Сю

107

СЮ Эжен (Eugene Sue, 1804-1857) - виднейший представитель массовой социальной беллетристики 40-х гг. Во Франции. Сын придворного врача.«Сентиментально-мещанский социал-фантазер», по определению Маркса, С. Является типичным писателем-профессионалом эпохи возникновения массового рыночного спроса на литературу. Приспособление к требованиям широкого читателя характерно для С. На всех этапах его творчества. Свою деятельность начал как драматург. Выдвинулся рассказами. Сборник «Плик и Плок» («Plik et Plok») снискал ему почетное по тем временам прозвище «французского Купера». Колониальная экспансия (захват Алжира и др.) возбуждает в 30-х гг. Живой интерес к экзотическим странам. Увлечение байронизмом находится в апогее. Все это обеспечивает успех таких морских и колониальных романов С., как «Атар-Гюль» (Atar-Gull, 1831).

«Кукарача» (La Coucaratcha, 1832-34) и др., где на фоне тропического пейзажа действуют гордые, разочарованные личности, таинственные злодеи и безумно-смелые морские волки. В романах из современной ему жизни («Сесиль» (Cecile, 1835), «Артур» (Arthur, 1838) и др.), так же как и в условно-исторических - «Латреомон» (Latreaumont, 1837), «Маркиз де Леторьер» (Le Marquis de Letorieres, 1839) - и других зарисовки, нередко портретные, легитимистских салонов подвергнуты той же обработке в духе байронизма, как и наблюдения, легшие в основу первых романов. Современники впрочем находили, что пресыщенное, самолюбивое, отравленное ядом рефлексии и позерства поколение 30-х гг. Запечатлено в романах С. Как живое. Однако в отличие от его дворянских бытописателей (Мюссе и др.), у С., чем дальше, тем настойчивей выступает типично буржуазное морализирование.

«Матильда» (Mathilde, 1841), разоблачающая испорченность аристократии, знаменует совершившийся переход С. На новые, лево-буржуазные позиции. Наиболее популярны «Парижские тайны» (1842) - первый социальный роман С. Чрезвычайно доходчивым в этом произведении оказалось применение традиционных приемов «романа ужасов» к свежему, политически актуальному материалу - описанию быта парижской нищеты и преступного мира. Превознесенный Консидераном, Пиа, Ламартином, роман нашел беспощадную оценку у Маркса, обстоятельно показавшего в «Святом семействе» его идейное убожество и психологическую фальшь, продемонстрировавшего эклектизм идеологии С., скомбинированной из осколков реакционного буржуазного филантропизма и сентиментально-утопического социализма.

С оценкой Маркса гармонирует и отклик Белинского на роман С. (см. Замечательную статью Белинского о «Парижских тайнах», Избр. Соч., т. II, Гослитиздат, 1937). Великий русский критик с негодованием обрушился на художественную фальшь и благонамеренный реформизм романа, затемнившие критику социального неравенства, церкви, брака и традиционной морали, но зато отвечавшие вкусам лево настроенного городского мещанства 40-х гг. Грандиозный успех «Парижских тайн» и антиклерикального «Вечного жида» (Le Juif errant, 1848) означал не только революционизирование этой среды, но и ее политическую аморфность, ярко проявившуюся в ходе революции 1848.Почти все романы С., начиная с 1837, шли сперва фельетонами в умеренно-либеральных газетах («Journal des Debas», «Constitutionel» и др.), находя доступ к читателю, нередко не бравшему до того книги в руки, и в свою очередь привлекая его к газете (во время печатания «Вечного жида» в «Constitutionel» число подписчиков поднялось с 3 000 до 40 000, в читальнях устанавливались очереди, не знающим грамоты читали вслух портье и соседи).

Обращение к массовому мещанскому читателю, необходимость на протяжении ряда месяцев держать его в постоянном ожидании продолжения, торопливость самого процесса писания породили характерную для романа-фельетона технику. Упрощенность психологических мотивировок, сентиментально-мелодраматический подбор персонажей, сложность интриги, при обилии кульминационных пунктов, подчас сводящих изложение к монтажу разрозненных выразительных ситуаций, растянутость, наконец эмоциональность и неряшливость языка. В отличие от другого корифея романа-фельетона, А. Дюма, опоэтизировавшего разгульную жизнь дворянского искателя приключений, С. Внес в свои романы элементы демократического реализма - сочувственные описания быта рабочих, трактовку характеров как результата воздействия общественной среды, популяризацию идей утопического социализма.

После «Вечного жида» популярность С. Еще продолжала расти. Перед 1848 имели заметный успех «Мартин-найденыш» (Martin l’enfant trouve, 1847) и цикл «Семь смертных грехов» (Les sept peches capitaux, 1847). В 1850 С. Выбирают в Национальное собрание (Маркс оценил эти выборы как «шутку в угоду гризеткам»). После 1851 он эмигрировал. Гнет цензуры и разочарование мелкой буржуазии в розовых идеалах 40-х гг. Тяжело отразились на лит-ой судьбе С. Лучшее из его последних произведений, революционно-историческая эпопея «Тайны народа» (Les Mysteres du peuple, 1849-57), подверглось запрету во Франции, а потом и в других странах.Библиография. I. Русские переводы из Сю многочисленны. Многие из них указаны современными отзывами в работе Е.

Б. Покровской (см. Ниже). Новейшее изд. Агасфера (4 тт.) в пер. С. Ильиной, под ред. И со вступ. Статьей и комментариями Ю. И. Данилина дано изд-вом «Academia», М. - Л., 1933-1936.II. Маркс К. И Энгельс Ф., Святое семейство, Сочин., т. III. К. Маркс, Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850, Сочин., т. VIII. Маркс и Энгельс об искусстве. Сост. Ф. П. Шиллер и М. А. Лифшиц. Под ред. А. В. Луначарского, М., 1933, стр. 64-86, 157. Указания на др. Высказывания Маркса и Энгельса о Сю см. По «Библиографическому справочнику», приложенному к этому же изданию (№№ 68, 117, 180, 182, 205). Белинский В., Рецензии на «Парижские тайны» («Отчет. Записки», 1844, март) и «Терезу Дюнойе» («Современник», 1847 или Полн. Собр. Сочинений под ред. Венгерова, т. X). Gros J.-M., Le mouvement litteraire socialiste depuis 1830, P., 1904.

Teeg S. L. F., Die sozialen Elemente in den Romanen E. Sue’s, Greifswalder, Diss., 1921. Atkinson N., E. Sue et le roman-feuilleton, Nemours, 1929. Jarbinet G., Les Mysteres de Paris d’Eugene Sue, P., 1932. Веселовский Ю., Э. Сю в изд. История западной литературы (1800-1900), под ред. Ф. Батюшкова, т. II, кн. 7, М., (1914), стр. 473-477. Покровская Е. Б., Литературная судьба Е. Сю в России (1830-57), «Язык и литература», сб. V, Л., 1930 (здесь же и библиография). Данилин Ю., Эпоха сороковых годов и «Агасфер» Эжена Сю, вступит. Статья к «Агасферу», т. I, в изд. «Academia» (М. - Л.), 1933. Лифшиц М., Маркс о «Парижских тайнах» Сю, «Октябрь», 1933, № 3..

Значения в других словарях
Сэнки

СЭНКИ («Боевое знамя») - литературно-художественный журнал, основанный в Японии в мае 1928 путем слияния двух журналов левого направления «Дзен-Эй» (Авангард) и «Проретариа Гейдзюцу» (Пролетарское искусство). До 1930 был органом «Паняпонской федерации пролетарского искусства» (ПАРУ). В С. Принимали участие писатели, художники, театральные деятели и т. Д., ориентировавшиеся на пролетариат. Журнал не замыкался в рамках художественной литературы, освещал вопросы международного положения. Несмотря н..

Сэнрю

СЭНРЮ - наиболее популярный жанр поэзии ремесленников и торговцев Иедо (ныне Токио), возникший в период разложения японского феодализма и формирования нового общественного уклада. По своей форме С. Напоминают обычные хокку , т. Е. Трехстишие - с первым стихом в пять слогов, вторым - в семь, третьим - в пять. По содержанию С. В легкой шуточной форме рисует быт ремесленников и купечества, одновременно высмеивая наиболее отталкивающие черты феодального строя. Проникнутая бодростью и оптимизмом, она..

Сюарес

СЮАРЕС Андре (Suares Andre. Felix-Andre-Yves Scantrel, 1866-) - французский писатель. Известен как автор многочисленных критических статей, монографий, лирико-философских фрагментов и очерков. Произведения других жанров (стихи, драмы) для него не характерны и малозначительны. Издавал одно время (1917-1918) журнал «Remarques», заполнявшийся им самим и ограниченный в распространении (200 экз.).С. Интересен как выразитель упадочнически-реакционных настроений в буржуазной литературе империалистическ..

Сюжет

1. С. В литературе - отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне-связанных (причинно-временной связью) поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое законченное целое. С. Есть форма развертывания темы, характерная гл. Обр. Для драматических и повествовательных произведений. В них С. Составляет динамический стержень композиции. С наибольшей силой организующая роль С. Выступает в драме, к-рая и полу..

Дополнительный поиск Сю Сю

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сю" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сю, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 2 символа