе их учения лежит представление о человеческой личности как центральной, основополагающей реальности сотворенного бытия. Главным интегрирующим фактором человеческого бытия провозглашается вера, понимаемая как "сознание об отношении живой Божественной личности и личности человеческой" (И. Киреевский). Вера обеспечивает цельность человеческого духа как основы "верующего мышления", соединяющего все познавательные способности человека "в полном аккорде". Тем самым вера есть условие полноценного познания, религиозной и нравственной жизни человека.Однако личность существует только в общине как союзе личностей, отрекшихся от своего произвола (монастырь, крестьянский мир), община - в Церкви, а Церковь - в народе.
Через эту структуру благодатные начала веры реализуются в культуре (др.- рус. Просвещение) и в Космосе (Русская Земля). Эта реализация есть необходимое и достаточное условие мессианского служения народа и гос-ва. Вера оказывается "пределом разумения" народа (Хомяков) и основой народности - центральной категории эстетики и философии истории С.С этих позиций С. Критиковали рационализм зап. Философии, проявлявшийся, с их т.зр., как в рассудочности, так и в сенсуализме. Рассудочность и раздвоение С. Считали основными характеристиками западноевропейской культуры. Усвоение начал этой культуры рус. Образованным обществом при Петре I привело к разрыву "публики" и "народа" (К. Аксаков) и возникновению "европейско-русской образованности" (И.
Киреевский). Задачу нового этапа рус. Истории С. Усматривали не в возвращении к прежним формам быта и не в дальнейшей европеизации (как западники), но в усвоении, переработке и дальнейшем развитии достижений зап. Культуры на основе православной веры и русской народности.В своих общественных взглядах С. Пытались сочетать либерализм (активно участвовали в реформе 1861, ратовали за отмену цензуры, телесных наказаний и смертной казни, понимали необходимость модернизации хозяйства России) и традиционализм (сохранение крестьянской общины, патриархальных форм жизни, самодержавия, незыблемости православной веры). Неограниченное политически самодержавие должно было в нравственном смысле ограничиваться верой и основанным на ней народным мнением.
Общественная позиция С. Оказала большое влияние на деятелей национального возрождения славянских народов втор. Пол. 19 в.В статьях Хомякова, Самарина, К. Аксакова народность предстает не только как сырой материал, но и как формирующая сила искусства, создающая его неповторимое своеобразие. Выражение идеалов народа в соответствующих образах и формах - это оправдание личного творчества художника и условие его полноценности. Борьба народности и подражательности образует у С. Основной нерв движения рус. Литературы, искусства и науки (отсюда их споры с западниками о рус. Истории, о творчестве Гоголя, о "натуральной школе", о народности в науке).Идеи С. Послужили исходной точкой для развития взглядов почвенников Н.Я. Данилевского и К.Н.
Леонтьева (т.н. Неославянофильство), отчасти Вл. Соловьева, В.В. Розанова. С. Оказали влияние на братьев Трубецких, участников сб. "Вехи", В.Ф. Эрна, П.А. Флоренского, М.А. Новоселова, В. Зеньковского, И.О. Лосского, евразийцев и др. Это влияние не ограничивалось религиозной мыслью (так, концепция рус. Общины С. Существенно повлияла на взгляды А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, а также на рус. Народничество).Миллер О.Ф. Основы учения первоначальных славянофилов // Русская мысль. 1880. №1,3. Колюпанов Н.П. Биография Кошелева. М., 1889. Т. 1-2. Гершензон М.О. Исторические записки. М., 1910. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979. Он же. Избр. Статьи. М., 1984. Аксаков К.С. Аксаков И.С. Литературная критика. М., 1982. Кошелев В.А. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов (1840-1850 гг.).
Л., 1984. Цимбаев Н.И. Славянофильство. М., 1986. Хомяков А.С. О старом и новом. М., 1988. Он же. Соч. В 2 т. М., 1994. Славянофильство и современность. СПб., 1994. Аксаков К.С. Эстетика и литературная критика. М., 1995. Самарин Ю.Ф. Избр. Произв. М., 1996. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997. Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М., 1998. Riasanovsky N. Russia and the West in the Teaching of the Slavophiles. Cambridge (Mass.), 1952. Christoff P.K. An introduction to 19thcentury Russian Slavophilism. V. 1- 2. Paris, 1961, 1972. K.M. Антонов.
Дополнительный поиск Славянофилы
На нашем сайте Вы найдете значение "Славянофилы" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Славянофилы, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 11 символа