Лукиан - Икароменипп, Или Заоблачный Полёт

177

Менипп рассказывает Другу о своем необычайном путешествии, поражая собеседника точнымиданными о расстоянии от Земли до Луны, до Солнца и, наконец, до самого неба —обиталища богов Олимпийцев. Оказывается, Менипп лишь сегодня вернулся на Землю. Он гостилу Зевса.Друг сомневается. Неужели Менипп превзошел Дедала, превратившись в ястреба илив галку. Он иронизирует. «Как же, о величайший храбрец, ты не побоялся упастьв море и дать ему от своего имени название Мениппейского, как тот его сын —Икарийскому?»Менипп давно интересовался всем, что касается природы мироздания:происхождением громов и молний, снега и града, сменой времен года, многообразием форм Луныи многим другим. Сперва он обратился к длиннобородым и бледным философам.

Но каждыйиз них лишь оспаривал мнение других, утверждая противоположное, и требовал, чтобы верилитолько ему. Взяв с Мениппа немалые деньги за науку, они окатили его дождем первопричин, целей,атомов, пустот, материй, идей и прочего. Ступая лишь по земле, часто будучи немощными и дажеблизорукими, они хвастливо рассуждали о точных размерах Солнца, звезд и особенностяхнадлунного пространства. Сколько стадиев от Мегар до Афин, они не знают. Зато расстояниямежду светилами им якобы известны, измеряют толщину воздуха и глубину океана, окружностьЗемли и многое другое. Говоря о предметах далеко не ясных, они не довольствуютсяпредположениями, но упорно настаивают на своей правоте, утверждая, например, что Лунаобитаема, что звезды пьют воду, которую Солнце, словно на колодезной веревке, черпает из моряи поровну распределяет между ними.Мениппа возмущает и противоречивость сужденийфилософов, их «полное разномыслие» по вопросу о мире.

Одни утверждают, чтоон не создан и никогда не погибнет, другие признают Творца, но при этом не могутобъяснить, откуда он явился. Нет согласия среди этих ученых по поводу конечностии бесконечности бытия, одни считают, что существует большое число миров, а другие — чтоэтот мир единственный. Наконец один из них, далеко не миролюбивый человек, считает раздоротцом всего миропорядка. Так же одни полагают, что богов много, а другие — что бог един.А иные вообще отрицают существование богов, бросая мир на произвол судьбы, лишая его владыкии вождя.Вконец потеряв терпение от этой сумятицы суждений, Менипп решает все выяснитьсамолично, поднявшись на небо. Поймав большого орла и ястреба, он отрезает у нихпо крылу и, учтя трагический опыт Дедала с непрочным воском, ремнями крепко привязываеткрылья к плечам.

После пробных полетов с акрополя смельчак облетел немалую часть Элладыи достиг Тайгета. С этой знаменитой горы Менипп летит на Олимп и, запасшись там самойлегкой едой, взмывает в небо. Прорвавшись сквозь облака, он подлетел к Луне и приселна ней передохнуть и, подобно Зевсу, обозрел все известные ему земли от Элладыдо Индии.Земля показалась Мениппу очень маленькой — меньше Луны. И лишь пристальноприглядевшись, он различил Колосса Родосского и башни на Форосе. Воспользовавшисьсоветом неизвестно откуда взявшегося на Луне философа Эмпедокла, он вспомнил, что одно крылоу него — орлиное. А ведь никто из живых существ не видит лучше орла! В тотже миг Менипп стал различать даже отдельных людей (так удивительно обострилось его зрение).Одни плыли по морю, вторые сражались, третьи обрабатывали землю, четвертые судились;виделженщин, животных и вообще все то, что «питает плодородная почва».Увидел Мениппи то, как люди непрерывно грешат.

Разврат, убийства, казни, грабежи происходили во дворцахливийских, фракийских, скифских и прочих царей. «А жизнь частных лиц казалась еще смешней.Здесь я увидел Гермодора-эпикурейца, приносящего ложную клятву из-за тысячи драхм;стоика Агафокла, который обвинял перед судом одного из своих учеников за неуплату денег;оратора Клиния, крадущего чашу из храма Асклепия…» Словом, в разнообразной жизниземлян смешалось и смешное, и трагическое, и хорошее, и плохое. Больше всего смеялсяМенипп над теми, кто спорит о границах своих владений, ибо сверху вся Эллада представлялась ему«величиною пальца в четыре». С такой высоты люди казались Мениппу сроднимуравьям — ведь и у муравьев, по-видимому, есть свои строители, солдаты,музыканты и философы.

Тем более что по преданию, например, воинственных мирмидонян Зевссотворил именно из муравьев.Наглядевшись на все это и от всей души посмеявшись,Менипп полетел еще выше. На прощанье Луна просила заступиться за нее перед Зевсом. Земныефилософы-болтуны распространяют о Луне всякие небылицы, и это ей, признаться, надоело.Луне уже невозможно будет оставаться в этих местах, если он не сотрет в порошокфилософов и не заткнет рот этим болтунам. Пусть Зевс разрушит Стою, поразит громом Академиюи прекратит бесконечные разглагольствования перипатетиков. Поднявшись на крайнее небо,Менипп был встречен Гермесом, который незамедлительно доложил Зевсу о прибытии земного гостя.Царь богов милостиво принял его и терпеливо выслушал.

А затем он направился к той частинеба, откуда были лучше всего слышны молитвы и просьбы людей.По дороге Зевсрасспрашивал Мениппа о земных делах. Почем теперь пшеница в Элладе, нужны ли обильныедожди, жив ли хоть кто-то из рода Фидия и задержаны ли ограбившие храмв Додоне. Наконец последовал вопрос. «А что обо мне думают люди?» «О тебе, владыка,их мнение самое благочестивое. Люди считают тебя царем богов».Зевс, однако, сомневается:прошли времена, когда люди почитали его и как верховного бога, и как пророка, и какцелителя. А когда Аполлон основал в Дельфах прорицалище, Асклепий в Пергаме —лечебницу, во Фракии появился храм Бендиды, а в Эфесе — Артемиды, люди перебежалик новым богам, Зевсу же теперь лишь раз в пять лет приносят жертвы в Олимпии.

И Мениппне решается ему возражать…Сев на троне там, где он обычно выслушивал молитвы, Зевсстал поочередно снимать крышки с отверстий, напоминающих колодцы. Оттуда и доносилисьлюдские просьбы. «О Зевс, дай мне достигнуть царской власти!», «О Зевс, пустьпроизрастают лук и чеснок!», «О боги, да умрет мой отец как можно скорее!»,«О Зевс, пусть я буду увенчан на Олимпийских состязаниях!»…Мореплавателипросили о попутном ветре, земледельцы — о ниспослании дождя, сукновалы —о солнечной погоде. Зевс всех выслушивал и поступал по своему усмотрению.Затемон снял крышку с другого колодца и стал слушать произносящих клятвы, а потом занялсяпредсказаниями и оракулами. После всего он дал указания ветрам и погодам. «Сегодняпусть будет дождь в Скифии, в Ливии пусть гремит гром, а в Элладе пусть идет снег.Ты, Борей, дуй в Лидии, а ты, Нот, оставайся спокоен».После этого Менипп былприглашен на пир богов, где возлежал подле Пана и Карибантов — богов, так сказать,второразрядных.

Деметра раздала им хлеб, Дионис вино, а Посейдон — рыбу.По наблюдениям Мениппа, сами высшие боги угощались лишь нектаром и амвросией. Наибольшуюже радость им доставлял чад, поднимающийся от жертв. Во время обеда Аполлон игрална кифаре, Силен плясал кордак, а музы пели из «Теогонии» Гесиода и однуиз победных од Пиндара.На следующее утро Зевс повелел всем богам прийтина собрание. Повод — прибытие на небо Мениппа. А раньше Зевс с неодобрениемнаблюдал за деятельностью некоторых философских школ (стоики, академики, эпикурейцы,перипатетики и другие). «Прикрываясь славным именем Добродетели, наморща лбы, длиннобородые,они гуляют по свету, скрывая свой гнусный образ жизни под пристойной внешностью».Этифилософы, развращая молодежь, способствуют падению нравов.

Не заботясь о пользе государстваи частных лиц, они осуждают поведение других, наиболее уважая тех, кто громче всех кричити ругается. Презирая трудолюбивых ремесленников и земледельцев, они никогда не помогутбедному или больному. «Но всех их своей наглостью превосходят так называемые эпикурейцы.Понося нас, богов, безо всякого стеснения, они доходят до того, что осмеливаются утверждать,будто боги нисколько не заботятся о человеческих делах…»Все боги возмущеныи просят немедленно покарать негодников-философов. Зевс согласен. Но вынужден отложитьисполнение приговора. Ближайшие четыре месяца священны — объявлен божий мир. Но ужев будущем году все философы будут безжалостно истреблены Зевесовой молнией. Что же касаетсяМениппа, то, хоть и встретили его тут благосклонно, решено крылья у него отнять,«…чтобы впредь он к нам больше не являлся и пусть Гермес сегодня же спустит егона Землю».Так завершилось собрание богов.

Менипп вернулся на Землю и поспешилв Керамик сообщить прогуливающимся там философам последние новости..

Значения в других словарях
Луис Де Гонгора - Полифем И Галатея

Прекрасен изобильный остров Сицилия, «рог Вакха, сад Помоны», золотятся его плодородные нивы,как снег белеет шерсть овец, пасущихся на горных склонах. Но есть на нем наводящее ужас место,«приют для жуткой ночи», где всегда царит тьма. Это пещера циклопа Полифема, которая служит ему и«глухим чертогом», и темным домом, и просторным загоном для его овечьих стад. Полифем, сын владыкиморя Нептуна, — гроза всей округи. Он ходячая гора мускулов, он так огромен, что на ходу приминаетдеревья как былинки,..

Луис Де Камоэнс - Лузиада

Поэма открывается посвящением королю Себастьяну, после чего автор переходит непосредственнок рассказу об экспедиции Васко да Гамы, в результате которой был открыт морской путьв Индию. Дружины Луза — в средние века считалось, что римское название ПортугалииЛузитания произошло от имени некоего Луза, — отчаливают от родных берегов. Пока героиборются с морской стихией, на Олимпе собираются боги, чтобы решить участь лузитан. Вакх,считающий себя владыкою Индии, опасается потерять свою власть и влияние..

Лукиан - Разговоры Богов

I. Прометей и Зевс Прикованный к скалам Кавказа титан Прометей просит Зевсаосвободить его. Но нет, кара еще недостаточна. Ведь Прометей не только похитил Зевесов огоньи подарил его людям, но и (самое страшное) сотворил женщину!Поэтому тяжкие цепии орел, ежедневно пожирающий Прометееву печень, которая за ночь снова отрастает, — лишьпрелюдия к грядущим мучениям.Прометей предлагает в награду за освобождение открытьЗевсу грядущее. Тот, усомнившись сперва в пророческом даре титана, тут же сдается. Пр..

Лукиан - Разговоры В Царстве Мёртвых

I. Диоген и Полидевк Собравшемуся в очередной раз вернуться на землюПолидевку Диоген дает поручения. Ему надлежит передать кинику Мениппу (высмеивающему всехпустозвонных философов-спорщиков), что в царстве мертвых у него будет еще больше поводов длявеселья и насмешек, ибо тут тираны, богачи и сатрапы — предельно жалки и бессильны.А всем философам он советует прекратить бессмысленные споры. Богачам Диоген велит сообщить,что не надо копить драгоценности, собирая талан за таланом, ибо скоро они отп..

Дополнительный поиск Лукиан - Икароменипп, Или Заоблачный Полёт Лукиан - Икароменипп, Или Заоблачный Полёт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лукиан - Икароменипп, Или Заоблачный Полёт" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лукиан - Икароменипп, Или Заоблачный Полёт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 42 символа