Канон о внутреннем

188

"ХУАН-ДИ НЭЙ ЦЗИН""Канон Желтого императора о внутреннем", или "Нэй цзин" ("Канон о внутреннем").Древнейший кит. Теоретич. Трактат по медицине (3 - 2 или 2 - 1 вв. До н.э.). Впервые упоминается в библиографии, разд. "Хань шу" (1 в.) как текст из 18 цзюаней ("свитков"). В дошедшей до нас редакции состоит из двух разд. "Су вэнь" ("Вопросы о простом"), 24 цзюаня, и "Лин шу" ("Ось духа"), 12 цзюаней. В соч. Хуан Фуми "Чжэнь цзю цзя и цзин" ("Канон правил иглоукалывания", 3 в.) говорилось о существовании трактата "Нэй цзин" в двух частях. "Чжэнь цзин" ("Канон иглоукалывания") и "Су вэнь", по девять цзюаней каждая. "Су вэнь" с 3 в. Считался утраченным, в 8 в. Восстановлен и, вероятно, дополнен Ван Бином за счет текстов, унаследованных им от учителей в традиции "тайной передачи".

Разд. "Лин шу" до 8 в. Нигде не упоминался. По мнению Ван Бина, это те девять цзюаней из 18, о к-рых говорилось в "Хань шу". По др. Версии, это "Чжэнь цзин".Текст построен в виде серии диалогов Хуан-ди - мифич. Императора, культурного героя, одного из родоначальников кит. Нации - с шестью его сановниками. Учение "Х.-д.н.ц." складывалось, по-видимому, под преимуществ, воздействием филос. Взглядов Сун (Цзяня) - Инь (Вэня) школы. В трактате сформулированы представления о строении и функционировании человеч. Организма, закрепившиеся в традиц. Кит. Медицинской теории. О шести "полых" внутр. Органах ян ( 1 ) и шести "плотных" органах инь (1) как функциональных системах (по пять основных плюс один с условным анатомич. Эквивалентом).

Об их взаимодействии посредством парафизиологич. Системы цзин ло (см. Цзин вэй) - гл. И второстепенных "каналов" ("меридианов и коллатералей"), по к-рым циркулирует жизнетворная "пневма" (ци (1)), подобно потокам воды, разрежаясь и сгущаясь, приобретая различные свойства. О трансмутациях "пневмы" в организме, обмене различными ее видами с внеш. Средой посредством принятия пищи, питья, дыхания, через биологически активные (акупунктурные) точки. О "внеш." и "внутр." патогенных факторах, реализующихся в определенных качествах "пневмы". О функционировании организма и космоса по закономерностям инь ян и "пяти элементов" (у син (1)). О зависимости жизнедеятельности организма от космич. Ритмов, о болезни как следствии десинхронизации ритмов организма и природы, гиперфункции или ослабления одной из функциональных систем организма, влияющих на др.

Системы. О взаимозависимости и неразрывной связи физиологич. И психич. Аспектов жизнедеятельности и т.д. В "Х.-д.н.ц." последовательно проводится идея изоморфизма - подобия космоса, об-ва и организма. Наиболее авторитетные сб-ки коммент. К "Х.-д.н.ц." принадлежат Ван Бину ("Х.-д.н.ц. Су вэнь"- "Вопросы о простом" "Канона Желтого императора о внутреннем") и Чжан Чжицуну ("Х.-д.н.ц. Су вэнь цзи чжу"- "Собр. Резюмирующих коммент. К "Вопросам о простом" "Канона Желтого императора о внутреннем", 17 в.).*Х.-д.н.ц. Су вэнь. Т. 1 - 2. Шанхай, 1959. Х.-д.н.ц. Су вэнь и ши (Толкования "Вопросов о простом" "Канона Желтого императора о внутреннем"). Шанхай, 1959. Нэй цзин. Глава о зависимости жизненной энергии от смены четырех времен года. Глава о зависимости жизненных ци от природы.

Глава о зависимости здоровья от инь и ян. Вступ. Ст. И пер. В.Г. Бурова // Древнекит. Философия. Эпоха Хань. М., 1990. Трактат Желтого императора о внутреннем. Пер. Б.Б. Виногродского. Киев, 1993. The Yellow Emperor's Classic of Internal Medicine. Tr. By lisa Veith. Berk., 1949. "Coup, историко-науч. Исследования. Наука в традиц. Китае. М., 1987. С. 182 - 8. Демин Р.Н. Ритуал передачи знаний в древнекит. Медицине // Петербургское востоковедение. 1992. Вып. 1. Чэнь Бансян. Чжунго исюэши (История кит. Медицины). Шанхай, 1937. Нэй цзин цзян и (Лекции о "Каноне о внутреннем"). Тайюань, 1959.А.Г. Юркевич.

Значения в других словарях
Канон буддийский великий

ДА ЦЗАН ЦЗИН "Великое хранилище сутр" ("Великий буд. Канон", "Кит. Буд. Канон", "Кит. Трипитака"), или "И це цзин" ("Все сутры").Кит. Название собр. Буд. Канонич. Текстов - "Трипитаки" (см. Буддизм ). В отличие от др. Вариантов в кит. Сб. Включены не только переводные инд. Канонич. Произв., но и кит. Апокрифы, коммент. И др. Буд. Соч., тогда как, напр., тибет. Вариант разделяется на собственно канон ("Ганджур"), и коммент. Лит-ру и тибет. Соч. ("Данджур"). Как и др. Варианты "Трипитаки", "Д. Ц. ..

Канон гор и морей

"ШАНЬ ХАЙ ЦЗИН" "Канон гор и морей", "Каталог гор и морей".Анонимный памятник предположительно кон. 3 - нач. 2 в. До н.э. Традиционно считается произв., объединяющим разновременные пласты как положительных знаний - по описательной географии, ландшафтоведению, зоогеографии, ботанич. Географии, минералогии, этнографич. Географии, космологии, медицине, так и мифологии и верований. Известен в редакции Го Пу (кон. 3 - нач. 4 в.). Состоит из 18 цзюаней ("свитков"), объединенных в два разд. "Канон гор"..

Канон сыновней почтительности

"СЯО ЦЗИН" "Канон сыновней почтительности (сыновнего благочестия)".Один из канонич. Текстов конфуцианства, в эпоху Хань (кон. 3 в. До н.э.- нач. 3 в. Н.э.) вошедший в число "Семи канонов" ("Ци цзин") наряду с "Лунь юем", "Ши (цзином)", "Шу (цзином)", "Ли (цзи)", "(Чжоу) и", "Чунь цю".В конф. Традиции считается записью поучений по поводу принципа "сыновней почтительности (благочестия)" (сяо (1), см. Сяо ти), адресованных Конфуцием (6 - 5 вв. До н.э.) его ученику Цзэн-цзы. Составлен, вероятно, в 4..

Дополнительный поиск Канон о внутреннем Канон о внутреннем

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Канон о внутреннем" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Канон о внутреннем, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 18 символа