Киники

222

Одна из основных составных частей мировой истории философии, характеризующаяся ярко выраженной самобытностью. Радикальная демифологизация осуществлялась в древнекитайской культуре как бы изнутри мифосознания - через переосмысление мифологической модели мира при сохранении ее общей структуры, прежде всего, - принципа единосущности макро- и микрокосма, поэтому базисной интенцией китайского философского мышления была идея органического единства человека и мира. Органицизм мышления обусловил понимание вещей как подвижных, текучих образований. 'ци', универсальный субстрат мира, трактуется как непрерывная среда динамических колебаний, поляризуемая действием противоположных сил - 'ян' и 'инь' (света и тьмы, напряжения и податливости).

Каждая вещь содержит в себе начала 'инь' и 'ян', поочередно доминирующие и обеспечивающие пульсацию перемен. Эмпирически наличное состояние дел постоянно должно приводиться в соответствие с изначальной гармонией великой триады Небо - Человек - Земля, поэтому китайское философское мышление характеризуется отчетливо выраженным практицизмом. Знание - 'чжи' - предмета включает не только его описание, но и предписание к действию. Обладать знанием значит прежде всего 'знать свое дело'. В центре внимания китайских мыслителей находились этико-политические проблемы, поскольку деятельность по упорядочению Поднебесной (социума) понималась как важнейший фактор поддержания вселенской гармонии. Уже в период Западного Чжоу (нач.

I тыс. До н.э.) оформилась одна из центральных категорий китайской мысли - 'дэ', обозначающая силу порождения и упорядочения. Благодаря силе 'дэ' Небо (Небо-и-Земля) порождает и взращивает все сущее. Правитель - 'ван', являясь Сыном Неба, приобщается к 'великому дэ Неба и Земли' (космоса) и распространяет его на мириады людей, гармонизируя Поднебесную. В свою очередь, на мир и благополучие, царящие в Поднебесной, Небо отвечает правильным порядком природных процессов, хаос же в обществе вызывает природные катаклизмы. 'Золотым веком' китайской философии является период 6-3 вв. До н.э. В это время возникли конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа натурфилософов и школа имен. В условиях, когда власть чжоуского вана стала чисто номинальной, состояние дел в Поднебесной осознается как зависящее от 'дэ' каждого человека.

Родоначальники двух основных течений китайской философии - Конфуций и Лао-цзы - вводят u связи с этим категорию 'дао' - пути как мерила должного индивидуального поведения. Накопление 'дэ' достигается познанием 'дао' и следованием ему. Обладание знанием оказывается важным средством гармонизации Поднебесной. Конфуций и Лао-цзы разрабатывают взаимодополнительные модели познания 'дао'. Для Конфуция характерна опора на формальную упорядоченность человеческого поведения посредством строгого следования правилам церемониала 'ли'. Воплощением знания выступает 'благородный муж' ('цзюнь цзы'), посредством жесткого самоконтроля обуздывающий природно-хаотическое начало в человеке. В противовес конфуцианскому культуроцентризму даосизм выдвигает стратегию 'следования естественности'.

Отказ от всякой преднамеренности и целенаправленности в действии (принцип 'недеяния' - 'у вэй') позволяет совершенномудрому приобщится к 'дао' как общемировому естественному ритму событий. При империи Хань (3 в. До н.э. - 3 в. Н.э.) конфуцианство приобрело статус официальной идеологии и впоследствии на протяжении столетий оказывало огромное воздействие на облик традиционной китайской цивилизации. Даосское учение трансформировалось в так называемый 'религиозный даосизм', занятый преимущественно решением проблемы бессмертия и образующий неортодоксальную составляющую китайской духовной культуры. Развитие философской мысли в Китае характеризовалось традиционностью. Для нее характерна исключительная стабильность круга основных философских проблем и категорий, а преимущественными формами философского творчества являлись комментарии и компиляция канонических произведений..

Значения в других словарях
Киники

(греч. Kynikói, от Kynósarges — Киносарг, холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками. Лат. Cynici — циники) одна из так называемых сократических философских школ Древней Греции. Её представители (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.) стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определённого образа жизни. Главное, что от них осталось в сознании последующих поколений,— это не трактаты, которы..

Киники

КИНИКИ (греч. Kynikoi - от Kynosarges - Киносарг, холм в Афинах с гимнасием, где Антисфен занимался с учениками. Лат. Cynici - циники), одна из сократических школ древнегреческой философии (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.). Выдвинув идеал безграничной духовной свободы индивида, киники относились с демонстративным пренебрежением ко всяким социальным институтам, обычаям и установлениям культуры. Оказали влияние на стоицизм.. ..

Киники

(от κύων — собака или от места Cynosarges) — считали себя истинными выразителями сократовской философии, хотя в действительности представляли собой сочетание сократических элементов с софистическими и элеатскими. Основатель кинической школы, Антисфен, был первоначально учеником софистов и лишь в зрелом возрасте стал последователем Сократа. Самый известный ученик Антисфена — Диоген из Синопа. Кинизм существовал до конца третьего века (приверженцами его были, например, Менедем и Менипп), когда он ..

Киники

(греч. "собаки") основанная около 380 г. До Р. Х. В Греции философская школа, признававшая единственным благом в мире добродетель, которая, по их учению, выражалась в полнейшей свободе от законов, общественных условий, людских предрассудков, короче, от всей внешней жизни.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907). ..

Киники

(4 в. До н. Э.) Греческие философы, последователи Антисфена. Выражали настроение демократически настроенных рабовладельцев. Основой счастья считали полное пренебрежение к общепринятой морали, нравственности, законам, а также отказ от богатства, славы, чувственных удовольствий.. ..

Киники

— последователи древнегреческого философа Антисфена, основателя кинической школы в IV в. До н. Э. Наиболее известен Диоген из Синопа. Критиковали учение Платона об идеях как общих сущностях, признавали только единичное. Считали, что достичь счастья и добродетели можно лишь путем отказа от благ цивилизации, богатства, чувственных удовольствий. Отвергали все религиозные культы. От названия их пошло слово «циники».. ..

Киники

КИНИКИ. ..

Качество И Количество

Философские категории, впервые проанализированные в таком статусе Аристотелем в 'Категориях' и 'Топике'. Качеству (предикаменту, отвечающему на вопрос 'какое?') Аристотель приписывал четыре возможных контекста. Наличие либо отсутствие врожденных, исходных способностей и характеристик. Наличие как преходящих, так и стабильных свойств. Свойства и состояния, присущие вещи и явлению в процессе их существования. Внешний облик вещи либо явления. Количеству (вопрос 'сколько?') Аристотель приписывал ипо..

Кибернетика

(древнегреч. Kybernetike (techne) - 'искусство управления') - отрасль знания, суть которого была сформулирована Винером как наука 'о связи, управлении и контроле в машинах и живых организмах...' в книге 'Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине' (1948). В 1959 академик А.Н.Колмогоров писал. '...Сейчас уже поздно спорить о степени удачи Винера, когда он. В 1948 году выбрал для новой науки название кибернетика. Это название достаточно установилось и воспринимается как новый термин, ..

Классика

Исторические типы философствования, содержательно дифференцирующиеся по следующим параметрам. 1). В отношении трактовки собственной предметной сферы К. Может быть охарактеризована как 'философия тождества', видящая мир в качестве целостного единства, открытого для рационального когнитивного усилия, причем продуктом последнего выступает эксплицитно объективированное знание (см. ТОЖДЕСТВА ФИЛОСОФИЯ). По оценке Уайтхеда, для представителей К. Характерно 'инстинктивное убеждение' в том, что у мира '..

Классическая Философия

(Klein) Кристиан Феликс (1849-1925) - немецкий математик, глава математического мира и основатель одного из основных центров мировой науки первой четверти 20 в. - Геттингенской физико-математической школы. Исследования К. Оказали определяющее влияние на дальнейшее развитие математики и физики. Иностранный член Петербургской академии наук (1905), член-корр. Берлинской академии наук (1913), тайный советник и представитель Университета Геттингена в верхней палате Парламента Пруссии. Окончил Универс..

Киники

см. СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ.. ..

Киники

(греч. Kinikoi. Лат. Cynici - циники) - одна из т.н. Сократических филос. Школ Др. Греции. Ее представители (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.) стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определенного образа жизни. Главное, что от них осталось в сознании последующих поколений, - это не трактаты, которые они писали, а преимущественно анекдоты. Бочка Диогена, его просьба к царю Александру Македонскому. "От..

Дополнительный поиск Киники Киники

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Киники" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Киники, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 6 символа