Веды

310

(букв, знание) - древнейшие памятники индийской лит-ры, свящ. Книги индуизма, составляющие канон "откровения" (шрути), к-рому традиция приписывает божеств, происхождение, противопоставляя его последующей религ, лит-ре "предания" (смрити), созданной людьми. В. (от корня "вид" - знать, ведать) означает свящ. Знание, к-рое легендарные древние провидцы, риши, обрели внутренним прозрением и передали смертным. На всем протяжении истории индуизма В. Пользуются в его традиции высшим авторитетом как заключающие в своем тексте непреложную истину. Обычно под словом "Веды" понимаются 4 книги свящ. Знания, составляющие самую древнюю и осн. Часть канона, самхиты, собрания свящ. Речений (мантр), к-рым приписывалась магич. Сила. "Ригведа", "Самаведа ", "Яджурведа " и "Атхарваведа".

Тексты их складывались в устной традиции родовых жрецов арийских племен во время их переселения и последующего распространения на территории Северо-Западной Индии, на исходе 2-го и в нач. 1-го тыс. До н. Э. Первонач. В ведийский свод входили 3 Веды ("трайи видья", букв, тройственное знание), "Атхарваведа" включена в него позднее и нек-рыми ортодоксами не была признана. В более широком смысле в В. Включается и более поздняя примыкающая к 4 самхитам, книгам гимнов, песнопений, жертвенных формул и заклинаний, религ. Лит-ра, составляющая последующие 3 цикла. Брахманы, араньяки и упанишады. Последние два, составляющие завершающую часть В., иногда объединяются под названием веданта, к-рое чаще применяется к упанишадам.

Поздневедийские циклы датируются VIII-VI вв. До н. Э. Каждая самхита имеет свои брахманы, к ней примыкающие. К ним примыкают или их продолжают араньяки и упанишады. Тексты нек-рых араньяк формально включаются в состав соответствующих брахман, тексты упанишад примыкают к араньякам, продолжают их или включаются в них, или в брахманы, иногда - в самхиты. Однако каждый из этих текстов представляет собой самостоят, произведение, складывавшееся длительно в устной традиции, и названные циклы хронологически принадлежат к разным периодам. Формально же каждая В. Включает в себя помимо самхиты все отнесенные к ней брахманы, араньяки и упанишады, и в рамках 4 В. Распределяется вся лит-ра ведийского канона. За его пределами остается комментаторская лит-ра последующей эпохи (V-II вв.

До н. Э.), называемая веданга, ритуального и отчасти научного содержания, относимая к традиции смрити. Впоследствии 4 ведийских цикла были соотнесены с 4 стадиями жизни (ашрама), установленными для членов высших сословий (варн). Самхиты со стадией брахмачарина, ученика, начинающейся с обряда инициации и посвященной изучению свящ. Текстов этого цикла под руководством учителя. Вторая начинается с обряда омовения, снатака - омывшийся (или грихастха - домохозяин) вступает в брак и посвящает жизнь исполнению регулярных обрядов, правила к-рых излагаются и толкуются в брахманах. В преклонных годах ванапрастха - лесной отшельник, удаляется от мира ради постижения внутреннего смысла ритуала, исследуемого в аранъяках.

На последней стадии саннъясин - странник, порвав все земные узы, приобщается к раскрывающим конечную мудрость жизни сокровенным учениям упанишад. В текстах В., запечатлевших пережитки древнейших идеологич. Форм, нашла отражение ранняя историч. Эпоха перехода от племенного об-ва к становлению гос-ва. Современным исследователям они дают ценнейший материал для реконструкции архаич. Мировоззрения. В свое время их изучение имело важное значение для развития сравнительно-историч. Языкознания, особенно в области индоевропеистики, а также для решения общих проблем истории языка и культуры. В поэтике "Ригведы", ориентированной, как и текст других, сложившихся позднее самхит, на магич. Воздействие на слушателя, обнаруживаются черты, унаследованные, как полагают, от индоевроп.

Поэтич. Языка. В пантеоне В. Многие имена восходят ко времени индоевроп. Общности. В языке и мифологии "Ригведы" особенная близость выявляется к "Авесте". Боги ведийского пантеона, олицетворяющие разл. Явления природы, традиционно распределяются по 3 сферам вселенной. Небесной, воздушной и земной. В текстах приводится число богов 33, но на деле их больше и природная основа не у всех выражена достаточно четко. Образы их нередко слабо антропоморфизованы, иногда их заслоняют зооморфные ипостаси, их функции и сферы власти не всегда строго разграничены, что отражает архаич. Характер религии В. Нек-рые боги не связаны с явлениями природы, и имена их представляют обожествленных деятелей или абстрактные понятия. Ранний пантеон возглавляет Индра - бог-громовержец и змееборец.

Следующие за ним по значению - бог огня Агни и Сома - олицетворение ритуального напитка, занимавшие центральное место в общеплеменном культе, унаследованном ариями от индо-иранской эпохи. Заметное место в пантеоне занимают также Варуна - блюститель вселенского закона риты, солярное божество Савитар и др. Среди женских божеств, малозначительных в религии ариев, отмеченной чертами, характерными для эпохи патриархата, выделяются Ушас - богиня зари и Сарасвати, персонифицированная свящ. Река ариев. В более поздних текстах появляется и затем занимает место главы пантеона Праджапати - бог-творец, отец др. Богов (изнач. Эпитет. "Владыка созданий"), возрастает значение малозаметных в "Ригведе" богов Вишну и Рудры. Характерной чертой раннего пантеона является объединение богов в пары.

В гимнах, обращенных к дуальным божествам, они сливаются в единый образ, имена - в одно сложное слово. Оба члена обычно выражают некое единство противоположностей, взаимно дополняя друг друга. Дъяус (Небо) и Притхиви (Земля), Митра (божество дня) и Варуна (ночное небо), Агни и Сома (воплощающие антитезу смерти и пищи), Ашвины (двое братьев-близнецов, ассоциирующиеся с утренними и вечерними сумерками) и др. Нек-рые боги объединяются в группы. Адитьи (возглавляемые Митрой и Варуной), Васу (подчиненные Индре), Маруты (соратники Индры), Вишведэвы и др. В "Ригведе" боги именуются асурами (изначальные боги нерасчлененного мира) или дэвами (младшие боги, постепенно вытеснившие первых). В текстах поздневедийской и последующей лит-ры асуры постоянно означают демонов и противопоставляются дэвам - богам.

Противопоставления, подобные противопоставлениям дуальных божеств, характерны для всей системы ведийских мифологич. И космологич. Воззрений. Противопоставляются боги и люди, люди и животные, животные дикие и домашние, арии и неарии, вселенная ведийская и неведийская. В космологии особое значение имеет противопоставление понятий пространства (лока) и тесноты или хаоса (амхас), негативного также в моральном аспекте. Космогонич. Акт мыслится как разделение изначально слитых Неба и Земли и создание пространства между ними (приписывается Индре или иным богам пантеона). Другие версии мифа творения в В. Рассказывают о сотворении мира из тела первозданного гиганта (см. ПУРУША) или (позднее) о рождении его из золотого яйца (хираньягарбха), плавающего в первозданных водах, под воздействием космич.

Жара (тапас). С ним отождествляется на уровне микрокосма аскеза, к-рой также приписывается магич. И космогонич. Сила. В упанишадах развивается концепция Брахмана как Высшей Реальности, лежащей в основе внешних явлений мира. Важную роль в космологии и космогонии В. Играет представление о центре свящ. Места (лока), отождествляемого с центром вселенной, где совершается обряд, воспроизводящий акт творения и возвращающий к началу времен. Оно ассоциируется с Мировым древом, опорой вселенной (стамбха), с к-рым отождествляется свящ. Смоковница (ашваттха). Архаич. Культы свящ. Деревьев и свящ. Животных находят отражение в В. И позднейшей индуистской лит-ре. В поздних В. И брахманах господствует представление о магич. Силе обряда жертвоприношения (яджня), подчиняющей себе самих богов.

Провозглашается превосходство над богами жрецов-брахманов, владеющих тайнами ритуала. Ритуальная мистика древнейших памятников, отражающая чрезвычайно архаич. Формы сознания, дает начало развитию в упанишадах философского осмысления мироздания. Представление о загробном царстве Ямы, первого умершего на земле и открывшего посмертный путь "предков" (питаров, или питри), трансформируется в упанишадах в учение о цепи перерождений. Боги от них не избавлены (кроме Вишну и Рудры, в культах к-рых к тому времени развивается тенденция к монотеизму). Иератический язык ранних текстов В. Уже в древности далеко отошел от живой речевой стихии (см. "РИГВЕДА"). Язык поздневедийской лит-ры ближе к классич. Санскриту. В Новое время складывается новая отрасль науки - ведология, исследующая язык и содержание текстов В.

В разл. Аспектах.В. Эрман .

Значения в других словарях
Веды

(санскр. Веда, буквально — знание) древнейшие памятники индийской словесности, созданные в конце 2-го тыс. — 1-й половины 1-го тыс. До н. Э. На древнеиндийском (ведийском) языке. В., или ведическую литературу, составляют несколько разрядов памятников, хронологически следующих один за другим. Собственно В., или саяхиты, четыре сборника гимнов, песнопений и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа), брахманы — теологические трактаты, объясняющие жреческий ритуал. Араньяки и Уп..

Веды

ВЕДЫ (санскр. Веда - букв. - знание), памятники древнеиндийской литературы (кон. 2-го - нач. 1-го тыс. До н. Э.) на древнеиндийском (ведийском) языке. Веды, или ведическую литературу, составляют сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), теологические трактаты (брахманы и упанишады). Веды - источник сведений по социально-экономической и культурной истории древнейшей Индии.. ..

Веды

ВЕДЫ (санскритское веда, буквально - знание>), памятники древнеиндийской литературы (конец 2-го - начало 1-го тысячелетия до нашей эры) на древнеиндийском (ведийском) языке. Веды, или ведическую литературу, составляют сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа>, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), религиозные трактаты (брахманы> и упанишады>). Важный источник по истории Индии.. ..

Веды

(санскр. Veda — знание, от индоевроп. Корня veid — знать, видеть, ст. Слав. —, греч. Οίδα) — ρвященные книги древних индусов, представляющие собрание гимнов, богослужебных формул и объяснений к разным особенностям ритуала. Они распадаются на четыре сборника. Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Время возникновения этих сборников и их историческое значение различны. Самый древний и самый важный среди них — первый, Rigveda (Веда гимнов. Ric — гимн). Он представляет собой собрание 1028 гимно..

Веды

(санскр. Veda, "знание"), древнеиндийские сакральные тексты, включающие. 1) собрания-самхиты священных гимнов, жреческих и магических формул (мантры). 2) экзегетические тексты брахманы - истолкования значения обрядовых действий, а также сопровождающих их мантр. Араньяки - "лесные книги", предназначенные для дополнительного и тайного истолкования ритуала. Упанишады - своего рода антологии эзотерической интерпретации реалий предыдущих памятников в контексте посвящения адепта в мистерию "сокровенно..

Веды

[санскр. Veda - знание] - древнейшие памятники индийской литературы. Состоят из четырех сборников, содержащих религиозные гимны, песнопения, формулы заклинаний, обрядовые предписания, мифы.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)священные книги индусов, числом четыре, содержащие в себе основу браминской религии.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)(санскр. Veda - познание, наука, от vid - знать). Священная книга бр..

Веды

Мн.Древнейшие памятники индийской литературы на древнеиндийском языке.. ..

Веды

ВЕ́ДЫ вед. Мн. (ед. Веда, -ы. Ж.) [санскр. Veda - знание] [с прописной буквы] Памятники древнеиндийской литературы (конца 2 - начала 1 в. До н. Э.) - сборники, содержащие догматы ведизма, религиозные гимны, заклинания, мифы и т.п.. ..

Веды

ВЕДЫ - совокупность древнейших памятников религиозной литературы Индии (четыре «собрания» - санхита и комментирующие их брахманы, араньяки и упанишады), к-рым туземная традиция приписывает характер откровения. В европейской науке название В. Обычно применяется для обозначения древнейшей части ведийской литературы - четырех санхита, гимнов, жертвенных ритуалов и заклинаний. Риг-веда-санхита, Сама-веда-санхита, Яджур-веда-санхита и Атхарва-веда-санхита. Древнейшая - Риг-веда («Здание гимнов»), в ..

Веды

(санскр. Веда, буквально «знание»). ..

Веды

- древнейшие памятники индийской религиозной литературы, см. Ведизм.. ..

Веды

Древнейший памятник инд. Религ. Лит-ры на т. Н. Ведич. Санскрите. В. Состоят из 4 сборников (самхит). Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. По мнению большинства совр. Индологов, В. Складывались во 2 - нач. 1-го тыс. До н. Э. Для указанного периода В. - единств. Лит., ист. Источник. Важнейшими из В. Являются Ригведа и Атхарваведа. Судя по геогр. Названиям, Ригведа создавалась на терр. Между pp. Кабулом и Гангом, Атхарваведа - в долине среднего течения Ганга. В. Рисуют Сев. Индию, населенну..

Веды

ВЕДЫ (ведийская литература) - (санскр. Veda - знание, от индоевр. Корня veid - знать, видеть) - священные книги индусов, представляющие сборники гимнов, богослужебных формул, легенд. Их содержание составляет область сакрального мифологизированного знания. Возникновение гимнов связывается с переселением племен ариев на индийские земли во 2-ом тысячелетии до н. Э. Записывались в 1-м тысячелетии н. Э. В. Распадаются на четыре сборника. "Риг-В." ("В. Гимнов"), "Яджур-В." ("В. Жертвоприношений"), "Са..

Веды

(санскр. Veda - знание) - обозначение сакральной и начальной текстовой традиции инд. Культуры, включающей. 1) собрание священных гимнов, жреческих и магических формул (мантры). 2) экзегетические тексты Брахман ("истолкование Брахмана" - значения обрядовых действий, а также сопровождающих их мантр), Араньяк ("лесные книги", предназначенные для дополнительного и "тайного" истолкования ритуала), Упанишад - эзотерическую интерпретацию реалий предыдущих текстов в контексте посвящения адепта в мистери..

Веданта

(букв, завершение Вед) - одна из ортодоксальных даршан. В сущности, родовое название целого ряда традиций философско-религ. Мысли, объединяемых темой и предметом, отчасти - основополагающими текстами, к к-рым писался комментарий, и разделяемых предлагаемыми решениями. Школы В. Ожесточенно спорили между собою. Все они претендуют на систематизацию и осмысление откровения Вед, прежде всего упанишад, как части Вед, учащей спекулятивному познанию и мокше. Кроме упанишад, авторитетными текстами считаю..

Веди

Жертвенный алтарь, возвышение (иногда углубление), устланное свящ. Травой (см. БАРХИС), на к-рую совершаются возлияния. Там же находятся сосуды для жертвенного огня.В. Эрман . ..

Венкатешвара

(Владыка гор Венката. Известен также под именами Шриниваса Перумаль, Баладжи, Ежумалеиян) - местный бог в Тирупати, почитающийся как воплощение Вишну. Согласно одному из вариантов мифа, Вишну сошел на землю и долго медитировал, находясь внутри муравейника. Там его обнаружил пастух, и местный царь построил на этом месте храм. Здесь же Вишну встретил царевну Падмавати (оказавшуюся воплощением Лакшми) и женился на ней. Образ В. Восходит к аборигенному божеству, сочетавшему в себе шиваитские и вишну..

Ветала

Злой дух, вселяющийся в мертвое тело, вампир. В. Появляются на кладбищах и полях сражений. Упоминаются впервые в пуранах и лит-ре классич. Периода.В. Эрман . ..

Веды

Веды (санскр. - знание), совокупность наиболее ранних текстов на древне-индийском языке, созданные примерно с II тысячелетия до н.э. До VI века н.э. Веды образуют ядро священного канона индуизма. Древнейшую часть Вед, или собственно Веды, составляют са. ..

Веды

У арьев в процессе освоения ими Индии не было письменности, а значит, и летописей, фиксировавших события внешне и внутриполитической истории Духовная же их история, восходящая к этим и еще более отдаленным временам, дошла до нас в ведах — поэтических сборниках на особой, не совпадающей с санскритом разновидности древнеиндийского языка, наиболее близкой к авестийскому языку Слово veda восходит к индоевропейской основе ved, от которой в русском произошли слова ведать», «ведьма» Это священное знан..

Дополнительный поиск Веды Веды

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Веды" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Веды, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 4 символа