Иран

146

        Исламская Республика Иран, государство в Юго-Западной Азии. Художественная культура Ирана развивалась в постоянном взаимодействии с художественными культурами народов Ближнего Востока, Центральной и Средней Азии. Древнейшие памятники искусства на территории Ирана восходят к эпохе неолита. Остатки земледельческих поселений (5-4-е тысячелетия до н. Э. Тепе-Сиалк близ Кашана, Сузы, Тали-Бакун близ Персеполя) с глинобитными и сырцовыми домами со следами стенных росписей, фигурки людей и животных из кости и обожжённой глины, расписная керамика, зооморфные сосуды, цилиндрические печати. В 3-2-м тысячелетиях до н. Э. На юго-западе Ирана развивалось искусство государства Элам. Археологические открытия 1960-70-х гг.

Доказывают высокие достижения художественной культуры Древнего Ирана в эпоху железного века (1300-600 до н. Э.). На холме Хасанлу (близ озера Урмия) раскопано поселение, укреплённое крепостными стенами с башнями, с 2 параллельными улицами и крупным комплексом зданий (в том числе постройки с колонным залом), обнаружены многочисленные произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе золотая ваза с мифологическими сценами, которая открывает серию произведений торевтики, доказывающих существование крупной художественной школы в северо-западном Иране в 1300-1000 до н. Э. Все ранние произведения этой школы, по иконографии близкие памятникам искусства Ассирии, Элама, Древней Сирии и хеттов, но самобытные по стилю, найдены на территории древнего государства Мана (Манна, или Манейское царство, на северо-западе Ирана, первая половина 1-го тысячелетия до н.

Э. Могильники Марлик и Калураз в Гиляне). Возможно, они являются образцами манейской торевтики и прокламируют изображения местных божеств и героев. Керамика этого периода отличается своеобразием форм ("чайники" с выступающим длинным сливом, чаши-"триподы", бокалы на высоких поддонах, кувшины со сливом в виде трилистника) и высоким качеством технологии (чёрные с лощением тонкостенные фигурные и зооморфные сосуды - Марлик, Калураз). В западном Иране, в Луристане, развивалась культура, ярко представленная "луристанскими бронзами" (преимущественно находки в могильниках XII-VII вв. До н. Э.). Литые (с подправкой резцом) бронзовые ритуальные топоры, кинжалы, детали конской упряжи (псалии и пр.), навершия вотивных штандартов и др.

С изображениями животных и "идолов". Помимо ассирийских, эламских и других образов, в них выделяются изображения собственно луристанских божеств в местной иконографии. Встречаются композиции, сочетающие местные и иноземные черты. Появляются образы, которые позднее находят развитие в скифском "зверином стиле". В VII - первой половине VI вв. До н. Э. Центром иранской художественной культуры была Мидия (древнее государство на северо-западе Ирана). В структуре мидийского поселения выделяются культовые и административные здания, укреплённые стеной с башнями, вынесенные на вершину холма (Нуши Джан-Тепе), окружённого небольшими домами (Баба Джан-Тепе). Постройки возведены из сырцового кирпича на каменном фундаменте, с плоскими деревянными перекрытиями на деревянных колоннах на каменных базах ("колонные залы" в Баба Джан-Тепе и др.).

В Нуши Джан-Тепе раскопан храм (в слое 750-600 до н. Э.), самый ранний из известных в Иране, в виде башни с уступами, с треугольным центральным святилищем с алтарём огня. Дворцовая архитектура и памятник монументального искусства Мидии пока не изучены. Раннемидийские произведения керамики и торевтики с образами "звериного стиля", испытавшие, как и архитектура, влияние искусства Ассирии, Урарту, Элама, представлены "кладом" из Зивие (крепость в Мидии). Позднемидийская торевтика предвосхищает "имперский стиль" искусства иранской державы Ахеменидов (VI-IV вв. До н. Э.). Ахеменидское искусство было придворным, предназначенным символизировать и прославлять могущество и величие государства и царской власти. Его основные черты.

Строжайшая канонизация, стремление к абсолютной симметрии, зеркальное повторение форм или сцен. Основные принципы зодчества Ахеменидов были созданы в Пасаргадах, высоко развиты в Персеполе, а также в дворцах Суз и Экбатан (ныне Хамадан). Основные строительные материалы - сырцовый кирпич, дерево, камень. В декоре - цветная штукатурка, золотые обшивки балоколо. Главным элементом дворца стала ападана. Колонны имели базу в форме колокола и капитель со сдвоенными протомами (передняя часть фигуры) быков, львов, грифонов. Огромное значение приобрела монументальная скульптура. Каменные (Персеполь) и многоцветные глазурованные (Сузы) рельефы с изображениями торжественных процессий воинов, данников, львов. Сооружались зороастрийские квадратные в плане четырехстолпные святилища и каменные квадратные в плане башни для хранения священного огня, царские скальные усыпальницы с фасадами в виде углублённого в скалу креста с колоннами по сторонам входа и рельефами вверху (Накши-Рустем).

Выделяется гробница Кира в Пасаргадах. Серебряные и золотые сосуды с чеканкой и гравировкой, печати, монеты, ткани украшены сценами борьбы ("царя-героя" с чудовищем, животных, гениев), военных триумфов, царской охоты, геральдическими и растительными мотивами. В конце IV-II вв. До н. Э. В Иране (в составе эллинистического государства Селевкидов) были созданы памятники восточного эллинистического искусства (храм в Кенгавере, II в. До н. Э.), традиции которого получили локальное развитие в различных областях Ирана в парфянский период (см. Парфия). В первых веках н. Э. Сложился тип здания с открытыми во внутренний двор айванами (дворец на горе Кухе-Ходжа). Заключительный этап в развитии искусства Древнего Ирана - эпоха государства Сасанидов (III-VII вв.).

Интенсивно строились города, укреплённые крепостными стенами, с регулярной планировкой (Нишапур), с применением камня, обожжённого и сырцового кирпича. Появились купола на тромпах. Сасанидское искусство, подобно ахеменидскому, прославляло могущество царя и государства. Грандиозные дворцы имели большие сводчатые айваны и мощные круглые столбы-контрфорсы (в Сервестане, V в.). Интерьеры украшались резным стуком, росписями, мозаиками. Сооружались зороастрийские храмы ("чортаки" - квадратный в плане купольный павильон с четырьмя арками на угловых устоях) и каменные алтари под открытым небом. В изобразительном искусстве основное место занимала монументальная скульптура (статуя Шапура I, высеченная в гигантском сталактите в гроте близ Бишапура.

Каменные рельефы со сценами триумфа, передачи божеством власти царю и др. В Накши-Рустеме, Биша-пуре, Таге-Бостане). Высочайшего мастерства достигло искусство торевтики (золотые и серебряные сосуды с чеканными, литыми, гравировованными изображениями царских охот, пиров) и глиптики. Изготовлялись бронзовые водолеи и курильницы в форме животных, изделия из резного стекла, ткани.        Арабское завоевание (VII в.) и распространение ислама вызвали появление новых типов зданий. Мечетей, минаретов, медресе, мавзолеев и пр. В средневековых городах-крепостях 2 главные улицы, соединявшие четверо городских ворот, пересекались в центре, образуя площадь с дворцом, базаром, соборной мечетью. Иногда в центре города была цитадель (арк).

Ремесленные пригороды (рабады) также окружались стенами. Строили из сырца, обожжённого кирпича, камня. Арки и своды постепенно приобретали стрельчатые очертания (мечеть Тарик-хане в Дамгане, VIII в.). Возникло множество вариантов сводов на нервюрах и куполов на тромпах. Архитектурный декор - резной стук (мечеть в Наине, X в.). Узорная кирпичная кладка (минарет мечети Тарик-хане в Дамгане, 1058) Ранние мечети сохраняли характер чортака или айвана. К XII в. Складывался тип иранской мечети. Прямоугольный двор, окружённый галереями с 4 айванами по осям и купольным залом за одним из айванов (Соборная мечеть в Исфахане). Минареты - квадратные сечения или квадраты в плане с восьмигранным стволом, с XI в.- круглые в плане, суженные кверху, с поясами фигурной кладки, венцом сталактитов и башенкой с куполком вверху (в Бестаме, 1120).

Мавзолеи. Башенные - круглые или звездчатые в плане, с шатровым покрытием (в Гомбеде-Кабусе близ Горгана, 1006), и кубические купольные (Доваздех-Имам в Иезде. 1037). Распространение ислама в Иране сопровождалось изменением эстетических представлений, развитием орнамента, каллиграфии и декоративного начала в изобразительном искусстве. От VIII-XIII вв. Сохранились фрагменты стенных росписей и стуковые панно со сценами охоты и придворной жизни (из дворцов Рея, Саве, Нишапура). О существовании миниатюры свидетельствует иллюстрированная "Книга изображений постоянных созвездий" Абдаррахмана ас-Суфи (1009-10, художник аль-Хусейн). Ранние образцы художественного металла близки сасанидским. В XI -XII вв. Широкое распространение получили бронзовые изделия с медной и серебряной инкрустацией, тончайшей гравировкой или ажурным узором, иногда в сочетании с рельефом или объёмными фигурами.

Сосуды из разноцветного стекла, богато орнаментированные ткани. IX - XIII вв. - расцвет искусства керамики. Барботин. С росписью люстром, минаи, подглазурной. С ажурно-прорезным и гравированным ("сграффито") орнаментом. Основные центры - Нишапур, Рей, Кашан, Саве. После монгольского завоевания (1220-е гг.), в правление ильханов Хулагуидов (середина XIII - середина XIV вв.) в архитектуре появилось стремление к изящным, сильно вытянутым пропорциям и насыщенному разнообразными формами и многоцветными узорами декору (окрашенный резной стук, поливная резная терракота, керамические облицовки, в том числе с росписью люстром, поливная мозаика, сталактиты). Складывались большие культовые ансамбли (в Нетензе, 1304-25), строились портально-купольные мечети, караван-сараи, мосты, бани, мавзолеи (на севере - башенные, на юго-западе - кубические, с островерхим ячеистым куполом).

Выдающийся памятник эпохи - мавзолей Ольджейту-Ходабенде в Сольтание. В миниатюру (тебризская школа), композиции на керамике и тканях проникали дальневосточные изобразительные и декоративные мотивы ("драконы", "фениксы", "лотосы" и пр.). Иноземное влияние, поглощённое локальной традицией, было переработано в собственно иранский стиль в миниатюре ширазской школы и в расписной керамике Кашана первой половины XIV в. На изделиях из металла преобладали орнаментальные композиции. В эпоху Тимура и Тимуридов (конец XIV - XV вв.) культовые здания увенчивались куполом, порталы фланкировались минаретами, фасады одевались сплошным фаянсовым ковром (мечеть Гаухар-шад в Мешхеде). Продолжала развиваться миниатюрная живопись в Ширазе.

В XV - начале XVI вв. В развитии иранской миниатюры важную роль сыграли живопись гератской школы и творчество Бехзада. Эпоха Сефевидов (XVI-XVII вв.) отличается широким размахом строительства на караванных путях (караван-сараи, мосты) и градостроительства (Казвин, Исфахан), созданием грандиозных городских ансамблей (Исфахан), развитием садово-парковой архитектуры - здания с колонными айванами, изящным, сложным и красочным декором, в котором значительную роль играет живопись и фаянс (дворец Чехель-Сотун в Исфахане). Высоким расцветом искусства рукописной книги и миниатюры (школы - тебризская, мешхедская, казвинская, исфаханская школа). В Тебризе, Кашане, Исфахане, Йезде и др. Изготовляли шёлк, бархат, парчу, атлас, а также "лицевые ткани с ткаными сюжетными изображениями, великолепные шерстяные и шёлковые ковры ("звериные", "садовые", "охотничьи" и др.), расписной фаянс, изделия из металла, стекла.

В XVIII-XIX вв. Упадок экономики вызвал резкое сокращение строительства. Национальные художественные традиции продолжались в народном искусстве. Преобладали изображения лубочного характера - на "каламкарах" (набивных тканях-коврах), в религиозной и жанровой живописи, в художественных лаках (футляры для зеркал, пеналы-"каламданы"). Под влиянием европейского искусства (проникло в Иран во второй половине XVII в.) возникли масляная живопись и акварель (художник Сани оль-Мольк, Махмуд Малек ош-Шоара). В архитектуре XX в. Наряду с новыми типами сооружений, применением железобетонных конструкций, стекла, металла появляется тенденция к возрождению древних и средневековых традиций. В 30-х гг. За образцы принимались дворцы Персеполя, ахеменидские ападаны (здание Археологоческого музея в Тегеране, 1938), влияние которых прослеживается и в некоторых зданиях 50-х гг.

(бибблиотека меджлиса, 1958, и здание сената, 1959, в Тегеране). Иранские архитекторы 50-х - начала 80-х гг. (X. Сейхун и др.) стремятся сочетать современные архитектурные принципы и национальные традиции. С начала XX в. Развивается современное изобразительное искусство, в становлении которого большую роль сыграл художник Кемаль оль-Мольк, основавший Школу живописи и ваяния в Тегеране (1920). Наряду с реалистическим направлением (живописцы Хасан Али Вазири, Мохсен Мокаддам, Абдолла Амери, скульптор Абулькасим Садеги) развиваются традиционалистское (миниатюристы Хосейн Бехзад, Ага Имами) и различные модернистские течения. Появился большой интерес к народной живописи, лубку. В 1959 в Тегеране основана Высшая школа декоративных искусств.

Группирующиеся вокруг неё художники стремятся к освоению традиций миниатюры, каллиграфии, керамики, ковроделия, созданию национально-самобытных произведений. Главные отрасли народного искусства - инкрустация деревом, перламутром и костью, чеканка по металлу (центры - Исфахан, Шираз)..

Значения в других словарях
Ипподром

        греч. Hippуdromes, от hнppos - лошадь и drуmos - бег, место для бега), место проведения испытаний рысистых и скаковых лошадей и конноспортивных соревнований. Ипподромы известны с глубокой древности (до н. Э.). Ипподром Древней Греции и Рима представляли собой прямоугольную площадку с закруглённым концом и стеной посредине, вокруг площадки располагались трибуны для зрителей (Ипподром в Константинополе, 203-330). Первый Ипподром в России организован в 1826 в Лебедяни Тамбовской губернии, в..

Ирак

        Иракская Республика, государство в Западной Азии. Территория Ирака, совпадающая в основном с Двуречьем (Месопотамией), - один из древнейших очагов цивилизации. Известны произведения искусства с конца 8-го тысячелетия до н. Э. (раскопки советских археологов в долине Синджара. Поселение конца 8-го - начала 7-го тысячелетия до н. Э. Тель-Макзовия, поселения хассунской и халафской культур (6-е и 5-е тысячелетия до н. Э.) - Ярым-Тепе I и II). Открыты многочисленные художественные памятники ар..

Иримеску Йон

        (Irimescu) (р. 1903), румынский скульптор. Учился в Школах изящных искусств в Бухаресте (1924-29) у Д. Пачури и в Париже (1929-31). Автор символически обобщённых, поэтических народных образов, отмеченных выразительной целостностью форм, декоративностью фактуры ("Цветок", бронза, 1961, Музей искусств СРР, Бухарест), ярких по характеристике портретов ("К. Баба", бронза, 1952, Музей искусств СРР, Бухарест), памятников ("1907 год", 1957, Крайова), изощрённых абстрактных монументально-декорат..

Ирландия

        (Ireland), Ирландская Республика, государство в Западной Европе, занимающее большую часть острова Ирландия. К бронзовому веку относятся мегалитические сооружения - кромлехи и дольмены, курганы с погребальными камерами, украшения из золота и бронзы с геометрическим орнаментом, к эпохе железа (с V-IV вв. До н. Э.) - металлические изделия кельтов, украшенные сложным линейным узором. После христианизации Ирландии в V-XII вв. Строились монастыри с часовнями и кельями (в Глендалохе, Келсе и др..

Дополнительный поиск Иран Иран

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иран" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иран, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 4 символа