Эпос
В древней Индии - "Махабхарата" и "Рамаяна ", созданные сказителями-импровизаторами на санскрите как литературном наддиалекте в устной традиции за период приблиз. С VI-V вв. До н. Э. По IV-V вв. Н. Э. Типологически первичный слой содержания составляет героич. Сказание о борьбе за престол внутри царского рода куру между двумя его ветвями - Кауравами и Пандавами, завершающейся "великой битвой", всеинд. По своим масштабам. В ней принимают участие все известные эпосу племена и народы. По данным историч. Типологии, в "Махабхарате" получило отображение длит, этнокультурное противостояние Мадхьядеши, "Срединной земли" ЯмуноГангского междуречья, бывшего родиной эпоса, ее зап. И юго-вост. Соседям. Основой содержания "Рамаяны" Валъмики, создание к-рой связывается с сев.-вост.
Индией, является борьба героя Рамы, сына царя Дашаратхи, за возвращение его супруги Ситы, похищенной демоном Раваной, правителем Ланки, к-рого Рама убивает в бою, поддерживаемьщ полчищами обезьян и медведей. Сюжет "Рамаяны" традиц. Интерпретируется в свете продвижения индоариев на юг субконтинента. В процессе т. Наз. Брахманского "редактирования" "Махабхарата" прошла эволюцию от героич. Песенного фольклора до религ.-философской эпопеи, в к-рую был введен обширный "дидактический" материал (типологически вторичный слой эпического содержания), тогда как "Рамаяна" с ее обилием сказочной фантастики превратилась в лирико-эпич. Поэму со следами авторской индивидуальности в стиле и характере образов. Оба памятника, отражая ранний этап становления индуизма, могут служить источниками, проясняющими осн.
Вехи этого процесса. Многие мифологии, сюжеты и образы эпоса, нашедшие отражение в лит-ре и искусстве Индии, содействовали распространению индуизма, в т. Ч. И за пределами региона. Ведущая свое начало от "Ригведы" тенденция - наряду с усилением монотеистич. Начала отождествление принадлежащих к разнородным культам мифологич. Фигур и создание, через циклизацию мифов, синкретических образов - ощутима и в эпосе, причем едва ли не осн. Источником эпич. Мифологии выступают локальные верования. Эпич. Пантеон отмечен чертами системности. Главный для эпоса из трех "великих богов" индуистской триады (подходы к к-рой здесь еще только намечаются), Вишну осуществляет свою осн. Функцию - охранителя людей (см. АВАТАРА), однако иногда (в части., когда он выступает в форме Нараяны) ему приписывается роль созидателя - Брахмы и разрушителя - Шивы.
В развитой космологии индуизма ведийские по происхождению боги (Индра, Варуна, Яма, божества стихий и светил) распределяются вначале согласно четырем, а впоследствии - восьми сторонам света как их хранители (см. ЛОКАПАЛЫ). "Основной" индоевропейский миф, принимающий в Индии форму демоноборчества царя богов Индры, не только входит в эпическую сюжетику, но в кач-ве композиционного архетипа определяет действия и соотношение персонажей эпоса. Так, Пандавы ассоциируются с богами как их сыновья, а Кауравы - с демонами как их воплощения. Ригведийские связи Индры и Вишну-Упендры ("Малого Индры") выражаются в родственных отношениях и боевом союзе героя Арджуны, сына Индры, с Кришной, верховным божеством и воплощением Вишну.
При этом Арджуна и Вишну-Кришна иногда сближаются вплоть до идентификации. В эпич. Космографии вертикаль трехчастна, соединяя небо (местопребывание богов), землю (обиталище людей) и подземный мир (край демонов). Поздняя относительно героики эпоса брахманская теория использует также имеющую параллели в упанишадах идею многоярусности надземных и подземных миров. Жизнь вселенной в эпической "дидактике" воспринимается как периодич. Смена циклов, состоящих из четырех юг. Каждый из них завершается гибелью вселенной (см. ПРАЛАЯ) в результате моральной деградации человечества. Космогонич. Концепции эпоса предполагают наличие персонифицированной силы творения, к-рое связывается обычно с именем Праджапати-Брахмы, однако оба направления индуистской веры - вишнуизм и шиваизм - наделяют статусом творца верховное для каждого божество.
Представления о посмертной судьбе человека как о наказании грешника в аду и райском блаженстве праведного на небесах сосуществуют в эпосе с концепцией переселения душ. Те, что следуют "путем богов" (дэваяна), освобождаются от перерождений. Блюдущие дхарму идут "путем предков" (питрияна), рождаясь снова среди людей. Преступившие же религ, закон рождаются животными. Всеми течениями индуистской мысли было воспринято известное и эпосу учение о карме, детерминированности участи человека исполнением в прошлом его рождении сословно-варновых обязанностей. Понятие бесконечности бытия выражено образом кояесг-сансары, выход за пределы к-рого, т. Е. Релит, освобождение, осознается как результат йогического постижения тождества индивидуального Атмана и мирового Абсолюта - Брахмана.
"Бхагавадгита", фрагмент из VI книги "Махабхараты", демонстрирует синтез религ.-философских и этич. Доктрин. Один из самых значит, текстов индуизма, "Гита", проповедует единство трех путей к освобождению. Знания (джняна), любви к богу (бхакти) и действия (карма), определяемого законом дхармы К числу важнейших сторон религ. Практики индуизма эпос относит аскезу, ритуальное паломничество и йогическое самосовершенствование.С. Невелева .
Дополнительный поиск Эпос
На нашем сайте Вы найдете значение "Эпос" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эпос, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Э". Общая длина 4 символа