Эпос

248

В древней Индии - "Махабхарата" и "Рамаяна ", созданные сказителями-импровизаторами на санскрите как литературном наддиалекте в устной традиции за период приблиз. С VI-V вв. До н. Э. По IV-V вв. Н. Э. Типологически первичный слой содержания составляет героич. Сказание о борьбе за престол внутри царского рода куру между двумя его ветвями - Кауравами и Пандавами, завершающейся "великой битвой", всеинд. По своим масштабам. В ней принимают участие все известные эпосу племена и народы. По данным историч. Типологии, в "Махабхарате" получило отображение длит, этнокультурное противостояние Мадхьядеши, "Срединной земли" ЯмуноГангского междуречья, бывшего родиной эпоса, ее зап. И юго-вост. Соседям. Основой содержания "Рамаяны" Валъмики, создание к-рой связывается с сев.-вост.

Индией, является борьба героя Рамы, сына царя Дашаратхи, за возвращение его супруги Ситы, похищенной демоном Раваной, правителем Ланки, к-рого Рама убивает в бою, поддерживаемьщ полчищами обезьян и медведей. Сюжет "Рамаяны" традиц. Интерпретируется в свете продвижения индоариев на юг субконтинента. В процессе т. Наз. Брахманского "редактирования" "Махабхарата" прошла эволюцию от героич. Песенного фольклора до религ.-философской эпопеи, в к-рую был введен обширный "дидактический" материал (типологически вторичный слой эпического содержания), тогда как "Рамаяна" с ее обилием сказочной фантастики превратилась в лирико-эпич. Поэму со следами авторской индивидуальности в стиле и характере образов. Оба памятника, отражая ранний этап становления индуизма, могут служить источниками, проясняющими осн.

Вехи этого процесса. Многие мифологии, сюжеты и образы эпоса, нашедшие отражение в лит-ре и искусстве Индии, содействовали распространению индуизма, в т. Ч. И за пределами региона. Ведущая свое начало от "Ригведы" тенденция - наряду с усилением монотеистич. Начала отождествление принадлежащих к разнородным культам мифологич. Фигур и создание, через циклизацию мифов, синкретических образов - ощутима и в эпосе, причем едва ли не осн. Источником эпич. Мифологии выступают локальные верования. Эпич. Пантеон отмечен чертами системности. Главный для эпоса из трех "великих богов" индуистской триады (подходы к к-рой здесь еще только намечаются), Вишну осуществляет свою осн. Функцию - охранителя людей (см. АВАТАРА), однако иногда (в части., когда он выступает в форме Нараяны) ему приписывается роль созидателя - Брахмы и разрушителя - Шивы.

В развитой космологии индуизма ведийские по происхождению боги (Индра, Варуна, Яма, божества стихий и светил) распределяются вначале согласно четырем, а впоследствии - восьми сторонам света как их хранители (см. ЛОКАПАЛЫ). "Основной" индоевропейский миф, принимающий в Индии форму демоноборчества царя богов Индры, не только входит в эпическую сюжетику, но в кач-ве композиционного архетипа определяет действия и соотношение персонажей эпоса. Так, Пандавы ассоциируются с богами как их сыновья, а Кауравы - с демонами как их воплощения. Ригведийские связи Индры и Вишну-Упендры ("Малого Индры") выражаются в родственных отношениях и боевом союзе героя Арджуны, сына Индры, с Кришной, верховным божеством и воплощением Вишну.

При этом Арджуна и Вишну-Кришна иногда сближаются вплоть до идентификации. В эпич. Космографии вертикаль трехчастна, соединяя небо (местопребывание богов), землю (обиталище людей) и подземный мир (край демонов). Поздняя относительно героики эпоса брахманская теория использует также имеющую параллели в упанишадах идею многоярусности надземных и подземных миров. Жизнь вселенной в эпической "дидактике" воспринимается как периодич. Смена циклов, состоящих из четырех юг. Каждый из них завершается гибелью вселенной (см. ПРАЛАЯ) в результате моральной деградации человечества. Космогонич. Концепции эпоса предполагают наличие персонифицированной силы творения, к-рое связывается обычно с именем Праджапати-Брахмы, однако оба направления индуистской веры - вишнуизм и шиваизм - наделяют статусом творца верховное для каждого божество.

Представления о посмертной судьбе человека как о наказании грешника в аду и райском блаженстве праведного на небесах сосуществуют в эпосе с концепцией переселения душ. Те, что следуют "путем богов" (дэваяна), освобождаются от перерождений. Блюдущие дхарму идут "путем предков" (питрияна), рождаясь снова среди людей. Преступившие же религ, закон рождаются животными. Всеми течениями индуистской мысли было воспринято известное и эпосу учение о карме, детерминированности участи человека исполнением в прошлом его рождении сословно-варновых обязанностей. Понятие бесконечности бытия выражено образом кояесг-сансары, выход за пределы к-рого, т. Е. Релит, освобождение, осознается как результат йогического постижения тождества индивидуального Атмана и мирового Абсолюта - Брахмана.

"Бхагавадгита", фрагмент из VI книги "Махабхараты", демонстрирует синтез религ.-философских и этич. Доктрин. Один из самых значит, текстов индуизма, "Гита", проповедует единство трех путей к освобождению. Знания (джняна), любви к богу (бхакти) и действия (карма), определяемого законом дхармы К числу важнейших сторон религ. Практики индуизма эпос относит аскезу, ритуальное паломничество и йогическое самосовершенствование.С. Невелева .

Значения в других словарях
Эпос

(греч. Éżpos — слово, повествование, рассказ) 1) Род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой. Представлен такими жанрами, как Сказка, Предание, разновидности героического эпоса, Эпопея, эпическая Поэма, Повесть, Рассказ, Новелла, Роман, Очерк. Э., как и драме, свойственно воспроизведение действия, развёртывающегося в пространстве и времени, — хода событий (см. Сюжет) в жизни Персонажей. Специфическая же черта Э.— в организующей роли повествования (См. Повествование). Носитель речи (са..

Эпос

ЭПОС (греч. Epos - слово - повествование),..1) то же, что эпопея, а также древние историко-героические песни (напр., былины)2)] Род литературный (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос схватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность). Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина). До 18 в. Ведущий жан..

Эпос

ЭПОС (греческое epos - слово, повествование), 1) то же, что эпопея, а также древние историко-героические песни (например, былины>). 2) Род литературный> (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие> в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность). Возникает в фольклоре (сказка>, эпопея, историческая песня, былина). До 18 в. В..

Эпос

В обычном словоупотреблении совокупность эпических произведений, с точки зрения теории поэзии, непрерывно повторяющийся в нас психический процесс претворения образов внешнего мира в формы художественного повествования. Наука о поэзии (поэтика, см.) имеет целью уяснение его механизма, в зависимости от различных условий индивидуальной организации и среды в широком смысле слова. Такова задача будущего, не выполненная еще научным анализом, ограничивавшимся до последнего времени почти исключительно п..

Эпос

(греч. От еро - сказывать) произведения эпической поэзия.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)[гр. Epos - слово, рассказ, песня] - лит. Повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой). Основные прозаические жанры э. Роман, повесть, рассказ.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)вид поэтических произведений, отличающихся тем, что в них рассказывается о действии,..

Эпос

Сущ., кол-во синонимов. (13). ..

Эпос

М. Эпопея ж. Греч. Поэма степенного важного содержанья. Эпическое стихотворенье, героическое или вообще повествовательное, сказательное, противопол. Драматическое и лирическое. Эпик, эпический поэт.. ..

Эпос

М.1) Повествовательный - в отличие от драмы и лирики - род литературы.2) Совокупность произведений народного творчества. Народные песни, сказания, поэмы и т.п., объединенные единой темой или общей национальной принадлежностью.3) перен. Ряд связанных между собою исторических событий, отличающихся значительностью, величием.. ..

Эпос

Э́ПОС -а. М. [от греч. Epos - слово, повествование]. ..

Эпос

-а, м. 1. Повествовательный род литературы (в отличие от драмы и лирики) (спец.). 2. Произведения народного творчества — героические сказания, песни. Народный героический э. Богатырский э. М прил. Эпический, -ая, -ое. Э. Жанр. Э. Стиль.. ..

Эпос

Эпоса, мн. Нет, м. (греч. Epos - слово) (лит.). 1. Повествовательный род литературы (в отличие от драмы и лирики). 2. Совокупность произведений этого рода, объединенных общей темой, общей национальной принадлежностью, хронологией и т. П. Былевой эпос. Гомеровский эпос. Сербский эпос. Животный эпос. (см. Животный).. ..

Эпос

Э́пос см. Эпи́ческий.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Эпос

- (от греч. Epos - слово, повествование, рассказ). ..

Эпос

– слово, повествование – то же, что эпопея, а также древние исторические песни, например бьь лины. Кроме того, литературный род, наряду с лирикой и драмой, повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Э. Схватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность). Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина). До XVIII в. Ведущий жанр литературы Э. –..

Эпос

Героический (от греч. Epos - слово, повествование, рассказ). Дошел в виде как обширных эпопей ("Илиада", "Рамаяна", "Беовульф", "Джангариада", "Манас" и др.), так и коротких песен (исторические песни, рус. Былины, южнослав. Юнацкие песни и др.), отчасти сгруппированных в определенные циклы, в стихотворно-песенной, смешанной и реже прозаич. Форме (напр., нартские сказания, ирландские саги). Э. Как жанр фольклора сформировался еще в устной традиции, и мн. Памятники книжного Э. Сохранили следы устн..

Элефанта

Пещерный храм VI-VIII вв. На острове Элефанта (против гавани Бомбея). Образец брахманской скальной архитектуры. До XVI в. Был одним из главнейших культовых центров Индии. После разрушения португальцами утратил свое значение. Гл. Святилище в пещерном комплексе - храм Брахмы. Элефанта знаменита выдающимися скульптурными памятниками. Один из них изображает Шиву - Махешварамурти - бюст с тремя головами, обращенными ликами в разные стороны. Большой храм Шивы высечен в скале в зап. Части о-ва на высот..

Эллора

Комплекс храмовых скальных сооружений (примерно в 100 км от Аджанты). В период с V по VIII в. Здесь было высечено более 30 пещерных храмов, большая часть к-рых - индуистские.Жемчужиной Э. Является храм Кайласанатха. Гора Кайласа считается обителью Шивы, и потому пирамидальные башни храма воспринимаются как ее символ. Вместе со святилищем, залом, колоннами, входами храм высечен из цельного сплошного скального массива и украшен изумительными фигурами и сценами, к-рые дают основания считать памятни..

Этика

Философской дисциплины, подобной европ. Э., т. Е.а) позитивно изучающей и конструирующей понятия поступка, деяния, характера, нрава и пр. Иб) созидающей нормативные понятия блага, зла и др., в Индии не возникло.В целом сфера Э. Поделена в инд. Культуре между дхармой и мокшей. При этом дхармой предписываются социальные нормы поведения, обязательные для каждого члена об-ва, но, поскольку они существенно связаны с его кастой, варной, возрастным статусом, трудноотделимы от обычного права, на долю эт..

Юга

(букв, ярмо, упряжка для скота) - в мифологич. Хронологии понятие, к-рое обозначает самую мелкую единицу исчисления времени, основанную на представлении о божественном, в противоположность человеч. Времени.4 юги образуют махаюгу и обозначаются терминами для игры в кости (крита, трета, двапара и кали), что соответствует костям в 4, 3, 2 и 1 очко. Теми же цифрами обозначается сравнит, длительность юг. Каждая последующая укорачивается на Вј по сравнению с предыдущей. Укорачивание, ускорение времени..

Эпос

Тематически примыкают к ведической литературе эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», отделенные от нее значительным промежутком времени. Они являются памятником индуизма, победившего буддизм и поэтому о них приходится говорить после буддийской литературы (Бонгард-Левин, 1993, 125 и сл.). «Махабхарата» (санскр. «Сказания о битве Бхаратов»), первая из эпических поэм Индии, видимо, сначала состояла всего лишь из 8800 строк (джайя), затем расширилась до 24 000 строк (Бхарата), а впоследствии ра..

Дополнительный поиск Эпос Эпос

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эпос" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эпос, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 4 символа