Славянофилы

93

СЛАВЯНОФИЛЫ, представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. 19 в. Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского пути исторического развития России, усматривая её самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве. Противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. П. Главные представители. И. С. И К. С. Аксаковы, И. В. И П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др. Близки к С. Были В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев и др. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 многие С. Сблизились с западниками на почве либерализма. Некоторые идеи С.

Получили развитие в идеологии почвенничества (Н. Н. Страхов), панславизма (Н. Я. Данилевский), а также "охранительного" направления русской общественной мысли.Источник. Энциклопедия "Отечество"русские общественные деятели и выразители идей Святой Руси, сыгравшие большую роль в развитии русского национального сознания и формировании национально-патриотической идеологии. Славянофилы обоснованно и твердо объявили об особом пути России, утвердились в мысли о спасительной роли Православия как единственно истинного христианского вероучения, отметили неповторимые формы общественного развития русского народа в виде общины и артели. «Все, что препятствует правильному и полному развитию Православия, — писал И. В. Киреевский, — все то препятствует развитию и благоденствию народа русского, все, что дает ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, все то искажает душу России и убивает ее здоровье нравственное, гражданское и политическое.

Поэтому, чем более будут проникаться духом Православия государственность России и ее правительство, тем здоровее будет развитие народное, тем благополучнее народ и тем крепче его правительство и, вместе, тем оно будет благоустроеннее, ибо благоустройство правительственное возможно только в духе народных убеждений».Славянофильство зародилось в к. 1830-х, а в 1840 — 50-х собрало вокруг себя самые мощные национальные силы. Круг единомышленников-славянофилов был широк и объединял вокруг себя выдающихся русских писателей и ученых. Наиболее крупными выразителями славянофильских идей были И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Вокруг них группировались И. С. Аксаков, И. Д. Беляев, Д. А. Валуев, А. Ф. Гильфердинг, Н.

Д. Иванишев, П. В. Киреевский, А. И. Кошелев, В. И. Ламанский, В. Н. Лешков, Н. А. Попов, В. А. Черкасский, Ф. В. Чижов. Славянофилов поддерживали и являлись выразителями их идей русские писатели С. Т. Аксаков, В. И. Даль, А. А. Григорьев, А. Н. Островский, Ф. И. Тютчев, Н. М. Языков и др. Мировоззренческие учения славянофилов оплодотворяли научную деятельность русских ученых Ф. И. Буслаева, О. М. Бодянского, Г. П. Галагана, В. И. Григоровича, И. И. Срезневского, М. А. Максимовича, Н. А. Ригельмана.Славянофилы чаще всего собирались в московских литературных салонах А. А. И А. П. Елагиных, Д. Н. И Е. А. Свербеевых, Н. Ф. И К. К. Павловых. Здесь в горячих спорах со своими либерально-космополитическими противниками славянофилы пропагандировали идеи русского возрождения и славянского единства.Космополитические силы в правительственных кругах долгое время препятствовали деятельности славянофилов.

Им не позволяли иметь свой печатный орган.Статьи славянофилов выходили в «Москвитянине», а также в различных сборниках — «Синбирский сборник» (1844), «Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных» (1845), «Московские сборники» (1846, 1847, 1852). Свои газеты и журналы славянофилы стали издавать только с середины 1850-х, но и тогда подвергались разным цензурным ограничениям и притеснениям. Славянофилы издавали журналы. «Русская беседа» (1856 — 60), «Сельское благоустройство» (1858 — 59). Газеты. «Молва» (1857), «Парус» (1859), «День» (1861 — 65), «Москва» (1867-68), «Москвич» (1867-68), «Русь» (1880-85).Своим творчеством славянофилы создали мощное общественное и интеллектуальное движение, сильно пошатнувшее идущее еще с эпохи Петра I космополитическое мировоззрение и низкопоклонство перед Западом.

Славянофилы показали тупиковый, ущербный, бездуховный характер западноевропейской цивилизации. Призывая людей обратиться к своим историческим основам, традициям и идеалам, славянофилы способствовали пробуждению национального сознания. Много ими было сделано для собирания и сохранения памятников русской культуры и языка (Собрание народных песен П. В. Киреевского, Словарь живого великорусского языка В. И. Даля). Славянофилы-историки (Беляев, Самарин и др.) заложили основу научного изучения русского крестьянства, в том числе его духовных основ. Огромный вклад славянофилы внесли в развитие общеславянских связей и славянское единство. Именно им принадлежала главная роль в создании и деятельности славянских комитетов в России в 1858 — 78.Несмотря на огромный вклад в развитие русского самосознания, славянофилы не смогли выработать целостного мировоззрения, что в значительной степени объяснялось характером той космополитической среды, из которой многие из них вышли и которая толкала их в сторону либерализма.Как писал русский мыслитель, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев).

«Несмотря на стремление вернуться в лоно чистой русской церковности, слиться с истоками народной жизни, основами бытия России — ясного понимания сущности русского пути, русского служения славянофильство в целом так и не достигло. По-разному понимали члены кружка природу и цель Самодержавия, по-разному оценивали современные события. Эта разноголосица мешала движению, а с кончиной его основоположников оно окончательно утеряло мировоззренческое единство, распавшись на несколько самостоятельных, весьма различных между собой течений, частично выродившись в чистый либерализм».Тем не менее все, что было создано славянофилами в 1840 — 50-е, до сих пор продолжает оставаться важным фактором русской национальной жизни и мысли, оплодотворяя все новые и новые ее течения.

Именно славянофильская мысль дала миру учение о цивилизациях Я. Я. Данилевского.О. ПлатоновИсточник. Энциклопедия "Русская цивилизация".

Значения в других словарях
Славянофилы

представители одного из направлений русской общественой и философской мысли 40—50-х гг. 19 в. — славянофильства, выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, по их мнению, принципиально отличного от пути западноевропейского. Самобытность России С. Видели в отсутствии, как им казалось, в её истории классовой борьбы, в русской поземельной общине (См. Община) и артелях, в православии, которое С. Представляли себе как единственное истинное христианство. Те же особеннос..

Славянофилы

СЛАВЯНОФИЛЫ - представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. 19 в. Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве. Противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. П. Главные представители. И. С. И К. С. Аксаковы, И. В. И ..

Славянов

СЛАВЯНОВ Николай Гаврилович (1854-97), электротехник, изобретатель, один из создателей дуговой электросварки. Разработал и применил на пермских пушечных заводах метод сварки металлическим электродом с предварительным подогревом изделия (1888). Впервые использовал для электросварки электрический генератор и автоматический регулятор длины электрической дуги.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Славяногорск

(до 1964 поселок городского типа Банновский), город в Донецкой обл. На р. Северский Донец. Известен с XVI в. Как местность Святые горы. В к. XVIII в. Возникло поселение. С 1922 климатический курорт. В Славяногорске бывали А. П. Чехов, И. А. Бунин, И. Е. Репин.Сохранились. Святогорский Успенский пещерный монастырь (осн. В XVII в.). Николаевская меловая и Преображенская церкви (XVII в., восстановлены в XIX в.), подземный ход (XVII в.), Успенский собор, Покровская церковь с колокольней, дом настоят..

Славянск

Город (с 1794) Донецкой обл., на р. Казённый Торец (приток Северского Донца). Основан в 1676 как казачья крепость под названием Тор. В 1784 переименован в Словенск, с 1794 современное название. С 1-й пол. XIX в. Бальнеогрязевой курорт. Сохранились. Церковь (XVIII в.), собор Александра Невского (XIX в.).Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

Славянск-на-кубани

СЛАВЯНСК-НА-КУБАНИ (до 1958 станица Славянская), город в Краснодарском крае, пристань на р. Протока (рукав р. Кубань). Ж.-д. Станция (Протока). 62,8 тыс. Жителей (1998). Пищевкусовая (в т.ч. Консервная) промышленность, иодовый завод и др.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Славянофилы

СЛАВЯНОФИЛЫ, представители одного из направлений русской общественной мысли 40 - 50-х гг. 19 в. Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве. Противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и др. Главные представители. Братья К.С. И И.С. Аксаковы, И.В. ..

Славянофилы

Представители национальной самобытности в России, особого мировоззрения, развившегося в 30-х годах на почве исторических условий и общеевропейских философских теорий.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907). ..

Славянофилы

Представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. 19 в. Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве. Противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. П. Главные представители. И. С. И К. С. Аксаковы, И. В. И П. В. Киреевск..

Славянофилы

Представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. 19 в. Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве. Противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. П. Главные представители. И. С. И К. С. Аксаковы, И. В. И П. В. Киреевск..

Славянофилы

Представители одного из направлений русской общественной мысли, обосновывавшие особый путь исторического развития России, отличный от Западной Европы. Идеализировали Древнюю Русь, противопоставляли «московский период» русской истории «петербургскому», начавшемуся с реформ Петра I. Были сторонниками отмены крепостного права при сохранении патриархально-общинных устоев. Призывали к освобождению южных славян из-под турецкого ига (отсюда название — славяновилы, то есть славянолюбы), организовывали С..

Славянофилы

— представители одного из направлений в русской общественной и философской мысли 40—50-х гг. XIX в. Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии классовой борьбы, крестьянской общине, православии как истинном христианстве. Противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни и др. Главные представители. И. И К. Аксаковы, И. И П. Киреевские. Ю. Самарин, А. Хомяков, В. Даль,..

Славянофилы

Представители одного из направлений рус. Обществ. Мысли сер. 19 в. - славянофильства, выступившего впервые в виде целостной системы взглядов в 1839. Обосновывали и утверждали особый путь ист. Развития России, принципиально отличный, по их мнению, от стран Зап. Европы. Самобытность России С. Видели в отсутствии, как им казалось, в ее истории клас. Борьбы, в рус. Поземельной общине и артелях, в православии, к-рое С. Представляли как единственно истинное христианство. Те же особенности самобытного ..

Славянофилы

Направление рус. Общественной мысли и философии 1840-1850-х гг., представители которого протестовали против односторонней подражательности Западу и поставили своей задачей отыскать "начала русского просвещения", отличные от "просвещения западного". Эти отличия они усматривали в православии как вере Вселенской Церкви, в мирном начале и в основном ходе рус. Истории, в общинности и др. Племенных особенностях славян. Симпатии к славянам, особенно южным, дали повод для названия "С", которое не вполне..

Дополнительный поиск Славянофилы Славянофилы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Славянофилы" в словаре Русская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Славянофилы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 11 символа