Веды
(букв, знание) - древнейшие памятники индийской лит-ры, свящ. Книги индуизма, составляющие канон "откровения" (шрути), к-рому традиция приписывает божеств, происхождение, противопоставляя его последующей религ, лит-ре "предания" (смрити), созданной людьми. В. (от корня "вид" - знать, ведать) означает свящ. Знание, к-рое легендарные древние провидцы, риши, обрели внутренним прозрением и передали смертным. На всем протяжении истории индуизма В. Пользуются в его традиции высшим авторитетом как заключающие в своем тексте непреложную истину. Обычно под словом "Веды" понимаются 4 книги свящ. Знания, составляющие самую древнюю и осн. Часть канона, самхиты, собрания свящ. Речений (мантр), к-рым приписывалась магич. Сила. "Ригведа", "Самаведа ", "Яджурведа " и "Атхарваведа".
Тексты их складывались в устной традиции родовых жрецов арийских племен во время их переселения и последующего распространения на территории Северо-Западной Индии, на исходе 2-го и в нач. 1-го тыс. До н. Э. Первонач. В ведийский свод входили 3 Веды ("трайи видья", букв, тройственное знание), "Атхарваведа" включена в него позднее и нек-рыми ортодоксами не была признана. В более широком смысле в В. Включается и более поздняя примыкающая к 4 самхитам, книгам гимнов, песнопений, жертвенных формул и заклинаний, религ. Лит-ра, составляющая последующие 3 цикла. Брахманы, араньяки и упанишады. Последние два, составляющие завершающую часть В., иногда объединяются под названием веданта, к-рое чаще применяется к упанишадам.
Поздневедийские циклы датируются VIII-VI вв. До н. Э. Каждая самхита имеет свои брахманы, к ней примыкающие. К ним примыкают или их продолжают араньяки и упанишады. Тексты нек-рых араньяк формально включаются в состав соответствующих брахман, тексты упанишад примыкают к араньякам, продолжают их или включаются в них, или в брахманы, иногда - в самхиты. Однако каждый из этих текстов представляет собой самостоят, произведение, складывавшееся длительно в устной традиции, и названные циклы хронологически принадлежат к разным периодам. Формально же каждая В. Включает в себя помимо самхиты все отнесенные к ней брахманы, араньяки и упанишады, и в рамках 4 В. Распределяется вся лит-ра ведийского канона. За его пределами остается комментаторская лит-ра последующей эпохи (V-II вв.
До н. Э.), называемая веданга, ритуального и отчасти научного содержания, относимая к традиции смрити. Впоследствии 4 ведийских цикла были соотнесены с 4 стадиями жизни (ашрама), установленными для членов высших сословий (варн). Самхиты со стадией брахмачарина, ученика, начинающейся с обряда инициации и посвященной изучению свящ. Текстов этого цикла под руководством учителя. Вторая начинается с обряда омовения, снатака - омывшийся (или грихастха - домохозяин) вступает в брак и посвящает жизнь исполнению регулярных обрядов, правила к-рых излагаются и толкуются в брахманах. В преклонных годах ванапрастха - лесной отшельник, удаляется от мира ради постижения внутреннего смысла ритуала, исследуемого в аранъяках.
На последней стадии саннъясин - странник, порвав все земные узы, приобщается к раскрывающим конечную мудрость жизни сокровенным учениям упанишад. В текстах В., запечатлевших пережитки древнейших идеологич. Форм, нашла отражение ранняя историч. Эпоха перехода от племенного об-ва к становлению гос-ва. Современным исследователям они дают ценнейший материал для реконструкции архаич. Мировоззрения. В свое время их изучение имело важное значение для развития сравнительно-историч. Языкознания, особенно в области индоевропеистики, а также для решения общих проблем истории языка и культуры. В поэтике "Ригведы", ориентированной, как и текст других, сложившихся позднее самхит, на магич. Воздействие на слушателя, обнаруживаются черты, унаследованные, как полагают, от индоевроп.
Поэтич. Языка. В пантеоне В. Многие имена восходят ко времени индоевроп. Общности. В языке и мифологии "Ригведы" особенная близость выявляется к "Авесте". Боги ведийского пантеона, олицетворяющие разл. Явления природы, традиционно распределяются по 3 сферам вселенной. Небесной, воздушной и земной. В текстах приводится число богов 33, но на деле их больше и природная основа не у всех выражена достаточно четко. Образы их нередко слабо антропоморфизованы, иногда их заслоняют зооморфные ипостаси, их функции и сферы власти не всегда строго разграничены, что отражает архаич. Характер религии В. Нек-рые боги не связаны с явлениями природы, и имена их представляют обожествленных деятелей или абстрактные понятия. Ранний пантеон возглавляет Индра - бог-громовержец и змееборец.
Следующие за ним по значению - бог огня Агни и Сома - олицетворение ритуального напитка, занимавшие центральное место в общеплеменном культе, унаследованном ариями от индо-иранской эпохи. Заметное место в пантеоне занимают также Варуна - блюститель вселенского закона риты, солярное божество Савитар и др. Среди женских божеств, малозначительных в религии ариев, отмеченной чертами, характерными для эпохи патриархата, выделяются Ушас - богиня зари и Сарасвати, персонифицированная свящ. Река ариев. В более поздних текстах появляется и затем занимает место главы пантеона Праджапати - бог-творец, отец др. Богов (изнач. Эпитет. "Владыка созданий"), возрастает значение малозаметных в "Ригведе" богов Вишну и Рудры. Характерной чертой раннего пантеона является объединение богов в пары.
В гимнах, обращенных к дуальным божествам, они сливаются в единый образ, имена - в одно сложное слово. Оба члена обычно выражают некое единство противоположностей, взаимно дополняя друг друга. Дъяус (Небо) и Притхиви (Земля), Митра (божество дня) и Варуна (ночное небо), Агни и Сома (воплощающие антитезу смерти и пищи), Ашвины (двое братьев-близнецов, ассоциирующиеся с утренними и вечерними сумерками) и др. Нек-рые боги объединяются в группы. Адитьи (возглавляемые Митрой и Варуной), Васу (подчиненные Индре), Маруты (соратники Индры), Вишведэвы и др. В "Ригведе" боги именуются асурами (изначальные боги нерасчлененного мира) или дэвами (младшие боги, постепенно вытеснившие первых). В текстах поздневедийской и последующей лит-ры асуры постоянно означают демонов и противопоставляются дэвам - богам.
Противопоставления, подобные противопоставлениям дуальных божеств, характерны для всей системы ведийских мифологич. И космологич. Воззрений. Противопоставляются боги и люди, люди и животные, животные дикие и домашние, арии и неарии, вселенная ведийская и неведийская. В космологии особое значение имеет противопоставление понятий пространства (лока) и тесноты или хаоса (амхас), негативного также в моральном аспекте. Космогонич. Акт мыслится как разделение изначально слитых Неба и Земли и создание пространства между ними (приписывается Индре или иным богам пантеона). Другие версии мифа творения в В. Рассказывают о сотворении мира из тела первозданного гиганта (см. ПУРУША) или (позднее) о рождении его из золотого яйца (хираньягарбха), плавающего в первозданных водах, под воздействием космич.
Жара (тапас). С ним отождествляется на уровне микрокосма аскеза, к-рой также приписывается магич. И космогонич. Сила. В упанишадах развивается концепция Брахмана как Высшей Реальности, лежащей в основе внешних явлений мира. Важную роль в космологии и космогонии В. Играет представление о центре свящ. Места (лока), отождествляемого с центром вселенной, где совершается обряд, воспроизводящий акт творения и возвращающий к началу времен. Оно ассоциируется с Мировым древом, опорой вселенной (стамбха), с к-рым отождествляется свящ. Смоковница (ашваттха). Архаич. Культы свящ. Деревьев и свящ. Животных находят отражение в В. И позднейшей индуистской лит-ре. В поздних В. И брахманах господствует представление о магич. Силе обряда жертвоприношения (яджня), подчиняющей себе самих богов.
Провозглашается превосходство над богами жрецов-брахманов, владеющих тайнами ритуала. Ритуальная мистика древнейших памятников, отражающая чрезвычайно архаич. Формы сознания, дает начало развитию в упанишадах философского осмысления мироздания. Представление о загробном царстве Ямы, первого умершего на земле и открывшего посмертный путь "предков" (питаров, или питри), трансформируется в упанишадах в учение о цепи перерождений. Боги от них не избавлены (кроме Вишну и Рудры, в культах к-рых к тому времени развивается тенденция к монотеизму). Иератический язык ранних текстов В. Уже в древности далеко отошел от живой речевой стихии (см. "РИГВЕДА"). Язык поздневедийской лит-ры ближе к классич. Санскриту. В Новое время складывается новая отрасль науки - ведология, исследующая язык и содержание текстов В.
В разл. Аспектах.В. Эрман .
Дополнительный поиск Веды
На нашем сайте Вы найдете значение "Веды" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Веды, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 4 символа