Ирак

113

        Иракская Республика, государство в Западной Азии. Территория Ирака, совпадающая в основном с Двуречьем (Месопотамией), - один из древнейших очагов цивилизации. Известны произведения искусства с конца 8-го тысячелетия до н. Э. (раскопки советских археологов в долине Синджара. Поселение конца 8-го - начала 7-го тысячелетия до н. Э. Тель-Макзовия, поселения хассунской и халафской культур (6-е и 5-е тысячелетия до н. Э.) - Ярым-Тепе I и II). Открыты многочисленные художественные памятники археологических культур Урука, Джемдет-Насра, Эль-Обейда (Убайда). В 4-1-м тысячелетиях до н. Э. На территории Ирака последовательно развивалось искусство древних деспотичных государств. Шумера, Аккада, Вавилонии, Ассирии. Сохранились памятники эллинистического искусства (Селевкия на Тигре), Парфии (Хатра), искусства государства Сасанидов (Ктесифон).

Важное место занял Ирак в формировании культуры Арабского халифата. В 30-х гг. VII в. Основные города Куфа, Басра, в начале VIII в. - Васит. Сохранились руины уникального памятника раннесредневекового арабского зодчества - Ухаидира. С 762 строился по круглому плану Мадинат ас-Салам (Город Мира, современный Багдад). Архитектуру периода расцвета халифата Аббасидов (750-1258) характеризуют постройки Самарры (IX в.). Грандиозные культовые и дворцовые ансамбли, укреплённые стенами с башнями, спиралевидный минарет Мальвия. С ослаблением халифата в X-XI вв. Монументальное строительство в Ираке сокращается. Архитектура XII - первой половины XIII вв. Представлена преимущественно памятниками Багдада и Мосула, для которых характерны чёткие объёмно-пространственные композиции, сводчатые помещения, высокие порталы, купола на тромпах, декор - узорная кирпичная кладка, резная терракота, иногда рельефы.

Получили распространение восьмигранные мавзолеи с высокими коническими ячеистыми куполами (так называемый мавзолей Зубайды в Багдаде).        После монгольского нашествия в XIII-XV вв. Строительство почти не велось. В архитектуре XVI-XVII вв. Заметно влияние зодчества сефевидского Ирана. Возводились большие купольные мавзолеи-мечети (в Багдаде, Кербеле, Неджефе) с ярким полихромным декором - глазурованной керамическими облицовками, позолотой, росписями, резным стуком. Для народного жилища Ирака характерна планировка с внутренним двором, лоджиями и колонным айваном. Окна и балконы - с узорными деревянными решётками.        Изобразительное искусство Ирака периода Аббасидов представлено фрагментами стенной живописи и росписей по дереву, а также орнаментальными стуковыми рельефами и резными деревянными панелями (из Самарры, Такрита).

В Багдаде и Северном Ираке начала развиваться книжная миниатюра, расцвет которой наступил в XII-XIII вв. К так называемой багдадской школе относятся отличающиеся лаконизмом иллюстрации к научным трактатам ("Фармакология" Диоскорида, 1222), исполненные жизненной выразительности миниатюры к "Макамам" апь-Харири (XIII в.). Северо-иракской миниатюре присуща торжественность парадность ("Книга песен", начало XIII в.). В конце XIV в. В Багдаде работал тонкий колорист, мастер композиции, миниатюрист Джунаид Султани. В декоративно-прикладном искусстве средне- векового Ирака важное место занимали. Керамика - с рельефным декором, включающим изображения людей и животных (VIII-XIV вв.), глазурованная с росписью люстром (IX в., Самарра), полихромией подглазурной росписью.

Художественные изделия из металла - сосуды в виде птиц или зверей (VIII-IX вв.), либо украшенные чеканкой, гравировкой, серебряной инкрустацией (XIII в., Мосул), либо из стекла (Самарра). Ткачество - золототканые, шёлковые и льняные ткани. Средневековые художественные традиции сохранились вплоть до XX в. Национально-освободительные движение XX в. И революция 1958 способствовали развитию новой архитектуры (стремление подчинить международные стандарты местным климатическим и бытовым условиям, использовать элементы традиционной планировки и декора) и градостроительства (реконструкция Багдада, Мосула, Басры). Живопись маслом зародилась в Ираке в начале XX в. (пейзажи и портреты Абдель Кадер ар-Рассама, Мухаммеда Салеха Заки и др.).

С 1939 подготовка художников ведётся в Институте изящных искусств (Багдад). В 40-50-х гг. Возникли небольшие общества художников, которые в 1956 объединились в Ассоциацию художников Ирака. Получили развитие также скульптура и графика. Идеи революции 1958 вызвали подъём изобразительного искусства. Рост национального самосознания нашёл отражение в развитии публицистически направленных, пропаган- дистских форм монументального искусства (Джавад Салим, монумент "Революция 14 июля", камень, бронза, 1959-60. Халед ар-Раххаль, статуя-монумент "Иракская женщина", мрамор 1961. Фаик Хасан, мозаичное панно "За мир", 60-е гг., все - в Багдаде), в создании произведений, проникнутых пафосом революционной борьбы иракского народа (Махмуд Сабри, "Похороны революционера", 50-е гг.).

В творчестве художников реалистического направления ведущее место заняли социально-бытовой портрет и тематическая картина, отражающие острый интерес художников к народу, быту, истории и современной общественной жизни родной страны. Основной творческой задачей большинства художников Ирака стали поиски национального своеобразия на основе использования местных художественных традиций и опыта мирового искусства. Современная интерпретация приёмов багдадской школы миниатюры и образов средневекового арабского фольклора легла в основу своеобразного примитивизма жанровых картин и иллюстраций Джавада Салима, идеи которого в 60-70-х гг. Были развиты в творчестве Исмаила аш-Шейхли, Нури ар-Рави, Дия аль-Азави и других художников, ищущих вдохновения в народном примитиве и старинных легендах.

Творческие искания Фаика Хасана (один из пионеров современной живописи Ирака) и его последователей характеризуются резкими переходами от конкретно-изобразительной трактовки сюжета к абстрактным цветовым построениям. Один из лидеров иракских художников 60-70-х гг. Хафиз ад-Дуруби в создании национального пейзажа преимущественно опирается на достижения европейского импрессионизма. В 70-х - начале 80-х гг. Рост политической активности изобразительного искусства Ирака наиболее ярко проявился в творчестве прогрессивного живописца Махуда Ахмеда (окончил МХИ в 1967).        В скульптуре (Мухаммед Гани) и монументально-декоративном искусстве (Шамсад-дин Фарис) преобладает тенденция к сочетанию реалистической формы с приёмами и образами древнего искусства Ирака.

Поиски форм, отвечающих современной жизни, наблюдаются в профессиональном декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество остаётся традиционным. На протяжении столетий на территории Ирака развивается художественная культура курдов..

Значения в других словарях
Иофан Борис Михайлович

        (1891-1976), советский архитектор. Народный архитектор СССР (1970). Окончил Высший институт изящных искусств (1916) и Школу инженеров (1919) в Риме. С 1924 работал в СССР. Построил в Москве комплекс зданий на ул. Серафимовича (жилой дом, кинотеатр "Ударник", магазин, клуб, детсад-ясли. 1928-31) в духе конструктивизма, комплексы Нефтяного и Горного институтов (1947-50), Центрального института физической культуры (1972-81), руководил застройкой крупных жилых массивов - Измайлова, Марьиной ..

Ипподром

        греч. Hippуdromes, от hнppos - лошадь и drуmos - бег, место для бега), место проведения испытаний рысистых и скаковых лошадей и конноспортивных соревнований. Ипподромы известны с глубокой древности (до н. Э.). Ипподром Древней Греции и Рима представляли собой прямоугольную площадку с закруглённым концом и стеной посредине, вокруг площадки располагались трибуны для зрителей (Ипподром в Константинополе, 203-330). Первый Ипподром в России организован в 1826 в Лебедяни Тамбовской губернии, в..

Иран

        Исламская Республика Иран, государство в Юго-Западной Азии. Художественная культура Ирана развивалась в постоянном взаимодействии с художественными культурами народов Ближнего Востока, Центральной и Средней Азии. Древнейшие памятники искусства на территории Ирана восходят к эпохе неолита. Остатки земледельческих поселений (5-4-е тысячелетия до н. Э. Тепе-Сиалк близ Кашана, Сузы, Тали-Бакун близ Персеполя) с глинобитными и сырцовыми домами со следами стенных росписей, фигурки людей и живо..

Иримеску Йон

        (Irimescu) (р. 1903), румынский скульптор. Учился в Школах изящных искусств в Бухаресте (1924-29) у Д. Пачури и в Париже (1929-31). Автор символически обобщённых, поэтических народных образов, отмеченных выразительной целостностью форм, декоративностью фактуры ("Цветок", бронза, 1961, Музей искусств СРР, Бухарест), ярких по характеристике портретов ("К. Баба", бронза, 1952, Музей искусств СРР, Бухарест), памятников ("1907 год", 1957, Крайова), изощрённых абстрактных монументально-декорат..

Дополнительный поиск Ирак Ирак

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ирак" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ирак, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 4 символа