Канон гор и морей

151

"ШАНЬ ХАЙ ЦЗИН" "Канон гор и морей", "Каталог гор и морей".Анонимный памятник предположительно кон. 3 - нач. 2 в. До н.э. Традиционно считается произв., объединяющим разновременные пласты как положительных знаний - по описательной географии, ландшафтоведению, зоогеографии, ботанич. Географии, минералогии, этнографич. Географии, космологии, медицине, так и мифологии и верований. Известен в редакции Го Пу (кон. 3 - нач. 4 в.). Состоит из 18 цзюаней ("свитков"), объединенных в два разд. "Канон гор" ("Шань цзин"), или "Канон Пяти сокровенных (гор)" ("У цзан цзин") в пяти цзюанях и "Канон морей" ("Хай цзин") в 13 цзюанях. Впервые упоминается в "Ши цзи" (2 - 1 вв. До н.э.) и в библиографич. Разд. "Ханъ шу" ("История дин. Хань", 1 в.).

По преданию, "Ш.х.ц." был выгравирован на свящ. Сосудах Бои - помощником "совершенномудрого" (шэн (1)) полумифич. Правителя древности Юя (кон. 23 - нач. 22 в. До н.э.). Для "Канона морей" характерны многочисленные генеалогии, отражающие тенденцию к созданию общекит. Пантеона богов и предков.В нек-рых книгах "Канона гор" отмечаются культовые центры, их боги, фрагментарно сообщаются мифы о богах и предках. Те герои, к-рые в "Шу цзине" выступают в качестве историч. Деятелей - мудрых правителей древности, в "Ш.х.ц." предстают богами или культурными героями. Почти все сюжеты "Шу цзина" находят аналогии в мифах, сообщаемых в "Ш.х.ц.". Генеалогич. Систематизации "Ш.х.ц." противостоят отбору предков-героев "Шу цзина". Напр., мельком упоминаются "совершенно-мудрые" Яо, Шунь и Юй, зато возглавляют генеалогич.

Ряды великих предков либо популярный в даос, традиции "Желтый император" - Хуан-ди, либо не встречающийся в др. Источниках "Предок-государь" (Ди-цзюнь). Многие данные "Ш.х.ц." перекликаются с "Тянь вэнь" Цюй Юаня (4 - нач. 3 в. До н.э.), "Люй-ши чунь цю" (3 в. До н.э.) и "Хуайнань-цзы" (2 в. До н.э.). Существует мнение, что в "Ш.х.ц." зашифрованы карта звездного неба и система календарного счисления. Высказываются также предположения о том, что географич. Описания "Ш.х.ц." относятся не только к Китаю, но и к др. Р-нам мира (напр., Южн. Америке).*Каталог гор и морей (Ш.х.ц.). Предисл., пер. И коммент. Э.М. Яншиной. М., 1977;**Кухтина Е.В. "Ш.х.ц.". Нек-рые проблемы структуры и типологии текста // 13-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1982. Лихтман В.В.

Пространственные текстологич. Структуры ("Ш.х.ц." и "Ши цзина") // 18-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1987. Голыгина К.И. Обрядовый календарь - "шаманская" книга в лит-ре // 25-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1994. Ее же. Великий предел. М., 1994..

Значения в других словарях
Канон буддийский великий

ДА ЦЗАН ЦЗИН "Великое хранилище сутр" ("Великий буд. Канон", "Кит. Буд. Канон", "Кит. Трипитака"), или "И це цзин" ("Все сутры").Кит. Название собр. Буд. Канонич. Текстов - "Трипитаки" (см. Буддизм ). В отличие от др. Вариантов в кит. Сб. Включены не только переводные инд. Канонич. Произв., но и кит. Апокрифы, коммент. И др. Буд. Соч., тогда как, напр., тибет. Вариант разделяется на собственно канон ("Ганджур"), и коммент. Лит-ру и тибет. Соч. ("Данджур"). Как и др. Варианты "Трипитаки", "Д. Ц. ..

Канон о внутреннем

"ХУАН-ДИ НЭЙ ЦЗИН""Канон Желтого императора о внутреннем", или "Нэй цзин" ("Канон о внутреннем").Древнейший кит. Теоретич. Трактат по медицине (3 - 2 или 2 - 1 вв. До н.э.). Впервые упоминается в библиографии, разд. "Хань шу" (1 в.) как текст из 18 цзюаней ("свитков"). В дошедшей до нас редакции состоит из двух разд. "Су вэнь" ("Вопросы о простом"), 24 цзюаня, и "Лин шу" ("Ось духа"), 12 цзюаней. В соч. Хуан Фуми "Чжэнь цзю цзя и цзин" ("Канон правил иглоукалывания", 3 в.) говорилось о существов..

Дополнительный поиск Канон гор и морей Канон гор и морей

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Канон гор и морей" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Канон гор и морей, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 17 символа