Рага

256

(от "раньдж" - осн. Значение - окрашивать) - одно из центральных понятий в музыке индуизма. Р. - порождение монодической музыки, тип ее особой ладовой орг-ции, предусматривающей наличие ряда взаимосвязанных компонентов. Состав звукоряда (от 5 до 7 ступеней). Характерную интонационность (т. Е. Типичные отдельно для каждой Р. Мелодич. Обороты и опорные звуки). Эмоциональную образность (раса), также индивидуальную для каждого ладо-интонационного образования. Выросшая из теоретич. Основ древней музыкальной системы, Р. Появилась уже в первые века н. Э. Процесс развития был столь интенсивен, что прибл. К V-VII вв можно считать завершившимся крупный начальный этап формирования института Р. Поднявший музыкальную мысль на качественно новую высоту, а к XIII в.

Р. Уже практич. Получила развернутое теоретич. Освещение. В Р. Проявляется тесная связь с понятием индийской эмоционально-звуковой символики. Поэтом} и время исполнения музыкальных композиций, создаваемых на основе той или иной Р , должно совпадать с предписываемым ей временем. Сущест вует немало легенд, повеству ющих о том, что если та или иная Р. Имеет отношение к дождю, огню, урагану и т. Д., то истинно талантливое исполнение может вызвать в действительности подобные природные явления. Многие Р. Обладают образной характеристикой, связанной с конкретными богами или мифич. Героями. Напр., Р. Дэвгири и Биндрабани Саранг посвящены Кришне. Ананд Бхайрав ассоциируется с Вишну. В честь Шивы чаще всего слагаются музыкально-поэтич.

Композиции, основанные на Р. Дешкар, Мегх Ранджини, Шивмат Бхайрав. Богине Парвати, супруге Шивы, и их божеств, любви посвящены Р. Гаури и Чхая и т. Д. Известен также целый набор Р., традиционно используемый для "Рамаяны ". Напр., для характеристики образа Рамы используется Р. Шукул Билаваль, а раса Р. Рамкали очень тонко передает целомудренный образ Ситы (полагают, что эта Р. Появилась еще в III в. Н. Э.). Р. Ланка Дахан Саранг не только посвящена Хануману, но и создана и получила название по конкретному событию, описанному в конце "Рамаяны". Хануман обращается к Всевышнему с просьбой о сверхсиле для спасения Ситы. Посвящение отдельных Р. Богам или эпич. Героям вовсе не означает, что они должны звучать только в их честь и отражать чувство бхакти.

Они несут их символ и связанные с ними эмоции. Поэтому, напр., образ нежной невинной девушки лучше всего будет передан в музыкальной композиции рагой Рамкали - чистой и светлой, как сама Сита. В кач-ве образно-эмоциональной сферы Р. Редко выступает лишь одна из 9 известных рас. Для выявления тонких оттенков, присущих настроению и характеру исключит, индивидуальных по своей природе Р., иногда применяются слитно две расы (напр., хасья и вир, выражающие радость победы, шрингар и каруна - любовную печаль). С другой стороны, нередко выбирается какой-то один чувственный аспект из общего спектра эмоций, свойственных одной расе. Так, раса вир выражает храбрость, смелость, мужество, героизм, но также и взволнованность, возбуждение, сродни к-рым чувства вдохновения, восторженности, как и противоположные им чувства возмущения и раздраженности.

По одному из известных образных объяснений, вир - это состояние, когда Шива смотрит третьим глазом, когда от разгневанности он возбужден (и это соответствует расе вир Р. Дешкар). Но вир - это и величие Шивы, его созидательная космич. Сила и духовная энергия (и это уже раса вир раги Шанкара). Излишне пояснять, сколь богата различными тонкими нюансами раса шрингар - любовь. Р., несущие в себе эту расу, распадаются как бы на две ветви. Одна выражает чувства вирах (разлуки), другая - милан (свидания). Но и внутри этих состояний гамма чувств невероятно объемна и неоднозначна. Для раскрытия их чаще всего обращаются к образам Радхи и Кришны, взаимоотношения к-рых универсальны в смысле полноты чувственных проявлений, вплоть до страстного обожания, перерастающего в поклонение.

Данное состояние, как уже упоминалось, имеет весьма характерное толкование с точки зрения индуизма, как одно из возможных непосредственных проявлений чувств любви к Богу. Как одно из состояний души и тела в сложном комплексе устремленности к единению земного и божественного. Все это многоцветие рас, отраженное в образно-эмоциональных характеристиках десятков различных Р., канонизировалось и передавалось музыкантами из поколения в поколение изустно от учителя (гуру) к ученикам, запечатлевалось в специальных трактатах в виде описаний образов божественных персонажей, а также позже нашло отображение в известных живописных миниатюрах "Рагамала" ("Гирлянда paг"). В целом в результате процесса развития Р. Обретает особую содержательную комплексность, к-рая по сути представляет концентрацию лучших музыкально-теоретич и религ.-философских принципов.

По образному выражению индийцев, благодаря преемственности поколений "древняя идея абсолютной музыки полностью выразилась в концепции раги". Т. Обр., если проследить весь путь становления и развития Р., как и всей индийской музыки, то совершенно очевидно предстанет постоянство ее взаимосвязи с религией, но не на примитивном уровне соподчиненности, а на высоте плодотворного взаимообогащающего творч. Процесса, когда религ. Откровения стимулируют развитие музыкально-теоретич. Мысли и жанрово-стилистических направлений, вызревание к-рых, в свою очередь, способствует "одушевлению" и возрождению религ. Символов, благодаря возведению их на уровень высокой художеств, образности, и открытию им доступа в души людей.Т.

Морозова.

Значения в других словарях
Рага

РАГА - принцип ладово-звукорядного и ладово-мелодического развертывания в индийской классической музыке. Сложился к 7 в. Н. Э. В индийской эстетической теории связывался с воплощением одного из девяти психоэмоциональных состояний (т. Н. Раса). Рага распространена и в других странах Юж. Азии.. ..

Рага

РАГА (санскритское - цвет, оттенок, страсть и др.), основное понятие> индийской классической традиционной музыки, выражающее взаимосвязь природных, эмоционально-психологических и музыкальных законов, а также название практики индийского канонического монодийного музицирования (инструментального или вокально-инструментального). Смотри также Монодия, Макам>.. ..

Рага

(Санскр. Râga = Краска, цвет, страсть желание, наслаждение чем-либо) — в индийской музыкальной терминологии олицетворения музыкальных строев или ладов ("гласов") числом шесть и более. У каждого Р. Была и своя подруга, Рагини (Râginî). В философской школе иога это же имя носит одно из пяти основных огорчений, а именно любовь.. ..

Рага

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Рага

Принцип ладово-звукорядного и ладово-мелодического развертывания в индийской классической музыке. Сложился к 7 в. Н. Э. В индийской эстетической теории связывался с воплощением одного из девяти психоэмоциональных состояний (т. Н. Раса). Рага распространена и в других странах Юж. Азии.. ..

Рага

Ж. Олон. Деньги, купило, карельск.?. ..

Рага

Ра́га "деньги", олонецк. (Кулик.), также ра́гушка – то же. Из карельск., фин. Raha "деньги, монета" (Калима 193 и сл.)Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Рага

(санскр. - рага, хинди и бенгальский - paг, тамильский - ирагам) - один из видов инд. Музыки, характерные особенности и манера исполнения к-рого формировались в течение мн. Веков. Термин "paг" употребляется в разл. Значениях, в основном сводящихся к двум категориям - структурной и эмоциональной. Он подразумевает не только своеобразную форму муз. Произв. Этого стиля, но и столь же специфич. Характер исполнения муз. Звуков (свар) с их ладовыми особенностями и окраской (варна). Слово "Р." имеет мно..

Рага

..

Рави

Одно из названий Солнца и имя персонифицированного божества этого светила в мифологии и астрологии народов Юж. Азии (см. Также СУРЬЯ). Поклонение Солнцу известно с ведического периода и актуально до наших дней. Благочестивому индусу полагается приветствовать Солнце каждое утро, оборотясь лицом на восток и предлагая ему в дар воду (в идеале - смешанную с водой из Ганги) и цветы. В календаре с этим светилом связаны 7-й день светлой половины каждого месяца и воскресенье (равивар). Отмечаются также ..

Равидас

Или Раидас (XV в.) - поэт и проповедник ниргун-бхакти, последователь Рамананды, единомышленник Кабира. Принадлежал к неприкасаемой касте чамаров-кожевенников. Сочинял стихи и в духе бхакти, и в духе суфизма, резко обличал кастовое неравенство. В стихотворении "Город без несчастий" создал утопический образ идеального города, где все счастливы и равны, не надо платить налоги, где "нет людей второго и третьего сорта".Е. Ванина. ..

Рагху

Царь Солнечной династии, прапрадед Рамы. В поэме "Род Рагху" Калидасы рассказывается о единоборстве Р. С Индрой, похитившим у него жертвенного коня, и о его победоносных завоевательных походах.В. Эрман . ..

Раджа

См. ЦАРЬ.. ..

Рага

(Санскр.) Одна из пяти Клеш (бед) философии Йоги Патанджали.В «Санкхья Карика» это есть «препятствие», называемое любовью и желанием в смысле физическом или земном. Пять Клеш суть. Авидья или невежество. Ашмита, эгоизм или чувство «я есмь». , любовь. Дваша, ненависть. И Абхинивеша, страх перед страданием.. ..

Дополнительный поиск Рага Рага

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рага" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рага, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 4 символа