Параллельные тональности

111

В диатонич. Системе мажора и минора пара тональностей противоположного наклонения, имеющих один и тот же состав осн. Ступеней (одинаковые знаки при ключе). Тонич. Трезвучия П. Т. Включают общую большую терцию. П. Т. Находятся в ближайшем родстве друг с другом. На основе общности ступенного состава П. Т. Могут объединяться в параллельно-переменный лад (см. Переменный лад). Развитие гармонии во 2-й пол. 19 и в 20 вв. Расширило систему тональных связей на основе принципа П. Т. Эмансипация особых диатонич. Ладов (дорийского, фригийского и др.) привела нек-рых исследователей к мысли считать П. Т. Все гептатоники противоположного наклонения, если их звуковой состав одинаков (А. Н. Должанский), напр. С ионийский и е фригийский, С ионийский и d дорийский.

Исследуя у Д. Д. Шостаковича лады с пониженными ступенями, Должанский усматривает (во 2-й фп. Сонате) отношение П. Т. Между h-moll (с пониж. II, IV и VIII ступенями. и Es-dur (с повышенными II и IV ступенями. однако подобные связи носят частный, индивидуализиров. Характер. Соотношение П. Т. В объединённой мажоро-минорной и хроматич. Системах усложняется. Так, к одноимённому C-dur-moll П. Т. Будут одновременно и а-mоll(либо A-dur-moll) и Es-dur (соответственно, Es-dur-moll). Отсюда тенденция к образованию цепных малотерцовых систем П. Т. (по Э. Лендваи, в дальнейшем и малотерцовых однофункциональных "осей").Литература. Должанский А. Н., О ладовой основе сочинений Шостаковича, "СМ", 1947, No 4, в сб. Черты стиля Д. Шостаковича, М., 1962. Способин И.

В., Элементарная теория музыки, М. - Л., 1951, 1973. Холопова В. Н., О теории Эрнё Лендваи, в сб. Проблемы музыкальной науки, вып. 1, М., 1972. Lendvai E., Einfьhrung in die Formen- und Harmonienwelt Bartуks, в кн. Bйla Bartуk. Weg und Werk. Schriften und Briefe, Bdpst, 1957.Ю. H. Холопов..

Значения в других словарях
Паракапзук

Арм. Духовой муз. Инструмент. Род волынки. Состоит из воздушного резервуара - меха, 2 спаренных мелодич. Трубок с общим раструбом и 5 игровыми отверстиями на каждой, трубки для нагнетания воздуха. Звукоряд 6-ступенный. Техника игры обычная для волынок. На мелодич. Трубках исполняют мелодию в унисон либо на одной играют мелодию, на другой выдерживают органный пункт (на тонике или доминанте). П. Используется для сольной и ансамблевой (преим. С зурной) игры, а также в качестве аккомпанирующего инст..

Параллелизм

(от греч. Parallnlos - параллельный, букв. - находящийся или идущий рядом) - движение двух и более голосов многоголосной полифонич. Или гомофонной муз. Ткани с сохранением между ними того же интервала или интервалов ("открытый" П.), а также нек-рые формы движения голосов в одну сторону ("скрытый" П.). П. Следует отличать от удвоения того же голоса в октаву и даже в несколько октав, постоянно используемого в проф. Музыке. П. Характерен для определённых видов нар. Иск-ва нек-рых народов, муз. Жанр..

Парафраза

(от греч. Paraprasis - пересказ). 1) Распространённое в 19 в. Обозначение инстр. Виртуозной фантазии, гл. Обр. Для фп., на темы популярных песен, оперных арий и т.п. Эти темы нередко подвергаются в П. Значит. Преобразованию, выступают в новых соотношениях друг с другом. Большая часть П. Принадлежит к салонной музыке. Ряд художественно-значимых П. Создан Ф. Листом (три П. На швейцарские мелодии в "Альбоме путешественника". П. На песню Gaudeamus igitur. На темы оперы Верди "Риголетто". На полонез ..

Паре П.

(Рагау) Поль (р. 24 V 1886, Трепор) - франц. Дирижёр, пианист и композитор. Чл. Института Франции (1950). В 1911 окончил Парижскую консерваторию. Ученик Ж. Коссад, К. Леру, П. А. Видаля. С 1921 помощник дирижёра, в 1923-28 дирижёр концертов Ламурё, с 1928 - Муниципального оркестра Монте-Карло. В 1932-40 и с 1944 руководитель концертов Колонна. В годы оккупации Франции находился в Марселе, Монте-Карло. В 1952-63 гл. Дирижёр оркестра в Детройте.Сочинения. Балет - Смущённая Артемида (Artйmis troubl..

Дополнительный поиск Параллельные тональности Параллельные тональности

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Параллельные тональности" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Параллельные тональности, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 24 символа