Справедливость

276

Общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной по преимуществу под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей. Способ обоснования и распределения между индивидами выгод и тягот их совместного существования в рамках единого социального пространства.Существуют два значения понятия С. - широкое и узкое. Это разграничение предложил Аристотель, чье учение о С. В своем сущностном содержании сохраняет значение до настоящего времени. В общем, широком, смысле С. Есть разумность общественной жизни. Ее можно определить как общий нравственный знаменатель всех социально упорядоченных отношений между людьми, последнюю нравственно- апелляционную инстанцию в общественных делах. Она совпадает с нравственностью в ее проекции на социальную сферу, является основной добродетелью социальных ин- тов.

В специальном, узком, смысле слова С. Есть нравственно санкционированная соразмерность в распределении выгод и тягот совместной жизни людей, степень совершенства самого способа кооперирования деятельностей и взаимного уравновешивания конфликтующих интересов в обществе и гос-ве.Для построения теории С. Существенно признание того, что индивиды рассматриваются в аспекте их совместной жизни как взаимно нуждающиеся друг в друге и в этом смысле равные между собой. Поскольку индивиды вместе образуют общество, живут сообществами, постольку они имеют нечто общее. Именно это фундаментальное обстоятельство дает начало С. "Справедливое по отношению к другому есть, собственно говоря, равенство (to ision)" - это сформулированное Аристотелем положение является нравственно-правовым основанием С.

В этическом аспекте С. Выступает как равенство в возможности быть счастливыми и в обладании необходимыми для этого благами (для каждого - своими). Поэтому всякая цельная концепция С. Исходит из основополагающих одинаково доступных всем индивидам ценностей и всякая социальная практика С. Предполагает некий, каждый раз исторически конкретный набор материальных и духовных благ (от бесплатной раздачи пищи в антич. Полисах до блага свободы в современных либеральных демократиях), к которым все граждане имеют изначально равный доступ. Здесь точкой отсчета и исходным нормативным основанием С. Служит взаимность золотого правила нравственности. В правовом аспекте С. Выступает как формальное равенство, одинаковость масштаба (требований, законов, правил, норм), посредством которого "измеряются" индивиды и их поступки, становящиеся в этом случае лицами, уравненными между собой в качестве субъектов права.

И в морали, и в праве С. Оказывается равенством, но существенно различным. Нравственная (этическая) С. Есть равенство бесконечностей, люди здесь равны друг другу постольку, поскольку каждый из них является единственным, незаменимым, неисчерпаемым в своих притязаниях и стремлениях. Они равны так, как могут быть равны совершенные миры. Правовая С. Есть равенство единиц, она полностью укладывается в каноны арифметического равенства, в известном смысле только ее и можно считать равенством, люди здесь равны именно как субъекты права, как если бы у них не было др. Свойств, интересов, потребностей, целей, кроме как выполнять нормы права.Люди равны в качестве "соучредителей" социального пространства. Но сам акт учреждения состоит в легитимации неравенства занятий и положений, образующих структуру учреждаемого социального пространства (разделение труда, выделение органов управления и т.д.).

Проблема состоит в сочетании, соединении равенства и неравенства. Необычайная трудность ее решения составляет основной источник общественных смут, протекающих под знаменем борьбы за С. Аристотель писал в "Политике". "Одни полагают, что если они будут равны относительно, то они должны быть равны и вообще. Другие, признавая себя относительно неравными, притязают на такое же неравенство во всех отношениях". Первый из типизированных Аристотелем случаев подразумевает позицию бедных слоев населения, которые свое гражданское, человеческое равенство со всеми используют как аргумент, для того чтобы добиться равенства во всем остальном (имущественных отношениях, статусном положении и т.п.). Второй случай относится к позиции привилегированных социальных слоев, пытающихся свою привилегированность довести до обретения гражданских и человеческих привилегий, как если бы они были привилегированными изначально, по человеческому предназначению.

Ошибка первых состоит в непонимании того, что без имущественного, статусного и прочего неравенства не было бы и изначального нравственно-гражданского равенства людей. Ошибка вторых - в непонимании того, что без изначального нравственно-гражданского равенства была бы невозможна их имущественная, статусная и прочая привилегированность. И то и др. - и равенство в нравственно-гражданском аспекте, и неравенство во всех прочих отношениях - суть две фундаментальные опоры социально-упорядоченного пространства.Существуют два выделенных еще Аристотелем и составляющих несущую конструкцию всех последующих теорий С. Вида (формы) С. Распределительная, или дистрибутивная, и уравнивающая, или ретрибутивная. Они представляют собой способы распределения благ, которых не хватает на всех тех, кто на них претендует, и которые вообще не могут быть распределены без того, чтобы кого-то не обделить.

Их следует назвать частными благами в отличие от общих благ, которые, напротив, по своей природе не могут быть поделены между индивидами, как, напр., общественная безопасность или приемлемая экология. С. Представляет собой способ отношения человека к др. Лицу, опосредованный отношением к благам, на которые они оба претендуют. Справедливый человек и справедливое общество суть такие, которые могут найти нравственную меру в распределении выгод и тягот, а нравственной может считаться такая мера, которая устраивает всех и на которую получено согласие тех, на чью долю выпадает больше тягот.Распределительная С. Есть распределение благ (имущества, почестей и всего прочего), а соответственно и тягот, обязанностей с учетом достоинства лиц, т.е.

В зависимости от их вклада в общее дело, от "удельного веса" в масштабе общества. Здесь учитывается качество лиц. Нормы распределительной С. Вырабатываются обществом и хотя в основе своей и определяются его объективными законами, тем не менее несут на себе сильную печать субъективности, ментальных особенностей и волевой решимости конкретных народов, поколений, личностей. Существуют три основных исторически выработанных принципа распределительной С. Каждому - то же самое (всем поровну). Каждому - по заслугам. Каждому - по потребностям. Основным в рамках современных обществ является принцип "каждому - по заслугам" (типичные примеры - заработная плата в зависимости от количества и качества труда, распределение наград в зависимости от боевых подвигов).

Др. Принципы также важны, хотя сфера их приложения уже. Напр., распределение т.н. Базовых ценностей (прав человека) осуществляется по принципу "всем поровну", а социальная помощь или налоговые льготы в зависимости от числа детей подходят под принцип "каждому по потребностям".В случае уравнивающей С. Достоинство лиц не принимается во внимание. Здесь речь идет в основном о двух типах общественных отношений, названных Аристотелем произвольным и непроизвольным обменом. Об обмене вещей и о наказаниях. Обмен вещей считается справедливым, когда он осуществляется в соответствии с их действительной ценностью. Преимущественным пространством уравнивающей С. Является рынок, где неважно, кто покупает, а важно лишь то, сколько он платит.

Справедливая оценка в наказаниях, когда предстоит найти адекватную меру нанесенному в результате преступления ущербу, состоит в их неотвратимости - в том, чтобы они налагались также независимо от того, кто их совершил.Распределяющая С. Задает нравственно-регулятивные основы общественных отношений по преимуществу в их коммунальном, личностно выраженном аспекте, а уравнивающая - в деловом, объективированном аспекте. Конкретные общества обычно отдают предпочтение той или иной форме С. (напр., феодальное и социалистическое общества отдают приоритет распределяющей С. Буржуазное общество - уравнивающей С), но, тем не менее, в каждом из них представлены обе формы. Оптимальное, соответствующее достигнутому уровню развития человеческих сил сочетание этих форм С.

В целом и применительно к отдельным фрагментам межчеловеческих отношений имеет решающее значение для определения меры С. Общества.Современные этические дискуссии о С. Фокусируются вокруг теории С. Дж. Ролза. Эта теория имеет синтетический характер, обобщает различные уровни и аспекты С. Предлагает идеально-типическую модель С. В либерально-демократических обществах. Ее нормативной основой являются два принципа. 1) "каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других". 2) "социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы они а) были к наибольшей ожидаемой выгоде наименее преуспевших и б) делали доступ к должностям и положениям, открытым для всех в условиях честного равенства возможностей".Гоббс Т.

Левиафан // Гоббс Т. Избр. Произведения. М., 1975. Аристотель. Никомахова этика. Кн. V. Соч. В 4 т. М., 1983. Т. 4. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. Нерсесянц B.C. Право - математика свободы. М., 1996.А.А. Гусейнов.

Значения в других словарях
Справедливость

понятие о должном, соответствующее определённым представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. С. — категория морально-правового, а также социально-политического сознания. Так, понятие С. Содержит в себе требование соответствия между практической ролью различных индивидов (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественн..

Справедливость

СПРАВЕДЛИВОСТЬ - категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. П. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливос..

Справедливость

Одна из семи человеческих добродетелей, сложное моральное понятие, означающее совершение поступков по правде, по совести, по правоте, по закону.В православном понимании справедливость — прежде всего совершенное следование заповедям Божиим. В «Изборнике 1076 г.» справедливость объясняется так. «Творящим добро воздай почет, творящих зло наказывай. Не оправдывай виновного, даже если он и друг тебе, не обижай правого, даже если он и враг тебе». Справедливость в понятиях Св. Руси осуществляется не пр..

Справедливость

СПРАВЕДЛИВОСТЬ, категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие> о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т.п. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливост..

Справедливость

Является одним из высших принципов взаимных отношений между людьми. В идее С. Спенсер различает два элемента. Положительный элемент ее заключается в признании за каждым человеком права на беспрепятственную деятельность и на пользование теми благами, которые она приносит. А так как люди одарены различно, то и в результате их действий неизбежно неравенство. Отрицательный элемент идеи С. Заключается в сознании того, что существуют пределы, обуславливаемые наличностью других людей, имеющих одинаковы..

Справедливость

Термин "справедливость" имеет два различных значения, однако в обыденном словоупотреблении они зачастую пересекаются, вызывая путаницу. Существенно важно различать эти два смысла, когда мы говорим о политике и праве, а особенно - о международных правовых отношениях. Во-первых, следует выделять "процессуальную" справедливость. В этом смысле справедливость относится к результату или решению, достигнутому благодаря правильно функционирующему механизму отправления закона. Считается, что применение з..

Справедливость

Отдавать / отдать справедливость кому. Книжн. Устар. Справедливо, адекватно оценивать кого-л., что-л. Ф 2, 24.. ..

Справедливость

-и, ж.. ..

Справедливость

Справедливость — вечная беглянка из лагеря победителей. Уинстон Черчилль в версии Симоны Вейль Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Евангелие от Луки, 6, 37 Всякий раз, когда я вспоминаю о том, что Господь справедлив, я дрожу за свою страну. Томас Джефферсон Каждому свое. Положение римского права Если каждому свое, то всем не хватит. Борис Крутиер Каждому свое, а иным чужое. Эмиль Кроткий Богу богово, кесарю кесарево. А что же людям. Станислав Ежи Лец Обычаю надо следовать потому, что о..

Справедливость

• абсолютная справедливость. ..

Справедливость

Отдавать справедливость... ..

Справедливость

Ж.1) Отвлеч. Сущ. По знач. Прил. Справедливый (1).2) Справедливое отношение к кому-л., чему-л. Беспристрастие.. ..

Справедливость

СПРАВЕДЛИ́ВОСТЬ -и. Ж.. ..

Справедливость

-и, ж. 1. См. Справедливый. 2. Справедливое отношение к кому-н., беспристрастие. Чувство справедливости. Поступить по справедливости.* Отдать справедливость кому-чему (книжн.) — признать за кем-чем-н. Какие-н. Достоинства, правоту, отдать должное.. ..

Справедливость

Справедливости, мн. Нет, ж. 1. Отвлеч. Сущ. К справедливый. Справедливость поступка. Справедливость слухов. 2. Беспристрастие, справедливое отношение к кому-чему-н. Соблюсти справедливость. Нарушить справедливость. Чувство справедливости. Отдать справедливость кому-чему (книжн.) - по справедливости признать что-н. За кем-чем-н., воздать должное кому-чему-н. Хоть и дрянной человечишко, но гостеприимен, надо отдать справедливость. Чехов.. ..

Справедливость

(Equity) . Состояние, при котором "доход" каждого участника от взаимоотношений пропорционален его "вкладу". Обратите внимание. Справедливость отнюдь не означает всегда равного "дохода".. ..

Справедливость

- категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением и т. П. Принцип С. Является, согласно Уставу ООН, принципом, лежащим в основе мирного урегулирования международных споров, и должен исп..

Справедливость

См. Честность. ..

Способность

Любое умение, возможность, сила или талант человека действовать или страдать. С. Может быть врожденной или приобретенной, скрытой или активной. Тема С. Затрагивается гл.обр. В двух разделах философии. В антропологии, при анализе меняющейся со временем природы или сущности человека, и в этике, когда рассуждение о том, в чем состоит долг человека, связывается с вопросом о его С. Реализовать предписанное действие (напр., И. Кант утверждал, что, если человек обязан что-то сделать, он способен это вы..

Способность Суждения

По Канту. 1) «способность подводить под правила, т.е. Различать, подходит ли нечто под данное правило или нет» (субсуммирующая способность суждения). 2) способность мыслить особенное как содержащееся в общем – правило, принцип, закон (рефлектирующая способность суждения).. ..

Справедливость Социальная

Понятие, применяющееся для обозначения институционального измерения справедливости. Идеалом С.с. Является такая система общественных ин-тов, которая не в единичных действиях, а по самой своей структуре, а значит, постоянно обеспечивает справедливое распределение социально-политических прав и материальных благ. Разнообразие подходов к проблеме С.с. Определяется ценностными приоритетами общей концепции справедливости, которая может пониматься как преимущественно. 1) равенство. 2) пропорциональност..

Сравнение

См. Аналогия.. ..

Дополнительный поиск Справедливость Справедливость

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Справедливость" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Справедливость, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 14 символа