Рудзанте
РУДЗАНТЕ (Ruzzante, настоящее имя - Angelo Beolco, 1502-1542) - выдающийся итальянский диалектальный драматург. Сын падуанского врача, Р. Получил хорошее гуманистическое образование, заметное в его комедиях, из которых две («La Vaccaria» и «La Piovana», обе в 1533) представляют обработку комедий Плавта. Род. С 18 лет стал актером и главой полупрофессиональной труппы, выступавшей в Венеции в патрицианских домах, а в 1529-1532 игравшей даже при Феррарском дворе. Для этой труппы Р. И сочинял свои комедии из крестьянской жизни, написанные по большей части на падуанском диалекте. Талантливый актер, он исполнял в своих пьесах роли крестьянина Рудзанте (дословно - «шутник»), несколько напоминающего маску Арлекина в commedia dell’arte , но отличающегося, несмотря на постоянное имя, типаж и костюм, большим разнообразием своих сюжетных функций (Р.
- то обманутый муж, то любовник, то глупый слуга, то хвастливый солдат).Драматическое наследие Р. Состоит из 10 пьес, из коих первые две (1517-1520) написаны стихами, а остальные - прозой. В четырех комедиях Р. Люди высшего звания говорят на тосканском (литературном) яз., а крестьяне - на «мужицком» падуанском наречии. В остальных Р. Пользуется исключительно диалектом, причем делает это совершенно сознательно, стремясь к максимальному реализму. По той же причине лучшие комедии Р. («La Fiorina», «La Moschetta» и два «Диалога на деревенском языке») совершенно свободны от литературных влияний. В жанровом отношении комедии Р. Приближаются к фарсу из деревенской жизни, культивировавшемуся в начале XVIв. В различных городах Тосканы (особенно в Сьене) и Венецианской области.
Отлично зная падуанскую деревню, Рудзанте дает необычайно сочную, красочную и правдивую картину крестьянской жизни, любовно проникая в психику мужика, рисуя его радости и горести. Выдающийся реалист, он дает такое освещение деревенского быта, какого не найти ни у одного из современных ему итальянских авторов. В своем втором «Диалоге» он поднимается до изображения семейной трагедии из крестьянской жизни, стоящей совершенно особняком в эпоху, когда быт низших классов было принято изображать только в комическом свете. Кроме комедий Р. Оставил две «речи» (orationi), обращенные к кардиналам Корнаро по случаю их приезда в Падую. В этих «речах» он вступается за угнетаемых крестьян, говорит об их нуждах, скорбит о дороговизне и военной оккупации Италии.Библиография.
I. Произведения Рудзанте имеются в оригинале только в изданиях XVI-XVIIвв., из них лучшее - первое, озаглавленное. Tutte le opere del famosissimo Ruzzante di nuova con somma diligenza rivedute e corrette..., Vicenza, 1584. Новейшие переиздания отдельных вещей. Do Rasonamenti e una Slettra, Padova, 1885. Tre dialoghi, Padova, s. A. Fiorina, Padova, s.a. Французский перевод всех пьес Рудзанте дал A.Mortier во IIт. Своего труда (см. Ниже). Русских переводов Рудзанте не существует.II. Гаспари А., История итальянской литературы, т.II, перев. К.Д.Бальмонта, М., 1897. SandM., Masques et bouffons, 1859. SanesiJ., La commedia, Milano, s. A. ScherilloM., La commedia dell’arte in Italia, Torino, 1884. D’AnconaA., Origini del teatro italiano, 2 ed., 2 vv., Torino, 1891.
BrunelliB., I teatri di Padova, dalle origini alla fine del secolo XIX, Padova, 1921. BoldrinG., Ruzzante, Padova, 1924. MortierA., Ruzzante, un dramaturge populaire de la Renaissance italienne, 2 vv., P., 1925-1926. CataldoA., Il Ruzzante (Angelo Beolco), Milano, s. A. (1933)..
Дополнительный поиск Рудзанте
На нашем сайте Вы найдете значение "Рудзанте" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рудзанте, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 8 символа