Лунь юй
"Суждения и беседы", "Беседы и высказывания", "Рассуждения и высказывания", "Аналекты", "Изречения".Сб. Высказываний Конфуция (6 - 5 вв. До н.э.), сост. Его учениками. Во 2 в. До н.э. Были известны три осн. Редакции текста "Л.ю.". Т.н. "Циская версия" ("Ци Л.ю.", 20 пяней - глав), "Луская версия" ("Лу Л.ю.", 22 пяня) и "Древний текст (из царства) Лу" ("Гувэнь Л.ю.", 21 пянь), якобы найденный Кун Аньго (2 в. До н.э.) в доме Конфуция. Версии различались и объемом (числом иероглифов), и стилистикой. "Л.ю." вошли в свод конф. Канонов ("Ши сань цзин"), а в 11 - 12 вв. Вместе с "Мэн-цзы", "Да сюэ" и "Чжун юн" - в базовый конф. Канонич. Сб. "Четверокнижие" ("Сы шу"). В тот пер. Была подготовлена офиц. Редакция текста "Л.ю.", наряду с к-рой сохранились и др.
Его варианты. Вопрос о том, какая из трех древних версий "Л.ю." легла в основу офиц. Редакции, остался нерешенным. Известно лишь, что она базируется на варианте Чжан Юя (1 в. До н.э.), канонизированном уже в 1 в. Н.э.Разрозненные афоризмы "Л.ю." объединены темой создания идеального человеч. Об-ва, возможного в рез-те самосовершенствования человека - приобщения его к "культуре" (вэнь). Этот процесс сопряжен с постижением дао, "человеч." ипостась к-рого подразумевает весь комплекс идей, принципов и методов, предлагаемых Конфуцием для реализации в человеч. Жизни. Их осуществление формирует личность цзюнь цзы ("благородного мужа"). Этот термин имеет и этич., и социальное наполнение. В гл. 20 образ цзюнь цзы ассоциируется с правителем царства.
"Благородный муж" должен отвечать всем требованиям, предъявляемым в идеале к носителю "гуманности" (жэнь (2)) и "культуры".Двойную - социальную и этич. Коннотацию имеет и антонимичное цзюнь цзы понятие сяо жэнь ("маленький человек"). "Благородный муж помышляет лишь о долге/справедливости (и (11), маленький человек помышляет лишь о выгоде" (гл. 4). Отсутствие стремления к высшим ценностям и учению чревато личностным падением до уровня сяо жэня. Высшая добродетель - "сыновняя почтительность и почитание старшего брата" (сяо ти) предусматривает перенесение норм внутрисемейных отношений на социальную сферу в целом. Основа управления об-вом и гос-вом - нормы "(ритуальной) благопристойности", а основа устойчивости обществ, порядка - "доверие" (синь (2)) народа по отношению к государю.
См. Ст. Конфуций, Конфуцианство.*Ян Боцзюнь. Л.ю. И чжу ("Л.ю." с пер. И коммент.). Пекин, 1958. Попов П.С. Изречения Конфуция, учеников его и др. Лиц. СПб., 1910. Из кн. "Л.ю." ("Суждения и беседы"). Пер. И вступ. Ст. Н.И. Конрада // Кит. Лит-pa. Хрестоматия. Т. 1. М., 1959. Из "Изречений" (Л.ю.). Пер. Л.Д. Позднеевой // Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1963. Л.ю. Гл. 1 - 9, 11 - 17, 20. Пер. В.Л. Кривцова // Древнекит. Философия. Т. 1. М., 1973. ««Конфуцианство в Китае. М., 1982. С. 11-45. Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. М., 1987. Переломов Л.С. Конфуций. Жизнь, учение, судьба. М., 1993..
Дополнительный поиск Лунь юй
На нашем сайте Вы найдете значение "Лунь юй" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лунь юй, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 7 символа