Государство

253

(начальные этапы формирования). Первые гос-ва бронзового века на территории Индии относятся к XXIII-XVIII вв. До н. Э. (т. Н. Индская цивилизация или Хараппская культура). В эпоху составления "Ригведы" арии, по всей видимости, не знали государственности, хотя имели племенных вождт-царей (раджей) и родовых старейшин (вишпати). Территориальные Г. Джанапада складываются в Сев. Индии в поздневедийский период, когда была освоена долина Ранги. Во главе каждого из них обычно стоял царь из знатного рода кшатриев (ведийские тексты называют его "первый среди своих или наилучший среди равных"). Он опирался на дружину и имел укрепленную резиденцию (дурга, пура). Царю оказывали помощь (а нередко и ограничивали его власть племенные жрецы-Брахманы).

Народ (виш, вайшья) в лице своих старейшин на первых порах принимал активное участие в политич. Жизни (иногда даже способствуя изгнанию царя). Государств, администрации практически не было. В кач-ве приближенных к царю фигурируют его личные слуги, выполняющие те или иные поручения. Выделяются носители придворных рангов (ратнины), статус к-рых зависел от выполнения ритуальных функций. Наименования рангов связаны с царской колесницей, пиром, игрой в кости. Обладание колесницей означало тогда принадлежность к знати, близость к радже устанавливалась по месту, занимаемому во время пира, добыча делилась по жребию во время игры в кости. Ведийские цари с дружиной совершали постоянные объезды своей территории, собирая с народа бали - подношения ритуального характера.

Бали в значит, мере предназначались для жертвоприношений и раздач. Устройством пышных ритуалов и празднеств цари стремились обеспечить себе поддержку богов и славу среди народа. Крупные племенные объединения в ведийский период были непрочны и имели характер чисто военных (или религиозных) союзов. Новый период (сер. I тыс. До н. Э.) характеризуется процессами урбанизации и формирования крупных Г. Область Магадха (совр. Бихар) становится центром общеинд. Державы при династиях Нандов и Маурьев (IV-III вв. До н. Э.). Традиция говорит, что магадхские цари истребляли кшатрийскую аристократию, она даже отказывает Нандам и Маурьям в знатности происхождения. Правители этих династий оказывали поддержку новым религ. Течениям - буддизму и джайнизму, - не связанным со старинными племенными культами.

Маурьи не довольствовались формальным признанием своей верховной власти и ритуальными подношениями. Они старались поставить в покоренных областях представителей магадхской знати. Содержание огромной армии требовало взимания регулярных налогов (не менее 1/6 доходов).В центре власть царя ограничивал мантрипаришад, о к-ром античные авторы говорят как о "советниках, заседающих вместе" с царем. Местное управление строилось по-семейному. Отдельные области страны считались владениями братьев и сестер мага дхского царя. Принцы царской крови (кумара, арьяпутра) получали в свое распоряжение обширные провинции (с центрами в старинных столицах племенных княжеств - джанапад. Таких, как Таксила, Уджаини и др.). Строились и новые города как форпосты на завоеванных территориях.

Главы провинций периодич. Объезжали свои земли, демонстрируя власть над каждым регионом. Государств, служащие рассматривались как "домашние слуги" (аматья) царя, и между ними и господином устанавливались отношения личной зависимости и подчинения. По расположению многочисл. Надписей крупнейшего из маурийских царей, Ашоки, можно составить представление о границах его державы, охватывавшей всю Индию за искл. Крайнего юга. В то же время из содержания этих надписей следует, что единой бюрократич. Системы в этом Г. Не было. На территории его (как и других "мировых держав" - напр., Ахеменидов) находились и зависимые княжества, и олигархия, республики, и варварские племена. Ашока не в состоянии был контролировать повседневную деятельность местной администрации.

Он и рассматривал себя прежде всего как царя наследственных земель Маурьев - Магадхи. В то же время его обращение к подданным как к "детям" (праджа) свидетельствует о том, что он требовал признания своей власти не только от местных князей, но и от всего населения державы. Его проповедь благочестия призвана создать образ царя дхармы, к-рый имеет все основания быть признанным в кач-ве мирового владыки. К этому Ашока склонял и правителей эллинистич. Гос-в, к к-рым направлял специальные миссии. Создание обширной державы стимулировало социально-политич. Развитие на всей территории Индии, и как только местная элита сочла свое положение достаточно прочным, она добилась освобождения от власти царей Магадхи. В кон. III - нач.

II в. До н. Э. Возникли самостоятельные Г. Во всех осн. Районах Индии - как Северной, так и Декана. Нач. Н. Э. Характеризуется бурным развитием городов как центров ремесла и торговли, нередко они были также средоточием администрации и политич. Власти, столицами мелких независимых Г. Город этого времени резко отличался от сельской местности как по своей структуре, так и по культуре. Есть многочисл. Свидетельства о городском самоуправлении, купеческих гильдиях и ремесленных корпорациях. Традиционное деревенское самоуправление (панчаяты) сохраняло ограниченные функции - одной из осн. Являлось обеспечение коллективной ответственности за уплату податей. Выделялись т. Наз. Господа деревень (грамасвамины) - представители местной знати, состоятельные землевладельцы, подчинявшие себе односельчан.

Отдельные деревни или целые районы передавались Г. В "кормление" (бхукти), иногда пожизненное или даже наследственное. Религ. Орг-ции, храмы и монастыри, а также отдельные брахманы получали земли в вечную собственность, свободную от уплаты налогов (брахмадея). Постепенно складывалась иерархия землевладения и власти, к-рая отражалась и в политич. Орг-ции, и в титулатуре правителей гуптской и послегуптской эпохи (сер. - кон. I тыс. Н. Э.). Формировалась обширная категория местной знати, претендовавшей на происхождение от эпич. Кшатриев - раджи, махараджи и раджадхираджи. Эта знать господствовала на местах, из ее состава выдвигались и представители центрального управления в крупных державах средневековья. Роль образованных бюрократов при дворах махарадж выполняли брахманы и т.

Н. Писцы (каястха).А. Вигасин.

Значения в других словарях
Государство

основное орудие политической власти в классовом обществе. В более широком смысле под Г. Понимают политическую форму организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти — особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения. Поскольку Г. Строится по территориальному принципу, этот термин иногда неточно употребляют как синоним понятия «страна». Известны различн..

Государство

ГОСУДАРСТВО - политическая организация общества с определенной формой правления (монархия, республика). По форме государственного устройства государство может быть унитарным или федерацией.. ..

Государство

ГОСУДАРСТВО, политическая организация общества с определенной формой правления (монархия>, республика>). По форме государственного устройства государство может быть федерацией или унитарным государством.. ..

Государство

Iесть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти. Платон, Аристотель и Цицерон объясняли происхождение и существо Г. Общительной природой человека. Г., говорит Аристотель, есть естественная форма общежития. Человек по природе своей — существо политическое. В Г. Аристотель видел конечную форму общежития. Цицерон расширил пределы человеческого общения и указал несколько ступеней его, начиная с семьи и кончая человеческим родом. Средне..

Государство

Образовано от .. ..

Государство

-а, ср.. ..

Государство

Империя, княжество, королевство, царство.. ..

Государство

Политическая организация общества с определенной формой правления (монархия, республика). По форме государственного устройства государство может быть унитарным или федерацией.. ..

Государство

Ср.1) Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.2) а) Страна с определенной политической системой.б) Система органов управления.3) а) перен. Что-л. Крупное, значительное, занимающее большую территорию и отличающееся определенной обособленностью, самостоятельностью.б) Место обитания, распространения, преобладания кого-л., чего-л.. ..

Государство

-а, ср. 1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры. Демократическое г. Власть, функции, законы государства. Бюджет государства. Во главе государства. 2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры. Европейские, азиатские, северо-американские, южно-американские, африканские государства. * Государство в государстве — 1) маленькое самосто..

Государство

Государства, ср.. ..

Государство

Образовано от .. ..

Государство

А. Совокупность официальных органов власти, действующих на всей территории страны или на отдельных территориальных субъектах страны. Б. Организация политической системы (способ организации общества), являющаяся его официальным представителем и выразителем интересов и имеющая полномочия в случае необходимости применять средства и меры принуждения.. ..

Государство

1) в теории права - определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти. Распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий - механизм Г., его аппарат. Основные направления деятельности Г. - его основные функц..

Государство

1) в теории права - определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти. Распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий - механизм Г., его аппарат. Основные направления деятельности Г. - его основные функц..

Государство

Важнейший институт политической системы общества, способ социального бытия человека в условиях господства политического отчуждения. В истории политической мысли выделяются следующие концепции происхождения и сущности государства:1. «Силовая» (Д. Юм, Л. Гумплович и др.), когда государство возникает в результате внутренней узурпации (внутренней или внешней) политической власти.2. Договорная (Т. Гоббс, Д.Локк и др.) - государство является следствием заключения между индивидами общественного договор..

Государство

Iосновной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации. Главное назначение Г. Заключается в организации политической власти и управлении обществом. Любое Г. Выражает и защищает интересы всего общества и интересы правящих кругов. Г. Обладает признаками и чертами, отличающими его как от догосударствен-ной (первобытнообщинной) организации общества, так и от существующих наряду с ним негосударственных (партийных, общественных и пр.) организаций. Наиболее хара..

Государство

Основной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации. Главное назначение Г. Заключается в организации политической власти и управлении обществом.Любое Г. Выражает и защищает интересы всего общества и интересы правящих кругов.Г. Обладает признаками и чертами, отличающими его как от догосударствен-ной (первобытнообщинной) организации общества, так и от существующих наряду с ним негосударственных (партийных, общественных и пр.) организаций.Наиболее характер..

Государство

Форма организованного общества с законным суверенитетом в пределах определенной географической области, с политической властью и национальным правительством.. ..

Государство

Госуда́рствополитическая форма организации общества во главе с правительством и его органами, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. В более широком смысле под государством понимают политическую форму организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти – особой управляющей системы, руководящей осн. Сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения. Поскольку г..

Государство

- общественный институт постоянной власти, когда функция управления выделяется в самостоятельную сферу деятельности, смысл этого - сохранение данного социального порядка. Всеобщее регулирование интересов.. ..

Государство

Важнейший орган политич. Власти в клас. Обществе. В отношении господств, классов Г. Выступает как особый орган, управляющий общими делами этих классов, в отношении к их противникам (в эксплуататорском обществе - в отношении к большинству населения) - как орудие подавления. Характер и цели Г. Определяются в конечном счете экономич. Строем общества. Как политич. Надстройка над базисом Г. Играет важную роль в жизни общества, оказывая, в частности, обратное воздействие и на ход экономич. Развития. Г..

Государство

«ГОСУДАРСТВО». ..

Государство

Один из наиболее известных диалогов Платона, относящийся к расцвету его творческой деятельности (70-60-е, 4 в. До н.э.). Создававшееся в течение многих лет 'Г.' впитало в себя все стороны учения мыслителя, включая его представления о справедливости, искусстве и художественном воспитании. Проект идеального государства как осуществление идеала справедливости. Учение об идеях и ряд вытекающих отсюда конкретных выводов. Концепцию беспредпосылочного знания, развитую затем в неоплатонизме. В 'Г.' соде..

Государство

ГОСУДАРСТВО - основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью, т.е. Правом устанавливать и регламентировать социальные нормы и правила общественной жизни в пределах определенной территориальной целостности и использовать легитимные методы принуждения для их соблюдения по отношению ко всем членам общества. Г. Является основным источником политической власти и использует ее от имени всего общества. Основное отличие Г. От других политических институтов заключается ..

Государство

- важнейший институт политической системы общества, способ социального бытия человека в условиях господства политического отчуждения. В истории политической мысли выделяются следующие концепции происхождения и сущности государства. 1. "Силовая" (Д.Юм, Л. Гумплович и др.), когда государство возникает в результате внутренней узурпации (внутренней или внешней) политической власти. 2. Договорная (Т.Гоббс, Д.Локк и др.) - государство является следствием заключения между индивидами общественного дог..

Государство

Политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право применения насилия.С древнейших времен люди пытались объяснить происхождение и сущность Г. Аристотель одним из первых предложил т.н. Патриархальную теорию, согласно которой Г. Возникло как естественный процесс усложнения форм общежития людей. Вначале люди объединялись в се..

Госала (Маккхали Госала)

Основатель школы адживиков, сложившейся во времена Будды и Махавиры, в Магадхе, Вост. Индия. Приписываемые ему тексты сохранились во фрагментах в сочинениях буддистов и джайнов, с к-рыми он полемизировал. У адживиков дравидского юга Г. Был позже отождествлен с Буддой в махаяне.М. Альбедиль. ..

Госвами (Госаин, Госами, Свами, Сами)

(букв властитель коров) - индуистский монах, святой, аскет. Шиваиты-Г., принадлежащие к 10 монашеским орденам (дашанам), считают себя духовными наследниками Шанкары. Нек-рые из них живут в монастырях-матхах, нек-рые ведут бродячий образ жизни. Вишнуитов-Г. Больше всего в Бенгалии и Ассаме. Титул "Г. " носили ученики и последователи Чайтаньи (Рупа Госвамин, Джива Госвамин и др.), развившие и теоретич. Обосновавшие его учение. Г. Также нередкий эпитет Вишну-Кришны.А. Дубянский. ..

Готама, Гаутама

Легендарный автор "Ньяясутр", самого древнего трактата философской школы ньяя, сложившейся, вероятно, в нач. Н. Э. Известен также по прозвищу Акшапада (букв, смотрящий под ноги).М. Альбедиль . ..

Готра

(букв. Коровье стойло) - клан, семья, раса, наследование) - название кланов брахманов, ведущих свое происхождение от божеств. Мудрецов-риши. Первонач. (в брахманах) родоначальниками Г. (готракаринами) считались семь риши (саптариши), но потом к ним добавили Агастъю. Традиция называет и др. Готракаринов, так что их список доходит до 18, 24, а иногда - 36. Внутри Г. Выделяется правара, линия наследования, к-рая должна была упоминаться брахманом, разжигавшим и освящавшим жертвенный костер. Называя ..

Дополнительный поиск Государство Государство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Государство" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Государство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 11 символа