Аккомодация
(лат. Accommodatio — приспособление, привыкание) — функциональное приспособление объекта к среде. Один из этапов процесса адаптации и главный элемент этого процесса, отличный от ассимиляции. Биологическая А. — приспособление живого организма к окружающей среде, психологическая или общественная А. — функциональное приспособление человека к обществ. Среде, богословская А. — приспособление формы проповедования Евангелия, а также науч. Систематизации Откровения к менталитету слушателя в зависимости от развития и изменения философских, социальных и др. Идей в различных эпохах и культ. Условиях (LG 44. Presbyterorum ordinis 16).Ап. Павел первым соединил семитский мир с греческим, используя эллинистические модели мышления (Деян 17, 22–34.
1 Кор 9, 19–23). По его стопам пошли Отцы Церкви. Благодаря этому уже в первые века христианства осуществился прочный синтез христ. Философии с неоплатонизмом. Средние века принесли новый синтез богосл. Мысли, основанный на филос. Фундаменте аристотелизма.До II Ватиканского собора понятие А. Использовалось в библеистике и миссиологии, а после энциклики Humani generis (1950) также и в догматическом богословии. О необходимости использования А. Во всем богословии говорится в документах II Ватиканского собора. Т.о. В богословии появилось деление на библейскую, догматическую, литургическую, миссионерскую и пастырскую А. Библейская А. Означает отнесение к.-л. Текста Св. Писания к личностям или предметам, о которых автор не говорит прямо.
Догматическая А. Означает соотнесение систематического размышления о спасительном действии Божьем (трансцендентный момент) с требованиями изменяющейся ситуации (ист. Момент). Провозглашенная истина, несмотря на свою трансцендентность, всегда имеет ист. Характер и может быть представлена в форме, доступной человеч. Восприятию. Это совсем не означает, что она относительна. Божественные истины, неизменные и всегда сохраняющие свой смысл, должны подвергаться А., поскольку человечество не остается на одной и той же стадии дух. Развития. Неизменный залог веры должен постоянно присутствовать в изменчивом ист. Контексте, требующем новых понятий, формулировок, более глубокого понимания и более последовательной и полной его реализации.
Залог веры может находить выражение в меняющейся форме при условии, что сохраняется тот же самый смысл и значение его содержания (UR 6. GS 62). Суть веры всегда выражается при помощи исторически определенных категорий мышления данного времени и места. Догматическая А. В большой мере касается богосл. Языка и его развития. Новые формулировки помогают понять некоторые пока еще недостаточно осознанные аспекты Откровения, однако они должны быть проверены в сопоставлении с первоначальной терминологией источников. В А. Богосл. Языка речь не идет лишь о чисто внеш. Обновлении языковой формы. Новые формулировки одновременно влияют на содержание, показывая другие аспекты истины, содержащейся в Откровении, которую недостаточно выразили уже имеющиеся формулировки.
Следовательно, не только термины и формулировки понятий являются предметом догматической А. Дело не только в необходимости осовременить, объяснить или проанализировать термины (библейские или святоотеческие), но в необходимости приспособить саму суть, содержащуюся в источниках, к новому менталитету. Догматическая А. Является общей задачей всей Церкви, которая должна услышать голос современности и судить о совр. Событиях в свете слова Божьего (GS 4. 11. 44). Инстанцией, принимающей решения и одобряющей направление развития догматической А., является Учительство Церкви (DH 1507–08. 3886–89), которое не поставлено над словом Божьим, а служит ему, изучая, сохраняя и правильно интерпретируя его при помощи Св. Духа (LG 10).
Догматическая А. Имеет большое экумен. Значение, т.к. Направляет к братскому межхрист. Диалогу и тем самым помогает более глубоко понять еванг. Истины (UR 11).Литургическая А..
Дополнительный поиск Аккомодация
На нашем сайте Вы найдете значение "Аккомодация" в словаре Католическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аккомодация, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 11 символа